Возможности поисково-иследовательской деятельности в формировании уважительного отношения к исторической памяти малой родины
статья (краеведение) по теме
Представлен опыт работы по организации индивидуальной поддержки школьников в гражданском самоопределении через вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_poiskovo-issledovat._deyatelnosti.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Десятникова Марина Александровна
Возможности поисково-исследовательской деятельности учащихся в формировании уважительного отношения к исторической памяти
малой родины.
«…Хоть мала моя малая родина,
Но с нее начинается Русь .»
Н.Крючков
Еще К.Д.Ушинский говорил о том, что в качестве основы для изучения Отечества необходимо развивать у детей «инстинкт местности», где они живут, т.е. сознание непосредственного окружения и умение сопоставлять его с изучаемым материалом.
Наш комплексный краеведческий музей «История села Лаишевка», основанный в 1980 году, прослеживает историю родного села и близлежащих населенных пунктов Подгородной Каменки и Протопоповки со второй половины 17 века до настоящего времени. Его тематические экспозиции «Интерьер крестьянской избы нач. ХХ века», «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны», «Наши села в ХХ веке» используются на уроках исторического краеведения в 6-9 классах, при проведении классных часов и других внеклассных мероприятий с 1по 11 класс.
Но в этой статье я хочу поделиться опытом работы по осуществлению индивидуальной поддержки школьников в гражданском самоопределении через вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность. Эта деятельность, направленная на изучение материалов фондов школьного музея, их пополнение и оформление новых экспозиций, позволяет создавать условия для самоопределения школьников в гражданских ценностях.
В подростковом возрасте происходит становление осознания своего «Я» с гражданских позиций : ученик, представитель национальности; сын, внук, племянник; сосед, односельчанин. При выполнении этих социальных ролей формируется гражданская позиция наших учеников, их отношение к стране, которую считают своей Родиной. Каким будет это отношение: пренебрежительным, равнодушным или же трепетным? Одним из возможных путей формирования уважительного отношения к стране, ее прошлому и настоящему я считаю изучение исторических корней своей семьи, села, своего народа. Ведь дорожим мы всегда тем, что нам близко и понятно, что является родным. И не случайно слова «родное» и «Родина»- однокоренные. Интерес к теме краеведческого исследования возникает ,если она близка ребенку, связана с его личным социальным опытом, желанием узнать исторические корни той социальной среды, частью которой является он сам. Наличие этих факторов позволяет формировать устойчивый интерес к историческому и культурному наследию.
Объектом исследований является история наших сел - Лаишевки, Подгородной Каменки и Протопоповки с 1648г. до ХХ в.. Изучаемые события и процессы обязательно рассматриваются в контексте с историей Симбирской губернии и всей страны.
Умения, навыки, которые формируются в процессе поисково-исследовательской деятельности:
видеть в окружающей действительности широкий историко-культурный аспект;
выявлять предметы музейного значения в окружающем мире;
- навыки общения с культурным наследием, навыки комплексной работы с различными типами исторических источников;
- систематизировать и критически анализировать историческую информацию для решения исследовательских задач;
- определять и аргументированно представлять собственное отношение к изучаемому явлению или событию;
- понимать историческую обусловленность явлений и событий.
Мои задачи как руководителя состоят в следующем:
помощь в определении целей и конкретных задач исследования;
разработка алгоритмов и отбор оптимальных методов и приемов деятельности;
оказание консультативной помощи при анализе источников и систематизации полученных результатов.
Вот как выглядит система исследовательской работы
направления исследовательской деятельности
Работа в фондах опросы старожилов
школьного музея села
работа в фондах
областного архива
АНАЛИЗ и СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
НАПИСАНИЕ и ЗАЩИТА РЕФЕРАТА, ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
ПЕРЕДАЧА СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА И РЕФЕРАТА В ФОНДЫ
СЕЛЬСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ СМЕННЫХ ВЫСТАВОК, СООБЩЕНИЙ, ПРОВЕДЕНИИ
ЛЕКТОРИЕВ И ДР. МЕРОПРИЯТИЯТИЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В итоге, в процессе такой деятельности у учащихся формируется не только устойчивая положительная мотивация к самостоятельной познавательной деятельности, но желание сберечь и передать другим найденную информацию.
Кто участвует в исследовательской работе?
Таким кропотливым трудом невозможно заниматься по принуждению или только ради хорошей оценки. Историческое исследование будет успешным в том случае , если объект изучения значим для ребенка ,а сам процесс исследования для него не только интересен, но и доступен. Поэтому я начинаю готовить своих юных исследователей еще в 5-7 классах.
В течение учебного года для ребят этой возрастной группы организую такие формы работы, как:
фото вернисаж «История моей семьи в фотографиях»;
сочинение «Мои родные и близкие в годы Великой Отечественной войны»;
выставка «Наша семейная реликвия»;
выставка «Из нашего семейного архива»
акция «Историческая находка года» и др.
Почему именно такие темы? Я считаю , что для ребенка открытие родины, ее исторической памяти начинается с истории его семьи, с того, что ему наиболее близко и дорого.
На этом этапе и выявляются самые пытливые и любознательные, в каждом классе их набирается 4-6 человек. Моя задача – помочь им в их маленьких исследованиях, увлечь этой работой, постепенно усложняя задачи, развивать аналитические способности.
На уроках истории, русского языка и литературы они являются лидерами учебных микро-групп при работе с документами и др. историческими источниками.
В 8-11 классах задачи для ребят усложняются: теперь они получают определенные темы для исследования, а результаты работы оформляют в виде рефератов или презентаций для отдельных уроков. И в этом случае я стараюсь подобрать ребенку такую тему, чтобы она была значимой для него (с исследуемым периодом связана история его семьи и т.д.).
