Проект взаимодействия с родителями "Мы вместе" (из опыта работы)
статья на тему

Одним из важных и необходимых направлений в деятельности Центра "Созвездие", является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для реализации данного направления разработан проект  работы с родителями воспитанников организации дополнительного образования "Мы вместе". Сотрудники Центра считают, что если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями: через  организацию интересных форм работы,  координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности образовательной организации дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_roditeli.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования Советского  района

«Центр «Созвездие» имени героя Советского Союза

генерал-полковника Гришина Ивана Тихоновича»

                       

Современные пути взаимодействия с родителями в проекте «Мы вместе»

 

(из опыта работы педагога-организатора)

Автор:

Палиани Г.Н.,

педагог-организатор

г. Советский, 2016 год

Пояснительная записка

"Самое сложное в работе с детьми

– это работа с их родителями".

Одним из важных и необходимых направлений в деятельности Центра "Созвездие", является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для реализации данного направления разработан проект  работы с родителями воспитанников организации дополнительного образования "Мы вместе". Сотрудники Центра считают, что если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями: через  организацию интересных форм работы,  координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности образовательной организации дополнительного образования.

Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности.

Причины семейных проблем – неблагоприятный психологический климат. Следствием неблагополучного состояния семьи является и проблема здоровья детей. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально - обусловленных заболеваний – таких, как алкоголизм, наркомания. Социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, образовательные учреждения. Именно поэтому образовательным организациям и родителям необходимо объединить усилия по воспитанию детей.

Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. В нашем Центре работа с родителями – важнейшая составляющая воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Конечно, педагог дополнительного образования может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но не маловажна и работа педагога-организатора, особенно когда  он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.

Цель и задачи  проекта "Мы вместе" связаны с формированием системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей; стимулированием проявления в семьях здорового образа жизни; организацией и проведением совместных мероприятий: участием в соревнованиях, конкурсах и выставках.

В центре программы - предложение родительской общественности строить отношения семьи и образовательного учреждения через взаимодействие и партнерство. Это означает сотрудничество педагогов и родителей, направленное на развитие творческой атмосферы, интересной для всех субъектов образовательного процесса.

Основные направления деятельности

-приобщение родителей к педагогическому процессу;

-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и развития детей;

-привлечение родителей к участию в деятельности организации через культурно-досуговые мероприятия, поиск материалов и инструментов, необходимых для организации мероприятий, пробуждение интереса к успехам своего ребёнка.

Педагогический коллектив осуществляет основные направления деятельности программы, используя воспитательно-развивающую, просветительскую, коммуникативную, оздоровительную функции взаимодействия с семьёй.

Ожидаемые результаты

Активные формы работы с родителями дают  возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создают  условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, способствуют  согласованному принятию совместных решений.

Социально-педагогические результаты работы с родителями

На уровне детей и родителей:

- разрешение личностных проблем детей и родителей;

-повышение компетентности родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.

На уровне организации:

- повышение результативности образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родителями.

Сегодня Центр "Созвездие" играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, создает творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель.

Деятельность Центра «Созвездие» и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и будут взаимодействовать на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни организации и родительского коллектива. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами и др.

Мероприятия – организованная форма совместного досуга родителей и детей. Проводится с целью активного включения родителей в жизнь организации. Родители привлекаются и как участники, и как соорганизаторы мероприятий.

День открытых дверей – мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг.

Выставка – форма представления творческих работ воспитанников Центра «Созвездие». Может быть совместной с родителями. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи.

Творческий отчёт перед родителями – традиционная форма работы с родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом организации. Используются разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой деятельности объединения: выставка, соревнования, концерты,  мероприятие и т. д. В настоящее время родителям доступен сайт Центра "Созвездие", на котором они могут ознакомиться с размещённой на нём информацией.

Информационный стенд – форма наглядного отражения деятельности Центра «Созвездие». Оформление стендов подчинено единым принципам, ведущими из которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и самим ребятам, и всем, приходящим в Центр.

Благодарственное письмо родителям  используется с целью информирования родителей о достижениях обучающихся, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу.

Тема семьи, взаимопонимания между членами семьи, а также между семьёй и педагогами является одной из самых важных в работе образовательной организации. Формирование такой системы взаимодействия родителей с педагогами создаёт благоприятные условия для свободного развития личности и формирует у детей ценностное отношение к семье.

В Центре "Созвездие" используются следующие формы работы

  • родительские собрания;
  • анкетирование родителей;
  • выставки творческих работ;
  • открытые занятия;
  • родительский лекторий;
  • творческие мастерские;
  • семейные праздники;
  • праздничные программы;
  • вечер отдыха;
  • конкурсы;
  • мастер – класс;
  • час общения;
  • тренинговое занятие для родителей;
  • круглый стол;
  • концерты;
  • спортивно – игровые программы;
  • экскурсия;
  • фестиваль.

Организация совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов

Сентябрь

  • “День открытых дверей” - презентация творческих объединений 
  • Конкурс рисунков “Моя семья”;
  • “Моя семья” - анкетирование.
  • Беседа для родителей  «Как стать другом для своего ребенка»

Октябрь

  • “Общение” – круглый стол  с родителями;
  • “Посиделки” - вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека;
  • Мастер - класс “Семь Я” – творческая мастерская;
  • “Осенний калейдоскоп” - семейный праздник.
  • «В здоровой теле-здоровый дух» - Конкурсно-спортивная программа.

Ноябрь

  • “Моя профессия” - родительское собрание с детьми.
  • “Мама-любимая моя” - праздничная программа, посвященная Дню матери;
  • “Мамочка моя ” - конкурс рисунков.
  • Беседа «Безопасность детей на дороге»

Декабрь

  • “С мамой вдвоем украсим свой дом” - выставка декоративно-прикладного искусства;
  • Беседа «Подросток и курение. Стадии табакокурения» (с применением презентации)
  • “Символ нового года” - мастер-класс для родителей;
  • “В гостях у Золушки” - новогодний праздник.

Январь

  • “Крещенский вечерок” - семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах;
  • “Чего родителям делать нельзя” - час общения родителей и психолога;
  • “Мастерилкино ” - мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта).
  • Круглый стол «Наши семейные традиции»

Февраль

  • “Семейный калейдоскоп” - конкурс семейных альбомов;
  • “Папы могут все, что угодно” - праздничная программа, посвященная Дню защитника Отечества;
  • “Семья, друзья и здоровье” - спортивно – игровая программа;
  • “Роль семейных традиций в воспитании детей” - родительский лекторий.
  • "Волшебная сила семьи"-конкурсно-семейная программа.

Март

  • “Проводы русской зимы” – конкурсно-игровая  программа  на русских народных традициях, обычаях, обрядах;
  • “А  ну-ка, мама” - праздничная программа ;
  • “Событие в моей семье” - конкурс на самый интересный рассказ о событии, произошедший в семье.

Апрель

  • “Остров семейных сокровищ” - выставка семейных работ;
  • “Светлая Пасха” - семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах;
  • “Наши звезды” - отчетный концерт.

Май

  • “Терем весёлых затей” - итоговый праздник творческих объединений;
  • “Моя семья” - конкурсная программа;
  • “Отдыхаем всей семьёй” – выход на природу.
  • “Удовлетворенность родителей работой Центра” - анкетирование.
  • Фестиваль детского творчества «Арбат». Награждение родителей и воспитанников грамотами, благодарственными письмами.
  • Итоговая выставка

Алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов

  1. Создание среды для знакомства, взаимодействия.
  2. Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
  3. Установление постоянного контакта с семьями.
  4. Организация проведения семейных праздников, накопление и анализ информации.
  5. Осуществление совместно с родителями разработок сценариев, обучение, репетиции.
  6. Организация и проведение традиционных встреч – семейных клубных дней.
  7. Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.
  8. Проведение конкурса “Моя семья”, где учитывается участие семей во всех конкурсах Центра "Созвездие".

Литература

  1. Кожурова О.Ю. Воспитательный потенциал семьи как основа семейной педагогики:
  2. Учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.
  3. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2015. – 218 с. Ил.
  4. Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.__ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРУЛЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ». (Из опыта работы).

Родительский патруль позволил нашим учащимся почувствовать себя защищенными, они стали менее восприимчивы к несправедливости окружающего мира, свойственно  детям « группы риска»....

Взаимодействие семьи и школы: из опыта работы

Рассматривается на личном опыте работы связь классного руководителя, родителей и учащихся в воспитании подрастающего поколения...

Метод проектов на уроках русского языка в 5-6 классах: взаимодействие учителя и учащихся ( из опыта работы по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)

Аннотация.В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адапт...

«Создание мультфильмов в ДОУ. Организация взаимодействия с родителями воспитанников» Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №15 «Жар-птица» Саврасовой М. Н.

Данная статья родилась после реализации проекта по созданию мультфильмов с воспитанниками логопедической группы в ДОУ. Она представляет ценный материал для коллег....

«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....

Проект "Детский сад и спорт" (из опыта работы)

Одним из приоритетных направлений детского сада по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание условий для сопричастности детей к важнейшим событиям в современно...

Доклад на педсовет «Опыт и особенности формирования информационного пространства взаимодействия семьи и школы (из опыта работы)»

Доклад на педсовет «Опыт и особенности формирования информационного пространства взаимодействия семьи и школы (из опыта работы)»...