УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ
классный час по психологии (9 класс) на тему

Василенко В.А.

 

Цель: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.

Воспитание толе­рантности, уважительного отношения к окружающим людям 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dlya_9_klassa.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Томаровская  средняя общеобразовательная школа №1»

Тренинговое занятие

Уважительные отношения

в общении с разными людьми

Подготовила

педагог-психолог

Василенко В.А.

2012 г.

Уважительные отношения в общении с разными людьми

Цели: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.

Воспитание толе рантности, уважительного отношения к окружающим людям

Материалы: презентация к занятию, эпизод рассказа В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» по ролям. Роли исполняют мама и сын (или фрагмент к/ф «Ты есть» реж. Вл. Макеранец ).

А) мел, мяч

Б) бланки для заполнения (на каждый стол по одному), лист А4 (в форме цветка) на каждого

В) смайлики по количеству участников (по 6 красных, желтых, оранжевых, зеленых)

Г) на доске рефлексия.

Д) карточки с надписями (мама;  друг; младший брат, сестра;  старший брат, сестра;   учитель;  директор школы;  классный руководитель; бабушка, дедушка)

Ход занятия

Столы (4 стола, по 6 стульев) расставлены по кругу, соединены по 2.

Учащиеся встают в круг.

  1. Ритуал приветствия.

Разминка.

1. Упражнение «Чем мы похожи»

- Мы с вами встали в круг, так как круг это символ открытости, чистоты намерений, сплоченности. А чтобы быть сплоченными ответьте мне на вопрос: мы с вами одинаковые или нет?

- Оказывается, мы очень похожи, и не только внешне, но и по характеру. Сейчас мы будем передавать мяч по кругу, и говорить,  чем похожи. Игра начинается.

2. На столе лежат смайлики. Каждый учащийся должен взять 1 понравившийся смайлик (они разные по цвету) и сесть в ту команду, где на столе лежит какой смайлик.

Правила поведения в группе

  1. Доверительный, доброжелательный  стиль общения;
  2. Необходимо слушать друг друга (говорим  по одному);
  3. Недопустимость никаких оценок в адрес  другого:  «Мне  не нравится, что сказал…,  Я считаю, что ….  не работал на занятии…»;
  4. Активное участие  во всех упражнениях;

II. Основная часть.

  1. Мотивационный блок.

1. Учащимся зачитывается воспоминание Василий Александрович Сухомлинского: «Я никогда не испытывал разочарование в людях потому, что всегда в них искал такие черты, которые вызывают уваже ние. При этом я всегда находил повод для уважения человека больше, чем ожидал вначале».

- О чем идет речь в высказывании?

- А когда  возникает уважение, когда мы молчим или говорим?

- А уважение к кому? К близким людям? (к разным людям)

Поэтому тема занятия  «Уважительные отношения в общении с разными людьми».

  1. Мозговой штурм   «Уважение»

Вопросы учащимся:

- Как вы  понимаете  уважение?

- В каких случаях можно сказать, что этот человек вызывает уважение?

- Какими качествами должны обладать люди достойные уважения?

3. Просмотр фрагмента кинофильма   «Ты есть» реж. Вл. Макеранец

Беседа по фрагменту фильма.

- Что здесь произошло?

- Какие качества демонстрирует сын? (эгоизм, высокомерие, малодушие)

- Мы видим ли здесь уважение?  Почему нет?

- Какая ключевая фраза была произнесена сыном, говорящая о неуважении? (Ты бы все испортила)

4. Работа в группах. На столах лежат бланки, в которых написаны фразы, эти фразы нужно закончить.

•  Я считаю, что уважение - это...

•  Человек достоин уважения, если он...

•  Я уважаю людей, которые...

•  Я не уважаю людей, которые...

5. Обсуждение по группам. Почему именно так.

Подведение итогов.

  1. Информационный блок.

Уважение - это такое отношение к людям, при котором мы ценим че ловека, несмотря на его недостатки. Даже, если человек не согласен с на шим мнением, это не повод для того, чтобы его не уважать.

Уважение влечет за собой доброе отношение к человеку, даже в слу чае совершения им ошибок.

Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно лишь в том случае, если мы научимся видеть в любом человеке, прежде всего, его положительные качества. Именно когда мы не уважаем человека, нас раздражают его манеры, его одежда, поведение. Однако, есть способы, которые позволяют человеку развивать в себе уважение к другому.

Первое - это терпимость.

Терпимость к немощной старости, терпимость к материнскому беспо койству, к отцовской требовательности, к детской беспомощности, к че ловеческой боли и страданиям.

Второе - это настройка на одну волну с человеком, который в ваших глазах недостоин уважения, и попытка посмотреть на окружающий мир его глазами.

Третье - размышление о том, как к нам относится человек, уважение к которому нам так тяжело проявить.

4. Игровой блок. Игра «Цветок-уважения».

Каждый ученик пишет на сердцевине свое имя и передает  другому, который на лепестке пишем,  за что уважаешь этого человека и лепесток загибает.  В конце человек получает «Цветок» уважение.  

Учащиеся анализируют каждую игру, начиная свой ответ следующими предложениями:

1. Мне было легко, потому что...

2. Мне было трудно, потому что...

3. Убедительнее всех был..., потому что...

