Организация работы групп сопровождения детей дошкольного возраста в условиях ПМСС-центров
статья по теме
Результаты исследований свидетельствуют о том, что за последние годы значительно увеличился процент детей, не имеющих к моменту поступления в школу необходимого уровня развития высших психических функций, сенсорно-перцептивных процессов и познавательной активности, с недостаточным уровнем речевого развития. В настоящее время логопеды и дефектологи Центра «Родник» ведут работу в группах сопровождения в одном направлении - это развитие связной речи и непосредственно развитие культуры речевого поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_grupp_soprovozhdeniya_detey.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы групп сопровождения детей
дошкольного возраста в условиях ПМСС-центров
учитель-дефектолог, учитель-логопед
ГБОУ ЦПМСС «Родник»
Разделкина Н.О.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что за последние годы значительно увеличился процент детей, не имеющих к моменту поступления в школу необходимого уровня развития высших психических функций, сенсорно-перцептивных процессов и познавательной активности, с недостаточным уровнем речевого развития.
Как известно речевые нарушения могут отрицательно влиять на психическое развитие ребенка, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеет важное значение для психологического и социального благополучия ребенка.
В настоящее время логопеды и дефектологи Центра «Родник» ведут работу в группах сопровождения в одном направлении - это развитие связной речи и непосредственно развитие культуры речевого поведения. Специалистами коррекционно-развивающего подразделения разработаны соответствующие программы.
Работа учителей и дефектологов на групповых занятиях проводится по программам «Риторика для малышей» с использованием тетрадей З.И. Курцевой «Ты - словечко – я - словечко» и «Развитие связной речи у дошкольников с ОНР».
На занятиях мы ставим перед собой следующие задачи:
1.Совершенствование всех компонентов устной речи детей, ее выразительности и связности.
2. Развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности.
3. Расширение понятий для чего нужна речь, какие бывают виды общения.
4. Развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости.
5.Развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей.
6. Развитие мелкой моторики.
Занятия по риторике — это общение педагога с детьми, во время которого дошкольники познают правила взаимодействия в комфортной беседе, в игре. Педагог — собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и, что сказать в конкретной речевой ситуации; радуется (огорчается) успехам детей, героев (если у них что-то не получается).
«Риторика для малышей» учит детей быть талантливыми собеседниками, которые умеет грамотно, интересно и доброжелательно вести беседу, имеет свою точку зрения. Чем раньше начнётся знакомство с правилами общения, тем более осознанными и естественными будут речевые средства (вербальные и невербальные), с помощью которых ребенок может выразить себя через речь. В занятиях присутствуют игры, беседы, комментарии, упражнения для развития образной речи и словесного творчества.
Совместное сочинение сказок, рассказывание интересных историй, заучивание стихов, отгадывание загадок, сочинение коротких писем от имени сказочных героев учит ребёнка чувствовать красоту и звучность родного слова, учит говорить ясно и понятно.
Риторика учит любить родной язык, открывает мир звучащего слова и мир успешного общения.
Т.образом цель обучения риторике – развитие коммуникативной компетенции детей, и их способности налаживать общение с окружающим миром при помощи языковых средств (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий)
Основные методы и приёмы организации занятий по риторике
Важно верно организовать работу детей во время выполнения коммуникативных ситуаций, заданий. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок был активен, участвовал в диалоге, разыгрывал речевые ситуации в микрогруппах, в парах, все вместе, индивидуально.
Речевая разминка проводится согласно модели в начале занятия, иногда можно менять ее место, если это необходимо. Она включает ряд упражнений:
- дыхательные;
- артикуляционные;
- фонетические;
- дикционные.
Их цели: подготовка речевого аппарата к процессу собственной речи; развитие речевого дыхания, отработка четкой дикции, развитие умения управлять своим голосом.
Дыхательные упражнения – цель: выработка правильной воздушной струи. Их лучше проводить в начале занятия.
Артикуляционные упражнения – цель: развитие мимической мускулатуры и органов артикуляции.
Фонетические упражнения — цель: следить за правильным дыханием и артикуляцией во время произношения определенных звуков.
