Организация работы групп сопровождения детей дошкольного возраста в условиях ПМСС-центров
статья по теме

Разделкина Надежда Олеговна

 Результаты исследований свидетельствуют о том, что за последние годы значительно увеличился процент детей, не имеющих к моменту поступления в школу необходимого уровня развития высших психических функций, сенсорно-перцептивных процессов и познавательной активности, с недостаточным уровнем речевого развития. В настоящее время логопеды и дефектологи Центра «Родник» ведут работу в группах сопровождения в одном направлении - это  развитие связной речи и непосредственно развитие культуры речевого поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty_grupp_soprovozhdeniya_detey.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы групп сопровождения детей

дошкольного возраста в условиях ПМСС-центров

учитель-дефектолог, учитель-логопед

ГБОУ ЦПМСС «Родник»

 Разделкина Н.О.

                

 Результаты исследований свидетельствуют о том, что за последние годы значительно увеличился процент детей, не имеющих к моменту поступления в школу необходимого уровня развития высших психических функций, сенсорно-перцептивных процессов и познавательной активности, с недостаточным уровнем речевого развития.

Как известно речевые нарушения могут отрицательно влиять на психическое развитие ребенка, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеет важное значение для психологического и социального благополучия ребенка.

В настоящее время логопеды и дефектологи Центра «Родник» ведут работу в группах сопровождения в одном направлении - это  развитие связной речи и непосредственно развитие культуры речевого поведения. Специалистами коррекционно-развивающего подразделения разработаны соответствующие программы.

Работа учителей и дефектологов на групповых занятиях проводится по программам «Риторика для малышей» с использованием тетрадей  З.И. Курцевой «Ты - словечко – я - словечко» и «Развитие связной речи у дошкольников с ОНР».

На занятиях мы ставим перед собой следующие задачи:

      1.Совершенствование  всех компонентов устной речи детей, ее выразительности и связности.

       2. Развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности.

       3. Расширение понятий для чего нужна речь, какие бывают виды общения.

       4. Развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости.

       5.Развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей.

       6. Развитие мелкой моторики.

Занятия по риторике — это общение педагога с детьми, во время которого дошкольники познают правила взаимодействия в комфортной беседе, в игре. Педагог — собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и, что сказать в конкретной речевой ситуации; радуется (огорчается) успехам детей, героев (если у них что-то не получается).

«Риторика для малышей» учит детей быть талантливыми собеседниками, которые умеет грамотно, интересно и доброжелательно вести беседу, имеет свою точку зрения. Чем раньше начнётся знакомство с правилами общения, тем более осознанными и естественными будут речевые средства (вербальные и невербальные), с помощью которых ребенок может выразить себя через речь. В занятиях присутствуют игры, беседы, комментарии, упражнения для развития образной речи и словесного творчества.

Совместное сочинение сказок, рассказывание интересных историй, заучивание стихов, отгадывание загадок, сочинение коротких писем от имени сказочных героев учит ребёнка  чувствовать красоту и звучность родного слова, учит говорить ясно и понятно.

Риторика учит любить родной язык, открывает мир звучащего слова и мир успешного общения.

 Т.образом цель обучения риторике – развитие коммуникативной компетенции детей, и их способности налаживать общение с окружающим миром при помощи языковых средств (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий)

Основные методы и приёмы организации занятий по риторике

Важно верно организовать работу детей во время выполнения коммуникативных ситуаций, заданий. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок был активен, участвовал в диалоге, разыгрывал речевые ситуации в микрогруппах, в парах, все вместе, индивидуально.

         Речевая разминка проводится согласно модели в начале занятия, иногда можно менять ее место, если это необходимо. Она включает ряд упражнений:

  • дыхательные;
  • артикуляционные;
  • фонетические;
  • дикционные.

Их цели: подготовка речевого аппарата к процессу собственной речи; развитие речевого дыхания, отработка четкой дикции, развитие умения управлять своим голосом.

Дыхательные упражнения – цель: выработка правильной воздушной струи. Их лучше проводить в начале занятия.

Артикуляционные упражнения – цель: развитие мимической мускулатуры и органов артикуляции.

