Доклад «Методика работы с родителями: вовлечение родителей в образовательный процесс с целью поддержания заинтересованности и сохранности контингента»
материал по теме
Данный доклад поможет более полно раскрыть специфику работы учреждений дополнительного образования с целью поддержания интереса детей и радителей к разным видам творческой деятельности. Показывает как можно организовать работу с родителями и тем самым сохранить контингент обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_metod_obedineniya.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОРАЗОВАНИЯ
РАМЕНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
Доклад на тему
«Методика работы с родителями: вовлечение родителей в образовательный процесс с целью поддержания заинтересованности и сохранности контингента»
Составитель:
Смирнова Татьяна Викторовна
педагог дополнительного образования
г. Раменское, 2016г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………...3
Теоретическое обоснование…………………………………………………………5
Практическое решение……………………………………………………………….7
Вывод………………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………….20
Введение
Одним из наиболее значимых процессов, протекающих в образовательной реформе, с полным основанием можно считать повышение качества и значения дополнительного образования детей, которое сегодня по праву рассматривается как неотъемлемая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
Дополнительное образование социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Вместе с тем, учреждение дополнительного образования детей (далее — УДО), как особый тип образовательного учреждения, имеет свою специфику по организации работы с семьей, что позволяет наиболее полно реализовывать принцип взаимодействия с семьей в целях социализации своих воспитанников в целостном педагогическом процессе.
Вся воспитательная работа в учреждениях дополнительного образования построена так, чтобы выработать у ребенка самые необходимые компетенции: личностные и профессиональные. И только в самом близком сотрудничестве с родителями это можно сделать наиболее успешно. Именно по этой причине возникает потребность в разработке и создании системы взаимодействия семьи и УДО, интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, учитывающей особенности работы с семьей в сельской местности. Системный подход в работе с родителями содействует обогащению воспитательного потенциала УДО, обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и благотворно сказывается на жизнедеятельности и творческую реализацию ребенка в целом.
Цели одного из наиболее важных направлений в работе МУДО Раменский ЦРТДИЮ – работа с семьей – создание условий для успешного взаимодействия образовательного учреждения и семей обучающихся, для всестороннего развития личности ребенка.
Задачи в работе данного направления:
- изучить потребности родителей в педагогических знаниях;
- разработать систему взаимодействия педагогов с семьями воспитанников;
- выявить категории семей, нуждающихся в особой защите;
- разработать единую программу с использованием эффективных форм работы с родителями.
Теоретическое обоснование
В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Раменского центра развития детей и юношества» накоплен определенный опыт работы с родителями.
Данное направление деятельности, как и всякая работа в образовательном учреждении, не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителям была действенной, а дело воспитания и развития детской личности стало общим делом семьи и образовательного учреждения, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения с целью успешной адаптации личности ребенка к последующей взрослой жизни.
Одной из известных и достаточно результативных воспитательных технологий является инициирование активности участия родителей в образовательном процессе. Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность развития положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности. Известный русский философ Иван Александрович Ильин говорил: «Семья — это первая форма человеческого духовного единения. Только через нее человек способен подняться к другим формам духовного единения — Родине и государству». Именно в семье воспитываются новые поколения россиян, формируется личность гражданина и патриота. И поэтому ее благополучие является основой национальной безопасности России. Сегодня особенно актуально стоит задача взаимодействия с родителями.
Работа с семьей осуществляется через непосредственное взаимодействие с родителями. Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одна из главных задач педагога — способствовать единению, сплочению семьи, становлению прочих взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.
Взаимодействие педагога и родителей обеспечивается реализацией следующих основных направлений:
- социологического исследования семей и психолого-педагогических просвещение родителей;
- вовлечения родителей в организацию учебно-воспитательный процесс;
- привлечения к участию в управлении творческим объединением.
Специфика учреждения дополнительного образования детей состоит в том, чтобы выполнять государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовно-нравственному становлению, создавать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи. Это осуществляется через личную заинтересованность детей в посещении занятий, разновидность и вариативность обучения, его дифференцированность и разноуровневость, практическую направленность занятий, неформальный характер общения детей и взрослых.
Работа с родителями начинается с изучения социального статуса семей. На основании данного мониторинга создается банк данных о детях из семей «группы риска» и социально-незащищенных семей. С этой целью ежегодно в начале учебного года проводятся анкетирование каждого ребёнка с целью социологического исследования семьи обучающихся и составление личного дела на каждого ребёнка. Это способствует своевременной коррекции поведения и формирования ценностных ориентаций воспитанников.
Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется через разнообразные формы:
- тематические родительские собрания;
- открытые уроки;
- праздники;
- участие в общих мероприятиях центра;
- помощь в оформлении и подготовке выставок детских работ;
- совместные экскурсии и поездки.
Все проводимые мероприятия помогают родителям оценивать деятельность творческого объединения не только с позиции занятости ребенка, но и с позиции становления его как личности, гражданина, носителя культурных ценностей. Поэтому все больше родителей приходят в объединение не в качестве гостей и зрителей, а в роли участников образовательного процесса, инициаторов интересных и добрых дел.
