Конспект логопедического занятия
план-конспект
Научить ребенка четко произносить звук [У]. Продолжать формировать понятия «звук», «буква». Познакомить с звуком и буквой У, у. Упражнять в нахождении её среди других букв. Повторить и уточнить словарь по теме «Мебель».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u._u._mebel._konspekt_otkrytogo_zanyatiya._.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 88 «Одуванчик»
Конспект открытого занятия
по развитию фонематического восприятия
и подготовке к обучению грамоте
в старшей коррекционной группе «А».
Тема «Знакомство со звуком и буквой У, у. Мебель.»
Подготовила:
учитель-дефектолог Кузнецова Е.В.
г. Нижневартовск
2015-2016уч.г.
Тема: «Знакомство со звуком и буквой У, у».
Коррекционно-образовательные задачи:
Научить ребенка четко произносить звук [У].
Продолжать формировать понятия «звук», «буква».
Познакомить с звуком и буквой У, у.
Упражнять в нахождении её среди других букв.
Повторить и уточнить словарь по теме «Мебель».
Коррекционно-развивающие задачи:
Продолжать формировать навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова)
Развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, общую, тонкую и артикуляционную моторики, координацию речи с движением, творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности, желания придти на помощь.
Оборудование: Предметные картинки со звуком У, буквы разрезной азбуки У, у (настенной). Счетные палочки, карандаши, красный фломастер, карточки - задания, предметные картинки с изображением мебели: стул, тумбочка, табурет; сказочный персонаж Буратино (переодетый ребенок), конверт.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика: в сопровождении движений речедвигательной ритмики на гласные звуки.
Язычок - шалун и гномик, Он построил дивный домик,
Откройте рот, скажите [А___ ] - это домик язычка,
А теперь скажите [О___ ], он сделал в домике окно.
Тяните губки буквой «И», над домом он зажег огни.
- Какие звуки встретились в зарядке? (А,О,И)
3. Ребята, я вам предлагаю посмотреть телевизор, только случилась большая неприятность - у него сломался звук.
Дидактическая игра « Испорченный телевизор». Угадать звук по беззвучной артикуляции.
-Узнайте, какой звук я произнесла? Дети называют звук.
-Какой буквой обозначают этот звук?
На доске по порядку выставляются буквы: А,О,И,Ы.
- Какие это буквы? Почему? В каком домике живут? Каким цветом обозначают? (гласные, их можно долго петь и тянуть, воздушная струя не встречает преграды. Живут в городе гласных звуков, обозначают красным сигналом.)
-Да, эти буквы вы уже выучили, а сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.
4. Работа по теме.
а) Знакомство со звуком [У].
Предлагаю ребятам рассмотреть картинки: утка, усы, утюг, улитка. При этом громко и четко называю их, выделяя голосом первый звук [У] в словах.
Затем прошу ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?» (Звук У)
б) Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха)
Показываю и объясняю артикуляцию звука [У]: когда мы произносим звук [У], то:
- губки вытянуты вперед трубочкой; (показ схемы артикуляции)
- язык сильно оттянут назад.
- зубки не смыкаются;
- горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке).
После показа и объяснения взрослого ребенок правильно произносит звук [У], а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса, обращая внимание при этом на положение губ. Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха.
Звук [у] можно произносить и тихо, и громко, его можно тянуть и произносить коротко.
Для обозначения всех гласных звуков используется красный сигнал.
в) Фонетические упражнения. Взрослый знакомит ребенка с символом звука [У]:
- произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
- волк воет: уууууууууу.
- поезд едет: уууууууууу...
- как поет дудочка – ду-ду-ду-у-у-у-у-у…
- девочка заблудилась в лесу и кричит АУ-У-У-У, АУ-У-У-У-У-У….
- произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
- поезд приближается к станции: ууууУУУУУУ...
- предлагаю показать, как мчится поезд (речь с движением): Ух,Ух,Ух – мчится поезд во весь ду-у-ух! (громко.)
- поезд удаляется: УУУУууууу...
5. Игра «Кто внимательнее» : «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».
Произношу разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]:
- у, п, у, к, в, у, и, у, а , о, у, ы, у …
- ук, ом, ут, ус, со, ку, ум, ам, ух…
- сук, сок, лук, рысь, муха, индеец, арбуз, …(если затрудняются - показываю картинки)
Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, со звуком [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У].
6. Определение места звука У в слове. «Найди лишнее слово»
На доске выставлены картинки, на которых изображены утюг, стул, табурет, тумбочка. Предлагаю назвать картинки, выделяя голосом звук У., затем определить место звука в слове, затем назвать лишнее слово.
- Дети, где может стоять звук в слове? (В начале, в середине, в конце слова)
- внимательно послушайте слова; если звук стоит в начале слова–поймай его левой рукой, в середине - перед собой двумя руками, в конце – правой рукой.
- Скажите, какое слово здесь лишнее? Почему? (утюг – звук стоит в начале, а в других словах - середине) Как можно назвать одним общим словом предметы - стул, табурет, тумбочка? Мебель. (Картинки с доски убираю)
7. Пальчиковая игра «Мебель»
Это стул- на нем сидят. (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).
Это стол- за ним сидят. (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)
Вот кровать – на ней лежат. (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)
В шкаф мы вещи убираем, (имитация складывания вещей)
На прогулку все шагаем. (пальчики обеих рук шагают по коленкам)
Неожиданно вбегает Буратино со словами «Я слышал - здесь про мебель говорят, обежал уже весь детский сад, никто не знает, может вы мне поможете? Мальвине в день рождения нужно подарить предметы мебели со звуком У. Но папа Карло так растерялся, что забыл все названия. А я в школу не ходил, букву У ничего не знаю. Помогите!
- Ребята, давайте вспомним, какие предметы мебели со звуком У знаете? (дети говорят: стул, тумбочка, табурет)
- Возьми картинки, передай папе Карло, мы всегда рады помочь. А Ребята про тебя, Буратино, знают зарядку, приглашает тебя позаниматься.
8. Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся, имитация потягивания
Раз нагнулся, два нагнулся, наклоны вперед, достать носочки
Руки в стороны развел, руки разводим в стороны
Видно ключик не нашел, повороты головой вправо – влево
Чтобы ключик нам достать, поднимаются на носочки
Нужно на носочки встать. стоя на носочках тянутся вверх.
Прощаемся с Буратино, он убегает.
9. Знакомство с буквой У,у.
Объясняю детям правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. Звук [У] мы будем обозначать буквой У. у.
После этого показываю букву У,у. Для лучшего запоминания графического образа буквы предлагается прослушать и выучить стихотворное описание буквы У, предварительно рассмотрев ее в «Веселой азбуке».
- Рассматриваем букву, на что похожа буква У?
- Буква У – два длинных ушка.
- У — как у зайчонка ушки.
Эти ушки — на макушке. (О. Гофман)
- «У - сучок, в любом лесу ты увидишь букву У» (В.Степанов)
- « Удобная буква! Удобно в ней то, что можно на букву повесить пальто! « (Е.Тарлапан)
- чем похожи большая и маленькая буквы? (они одинаковой формы)
- в чем их различие? ( буквы отличаются по размеру)
- из каких элементов состоит буква У? (из двух палочек)
Предлагаю ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку...);
Анализируем букву У; дети прописывают букву У в воздухе, складывают её из счетных палочек, прописывают на левой ладошке, на ладошке соседа.
10. Работа с раздаточным материалом.
Посмотрите на лист –задание. Что вы видите на нем?
Дети. Букву У. Какаду, утка, суп.
- Давайте обведём букву У по точкам и раскрасим их. Какой карандаш вам для этого потребуется и почему? Узнаем где в слове звук прячется – в начале слова, в середине или в конце слова? Раскрасьте соответствующую клеточку.
Дети. Мы возьмем красный карандаш, потому что звук и буква У – гласные.
Стук в дверь. От Буратино почтальон приносит конверт, в нем предметы мебели, которые сделал папа Карло (картинки для фланелеграфа) и в благодарность для детей он прислал игру «Договори словечко»
11. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».
Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.
| 3. Кто шагает с сумкой книг Утром в школу …..(ученик) |
Охотится за рыбками, Порой пуста как дудочка, А петь не может ….(дудочка) | 4. Долгожданный дан звонок, вот закончился….. (урок) |
Вместе с детьми определяем, где находится в словах звук [у].
12. Итог занятия. (Оценка работы детей).
Наше занятие заканчивается, скажите, чем сегодня мы занимались?
Что нового узнали? Хорошо поработали, похвалим себя:
Самомассаж. Наша умная головка
Думала сегодня ловко (погладить себя по голове).
Ушки все услышали (погладить ушки),
Глазки посмотрели (погладить веки),
Ручки все исполнили (погладить ладошки),
А ножки посидели (погладить ножки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк для конспекта логопедического занятия
Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса
Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя...
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"
Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...