Исследовательская работа «Привлечение родителей в процесс обучения младших и средних школьников по «коротким» программам на примере открытого урока «Электродвигатель своими руками» из программы «Основы электротехники»
методическая разработка по технологии
Актуальность моей аттестационной работы заключается в необходимости переработки некоторых программ с целью повысить заинтересованность учащихся и привлечь родителей к совместному педагогическому воздействию на детей. В качестве примера даётся открытый урок с участием родителей на тему
"Создание действующей модели электродвигателя".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsionnaya_rabota_renni_tstt_admiralteyskogo.docx | 244.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Санкт-Петербургский центр детского (юношеского)
технического творчества
Курсы повышения квалификации
«Повышение профессиональной компетентности
педагогов УДОД»
(технической направленности)
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Привлечение родителей в процесс обучения младших и средних школьников по «коротким» программам на примере открытого урока «Электродвигатель своими руками» из программы «Основы электротехники»
Форма аттестационной работы: Исследовательская работа
Слушатель: Ренни Сергей Борисович
Педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского р-на
Куратор: Котова Анна Александровна
кандидат педагогических наук
Санкт-Петербург
2021 год.
Оглавление
План проведения открытого урока 6
Разработка необходимой раздаточной документации 8
Тестирование открытого занятия 8
Внесение корректировок в разработанный план урока. 9
Ссылки на интернет-источники 13
Введение
Тему этой своей аттестационной работы я выбрал , чтобы обобщить опыт преподавания технических дисциплин среди школьников 4-7 классов.
И предложить несколько иной формат творческой деятельности учащихся на занятии.
Актуальность моей аттестационной работы заключается в необходимости переработки некоторых программ с целью повысить заинтересованность учащихся и привлечь родителей к совместному педагогическому воздействию на детей.
Задачи аттестационной работы:
- Разобраться в причинах иногда низкой заинтересованности учащихся на занятиях технической направленности.
- Проанализировать существующие форматы преподавания по программе «Основы Электротехники» и трудности, возникающие в процессе реализации «коротких» программ.
- Придумать новый формат открытого урока для родителей с детьми из нашего объединения на тему «Электродвигатель своими руками.
- Разработать план занятия.
- Разработать необходимую раздаточную документацию.
- Провести пробный урок, внести необходимые изменения в план занятия, если потребуется.
Теоретическая часть
Преподавая дисциплины «Квадромоделирование» и «Основы электротехники» в нашем Центре Технического Творчества , я столкнулся с тем, что иногда учащиеся очень неохотно воспринимают теоретическую часть занятия. Придя из школы, ещё один «урок» им не нужен. Они отвлекаются, шумят, мешают другим. Зато, когда мы переходим к практической части занятия (собственно говоря, к самому творчеству) они все замолкают и сосредоточенно трудятся. Кроме того, замечено, что вернувшихся с перерыва учащихся так же тяжело «вернуть» в тему занятия.
Виной всему мне видится тот «информационный шум», который создаёт имеющийся у каждого смартфон или подобный гаджет. Даже не каждый взрослый понимает, насколько отрицательную роль может играть это устройство в жизни человека. Несомненно полезный источник информации, смартфон подключённый к интернету, используется зачастую, как развлечение, как средство неконтролируемой коммуникации. В этой обстановке, преподаватель находится как бы на месте человека, пытающегося перекричать одновременно идущий футбольный матч, юмористическое шоу, диалог трёх-четырёх человек и концертное выступление группы «Ленинград». Примерно это творится в головах учащихся. Шансов почти нет. Руки заняты телефоном, мозги – тем, что происходит на экране.
Зато, когда, грубо говоря, даёшь человеку в руки паяльник и конкретную задачу – всё ! Телефон держать уже нечем, голова думает о пайке.
Таким образом, поменяв теорию с практикой местами, удаётся быстро заинтересовать учащихся. «Оторвать» их друг от друга и от телефона. И сосредоточится на теме занятия. Теоретическую часть – вводить в процессе работы и в конце занятия, как бы объясняя, что и для чего мы делали сегодня. И как это будет работать. Такая интрига до конца занятия – так же подогревает интерес слушателей.
Конечно, речь не идёт о таких вещах, как инструктаж по Технике Безопасности и правилам обращения с инструментом. Здесь теория – на первом месте.