Родители принимают активное участие в жизни творческого объединения. Для продуктивной работы создан родительский комитет, в который входит 3 человека человек. Комитетом совместно с педагогом планируются родительские собрания. На них рассматриваются и обсуждаются вопросы обучения и воспитания, развитие творческой активности детей, участие в выставках, поездках.
Следует отметить, что родители творческого объединения «Гармония» мотивированы на активное компетентное сотрудничество с педагогом в воспитании своих детей. К тому же не надо недооценивать активность участия в воспитательном процессе бабушек и дедушек, готовых помочь педагогу в любую минуту, чаще родителей, посещающих занятия и воспитательные мероприятия.
Практическое решение
В течение нескольких лет нарабатывались эффективные формы взаимодействия при работе с детьми и их родителями. Можно перечислить лишь некоторые из них:
- открытое учебное занятие с приглашением родителей воспитанников;
- посещение выставок в местном краеведческом музее и выставочных залов, где дети и родители знакомятся с современным искусством и народными промыслами родного края;
- тематические родительские собрания;
- индивидуальные и групповые консультации;
- выставка работ по ДПИ после каждого блока программы;
- совместные чаепития, досуг родителей и детей;
- совместные праздники и конкурсы: «День открытых дверей» «Осенний калейдоскоп», «Единственной маме на свете», «Новый год», «День защитника отечества», «Международный женский день», «День Победы»,
- мастер-класс для воспитанников объединения и их родителей: «В гостях у осени», «Новогодние игрушки», «Пасхальный птички» и другие.
Все проводимые мероприятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности детей, их успехи и достижения, степень включенности в совместный вид деятельности, показать работу педагога с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.
Одним из самых эффективных способов укрепления педагогического сотрудничества с родителями являются традиционные мероприятия. К ним можно отнести Зональный конкурс художественного творчества «Преображая мир» для детей и их родителе. Это всплеск творческой энергии, свободного общения детей и взрослых. Каждый год этот конкурс может иметь различную тематику и разные подноминации и возрастные категории которые позволяют участвовать детям от 5 до 16 лет включительно. Это коллективное дело, развивающее и активизирующее творческие способности каждого участника, способствующее созданию благоприятного психологического климата в творческом объединении.
В конце года необходима яркая эмоциональная «точка» и действия по побуждению родителей и детей к тому, чтобы сказать друг другу слова благодарности. И этой точкой является ежегодный творческий отчёт всех объединений «Радуга искусств». На котором можно увидеть результат работы объединения за год. Ежегодно проходит церемония награждения грамотами и благодарственными письмами педагогов и родителей со стороны администрации.
Совместная творческая деятельность позволяет детям приобрести умение ориентироваться на взрослого, как носителя собственных возможностей, а родителям с удовольствием погружаться в мир детства, раскрываться друг для друга с совершенно новых сторон. В результате такого продуктивного общения идет взаимообогащение и накопление позитивных эмоций.
Вывод
Взаимодействие родителей и Раменского центра творчества в настоящее время осуществляется эффективно, плодотворно и творчески. Оно подчинено одной главной цели поддержанию интереса со стороны родителей и детей к разным видам творческой деятельности. А итогом является сохранность контингента обучающихся, что в настоящие время делает актуальными и востребованными учреждения дополнительного образования. Воспитание ребенка - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Работа Центра творчества не остановится на достигнутом, и будет продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, будут счастливы.
Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что воспитание гражданина и патриота своей страны — это результат каждодневного совместного труда образовательного учреждения и семьи, о которой так емко говорится в поэтических строках:
Семья – тепло, очаг и кров,
Семья – основа всех основ.
Здесь каждый счастлив, каждый рад,
В семье царят пусть мир и лад!
Список литературы:
1. Гуров А.В. Методика социальной работы школы с семьей. Ставрополь,1998г.
2. Лисицына В.С. Методики воспитания. Белгород, 2011г.
3. Петрова Н.Б. Группы риска: откуда берутся трудные дети. Ростов-на-Дону, 2013
4. Холостова работа с семьёй: Учебное пособие. Москва 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Интеграция в образовательном процессе в целом и конкретно в технологии"
В докладе раскрывается сущность интеграции в образования и приведены конкретные примеры интеграции в области технология...
Доклад «Комплексный подход к планированию образовательного процесса. Единство цели и планируемого результата»
Процесс формирования цели и ее развертывания (Целеполагание) наиболее сложная и ответственная часть работы учителя при подготовки к учебному занятию. Но главное , чем должен ...
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса...
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса
Современная модернизированная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые помогут обучаемому достойно жить в обновленном обществе. Семья и школа...
Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.
Статья о совершенствовании форм и методов работы с родителями учащихся школ для детей с ментальными нарушениями....
Выступление на педагогическом совете «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»
«Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»...
Мониторинг удовлетворенности работой творческого объединения «Разноцветная сказка» участников образовательного процесса (родителей (законных представителей)
Мониторинг удовлетворенности работой творческого объединения «Разноцветная сказка» участников образовательного процесса(родителей (законных представителей)...