Дикционные упражнения — комплексно решают все вышеназванные задачи: произнося фразу, дети должны правильно дышать, верно артикулировать, четко произносить звуки.
Речевая разминка состоит из 1—2 упражнений в течение 3—4 минут.
В основной части занятия главный прием — метод беседы, различные игры, эффективны приемы театрализации, заранее подготовленные инсценировки (импровизированные).
Использование средств наглядности поможет сделать занятие более эффективным и оживленным:
- различные модели;
- раздаточный изобразительный материал;
- аудиокассеты, грамзаписи, видеоматериалы и др. дают возможность предоставить речевое поведение персонажей в динамике.
Оценка успехов детей поддерживает у них желание заниматься. Мы фиксируем эти оценки на стенде в виде добрых слов о ребенке, фотографии и т. д.
Цель вводной части — создание атмосферы доверия в группе.
Целью завершающей части (ритуал прощания) является создание ощущения эмоционального единства и взаимной поддержки членов группы.
Программа по развитию связной речи предназначена для работы с детьми, имеющими речевой диагноз «общее недоразвитие речи», но как было сказано ранее, современные дети очень часто не владеют достаточным словарем и основами грамматического строя речи, страдает связное высказывание. Этим определяется актуальность и педагогическая целесообразность ведения занятий с дошкольниками по этой программе.
Цель данной программы: развитие связной речи у детей.
При составлении программы использованы методические разработки Ефименковой Л.Н., Жуковой Н.С., Вершининой О.М., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
Задания подобраны по основным лексическим темам: «Времена года», «Овощи», «Птицы», «Одежда», «Фрукты», «Деревья», «Грибы» «Мебель», «Домашние и дикие животные и их детеныши», «Праздники», «Профессии людей», «Одежда» и т.д. Кроме этого мы сочли целесообразным включать в каждое занятия небольшие упражнения на развитие ВПФ: внимания, памяти, мышления и на развитие мелкой моторики.
Предполагаемый результат и способы его проверки:
К концу обучения дети должны знать:
- обобщающие понятия
- термины: слово, предложение, рассказ
Должны уметь:
- образовывать слова при помощи суффиксов и приставок;
- согласовывать слова в роде, числе, падеже;
- составлять предложения по картинке, по серии картинок, по опорным словам;
- составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из личного опыта;
- рисовать, раскрашивать, обводить, штриховать;
- пользоваться ножницами, клеем, кисточками.
На занятиях специалистами коррекционно-развивающего подразделения используются разные виды проверки:
- Текущий контроль – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятия.
- Промежуточный контроль – проводится обследование ребенка, данные заносятся в логопедический или дефектологический протокол.
- Конечный результат – оценочный по итогам за год, дефектологическое или логопедическое заключение.
Работа специалистов коррекционно-развивающего подразделения с группами сопровождения по представленным программам ведется второй год. Анализ данных, полученных после промежуточных и конечных диагностик, а также отзывы родителей и учителей 1-ых классов говорят о положительной динамике в работе по развитию связной речи и культуры речевого высказывания у дошкольников, что подтверждает правильность выбранного нами направления в работе.
Таким образом, взаимодействие в работе между специалистами Центра, разнообразие методов и приемов в их работе, создает единое образовательное пространство, положительно влияющее на развитие ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.
В статье рассказывается о подготовк к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования. Ведь старший дошкольный возраст (5 - 7 лет) - ...
Программа комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Программа составлена на основе программы "Программа комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна "Солнечный мир вокруг нас", Минченко И.Н., Шелеметь...
Дефектологическое сопровождение детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра. С приложением
Система работы с детьми дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра...
Консультация для родителей "Роль хореографии в жизни и развитии детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Значение хореографической деятельности для детей дошкольного возраста....
Программа комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с синдром Дауна "Солнечный мир вокруг нас"
Данная программа...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ПЛАВАНИЕ) ГРУПП ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ЛЕТ ДО 8 ЛЕТ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ПЛАВАНИЕ)ГРУПП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ЛЕТ ДО 8 ЛЕТ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО...