Уважительное отношение к людям – основа культуры поведения
классный час (5 класс) на тему
Уважительное отношение к людям – основа культуры поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважительное отношение к людям – основа культуры поведения
Общешкольное родительское собрание, 18 января 2017г.
Докладчик: Иванова Татьяна Владимировна
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
А.П. Чехов
Под термином “культура поведения” мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В содержании культуры поведения детей можно условно выделить следующие компоненты:
- культура деятельности,
- культура общения,
- культурно-гигиенические навыки и привычки.
Немного остановимся на каждом из них. Культура деятельности. Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.
Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем, регулировать свою деятельность и отдых. Это хорошая основа для формирования у него навыков эффективной организации труда. У ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность.
Культура общения. Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает:
- умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции
- культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Задача родителей и педагогов – воспитывать в ребенке культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?
Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность - необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности.
Общительность - в ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в образовательном учреждении.
Останавливаться на Гигиеническом воспитание детей как элементе культуры поведения, мы подробно не будем, дабы сэкономить наше время.
Нам видится важнее более доступно донести до вас основные понятия, связанные с культурой поведения.
- О Воспитанности
Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.
- О Сотрудничестве
Уже затрагивалась тема сотрудничества семьи и школы в воспитании. Важно четко понимать конечную цель процесса воспитания - воспитание успешной личности, обладающей прочным творческим потенциалом, способной к его реализации, личность, движимую духовными идеалами, владеющую системой прочных знаний. Достижение данной цели во многом будет зависеть от того, каким было взаимодействие школы, родителей и социального окружения.
Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания.
Глубоко прав был Антон Семенович Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… , как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами. Как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
- О Нравственности
Уважительное отношения к людям – непременно основа культуры поведения. А культура поведения не возможна без нравственности. «Воспитание – это обучение нравственной жизни», - говорит еще один педагог 20 века Симона Львовича Соловейчика.- «Дети – тяжелое бремя, и не потому, что они шумят, требуют внимания и расходов, а потому, что приходится жить по правде».
- Об уроках
Хотелось бы заострить ваше внимание на том, что очень часто в прочесе воспитания мы смешиваем явное и скрытое. Хотим научить одному, а учим другому. Симон Соловечик в своей книге «Педагогика для всех» приводит два примера, иллюстрирующих такие понятия
В кабинет старого, почтенного человека вбежал при мне пятилетний внук хозяина:
- Дедушка, дедушка, посмотри, как я нарисовал!
Дедушка осадил мальчика:
- Разве ты не видишь, что мы разговариваем?
Мальчик сник и послушно вышел из комнаты.
Дедушка дал внуку не один урок, а два. Первый - урок культуры: нельзя прерывать взрослых. Второй - урок нравственного бескультурья: ничего не стоит погасить радость человека, осадить его, пользуясь старшинством, предать. Ведь если бы в комнату столь же бесцеремонно ворвался старый друг, его не осадили бы. Хозяин нашел бы способ не обидеть ни его, ни гостя. И это было бы по-человечески. С мальчиком же дедушка поступает педагогически - то есть худшим образом.
Восьмиклассник хорошо рисует, у него явные способности, он тихий, умный паренек. Но маму заботит, что он горбится, когда сидит за столом. К тому же он не причесывается. Сто раз говорила ему мама: "Не горбись!" - и двести раз: "Причешись!" Горбится и не причесывается. Интеллигентная мама отвела сына к врачу-психиатру: "Что с моим мальчиком? Он болен! Он горбится и не причесывается!" Психиатр прописал бром, но не сыну, а маме.
Два урока. Урок культуры - не горбись, причесывайся, и урок безжалостности. Поход к врачу, подозрение в психическом заболевании даром не пройдут.
На каждом шагу не один, а два урока.
- О Повышенном голосе
Особое внимание хочется обратить на тон, которым мы разговариваем со своими детьми. Раздраженный тон, повышенный голос, постоянные насмешки – такое обращение с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно усваивается ими. Ребенок станет также обращаться и с родителями.
Прививать навыки культурного поведения нужно тактично, деликатно, даже самым маленьким, а еще более тонко – детям школьного возраста, которые очень болезненно воспринимают все критические замечания по поводу своего внешнего вида и поведения. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Порой гнев слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли замкнутость, испуг детей, беглецы из дома?
- О Позитиве
Большую роль в воспитании культуры повидения играют семейные традиции, культурный уровень старших. И замечательно, если мы имеем возможность уделить этому свое время. А если нет? По советам педагогов достаточно просто любить – людей, вообще, ребенка, в частности; не только понимать его, но и принимать таким, каков он есть, верить в него!
И нам верится, что сегодня каждый из вас решил изменить что-то в своем общении с детьми.
Завершить свое выступление хотелось бы стихотворением Эдуарда Асадова
Берегите своих детей!..
Детство Босоногое
Берегите своих детей, -
Их за шалости не ругайте !
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте !
Не сердитесь на них всерьёз,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слёз,
Что с ресничек родных скатились ! . .
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну, а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка ? -
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастья короткий миг ! -
Быть счастливыми поспешите !
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти, -
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети !
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе !
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться ! -
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться !
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться, -
Вы на свете счастливей всех,
Берегите, пожалуйста, детство !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Формирование уважительного отношения к учителю на примере произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-9 классах"
Эта исследовательская работа рассматривает такие вопросы, как моральные ценности, роль учителя в жизни человека, его роль в воспитании полноценной личности.В последнее время в России возникла пр...
УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ
Цель: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.Воспитани...
УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ
Цель: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.Воспитани...
УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ
Цель: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.Воспитани...
Возможности поисково-иследовательской деятельности в формировании уважительного отношения к исторической памяти малой родины
Представлен опыт работы по организации индивидуальной поддержки школьников в гражданском самоопределении через вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность....
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Опыт проведение игр, направленных на уважительное отношение к людям
презентация Мастер- класса на ГМО классных руководителей...