Вовлеченность родителей в процесс обучения и дополнительного образования
статья

Шумилова Ирина Алексеевна

В последнее время возрастает вовлеченность родителей в учебный процесс, родители полностью контролируют выбор кружков, профессиональный выбор. У подростков возрастает тенденция к инфантильности поведения. Педагоги могут только косвенно влиять на данный процесс. И должны учитывать имеющиеся тенденции в своей работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вовлеченность родителей в процесс обучения и дополнительное образование детей.

В основе данной статьи лежат два постулата: степень вовлеченности родителей, как в процесс профориентации, так и в другие сферы жизни подростка, определяется самими родителями, и педагоги не могут и не должны влиять на данный процесс.

И второе – увеличение степени вовлеченности родителей педагогам необходимо учитывать при ведении профориентационной работы с обучающимися.

В ноябре 2020 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект об изменении возраста молодежи: с 14 до 30 лет на с 14 до 35 лет. Данный законопроект отражает скорее объективную тенденцию возрастающей инфантильности молодого поколения, чем увеличения продолжительности жизни.

Повышенная обеспокоенность и ответственность родителей гармонично дополняет инфантильность и безответственность современных подростков. Современные исследования описывают связь устойчивости синдрома выученной беспомощности именно с родительским влиянием [3]. Все чаще встречается ситуация в школе, когда родители не только детей младшего, но и среднего школьного возраста, полностью контролируют выполнение уроков, помогая или делая часть уроков за ребенка. Кроме того, для современных подростков характерно завышенное представление о своих возможностях и способностях.

Исходя из вышеизложенного, представляется логичным вывод об определяющей роли родителей в профессиональном выборе современного подростка. Как правило, родитель, а не ребенок, выбирает образовательный маршрут после 8, 9, 11 класса. Родитель, а не ребенок, выбирает, сколько лет будет учиться ребенок в школе, ориентируясь в своем выборе не на способности и возможности ребенка, а, скорее, на свои нереализованные желания, свой жизненный опыт. Именно родители чувствуют свою ответственность за правильность профессионального выбора ребенка, часто гипертрофируя значимость первичного профессионального выбора, хотя авторам данной статьи не удалось найти достоверных данных о соотношении у современных подростков внешних и внутренних мотивов при выборе будущей профессии.

Поэтому в профориентационной работе педагога с подростком необходимо переосмысление направления «работа с родителями».

Профориентационная работа с родителями должна строиться на следующих принципах:

  • Принятие и уважение взглядов и ценностей родителей; какими бы они ни были (если они не идут вразрез с нормами права и морали);
  • Принятие и учет в своей работе той степени вовлеченности, которую определяет для себя родитель;
  • Разделение ответственности.
  • Информационная открытость.
  1. Информирование родителей.

Регулярное информирование родителей о склонностях и способностях ребенка, которые выявил или заметил педагог (математические способности, интерес к литературному творчеству и т.п.), а также об особенностях ребенка, которые могут помешать заниматься определенными видами профессиональной деятельности. Нередки случаи, когда родитель не замечает трудностей ребенка в обучении или считает, что, например, страх публичных выступлений, застенчивость, легко преодолимы.

  1. Просветительская работа.

Мы живем в быстро меняющемся мире, и не только детей, но и родителей необходимо знакомить с изменениями конъюнктуры на рынке труда, с появляющимися новыми профессиями, с тенденциями, которые могут повлиять на составляющие профессиональной востребованности (распространенность карманных лингво переводчиков приведет к исчезновению необходимости изучать иностранные языки, или массовый переезд китайцев в Россию увеличит популярность изучения китайского языка).

В настоящее время, с постоянным совершенствованием информационных средств коммуникации, когда многие педагоги ведут для родителей группы ВКнтакте, блоги, на сайте каждой школы – страница «Профориентация», задача работы педагога по этому направлению сводится  к своевременному транслированию полученной информации.

  1. Совместные профориентационные мероприятия для детей и родителей.

Задача педагога – предусмотреть возможность участия родителей в профориентационных меропритиях с детьми (выезды на экскурсии, на дни открытых дверей в колледжи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Сущность результата в дополнительном образовании.Формы контроля и фиксации результатов мониторинга....

"Профилактика правонарушений и девиантного поведения детей через вовлечение во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования"

Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе воспитанников. Поэтому одно из важных направлений в нашей работе является – профилактика правонарушений девиантного поведения через вовлече...

Активное вовлечение родителей в процесс обучения

Большую долю в успешном овладении ребёнком каким-либо мастерством занимает увлечённость родителей. Именно в заинтересованности родителей учебным процессом нуждается педагог для успешного взаимодействи...

Удовлетворенность родителей образовательным процессом в учреждении дополнительного образования

В данной статье раскрывается значимость продуктивного анкетирования родителей по вопросам удовлетворения их образовательным процессом в дополнительном образовании.Цель анкетирования- создание целостно...

Обучение педагога дополнительного образования работе с родителями

Старый школьный афоризм гласит:«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями»....

Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...