Игра «Телефонный разговор».

По желанию ребята приглашаются к воображаемому теле фону. Прежде чем они начнут говорить, им необходимо из вол шебной телефонной книги вытянуть номер телефона, по кото рому нужно позвонить.

На карточке написаны не номера телефонов, а имена людей, которым нужно срочно позвонить. Остальные учащиеся не зна ют, кому будет звонить ученик. Ученик не произносит ничего вслух. Ему разрешается жестикулировать, сидеть, ходить. Зада ча остальных - догадаться по жестам, мимике, поведению, кому звонит ученик.

Предполагаемое телефонное сообщение:

•  мама;

•  друг;

•  младший брат, сестра;

•  старший брат, сестра;

•  учитель;

•  директор школы;

•  классный руководитель;

•  бабушка, дедушка.

Упражнение «Узкий мост»

На полу ведущий чертит две длинные линии на некотором (не очень широком, почти узком) расстоянии друг от друга. Это будет «мост». Выбираются два участника, которые идут с разных концов моста. На середине они встречаются. Задачей каждого является дойти до конца моста. Для этого участники игры-упражнения должны суметь договориться, как и каким способом, они будут это делать (с применением силы, уговоров, слез и т.п).

Можно задать дополнительное условие, что оба они торопятся. Группа наблюдает за тем, как каждый из участников будет пытаться решить поставленную задачу - сможет ли вежливо убедить другого в необходимости уступить место или столкнет. Обсуждается эффективность действий каждого из участников.

5.  Информационный блок.

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые нам не приятны и не вызывают у нас симпатии. Однако, такое общение не толь ко неизбежно, но оно может быть плодотворным и полезным.

Примером этому может служить Авраам Линкольн, выдающийся пре зидент Америки. Свое общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе теплым и человечным отношением.

В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, реши тельным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы высказать свое, негативное от ношение к будущему президенту Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил и, неожиданно для всех, пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.

Линкольн был не только умен, но и чрезвычайно дальновиден. Он су мел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.

Соворд был поражен отношением Линкольна к себе, служил в его ад министрации верой и правдой в пользу президента и государства. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провел последние ми нуты своей жизни, когда он был смертельно ранен.

- Какие способы уважения воспитал в себе  Авраам Линкольн?  (терпение,  находился на одной волне со свои оппонентом, думал, что о нем думают другие)

- Какой мы сделает вывод?

Вывод. Нет такого человека, в котором нельзя было бы найти точек сопри косновения с нами. Для того, чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаемся.

        Рефлексия занятия.

Поместить свой смайлик на доску, где фотографии природы:

  1. Если бушующее море – Это значит, занятие вызвало массу чувств эмоций, вы по-другому стали относится к  людях.
  2. Если вы поставите на водопад, вы это знали, но не всегда применяли, но теперь вы полученные знания будете использовать в общении с людьми
  3. Если поставите на тихое, спокойное море, значит  вам это все известно, но у вас имеется своя точка зрения и вы ее не поменяете.

Мама

Друг

младший брат, сестра

старший брат, сестра

учитель

директор школы

классный руководитель

бабушка, дедушка

Я считаю, что уважение - это...

•  Человек достоин уважения, если он...

•  Я уважаю людей, которые...

•  Я не уважаю людей, которые...

Я считаю, что уважение - это...

•  Человек достоин уважения, если он...

•  Я уважаю людей, которые...

•  Я не уважаю людей, которые...

Я считаю, что уважение - это...

•  Человек достоин уважения, если он...

•  Я уважаю людей, которые...

•  Я не уважаю людей, которые...

Я считаю, что уважение - это...

•  Человек достоин уважения, если он...

•  Я уважаю людей, которые...

•  Я не уважаю людей, которые...

Я считаю, что уважение - это...

•  Человек достоин уважения, если он...

•  Я уважаю людей, которые...

•  Я не уважаю людей, которые...

        

Мои впечатления о семинаре

  1. Что для вас показалось интересным?_________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что вы себе возьмете для практики? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Ваши  рекомендации  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Пожелания

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Мои впечатления о семинаре

  1. Что для вас показалось интересным?_________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что вы себе возьмете для практики? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Ваши  рекомендации  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Пожелания

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Формирование уважительного отношения к учителю на примере произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-9 классах"

Эта исследовательская работа рассматривает такие вопросы, как моральные ценности,  роль учителя в жизни человека, его роль в воспитании полноценной личности.В последнее время в России возникла пр...

УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ

Цель: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.Воспитани...

УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ

Цель: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.Воспитани...

Возможности поисково-иследовательской деятельности в формировании уважительного отношения к исторической памяти малой родины

Представлен опыт работы по организации индивидуальной поддержки школьников  в гражданском самоопределении  через вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность....

Нравственное воспитание учащихся через воспитание уважительного отношения к матери на литературном и на жизненном материале

Одним из основных направлений в нравственном воспитании человека я считаю воспитание любви и уважения к Матери.         По моему, человек, любящий и уважающий с...

Роль классного руководителя в воспитании уважительного отношения к своему здоровью.

Целью моей программы является: Привитие ученикам уважительного отношения к своему здоровью .В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи : Формирование мотивации к здоровому образу жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...