Проект взаимодействия с родителями "Мы вместе" (из опыта работы)
статья на тему
Одним из важных и необходимых направлений в деятельности Центра "Созвездие", является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для реализации данного направления разработан проект работы с родителями воспитанников организации дополнительного образования "Мы вместе". Сотрудники Центра считают, что если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями: через организацию интересных форм работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности образовательной организации дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_roditeli.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования Советского района
«Центр «Созвездие» имени героя Советского Союза
генерал-полковника Гришина Ивана Тихоновича»
Современные пути взаимодействия с родителями в проекте «Мы вместе»
(из опыта работы педагога-организатора)
Автор:
Палиани Г.Н.,
педагог-организатор
г. Советский, 2016 год
Пояснительная записка
"Самое сложное в работе с детьми
– это работа с их родителями".
Одним из важных и необходимых направлений в деятельности Центра "Созвездие", является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для реализации данного направления разработан проект работы с родителями воспитанников организации дополнительного образования "Мы вместе". Сотрудники Центра считают, что если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями: через организацию интересных форм работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности образовательной организации дополнительного образования.
Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности.
Причины семейных проблем – неблагоприятный психологический климат. Следствием неблагополучного состояния семьи является и проблема здоровья детей. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально - обусловленных заболеваний – таких, как алкоголизм, наркомания. Социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, образовательные учреждения. Именно поэтому образовательным организациям и родителям необходимо объединить усилия по воспитанию детей.
Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. В нашем Центре работа с родителями – важнейшая составляющая воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.
Конечно, педагог дополнительного образования может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но не маловажна и работа педагога-организатора, особенно когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.
Цель и задачи проекта "Мы вместе" связаны с формированием системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей; стимулированием проявления в семьях здорового образа жизни; организацией и проведением совместных мероприятий: участием в соревнованиях, конкурсах и выставках.
В центре программы - предложение родительской общественности строить отношения семьи и образовательного учреждения через взаимодействие и партнерство. Это означает сотрудничество педагогов и родителей, направленное на развитие творческой атмосферы, интересной для всех субъектов образовательного процесса.
Основные направления деятельности
-приобщение родителей к педагогическому процессу;
-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и развития детей;
-привлечение родителей к участию в деятельности организации через культурно-досуговые мероприятия, поиск материалов и инструментов, необходимых для организации мероприятий, пробуждение интереса к успехам своего ребёнка.
Педагогический коллектив осуществляет основные направления деятельности программы, используя воспитательно-развивающую, просветительскую, коммуникативную, оздоровительную функции взаимодействия с семьёй.
Ожидаемые результаты
Активные формы работы с родителями дают возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создают условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, способствуют согласованному принятию совместных решений.
Социально-педагогические результаты работы с родителями
На уровне детей и родителей:
- разрешение личностных проблем детей и родителей;
-повышение компетентности родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.
На уровне организации:
- повышение результативности образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родителями.
Сегодня Центр "Созвездие" играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, создает творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель.
Деятельность Центра «Созвездие» и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и будут взаимодействовать на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.
Формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни организации и родительского коллектива. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами и др.
Мероприятия – организованная форма совместного досуга родителей и детей. Проводится с целью активного включения родителей в жизнь организации. Родители привлекаются и как участники, и как соорганизаторы мероприятий.
День открытых дверей – мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг.
Выставка – форма представления творческих работ воспитанников Центра «Созвездие». Может быть совместной с родителями. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи.
Творческий отчёт перед родителями – традиционная форма работы с родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом организации. Используются разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой деятельности объединения: выставка, соревнования, концерты, мероприятие и т. д. В настоящее время родителям доступен сайт Центра "Созвездие", на котором они могут ознакомиться с размещённой на нём информацией.
Информационный стенд – форма наглядного отражения деятельности Центра «Созвездие». Оформление стендов подчинено единым принципам, ведущими из которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и самим ребятам, и всем, приходящим в Центр.
Благодарственное письмо родителям используется с целью информирования родителей о достижениях обучающихся, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу.
Тема семьи, взаимопонимания между членами семьи, а также между семьёй и педагогами является одной из самых важных в работе образовательной организации. Формирование такой системы взаимодействия родителей с педагогами создаёт благоприятные условия для свободного развития личности и формирует у детей ценностное отношение к семье.
В Центре "Созвездие" используются следующие формы работы
- родительские собрания;
- анкетирование родителей;
- выставки творческих работ;
- открытые занятия;
- родительский лекторий;
- творческие мастерские;
- семейные праздники;
- праздничные программы;
- вечер отдыха;
- конкурсы;
- мастер – класс;
- час общения;
- тренинговое занятие для родителей;
- круглый стол;
- концерты;
- спортивно – игровые программы;
- экскурсия;
- фестиваль.
Организация совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов
Сентябрь
- “День открытых дверей” - презентация творческих объединений
- Конкурс рисунков “Моя семья”;
- “Моя семья” - анкетирование.
- Беседа для родителей «Как стать другом для своего ребенка»
Октябрь
- “Общение” – круглый стол с родителями;
- “Посиделки” - вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека;
- Мастер - класс “Семь Я” – творческая мастерская;
- “Осенний калейдоскоп” - семейный праздник.
- «В здоровой теле-здоровый дух» - Конкурсно-спортивная программа.
Ноябрь
- “Моя профессия” - родительское собрание с детьми.
- “Мама-любимая моя” - праздничная программа, посвященная Дню матери;
- “Мамочка моя ” - конкурс рисунков.
- Беседа «Безопасность детей на дороге»
Декабрь
- “С мамой вдвоем украсим свой дом” - выставка декоративно-прикладного искусства;
- Беседа «Подросток и курение. Стадии табакокурения» (с применением презентации)
- “Символ нового года” - мастер-класс для родителей;
- “В гостях у Золушки” - новогодний праздник.
Январь
- “Крещенский вечерок” - семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах;
- “Чего родителям делать нельзя” - час общения родителей и психолога;
- “Мастерилкино ” - мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта).
- Круглый стол «Наши семейные традиции»
Февраль
- “Семейный калейдоскоп” - конкурс семейных альбомов;
- “Папы могут все, что угодно” - праздничная программа, посвященная Дню защитника Отечества;
- “Семья, друзья и здоровье” - спортивно – игровая программа;
- “Роль семейных традиций в воспитании детей” - родительский лекторий.
- "Волшебная сила семьи"-конкурсно-семейная программа.
Март
- “Проводы русской зимы” – конкурсно-игровая программа на русских народных традициях, обычаях, обрядах;
- “А ну-ка, мама” - праздничная программа ;
- “Событие в моей семье” - конкурс на самый интересный рассказ о событии, произошедший в семье.
Апрель
- “Остров семейных сокровищ” - выставка семейных работ;
- “Светлая Пасха” - семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обычаях, обрядах;
- “Наши звезды” - отчетный концерт.
Май
- “Терем весёлых затей” - итоговый праздник творческих объединений;
- “Моя семья” - конкурсная программа;
- “Отдыхаем всей семьёй” – выход на природу.
- “Удовлетворенность родителей работой Центра” - анкетирование.
- Фестиваль детского творчества «Арбат». Награждение родителей и воспитанников грамотами, благодарственными письмами.
- Итоговая выставка
Алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов
- Создание среды для знакомства, взаимодействия.
- Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
- Установление постоянного контакта с семьями.
- Организация проведения семейных праздников, накопление и анализ информации.
- Осуществление совместно с родителями разработок сценариев, обучение, репетиции.
- Организация и проведение традиционных встреч – семейных клубных дней.
- Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.
- Проведение конкурса “Моя семья”, где учитывается участие семей во всех конкурсах Центра "Созвездие".
Литература
- Кожурова О.Ю. Воспитательный потенциал семьи как основа семейной педагогики:
- Учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.
- Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2015. – 218 с. Ил.
- Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРУЛЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ». (Из опыта работы).
Родительский патруль позволил нашим учащимся почувствовать себя защищенными, они стали менее восприимчивы к несправедливости окружающего мира, свойственно детям « группы риска»....
Взаимодействие семьи и школы: из опыта работы
Рассматривается на личном опыте работы связь классного руководителя, родителей и учащихся в воспитании подрастающего поколения...
Метод проектов на уроках русского языка в 5-6 классах: взаимодействие учителя и учащихся ( из опыта работы по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)
Аннотация.В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адапт...
«Создание мультфильмов в ДОУ. Организация взаимодействия с родителями воспитанников» Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №15 «Жар-птица» Саврасовой М. Н.
Данная статья родилась после реализации проекта по созданию мультфильмов с воспитанниками логопедической группы в ДОУ. Она представляет ценный материал для коллег....
«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....
Проект "Детский сад и спорт" (из опыта работы)
Одним из приоритетных направлений детского сада по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание условий для сопричастности детей к важнейшим событиям в современно...
Доклад на педсовет «Опыт и особенности формирования информационного пространства взаимодействия семьи и школы (из опыта работы)»
Доклад на педсовет «Опыт и особенности формирования информационного пространства взаимодействия семьи и школы (из опыта работы)»...