Активное вовлечение родителей в процесс обучения
методическая разработка на тему
Большую долю в успешном овладении ребёнком каким-либо мастерством занимает увлечённость родителей. Именно в заинтересованности родителей учебным процессом нуждается педагог для успешного взаимодействия с юными воспитанниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Активное вовлечение родителей в процесс обучения
Большую долю в успешном овладении ребёнком каким-либо мастерством занимает увлечённость родителей. Именно в заинтересованности родителей учебным процессом нуждается педагог для успешного взаимодействия с юными воспитанниками.
Родители должны начинать с элементарного напоминания ребёнку о времени начало занятия в учреждении дополнительного образования. Видя такой контроль со стороны родителей, дети и сами начинают ответственней относиться к посещению занятий. Ведь не всегда же присутствует у детей осознанный выбор: чем заниматься? Особенно у детей младшего возраста. Частенько этот выбор определяется родителями. Исходя из каких-то их детских предпочтений, либо продуманные шаги «с дальним прицелом». Не берём случаи, когда дети посещают такие занятия «из-под палки». Но они хотя бы именно присутствуют на занятиях, и педагоги имеют возможность постепенно увлечь детей темой, к которой у них пока «душа не лежала».
Так что, первым условием успешного взаимодействия педагогов с родителями является контроль родителями посещаемости занятий их детьми.
Следующим шагом является готовность родителей сопровождать детей. Как минимум – на занятия, а в дальнейшем и на различные соревнования, конкурсы, выставки. Дети младшего возраста не имеют возможности самостоятельно добираться на общественном транспорте в другой конец города. Так что тут родителям надо превозмочь свою лень, желание «выспаться в единственный выходной день», передвинуть свои дела на другое время. Какой-нибудь шопинг можно совершить до или после детского мероприятия. Обычно оно не длится весь день, да и заканчивается не особенно поздно.
Слава богу, родители смогли выкроить несколько часов в свой выходной день, и доставили детей к месту сбора коллектива. Чем же они занимаются в то время, пока дети заняты своими выступлениями или соревнованиями? Большинство, конечно, увлечённо наблюдает за процессом, но есть и те, кто спокойно читает в сторонке, или занимается какими-то другими своими делами. А детям очень нужна поддержка родителей. Особенно если это - соревнования, и большинство других участников являются соперниками. И этих конкурентов другие родители страстно поддерживают. Это даёт дополнительное моральное преимущество.
Так что, моральная родительская поддержка на конкурсах крайне важна.
Есть вариант, когда родителей можно даже приобщить к процессу. Если это какое-то сценическое выступление, то задействовать их в подготовке костюмов, декораций, и даже выходу на сцену в какой-нибудь роли. Если же это спортивные состязания, то, если позволяет формат, сорганизовать соревнования между родителями. Так они смогут на себе испытать то, чем занимаются их дети. Лучше понять какие-то элементы, чтобы в дальнейшем даже где-то подсказать своим детям.
Когда родители уже настолько вовлечены в процесс, то готовы либо финансировать поездки детей на различные конкурсы в другие города, либо даже самим подключаться к таким выездам. Это несомненная помощь и педагогам, которым приходится управляться с целым коллективом. Ведь такие выезды сопряжены с дополнительными организационными сложностями. Даже, казалось бы, элементарное нахождение в поезде приводит детей в состояние эйфории. Кругом друзья, путешествие в новые места, непривычный распорядок дня, другое питание. Всё это повышает эмоциональный настрой детей, что порой приводит к потере самоконтроля. Одному педагогу бывает сложно уследить сразу за всем коллективом. А ведь именно на педагоге лежит ответственность за жизнь и здоровье детей в таких поездках.
Но об этих трудностях больше задумываются именно педагоги. Дети получают удовольствие от общения, сильней «врастают в коллектив». В свою очередь родители понимают познавательную пользу от таких путешествий в другие города и страны. Что также усиливает их заинтересованность в том, чтобы дети продолжали обучение в этом коллективе, у этого педагога. Даже если далеко идущих планов касательно выбранного предмета обучения и нет. Ребёнок счастлив, и это – главное!
Я не методист, я – практик, педагог, возглавляющий секцию настольного хоккея в различных детских заведениях дополнительного образования города Санкт-Петербурга. За плечами 15 лет работы педагогом, так что, все вышеизложенные тезисы были «пропущены через себя».
Конечно, вид моей деятельности несколько отличается от более привычных направлений дополнительного образования. Очень редко, когда родители сами подбирают для детей наше направление. Поэтому изначально передо мной стоит задачи склонить родителей на мою сторону. Если же инициатива исходила сугубо от ребёнка, то зачастую родители даже не особо и интересуются обучающим процессом. И рассчитывать на то, что они будут возить детей на соревнования – не приходится. И сколько талантов так и не смогло достичь больших турнирных успехов из-за нежелания родителей возить детей на соревнования, даже просто в соседний район. Особенно странно слышать отказы от родителей, проживающих в таком большом городе, как Санкт-Петербург, где любая поездка на работу, в музей или театр может занять не меньше часа. Так что, скорей, речь идёт о равнодушии родителей к увлечению своих детей.
Поэтому если уж родители выбираются с детьми на наши соревнования, то пытаюсь их вовлечь в игру, по возможности провожу отдельные турниры с родителями. Бывали случаи, когда родители так увлекались, что постепенно сами становились участниками больших турниров. Я только приветствую желание родителей принимать участие в совместных тренировках. Такие тандемы отцов и детей имеют возможность дополнительно тренироваться дома, основываясь на полученных знаниях на тренировках.
Был в истории настольного хоккея и такой пример, когда сначала игрой увлеклась девочка, со временем добилась больших высот, вплоть до звания сильнейшей в мире в женском разряде. И постепенно увлекла игрой своих родителей, которые затем также добились высочайших успехов на международных соревнованиях! Эта девочка несколько лет назад сама стала мамой, в соревнованиях уже не участвует, а её родители стали тренерами, и теперь сами ведут занятия в детских секциях настольного хоккея.
Выездные соревнования в настольном хоккее – очень распространённая практика, поскольку обычно не существует никаких ограничений по составу участников. Все соревнования открытые, и любой игрок при желании может посетить турниры в других городах России, и даже странах Европы. Мы с ребятами за год, бывает, выезжаем раз по 5, а то и больше. Москва, Курск, Нижний Новгород, Латвия, Эстония, Финляндия. И естественно наши выезды не ограничиваются только участием в соревнованиях. Обязательно уделяем время и на ознакомление с местными достопримечательностями. И я очень благодарен родителям, которые ездят вместе с нами. Во время поездок мы превращаемся в одну большую семью.
На нашем сайте о детском настольном хоккее я посвятил целый раздел самым активным родителям, чтобы они служили примером для всех остальных.
http://dk30.stigahockey.spb.ru/?page_id=202
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеучебную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...
Доклад «Методика работы с родителями: вовлечение родителей в образовательный процесс с целью поддержания заинтересованности и сохранности контингента»
Данный доклад поможет более полно раскрыть специфику работы учреждений дополнительного образования с целью поддержания интереса детей и радителей к разным видам творческой деятельности. Показывает как...
Родителям о процессе обучения
1. Советы психологов по воспитанию;2. Как относиться к отметкам ребенка?...
Активное вовлечение учащихся в деятельность при обучении грамматике английского языка в начальной школе
Активизация учебного процесса на уроках английского языка происходит за счет использование разнообразных методов обучения, которые активизируют деятельность учащихся, развивают их мышление, социальную...
Вовлеченность родителей в процесс обучения и дополнительного образования
В последнее время возрастает вовлеченность родителей в учебный процесс, родители полностью контролируют выбор кружков, профессиональный выбор. У подростков возрастает тенденция к инфантильности поведе...
Об активном вовлечении родителей в образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
Основные формы работы с семьёй. Содержание и формы взаимодействия между семьей и ДОУ....
Исследовательская работа «Привлечение родителей в процесс обучения младших и средних школьников по «коротким» программам на примере открытого урока «Электродвигатель своими руками» из программы «Основы электротехники»
Актуальность моей аттестационной работы заключается в необходимости переработки некоторых программ с целью повысить заинтересованность учащихся и привлечь родителей к совместному педагогическому возде...