Об активном вовлечении родителей в образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
статья
Основные формы работы с семьёй. Содержание и формы взаимодействия между семьей и ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с семьёй | 42.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Об активном вовлечении родителей в образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию в ДОО
в соответствии с ФГОС ДО
Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является приоритетной задачей в системе дошкольного образования.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, вопрос о совместной работе детского сада и семьи по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, особенно актуален на современном этапе. Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться при условии непосредственного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи. Очень важно, с первых дней посещения ребёнком детского сада, установить контакт с родителями, чтобы и в семье, так же, как и в ДОУ, были созданы благоприятные условия для музыкального развития и воспитания дошкольника. Педагогически грамотные родители понимают важность музыкального воспитания в развитии ребенка, и стремятся обогатить эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт, посещая с ним концерты и музыкальные спектакли. Стараются заинтересовать ребенка занятиями музыкой в кружках, студиях, музыкальной школе. Поиск форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Основным источником информации для родителей по художественно-эстетическому воспитанию ребенка- дошкольника является ДОУ.
Сотрудничество ДОУ и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы педагогов, предполагающее, прежде всего, всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в детском саду с помощью специальных методик и составления программ его развития.
Характер взаимодействия педагога с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия. Надо ориентироваться на потребности и запросы родителей, особенности семейного воспитания.
Основные формы работы с семьёй - групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам работы относятся беседы с родителями и консультации по вопросам воспитания ребёнка.
К групповым формам работы, и наиболее эффективным в последнее время, относится – родительское собрание, которое претерпело изменения в структуре и содержании. Монолог на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.
Содержание и формы взаимодействия между семьей и ДОУ определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. С этой целью целесообразно проводить в детском саду «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновей, выставки семейных творческих работ. Могут проводиться совместные творческие встречи, с рассказами о семейных традициях, увлечениях, знаний родословной своей семьи.
Взаимодействие ДОУ и семьи по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и способностей. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка творческой активности, самостоятельности, способности к самовыражению.
Необходимо проводить консультации, семинары, анкетирование с целью музыкального просвещения родителей, по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Родителям о музыкальном воспитании», «Советы и рекомендации по музыкальному воспитанию», «Как слушать музыку с ребёнком». На консультациях и в личных беседах, в доступной форме, родителям надо рассказывать о том, какое значение имеет музыкальное искусство в интеллектуальном и нравственно-эстетическом развитии и воспитании ребенка. Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует от педагога тщательной подготовки - определения темы и содержания выступления. Должны приводятся примеры деятельности ребенка на музыкальных занятиях, предлагаться рекомендации родителям, основанные на методической литературе по музыкальному воспитанию дошкольников.
Таким образом, задача педагогов ДОУ при взаимодействии с семьей состоит в том, что бы объяснить, что музыкальное воспитание в дошкольном учреждении не только способствует развитию музыкальных способностей, но и всесторонне развивает ребенка, а родители могут при этом активно помогать.
Работа по вовлечению родителей в процесс музыкального воспитания, может проводиться, по следующим направлениям:
1. Организационное:
- вводное родительское собрание; анкетирование;
2. Информационное:
- папки-передвижки; (знакомят родителей с информацией о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкальных занятий в детском саду)
- рекомендации по музыкально-песенному репертуару; (родители могут разучить песни, музыкальные игры с помощью раздаточного материала)
- рекомендации по костюмам, и подготовке к праздникам;
- перечень музыкальных произведений по слушанию;
- информационно - аналитический стенд содержащий информацию касающуюся работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий; - информация о программах по музыкальному воспитанию, используемых в детском саду; -перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию; -материал об особенностях эмоционального мира дошкольника; - фотографии занятий и выступлений.
3. Консультативное:
- консультации (индивидуальные, групповые);
- тематические консультации;
- организация «круглых столов» с целью распространения семейного опыта;
4. Практико-ориентированное:
- посещение музыкальной НОД в рамках «Дня открытых дверей»;
- мастер-классы:
(приобретение родителями практических навыков по использованию дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, логоритмике);
- занятия-практикумы:
(знакомство родителей с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми);
-совместные праздники и развлечения, музыкальные гостиные.
(формирование культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми).
Родители являются полноправными участники всех действ – от идеи до воплощения: - обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника; - разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй; -подготовка отдельных номеров;
-пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
-помощь в оформлении музыкального зала;
- помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию дошкольников.
Данные анкетирования по итогам года говорят о том, что проводимая работа позволяет повысить уровень компетентности родителей в музыкальном воспитании детей и сделать их активными участниками педагогического процесса.
Таким образом, при активном взаимодействии детского сада и семьи в работе по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников показывает, что она становится наиболее эффективной. В результате, наблюдается увеличение числа родителей, принимающих участие в мероприятиях и занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка. Повышается компетентность родителей в вопросах эстетического воспитания, а так же повышается уровень доверия родителей к ДОУ. Происходит осознание родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса, понимание своей значимости в эстетическом развитии и воспитании ребенка.
Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. У нас уже доброй традицией стало проведение мероприятий с активным участием родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «Широкая масленица»,«День Здоровья», театрализованная деятельность, КВНы различной тематики: «Я и мой ребенок», «Как избежать неприятностей» и др. мероприятия.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
И пусть мы пока не имеем 100% привлеченных родителей, но то, что союзников стало гораздо больше, это факт. Можно смело сказать, что в нашем детском саду сформировался не только дружный коллектив педагогов, детей, но и дружный коллектив родителей.
Литература:
1. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013. – 17с- 20с.
2. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010. – 25с - 28с.
3. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994. – 55с – 67с.
4. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. – 19с.
5. Глебова С. В Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж: 2007. – 111с.
6. Елжова Н. В. Работа с детьми и родителями в ДОУ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 282с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» Тема: «Зима в нашем крае» вторая младшая группа.
Данный конспект является актуальным в год 165-летия Самарской губернии.Цель: Формирование знаний у детей о зиме, родном крае, развивать творческую и познавательную активность. Обогащение и накоп...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» Тема «Культурные достопримечательности г. Самара. Самарский академический театр оперы и балета», подготовительная к школе группа компенсирующей направле
Цель:Формирование у детей знаний о Самарском оперном театре, опере. Развитие творческой и познавательной активности. Обогащение и накопление вокального, двигательного опыта у детей. Задачи:...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Новогодняя игрушка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Новогодняя игрушка». Расширить представления детей о н...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования на тему: "Зимняя сказка"
Цель:Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме.Программные задачи:Обучающая:ü Учить детей создавать образ зимней природы, передавать ее красоту, разнообразие д...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему « Мир театра»
Цель:формирование у детей интереса к театру и театрализованной деятельности.Задачи:-образовательные: расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров. Формировать представления...
Методическая разработка образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Покров – праздник казаков» для детей подготовительной к школе группы
Методическая разработка образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Покров – праздник казаков» для детей подготовительной к...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы на тему «Жираф»
Цель: - научить рисовать жирафа, используя простейшие геометрические формы. - совершенствовать технические навыки рисования, используя знакомые приёмы изображения, рисовать в определённой послед...