Материалы, собранные в процессе этой работы, послужили основой для написания учащимися рефератов, конкурсных творческих работ по краеведческой тематике, презентаций и временных выставок в нашем музее.
Из этих ребят формируется актив кружка «Музейное дело », они являются членами филологической и исторической секций школьного НОУ «Поиск».
Задачи , которые решаются в процессе деятельности этих секций:
- совершенствовать умения и навыки поисково - исследовательской деятельности;
- развивать способность осмысления исторического прошлого через изучение событий и явлений , связанных с историей своей семьи, родного села и нашего края.
Но наш коллектив не является замкнутым: в зависимости от направлений и форм работы в его деятельность вовлекаются и другие учащиеся (кто-то временно, у кого-то появляется устойчивый интерес к краеведению), так постепенно и происходит смена поколений наших поисковиков-исследователей.
С 2004 г. в фондах Государственного архива Ульяновской области
нами были исследованы :
Ф 99- Директора народных училищ Симбирской губернии(1869-1917г.г..)
Ф 176 – Симбирской уездной земской управы (1867-1918г.г.)
ф 217- Сельдинской волостной управы (1913- 1917г.г.)
Ф Р-266 Симбирского уездного исполкома (1918- 1928г.г.)
Ф Р-328 – Сельдинского волисполкома Совета рабочих и
крестьянских депутатов (1918-1928г.г.)
Ф Р-345 - Ульяновской уездной земской управы (1917- 1928г.г.)
Ф Р- 629 Подгородно- Каменского сельского совета (1919- 1932 г.г.)
Журналы Симбирской уездной земской управы (1903-1911г.г.)
«Симбирские губернские ведомости» (1871- 1890 г.г.)
Зерцалов А.Н. «Материалы для истории «Синбирска и его уезда»
Газета «Пролетарский путь» 1928-1936г.г.
У ребят, участвующих в этой работе успешно формируются такие предметные компетентности как :
- историко – познавательная,
- ценностно - мировоззренческая ,
- социально - коммуникативная,
- информационная ,
- компетентность в сфере самостоятельной , познавательной деятельности .
Кроме того, у них развивается интерес к изучению истории своей малой и большой Родины. Успешно формируется императив подлинной гражданственности и патриотизма на основе усвоения социального опыта, культурного наследия, общенациональных и этнорегиональных традиций.
Но главным результатом этой деятельности является формирование личностного отношения к изучаемому событию или явлению, определение их собственной позиции. Обычно я прошу ребят это сделать в заключении реферата или доклада. Вот некоторые из них:
Михайлова Елена ,тема «Возникновение и развитие села Под. Каменка (1649-1861г.г.)»:
«…Я выяснила, что моих односельчан всегда отличали смекалка и умение трудиться. Недаром каменские крестьяне были самыми зажиточными в округе. С гордостью осознаю, что первые среди окрестных сел церковь и школа появились у нас. Но одновременно горько думать о том, что здания их в настоящее время приходят в упадок и разрушаются на глазах. Сможет ли наше поколение сберечь историческую память нашей малой родины? Что передадим мы нашим детям и внукам? Над этими вопросами не раз задумывалась при работе над рефератом».
Арсенина Елена, тема «Социально-экономическое развитие наших сел в пореформенный
период ( вторая половина Х/Х- нач.ХХ в.в.)»:
«Я думаю, что изучаемая мною тема актуальна и в наше время, когда происходит смена экономических укладов и форм собственности. Я пришла к выводу о том, что успешное развитие сельского хозяйства напрямую зависит от экономической самостоятельности крестьянства».
Долотцев Александр , тема «Коллективизация в Подгородной Каменке, Лаишевке и Протопоповке»: «Мы, молодое поколение ХХ1 века , должны сейчас научиться понимать и анализировать события и явления из истории своей Родины для того, чтобы не допускать впредь серьезных ошибок и просчетов».
Думаю, что этими строчками и оценивается результативность поисково исследовательской деятельности старшеклассников. Ребята сумели , глядя в прошлое, увидеть настоящее и задуматься о будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Формирование уважительного отношения к учителю на примере произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-9 классах"
Эта исследовательская работа рассматривает такие вопросы, как моральные ценности, роль учителя в жизни человека, его роль в воспитании полноценной личности.В последнее время в России возникла пр...
Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...
Развитие нравственных устоев в семье путем формирования уважительного отношения к традициям и ценностям родного города
Выступление на родительском собрании. Цель: сформировать патриотическое отношение к малой Родине....
Внеурочное занятие «Листая мужества страницы» как средство формирования и сохранения устойчивой исторической памяти студентов
Изучение событий Великой Отечественной войны позволяет сформировать гражданскую позицию современной молодежи, через личностное восприятие событий военного периода. Статья отражает сценарий...
«Воспитание у детей уважительного отношения к историческим ценностям, через проведение мероприятий историко-патриотической направленности»
Уважение к прошлому, включающее в себя изучение, сохранение и разумное использование памятников местной истории, культуры, природы, свидетельствуют о высоких духовных потребностях общества.В детском м...
Лекция "Историческое место малой Родины. Алексеевская фабрика художественного ткачества"
На пологом берегу широкой Камы в ста километрах от столицы Татарстана – Казани среди многочисленных озер и заливных лугов расположился поселок Алексеевское. Незаметный за холмами и извивам...
Презентация "Историческое место малой родины. Алексеевская фабрика художественного ткачества"
Ребята, ознакомьтесь с данной презентацией и добавьте свои впечатления в реферат, заданный вам в предыдущей лекции. Напоминаю, что жду ваши рефераты на мою электронную почту garaninaa...