Кроме того, если результатом практического занятия будет нечто впечатляющее, какой-то работающий механизм или устройство – мы получим так называемый «вау-эффект». Когда детям захочется понять и вникнуть в теорию, как и почему это работает. Самим захочется ! Не этого ли мы добивались ?
В этом плане, создание работающего электродвигателя буквально из «подножных» материалов – видится вполне подходящим примером. И здесь помощь родителей – так же вполне уместна.
Несмотря на кажущуюся простоту изготовления, здесь мы столкнёмся с общей неподготовленностью учащихся в элементарных слесарных навыках, которые (в общем случае узконаправленной программы) мы им пока ещё не преподали. Поэтому преподаватель будет вынужден подходить к каждому индивидуально, помогая с перманентно-возникающими трудностями. Возникнут ненужные паузы у остальных, руки освободятся и мы их опять «потеряем».
Особенностью большинства «коротких» программ является то, что ребёнок приходит в неделю раз на один или два часа. И увлекается ли он нашим предметом в остальное время – неизвестно. Вот тут-то и необходима помощь родителей. Воздействовать на мироощущение ребёнка совместно. А для того, чтобы привлечь родителей – тоже нужен какой-то повод. Это открытое занятие –отличный пример такого события. Привлекая к процессу творчества на открытом уроке родителей (мужчин желательно), мы достигаем сразу нескольких целей.
Во-первых : родители имеют отличный шанс, место и технически-обеспеченную возможность совместного творчества со своим ребёнком. Шанс передать свой опыт, пообщаться с ребёнком, научить чему-то лично. Они получат хороший совместный опыт. И родителю, наверняка, захочется это повторить. А возможно и подарить ребёнку набор инструментов (как у нас), а не очередной телефон. Это можно только приветствовать.
Во вторых: в этом случае педагог, ведущий занятие, несколько разгружается. Взрослые быстрее понимают поставленую задачу и в случае необходимости, могут ещё раз донести её до своих детей. Исчезнут ненужные паузы для основной массы слушателей. Процесс пойдёт быстрее, тогда как время на индивидуальную помощь и советы – увеличится.
В-третьих: Если занятие пройдёт успешно и изготовленный электродвигатель заработает – все участники получат хороший заряд положительных эмоций. Самооценка у всех вырастет. И взрослые наверняка не преминут поделиться своими впечатлениями на работе, среди друзей, в соц.сетях (для чего обязательно необходимо организовать фото или видео съёмки урока) Положительная реклама нашему объединению – обеспечена .Не секрет, что в 80 процентах случаев младших и средних школьников записываются в кружки именно по инициативе родителей.
План проведения открытого урока
Учитывая различное количество часов в разных вариантах программы, я разработал две версии открытого урока на 45 минут и 90 минут
Время | Действия преподавателя | Действия участников |
4 | Приветствует участников. Представляется. Немного рассказывает об электродвигателях вообще. Рассказывает о физических принципах действия эл.двигателя. | Внимательно слушают. Задают вопросы. |
2 | Раздаёт эскизы деталей, расходные материалы и инструмент | Знакомятся с эскизами, Задают вопросы. |
5 | Проводит инструктаж по Технике Безопасности и Объясняет правила пользования инструментом | Слушают инструктаж. Знакомятся с инструментом. Задают вопросы. |
15* | Руководит разметкой и раскроем материала | Размечают и режут материалы согласно эскизам. |
15* | Руководит сборкой и намоткой катушек. Объясняет значение направления намотки и полярности подключения. | Склеивают бумажные бобины. Наматывают катушки. Слушают теорию. Задают вопросы |
5 | Объясняет схему с одной катушкой, кнопкой и источником питания | Собирают простейший якорь. Собирают простейшую схему с кнопкой. Наблюдают вращение |
5 | Объясняет значение «бабочки» и пружинящего контакта. Руководит сборкой . | Модернизируют якорь, согласно эскизу. Собирают схему с прерывателем и пружинящим контактом. Наблюдают вращение. |
4 | Даёт понятия «Якорь» и «индуктор». Руководит изготовлением рамы | Слушают. Изготавливают раму , согласно эскизу. |
5 | Руководит сборкой макета на раме. Объясняет способы подключения катушек. | Собирают катушки и якорь на раме. Убеждаются в правильности подключения катушек. Наблюдают вращение. |
5 | Руководит модернизацией якоря, Объясняет смысл и механизм действия дополнительных обмоток. | Изолируют пластины и ось якоря. Наматывают обмотки, крепят ламели. Подключают обмотки к ламелям и к источнику питания. |
5 | Руководит заменой индукторов на постоянные магниты. Демонстрирует заводские электродвигатели в разборе. | Меняют индукторы на постоянные магниты. Наблюдают вращение. |
15* | Демонстрирует анимированный видеоматериал о теоретических принципах работы собранного двигателя. | Смотрят видеоматериал. Задают вопросы. |
5 | Определяет лучшее исполнение. Отвечает на вопросы. Завершает занятие | Задают вопросы. Забирают изготовленные макеты с собой. |
Звёздочкой отмечены этапы двухчасового урока.
Разработка необходимой раздаточной документации
Для успешного проведения открытого урока необходимо разработать раздаточную документацию, эскизы деталей, которую получит в руки каждый участник..
Тестирование открытого занятия
Разработанный открытый урок был проведён в тестовом режиме при изготовлении одного экземпляра на всю группу с демонстрацией анимированного видеоматериала. Приходится признать, что так называемая «работа в команде» в этом случае совершенно не работает. Столкнувшись с какими-либо сложностями в изготовлении детали или узла, ребёнок не ищет пути к нахождению решения, а ждёт, когда с этим справится кто-то другой. Самоустраняясь от необходимости самому найти выход из положения. Так же было замечено, что демонстрация анимированного видеоматериала, созданного с применением эффекта ускоренной съёмки, создаёт у обучающихся ложное представление о лёгкости предстоящего процесса и собственных возможностях. Взявшись за инструменты, дети понимают, что всё не так легко и просто. И тут не нужна никакая «работа в команде». Каждый должен пройти весть путь изготовления от начала и до конца. И чем труднее придётся, тем слаще будет чувство победителя в конце. И тот опыт работы с различными материалами и инструментами (может даже не относящийся напрямую к теме занятия) , будет , без сомнения, отличным дополнением, к теоретическим познаниям в области электротехники.
Внесение корректировок в разработанный план урока.
После тестового занятия в план были внесены следующие изменения
- Демонстрация видео была отнесена на заключительную часть урока.
- Решено было отказаться от коллективного творчества.
- Увеличено время на предварительное изготовление заготовок деталей.
Заключение
Считаю что в результате этой работы мне удалось :
- Проанализировать причины отсутствия мотивации и внимания учащихся при изложении теоретической части учебной программы.
- Придумать новый форму открытого урока с родителями в котором теоретическая часть не является подавляющей.
- Разработать план проведения открытого урока.
- Разработать необходимую раздаточную документацию.
- Проверить подготовленный урок в тестовом режиме на практике.
- Внести коррективы в план занятия.
Приложения
Эскизы плоских деталей.
Библиография
Литература
- Андреева Ю. Мастер-класс как форма практико-ориентированного обучения специалистов в области рекламы. В сб. Alma Mater: Вестник высшей школы. 2005. № 11.
- Скробот И. Мастер-класс как форма профессионального образования. Библиотека. 2008. № 1.
- Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы. Сост. Т. В. Хуртова. Волгоград: Учитель. 2008.
Ссылки на интернет-источники
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Ренни С.Б. стр. из
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной компетенции в процессе обучения младших школьников
Основные задачи: вызвать у школьников интерес к урокам физкультуры, позволив ощутить красоту и радость движения;формировать жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;обучи...
Модернизация процесса обучения младших школьников
Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно – коммуникативных технологий. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на н...
Использования проектной и исследовательской работы в учебно – воспитательном процессе на примере уроков биологии и химии.
К современному образованию сегодня предявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, правильно работать с ней, творчески решать проблемы...
Реализация инновационных приемов в процессе обучения младших школьников английскому языку
Тема « Реализация инновационных приемов в процессе обучения младших школьников английскому языку» стала актуальна в связи с обучением младших школьников английскому языку.Кто-то из педагог...
Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»
Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...
Открытый урок «Сказка своими руками в технике айрис-фолдинг».
Составила преподаватель дополнительного образования «Введение в хендмейд» и «Хендмейд» МАУ ЦДОД «СИБ» Винтартас Н.Ю.Цель занятия: обобщение и закрепление изученного материала по теме «Айрис фолдинг».З...
Статья "Методика работы со стихотворными текстами на уроках английского языка в процессе обучения младших школьников"
Статья касается важности использования поэтических текстов, песен, сказок в процессе обучения английскому языку....