Фонетические упражнения — цель: следить за правильным дыханием и артикуляцией во время произношения определенных звуков.

Дикционные упражнения — комплексно решают все вышеназванные задачи: произнося фразу, дети должны правильно дышать, верно артикулировать, четко произносить звуки.

Речевая разминка состоит из 1—2 упражнений в течение 3—4 минут.

В основной части занятия главный прием — метод беседы, различные игры, эффективны приемы театрализации, заранее подготовленные инсценировки (импровизированные).

Использование средств наглядности поможет сделать занятие более эффективным и оживленным:

  • различные модели;
  • раздаточный изобразительный материал;
  • аудиокассеты, грамзаписи, видеоматериалы и др. дают возможность предоставить речевое поведение персонажей в динамике.

Оценка успехов детей поддерживает у них желание заниматься. Мы фиксируем эти оценки на стенде в виде добрых слов о ребенке, фотографии и т. д.

Цель вводной части — создание атмосферы доверия в группе.

Целью завершающей части (ритуал прощания) является создание ощущения эмоционального единства и взаимной поддержки членов группы.

 Программа по развитию связной речи предназначена для работы с детьми, имеющими речевой диагноз «общее недоразвитие речи», но как было сказано ранее, современные дети очень часто не владеют достаточным словарем и основами грамматического строя речи, страдает связное высказывание. Этим определяется актуальность и педагогическая целесообразность ведения занятий с дошкольниками по этой программе.

Цель данной программы: развитие связной речи у детей.

При составлении программы использованы методические разработки Ефименковой Л.Н., Жуковой Н.С., Вершининой О.М., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

Задания подобраны по основным лексическим темам: «Времена года», «Овощи», «Птицы», «Одежда», «Фрукты», «Деревья», «Грибы» «Мебель», «Домашние и дикие животные и их детеныши», «Праздники», «Профессии людей»,  «Одежда» и т.д. Кроме этого мы сочли целесообразным включать в каждое занятия небольшие упражнения на развитие ВПФ: внимания, памяти, мышления и на развитие мелкой моторики.

Предполагаемый результат и способы его проверки:

К концу обучения дети должны знать:

  • обобщающие понятия
  • термины: слово, предложение, рассказ

Должны уметь:

  • образовывать слова при помощи суффиксов и приставок;
  • согласовывать слова в роде, числе, падеже;
  • составлять предложения по картинке,  по серии картинок, по опорным словам;
  • составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из личного опыта;
  • рисовать, раскрашивать, обводить, штриховать;
  • пользоваться ножницами, клеем,  кисточками.

На  занятиях специалистами коррекционно-развивающего подразделения используются разные виды проверки:

      -   Текущий контроль – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятия.

     -      Промежуточный контроль – проводится обследование ребенка, данные заносятся  в логопедический или дефектологический протокол.

     -  Конечный результат – оценочный по итогам за год, дефектологическое или логопедическое заключение.

        Работа специалистов коррекционно-развивающего подразделения с группами сопровождения по представленным программам ведется  второй год. Анализ данных, полученных после промежуточных и конечных диагностик, а также отзывы родителей и учителей 1-ых классов говорят о положительной динамике в работе по развитию связной речи и культуры речевого высказывания у дошкольников, что подтверждает правильность выбранного нами направления в работе.

        Таким образом, взаимодействие в работе между специалистами Центра, разнообразие методов и приемов в их работе, создает единое образовательное пространство, положительно влияющее на развитие ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

В статье рассказывается о подготовк к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.  Ведь   старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)  - ...

Программа комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.

Программа составлена на основе программы "Программа комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна "Солнечный мир вокруг нас", Минченко И.Н., Шелеметь...

Дефектологическое сопровождение детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра. С приложением

Система работы с детьми  дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра...

Консультация для родителей "Роль хореографии в жизни и развитии детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Значение хореографической деятельности для детей дошкольного возраста....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ПЛАВАНИЕ) ГРУПП ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ЛЕТ ДО 8 ЛЕТ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ПЛАВАНИЕ)ГРУПП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ЛЕТ ДО 8 ЛЕТ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО...