Метод проектов на уроках русского языка в 5-6 классах: взаимодействие учителя и учащихся ( из опыта работы по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Аннотация.В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Проектный метод позволяет включить учащихся в такой процесс. Дидактическая система УМК  по русскому языку под редакцией  А.Д.Шмелёва  позволяет эффективно организовать проектную деятельность учащихся.

 

Ключевые слова: проектный метод, ситуация успеха,  деятельностный подход,  компетнтностный подход, метапредметные результаты, универсальные учебные действия  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках русского языка в 5-6 классах: взаимодействие учителя и учащихся  

 ( из опыта работы  по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)

Аннотация.В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Проектный метод позволяет включить учащихся в такой процесс. Дидактическая система УМК  по русскому языку под редакцией  А.Д.Шмелёва  позволяет эффективно организовать проектную деятельность учащихся.

Ключевые слова: проектный метод, ситуация успеха,  деятельностный подход,  компетнтностный подход, метапредметные результаты, универсальные учебные действия                   

В соответствии с требованиями ФГОС актуальным в образовательном процессе  становится использование  методов  обучения, направленных на развитие личности обучающихся. Большую роль в этом играют  учебно-методические комплекты (УМК).

Верхнеподпольненская  школа с 2012/2013 года является пилотной площадкой по апробации УМК по русскому языку  под редакцией Алексея Дмитриевича Шмелёва. Дидактическая система  учебника позволяет учителю  эффективно реализовать в системе обучения принцип деятельности и предметности (В.В. Давыдов) на основе  выполнения проектных  заданий как одной из новых форм учебной деятельности школьников.

Метод проектов – это дидактическая категория, которая обозначает систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, а также той или иной деятельностью.

Учебный проект как технология

Основная ценность проекта – общий конечный результат.

Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.

Мотивация:

  1. Определение цели проекта и этапов достижения цели;
  2. Распределение ролей и планирование работы.

Этапы работы:

  1. Сбор информации.
  2. Обсуждение данных, систематизация.
  3. Выдвижение гипотезы.
  4. Подготовка сценария.
  5. Выбор способов представления результатов.
  6. Распределение ролей для защиты.
  7. Защита (презентация).
  8. Коллективное обсуждение защиты, оценка.

        Использование метода проекта на уроках русского языка  направлено на комплексное решение современных образовательных задач:

 -  направить процесс обучения на достижение личностных результатов. Например, расширить   знания учащихся о языке и мире, о роли языка в жизни человека и общества. Так, в  проектном задании упражнения № 6 (глава I «О языке и речи», часть I) предлагается найти информацию  о том, какие языки, кроме русского, используют в своем общении жители вашего региона. При выполнении задания  упражнения № 7  (глава II «На каком языке мы говорим», частьI) учащимся предлагается понаблюдать за речью жителей той местности, где они живут, и отметить те слова, которые произносятся не так;

 -  сориентировать учебный процесс на результат: подготовить рассказ о Российской Федерации и регионе, включив приведённые в учебнике факты и найденную информацию. Или собрать факты всем классом и при помощи учителя ответить на вопрос: употребляется ли в вашем регионе диалект русского языка (упражнение № 7, глава II «На каком языке мы говорим», частьI);

 - формировать целостную систему универсальных учебных действий. Например, способность извлекать информацию из различных источников, умение вести самостоятельный поиск информации, овладение приёмами отбора и систематизации материала. Так, упражнение № 103, глава I, частьI дано задание: «Начните выполнять проектное задание «Карточки для словарной работы», используя материал главы I». Это задание ориентирует пятиклассников на достаточно сложные для написания  и употребления в устной речи слова: коллаж, фотоколлаж, иллюстрация, таблица, биография, энциклопедия, лингвистика, филолог…Такая работа активизирует словарный запас учащихся.

Проектное задание  предполагает повторяемость и периодичность,  что позволяет учителю и учащимся в конце каждого раздела и в конце учебного года возвращаться к заданиям подобного типа.

В организации проектной деятельности особую роль играет УМК. Безусловно, ни проектная деятельность, ни  метод проектов не являются новостью в образовательном процессе. Однако в УМК по русскому языку под редакцией А.Д.Шмелева проектная деятельность дана в целостной системе.

Работа над проектом идет и в 5, и в 6 классах. Авторы учебника определяют деятельность учащихся как предпроектную, так и проектную: это индивидуальная работа над проектом, работа в паре и работа в группе.

Таким образом, проектная деятельность различается по видам деятельности. Выполнение одних проектов целесообразно проводить индивидуально, другие проекты требуют работы в парах. Над большими проектами работает целая группа.

В приложении к учебнику для 5 класса предлагается выбрать для себя творческое задание. Для работы в группе рекомендуется следующий проект: «Наш словарь». Составление словаря – очень серьезная и кропотливая, но интересная работа. Ученикам предлагается создать словарь, которого не будет больше ни у кого на свете. Очень важно решить, какие слова войдут в словарь и как станут их описывать ученики.

Другой проект для работы в группе – это составление карточек для словарной работы. Причем эти карточки могут быть самыми разными, предназначенными для орфографической, орфоэпической, лексической работы. Главное, чтобы карточки были красиво оформлены, слова четко написаны, примеры выделены.

Для работы в паре предлагается выполнить следующие проекты по темам: «Виды письменности», «Лингвистическая сказка», «Весёлая лингвистика». При выполнении проекта «История письменности» надо собрать информацию о том, как развивалась письменность в разные времена и у разных народов. Проект «Лингвистическая сказка»  подразумевает создание одной или несколько сказок  на основе знаний, полученных на уроке русского языка. А проект «Веселая лингвистика» дает возможность проявить фантазию при создании рисунков, схем, иллюстрирующих различные языковые явления, орфограммы, правила пунктуации.

Индивидуальный проект «Мой словарик» нацелен на развитие орфографической зоркости. Ученик, изучив свои ошибки, сделает словарик. А для тех, кто любит творческую работу, есть проект «Рукописная книга». В эту книгу можно поместить стихи, рассказы, сказки. Необходимо будет нарисовать иллюстрации к текстам, придумать интересную обложку, титульный лист, оглавление, закладку.  

Эти большие проекты могут быть выполнены, если учащиеся получат опыт работы с небольшими проектными заданиями, которые даны в определенных упражнениях.  Такая работа запланирована как индивидуально, так и в парах, и в группах.

Работа в паре в последнее время употребляется гораздо чаще. В УМК по русскому языку под редакцией А.Д.Шмелева такая форма работы запланирована достаточно часто.

Например, в упражнении 73 предлагается обсудить тему «Усердней каждый день гляжу в словарь». Учащимся необходимо записать свое мнение и вывод, к которому придут в конце беседы. В этом случае важно уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, устанавливать общую точку зрения, спрашивать и интересоваться чужим мнением.

Работа в группе  достаточно важна для учебного процесса, так как позволяет создать учебную мотивацию, пробудить познавательный интерес, стремление к успеху и одобрению.

В учебнике представлены упражнения, рекомендованные для работы в группе. В упражнении 109 дается следующее задание к картине В.Г.Перова «Охотники на привале»: «Рассмотрите репродукцию картины. Как вы думаете, отражает ли картина основную мысль, тему прочитанного вами рассказа? Выскажите и аргументируйте свое мнение.  Какие вводные слова вы можете использовать, чтобы подчеркнуть порядок следования ваших аргументов, сделанный вами вывод?» Наполняемость класса позволяет распределять их на несколько групп по 4 человека в каждом. Задание предлагается не каждому человеку, а всей группе.

Работа в группе позволяет устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.      

В 6 классе работа над проектами продолжается. Однако темы проектных заданий объединяются в определенные группы. Во-первых, это проекты, результаты которых вы сами можете использовать на уроках русского языка. Во-вторых, это проекты, которые позволяют вам познакомиться с интересной информацией, или провести опрос, или взять интервью, чтобы проанализировать и обобщить собранные факты. В-третьих, это проекты для тех, кто интересуется лингвистикой и хочет провести серьезное исследование по лингвистической теме. В-четвертых, это игровые проекты для тех, кто может придумать правила и условия проведения викторины, конкурса, написать сценарий и организовать их проведение. В-пятых, это интернет-проекты. В-шестых, это проекты для тех, кто хочет попробовать свои силы в литературном или художественном творчестве. В рамках эти проектов планируется работа в группе, работа в паре и индивидуальная работа.

В рамках проектов для тех, кто интересуется лингвистикой и хочет провести серьезное исследование по лингвистической теме, планируется:

Работа в группе

1.Устная речь ребят нашего класса

2. Школьный жаргон

3. Употребляется ли в нашем регионе диалект русского языка?

Работа в паре

4. Речевые ошибки ребят нашего класса.

5. Способы словообразования сложных слов в математике, биологии, физике

Индивидуальные проекты

6. Речевой этикет в школе

Эти темы проектных заданий включены в систему работы на уроках. Так в в упражнении 14 (6 кл. гл. 1) предполагается работа в паре.  Надо составить словосочетания прил.+сущ., подобрав к каждому существительному подходящее прилагательное.

В упражнении 69 (6 класс, гл.4) запланирована работа в группе: «Найдите на карте этот природный памятник. Разработайте маршрут по карте: на каком транспорте и через какие населенные пункты из вашего города (села) можно добраться до него. Напишите своим друзьям письмо с объяснением, как добраться до этого места».

В упражнении 110 дается проектное задание: «Подготовьте выступление на тему «Что мне удалось открыть для себя благодаря словарю С.И.Ожегова». Начните свое выступление кратким рассказом об ученом-лексикографе».

Такая система позволяет учителю добиваться эффективной работы на уроке. Во-первых, учителю не надо самому придумывать проекты и подгонять их к тому учебнику, по которому он работает. Во-вторых, учащиеся получают опыт проектной деятельности при работе с учебником. В-третьих, некоторые упражнения включают в себя минипроектные задания.

Современный мир требует от человека мобильности, умения действовать и получать необходимые знания. Именно для реализации этой цели во ФГОСах определен деятельностный подход к обучению, в том числе и на уроках русского языка. В чем особенность деятельностного подхода? В том, что ученик сам добывает необходимую информацию.

В обновляющемся мире важно уметь работать с информацией: получать ее, воспринимать, анализировать, перерабатывать. Именно работа с проектными заданиями должна научить учащихся работать с информацией как таковой. Например, в упражнении 73 (6 класс, глава 1) надо прочитать текст, выбрать себе соавторов и придумать продолжение текста. Попутно необходимо выполнить важное условие: в тексте должны быть изученные орфограммы, чтобы его можно было использовать как упражнение.

Другой аспект деятельностного подхода – это работа с разными источниками информациями. Наиболее используемый источник информации – книга. В учебнике русского языка работе с книгой уделяются традиционно большое значение. Так, упражнение 83 (6 класс, гл. 3) нацеливает ребят на сбор и анализ лингвистической информации: «Слова из какого иностранного языка используются в тексте статьи? Подберите примеры сложносокращенных русских слов, которые образованы путем соединения начальных букв слов иностранного языка».

Наряду с этим традиционным источникам информации, авторы учебника обращаются и к другим менее апробированным, но часто используемым во внеурочное время. Работе с аудиоинформацией уделяется не просто большое значение, она дается в определенной системе. Есть и проектные задания, направленные на получение информации, источником которой являются аудиозапись. В упражнение 15 (6 класс, гл. 1) предлагается прослушать отрывок и выписать из него существительные в два столбика; 1) в форме единственного числа; 2) в форме множественного числа.

Другой разновидностью информации, воспринимаемой на слух, является информация, получаемая от других людей во время общения.  В упражнении 129 (6 класс, глава 2) дано следующее задание: «Добавьте к этому списку слова, в которых допускают орфоэпические ошибки ваши одноклассники. Для этого вам понадобится понаблюдать за речью одноклассников. Соберите материал, записывая речевые ошибки на диктофон. Договоритесь с участниками вашего эксперимента – все они добровольно должны дать согласие на участие в нем. Уважительное отношение друг к другу – обязательное условие любого научного исследования».

В нашу жизнь вошел Интернет. Задача учителя – научить учеников правильно им пользоваться. Учащийся должен знать, как получить необходимую информацию по тому или иному вопросу. В упражнении 52 учащимся предлагается прочитать отрывок и найти лексику ограниченного употребления. Это слова, которыми архангельские моряки обозначают очень важные для них явления природы. Чтобы определить их значение, учащимся понадобится «Морской словарь» К.И.Самойлова (http: // dic.academic.ru / contents.nsf /  sea/).

Следующие источники информации – таблица, символы, схемы. Работе с ними тоже нужно учить. Если работа с лингвистической таблицей, схемой достаточно традиционна, то работа с различными символами является  новой. Но такой способ получения информации также очень важен. Проектное задание упражнения 12 (5 кл., гл.2) нацелено на это: «Каждая группа должна подобрать примеры разных звуков и объяснить их значение. Какие знаки вы используете при изучении разных предметов. При работе с компьютером и мобильным телефоном? Какие знаки вы видите на улицах? Представьте результаты вашей работы классу. Определите, чьё выступление вызвало большой интерес».  

Есть проектные задания, где требуется использовать различные источники информации: книга и Интернет или аудиозапись, книга, Интернет. В упражнении 151 (5 кл., гл. 6) предлагается такая работа с разными источниками информации: «Расспросите старших о легендах вашего края, города (села) или об истории возникновения названия реки, горы, улицы, исторической постройки в вашем городе. Запишите их устные рассказы на диктофон (или под диктовку), уточните информацию в краеведческом музее, библиотеке, Интернете. Письменно изложите собранные факты, нарисуйте или подберите иллюстрации к своему рассказу. Подготовьте презентацию в классе».

 В учебнике запланированы проектные задания,  выполнение которых предполагает как и работу с самим учебником, так и получение дополнительной информации. Так упражнение № 27 (6 класс, 1 глава) можно выполнить, прочитав текст, а затем прослушать текст, проверив свои предположения.  

У ученика должна быть возможность для выполнения проектного задания. Мало поставить цель, надо дать возможность ее достичь. Во-первых, должен быть представлен фактический материала, и во-вторых, ему должен быть предложен путь оформления этого содержания. В УМК по русскому языку под ред. А.Д.Шмелева заложена система подготовки к выполнению проектного задания. Работа над проектом идет предварительно на предыдущих уроках при выполнении упражнений, направленных на усвоение правописания, синтаксиса, грамматики. Так, при выполнении проектного задания написать о музее Грина ученики обращаются к упражнениям, которые они выполняли на предыдущих уроках. Теперь эта разрозненная информация должна предстать как единое целое. Другой пример, это работа с лингвистической информацией. При написании доклада о значении деепричастия учащиеся должны обратиться и к лингвистической информации, и к текстам упражнения для подтверждения своих выводов. Предлагают авторы учебника и жанровое оформление: краткое устное сообщение, доклад, лингвистическая сказка. Само проектное задание должно расширить мир представлений учащихся.

Однако мало уметь работать с информацией как таковой. Важно уметь воспроизводить в новом формате. Именно проектная деятельность позволяет представить конечный продукт в различных формах: это и сообщение, и альбом, и стенгазета, и стендовый доклад и, собственно, сам проект как форма организации определенной информации.

Большое значение для работы над проектом имеет его вариативность. Проектное задание как неотъемлемый компонент учебного процесса в УМК А.Д.Шмелёва целенаправленно подготавливает учащихся к проектной деятельности, предоставляя им право выбора задания проекта, что способствует развитию мотивации учебной деятельности. Так, в упражнении № 115 (глава II, часть I) предложено на выбор три проектных заданий.

В первом проектном задании надо подготовить рассказ об экслибрисах. К выполнению данного проектного задания учащихся подготавливает материал упражнений № 35 (глава I, часть I) и № 90 (глава II, часть I), которые содержат тексты, рассказывающие об экслибрисах.

Основываясь на полученной информации, учащиеся находят в Интернете или в библиотеке репродукции картин художников, упомянутых в одном из этих текстов. Результат своей работы учащиеся должны оформить в виде постера: наклеить скопированные или сфотографированные иллюстрации, сделать подписи, указать названия картин, фамилию и инициалы художника. С целью развития у обучающихся  умения самостоятельного приобретения знаний  авторы предлагают задание: попробовать отыскать информацию о сделанных ими экслибрисах.         Итог работы – сообщение и презентации, подготовленные пятиклассниками.

Для того чтобы выполнить это задание, целесообразно познакомить учеников с такой формой подачи материала как постер.

Одним из форм проектной деятельности является стендовый доклад (сообщение, постер). Стендовый доклад должен, во-первых, привлечь и удержать внимание к представленной идее, а во-вторых, он используется как средство обмена информации.

Каковы же требования к стендовому докладу? Они следующие:

  1. Наглядность. При беглом просмотре возникает представление о тематике и характере выполненной работы.
  2. Соотношение иллюстративного и текстового материала устанавливается примерно 1:1.
  3. Оптимальность. Количество информации должно позволить полностью изучить стенд за 1-2 минуты.
  4. Популярность. Информация должна быть представлена в доступной форме.

Схема составления стендового доклада может быть следующей:

  1. Формулирование идеи.
  2. Чтение инструкций и определение формата постера.
  3. Планирование содержимого.
  4. Точное определение содержимого: текст, фотографии, рисунки цвета.
  5. Разбивка листа примерные наброски.
  6. Исправление ошибок.
  7. Процесс создания и окончательного оформления. Представление стендового доклада.

Познакомившись с требованиями к стендовому докладу и этапами работы над ним, учащиеся могут приступать к его реализации, так как есть определенный фактический материал, и определена форма его представления.

Второе проектное задание адресовано учащимся, которые интересуются  историей письменности: какие школьные предметы затрагивают тему о создателях славянской  азбуки и о самой азбуке? Составьте вопросы к этой теме. Выберите самые интересные вопросы и проведите викторину «История букв» на одном из уроков повторения.

Третье проектное задание даёт учителю возможность  развивать у школьников творческую активность. Им  предлагается составить план или написать сценарий праздника «День славянской письменности и культуры».

Как же правильно работать над проектом? Для этого нужно определить этапы проекта, роль учителя и учащихся, критерии оценивания работы и форму представления.

Работа над общешкольным проектом «День славянской письменности и культуры» проходит в следующей последовательности:

первый этап  - разработка  проектного задания;    

второй этап -  планирование  проектной деятельности. Формулируются темы и распределяются задания по группам, выбираются формы работы (индивидуальная, парная, групповая), распределяются роли,  разрабатываются критерии оценивания выполненных заданий, утверждаются сроки и разрабатывает график промежуточной отчетности. Обсуждается ход защиты;

третий этап – самостоятельное выполнение работы;

четвертый этап  – представление работ;

пятый этап – рефлексия (самооценка и взаимная оценка).

Метод проектов предполагает разнообразие ролей учителя и учащихся.

В чем же особенность деятельности учителя? Его роль зависит от этапов работы над проектом.

На первом этапе учитель может предложить школьникам  общий сценарий праздника, включить в сценарий уже составленные ими  интересные вопросы для викторины «История букв», подготовленные сообщения об экслибрисах, составителях азбуки и алфавита, а также предложить подготовить сообщения на темы:  «История нашей азбуки», «О славянском алфавите и его создателях», «Из истории букв», «От кириллицы до современного алфавита», «Что я знаю об инициалах?», «Будущее нашего письма» и др.

На втором этапе учитель помогает распределить задания по группам, выбрать форму работы (индивидуальную, парную, групповую). Учитель контролирует распределения ролей учащихся в работе над проектным заданием.

На третьем этапе роль учителя иная: он – консультант, наставник, советчик. Учитель помогает учащимся в обеспечении литературой, необходимой  информацией, контролирует соблюдение графика отчётности, диагностирует атмосферу в группах и назначает эксперта.

На четвертом этапе он консультирует ребят по вопросу, соответствует ли форма представления содержанию материала.

На пятом этапе он регулирует психологический климат в детском коллективе, следит за тем, чтобы при самооценке и взаимооценивании все происходило в корректной форме. Нельзя допустить, чтобы дух соревнования перешел в ссору и раздор.

Педагогическая деятельность учителя

  1. Целеполагание

  1.  Выбор содержательной модели.

  1. Моделирование учебного процесса:

А) осмысление способов, приемов, средств мотивации;

Б) планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладение системой умения;

В) организация процесса рефлексии.

  1. Анализ процесса учителем.

           Роль учеников также зависит от этапов проекта.         

На первом этапе учащиеся уже знакомы с темой, поэтому больше внимания уделяется  целям проекта, результату совместной деятельности, Ученик разрабатывают общий сценарий проведения общешкольного мероприятия, намечают и формы представления результатов своей работы

На втором этапе учащиеся выбирают себе определенную роль. Какова же может быть роль ученика при выполнении проектного задания?  разрабатывают критерии оценивания выполненных заданий, утверждают сроки  и разрабатывают график промежуточной отчетности.

На третьем этапе ученик работает самостоятельно, но если он встречает трудности, то консультируется с учителем.

Четвертый этап – это выполнение той роли, к которой он готовился на протяжении всего времени.

На пятом этапе ученик учится анализировать свою работу и работу своих товарищей.

Модель исследовательской деятельности учащихся

  1. Постановка проблемы.

  1. Прояснение неясных вопросов.

  1. Формулировка гипотезы.

  1. Планирование учебных действий.

  1. Сбор данных.

  1. Анализ и синтез данных.

  1. Подготовка сообщений.

  1. Выступление с сообщениями.

  1. Ответы на вопросы, корректировка.

  1.  Обобщение, выводы.

  1.  Самооценка.

Безусловно, только совместная деятельность учителя и учащихся позволит достичь запланированных результатов.

Самое главное – это изменение роли учителя и ученика. Меняется роль учителя. Это не только носитель информации, но и организатор деятельности, консультант и коллега по решению проблемы. Меняется и роль ученика: он не просто получает информацию по предмету, а совершает созидательную творческую работу. Работа над проектом позволит выстроить бесконфликтную педагогику, пережить вдохновение творчеством, превратить процесс обучения в созидательную творческую работу.

Какие же задания предлагают авторы УМК? Чтобы деятельность учителя и учащихся была более продуктивной, попытаемся их классифицировать.

Проекты могут быть предметными и социальными. Таким предметным проектом может быть работа под названием «Это удивительное имя существительное». Заинтересует учащихся и такой социальный проект, как  «Нужна ли защита нашему языку?»  В таком случае знания по русскому языку помогают учащимся отстаивать свою позицию по определенному вопросу. Социальный проект может и не касаться непосредственно лингвистических тем, но создание творческих работ определенных жанров учит владению речью. Так социальный проект – создание календаря с противопожарной тематикой – учит правилам поведения при пожаре и его предотвращению в определенных речевых жанрах.    

По компетентности проекты направлены на развитие культуроведческой, языковой и коммуникативной компетенций. Причем такая работа носит системный характер.

Работу над развитием культуроведческой  компетенции  можно проследить, выполняя ряд упражнений. Так общей темой упражнений 10 (6 класс, гл. 5), 65(6 класс, гл. 5), 66(6 класс, гл. 5), 80(6 класс, гл. 5) является музей А.Грина. Упражнения 83, 97, 153 рассказывают об осьминогах. Ряд упражнений (115, 134) знакомит учащихся со станциями в Арктике и Антарктике. Само проектное задание дано в упражнении 187: «Напишите небольшой текст научно-популярного стиля (заметку для школьного журнала, сайта) по материалам прочитанных в главе текстов, например: «Музей А.Грина», «Осьминоги», «Станции в Арктике и Антарктике». Вы можете выбрать и более строгий научный стиль, если воспользуетесь дополнительным материалом».

Работа над языковой компетенцией идет по всей главе. В конце дается проектное задание: «Напишите сочинение и подготовьте устное выступление на тему «Почему в русском языке нельзя обойтись без деепричастия?». Жанр выступления вы можете выбрать самостоятельно (лингвистическая сказка, доклад по материалам изученной главы). Выполнение проектных заданий создаёт условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников; соотносят поставленную деятельность и условия её достижения; развивают у себя исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, анализ, построение гипотез, обобщение); развивают системное мышление, разрабатывают программу действий по реализации проекта в соответствии с собственными возможностями; осуществляют рефлексию.  

Работа над коммуникативной компетенцией может включать в себя различные виды речевой деятельности. В упражнении 25(6 кл., гл 6) рассказывается о происшествии с собакой. Далее следует задание: «Один из вас  - участник происшествия с собакой, а второй – репортер школьной газеты, которому нужно написать заметку об этом происшествии. Разыграйте диалог-интервью. Затем запишите свои версии происшествия (от лица участника и от лица журналиста). Используйте все причастия и глаголы из прочитанных предложений, добавьте новые».

Такие проектные задания развивают культуру межличностного общения. Например, задание упражнения № 12 (глава II,  часть I) предусматривает  работу в группе, где сам учащийся выбирает свою роль: одни собирают сведения, другие их анализируют, третьи делают сообщения. Каждая группа должна подобрать примеры употребления разных знаков и объяснить их значение. В зависимости от уровня подготовленности класса, интересов и склонностей учащихся им можно предложить различные объекты изучения: первая группа изучает, какие знаки используются при изучении учебных предметов; вторая рассматривает знаки, используемые при работе с телефоном и компьютером; третья сообщает, какие знаки, она увидела на улице. Свои результаты работы каждая группа представляет на уроке.  Независимое жюри определяет, чьё выступление вызвало больший интерес.

Другой аспект выполнения проектных заданий – сроки выполнения: они могут быть как краткосрочными, так и продолжительными по времени. Работа над проектами может занимать различное время. Так для выполнения одних проектов достаточно того времени, что отводится на уроке, другие выполняются во внеурочное время.  

В упражнении 24 предлагается краткосрочное игровое задание: «Разбейтесь на команды и записывайте ответы на вопрос. Выиграет та команда, которая ответит на все вопросы правильно».

Проектная деятельность, заданная в упражнении 79, предлагает следующую деятельность: «Подготовьте компьютерную презентацию, альбом или стенную газету на тему «Достопримечательности нашего города (села, района)». Побеседуйте об этом со старшими, найдите информацию в книгах. Подберите иллюстрации, напишите названия достопримечательностей. Проверьте, правильно ли вы написали имена собственные». Конечно, такая деятельность требует большого времени.

Сами по себе проекты могут быть практико-ориентированными, творческими, исследовательскими, игровыми, информационными.

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, методики обработки результатов. Отличие исследовательского проекта в том, что учащиеся проводят свои небольшие научные изыскания. В упражнении 53 (6 кл., гл. 4) дано такое исследовательское задание: «Используете ли вы жаргонные слова в общении с одноклассниками? Составьте словарик жаргона вашего класса. Подберите к каждому жаргонному слову несколько синонимов из литературного языка. Подумайте, в каких ситуациях можно использовать подобранные вами синонимы». Что потребуется от ученика?  Во-первых, обратиться к теории и вспомнить, сто такое жаргонизмы. Во-вторых, понаблюдать за речью своих товарищей и выбрать жаргонизмы. В-третьих, дать их лексическое значение. В-четвертых, подобрать несколько синонимов. В-пятых подумать, уместно ли употребление жаргонизма в речи. Вполне возможно, что ученик придет к выводу о неуместности в определенной речевой ситуации употребления жаргонизмов.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только результат работы (выпущенная газета, видеофильм). В упражнении 31 дан другой тип заданий, работа с репродукцией картины. Нужно придумать и записать диалог персонажей картины. Безусловно, такое творческое задание пробуждает фантазию, учит мыслить: надо вспомнить пунктуационные правила оформления диалога. Однако это творческое задание подразумевает и практическую работу. Вместе с выполнением практического задания учащиеся учатся управлять поведением партнера, т.е. проводить контроль, коррекцию, оценку действиям партнера. Учатся и умению убеждать.  

В игровых структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. Так в 6 классе учащимся предлагается написать деловые бумаги от лица сказочных персонажей, при этом участники проекта должны соблюдать ряд условий.      

Информационные проекты нацелены на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат презентация. Результатом информационных проектов может быть стенгазета.

В практико-ориентированных проектах четко обозначен результат, тщательно продумана структура, четко определена функция каждого участника, координируются все этапы работы.

В 5 классе упражнение 69 предлагается выполнить, работая в паре. Учащиеся должны придумать и записать предложения с прямой речью, соответствующие схемам. Рассказать о схемах предложений с прямой речью по образцу. Задание направлено на проверку предметных знаний по теме «Предложения с прямой речью», на проверку умений строить свою речь. Одновременно ученики учатся взаимодействовать друг с другом, с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Такая практико-ориентированная работа нацелена на развитие ЗУНов учащихся, которые вырабатываются при выполнении определенного задания.

Выполнение проектных заданий имеет свои трудности. Рассмотрим, какие трудности может испытывать ученики на примере упражнения 86 (6 класс, гл.): «Напишите сочинение и подготовьте устное выступление на тему «Почему в русском языке нельзя обойтись без деепричастия?» Жанр выступления вы можете выбрать самостоятельно (лингвистическая сказка, доклад по материалам изученной главы)». Чтобы учащимся было легче ориентироваться в проектном задании, они могут обратиться к памяткам и инструкциям.

Ученик при выполнении проектного задания выбрал форму научного доклада. И в этом случае ему поможет памятка.

Этапы работы над научно-исследовательским (учебно-исследовательским) проектом

Определи тему своего проекта.

В чем ее актуальность?

В чем ее оригинальность?

В чем ее новизна для тебя? Для класса?

Определи рамки темы.

Дай ее точную формулировку.

Определи ракурс проблемы, в которой будет рассмотрена тема.

Поставь цель исследования.

Наметь задачи, которые помогут ее решить.

Подумай, каким образом будет решена гипотеза твоего исследования.

Определи объект исследования.

Определи предмет исследования.

Приступай к отбору материала.

Создай таблицы, схемы, которые помогут представить результат исследования.

Напиши работу в определенном жанре.

Это памятка общего характера. В ней даются советы, как правильно определить тему, проблему, поставить цель, доказать актуальность, указать гипотезу, методы работы.

Вначале учащиеся определяет тему своего проекта. Ученики должны понять, о чем они хотят рассказать. Одновременно встает вопрос и об актуальности данного проекта. Одна тема может быть актуальна для одного урока, другая – для ряда уроков, а третья может выйти за рамки уроков и стать основой общешкольного проекта.  Тема должна быть оригинальной, в ней должен быть элемент неожиданности. Тема должна быть определена в точных формулировках.

Проблема – это следующее, о чем рассуждают ученики. Проблема и тема – это не одно и то же. Проблема как бы определяет ракурс, в котором будет освещена тема. Проблема – это стержень, основа всей работы. Проблему можно сформулировать в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической и практической основы.

Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования.

Цель исследования определяет тактику исследования – последовательность исследовательских шагов (исследовательских задач), посредством которых будет решена проблема.

Большего всего вызывает трудность в определении гипотезы. Одним из  способов определения гипотезы является  выдвижение варианта решения проблемы. Это пробное решение, которое необходимо проверить и доказательно обосновать в ходе исследования.

Необходимо определить объект исследования и предмет исследования. Объект исследования – это область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема.

Предмет исследования более узок и конкретен; это часть системы или процесс, протекающий в системе.

Научная новизна проекта определяется для учащихся 5-6 классов применительно их знаний.

Результаты исследования могут подкрепляться моделями, диаграммами, таблицами.  

Безусловно, такая таблица определяет общий ход работы. Но если ученик испытывает трудности при выполнении  определении  части проекта? В этом случае помогут вопросы, направленные анализ способов решения проблем. В упражнении 97 (6 кл., гл7) предлагается узнать дополнительные факты из истории корабля «Васа»: почему именно этот корабль сохранился; в каком городе он выставляется в музее. Подготовьте выступление в классе».

Для описания события можно предложить учащимся цепочку вопросов. Данная технология поможет охарактеризовать любой процесс.

№ п/п

Вопрос

На раскрытие какого элемента направлен?

1

Кто?

Субъект

2

Что?

Объект

3

Зачем?

Цель

4

Где?

Среда

5

Чем?

Средство

6

Как?

Способ

7

Когда?

Время

Существует и другая классификация вопросов:

Уровни креативной постановки вопросов

№ п/п

Вопрос

Направление вопроса

1

Куда дальше?

Вопрос ориентированный на будущее

2

Что правильно, а что нет?

Оценочный вопрос

3

Что было бы, если бы?

Воображаемый вопрос

4

Что я чувствую, что я знаю?

Субъективный вопрос

5

Почему, кто, как, что делает?

Казуальный (случайный, единичный) вопрос

6

Кто, как, что, где, кода?

Описательный вопрос

Работа выполнена. Но правильно ли? И в этом случае учащимся важно дать инструмент для самоконтроля. Поэтому, кроме памяток, как нужно работать над проектом, учащимся предлагается и критерии оценок проектных заданий:

Проверь себя

  1. Соответствие теме.

  1. Глубина раскрытия темы, содержательность и лаконичность

  1. Логичность, последовательность изложение, стилевое единство.

  1. Верность фактического материала.

  1. Самостоятельность мышления, умение сформулировать свою позицию и доказать ее.

  1. Оригинальность.

  1. Соблюдение норм литературного языка.

  1. Корректное оформление языка.

Чтобы понять, правильно ли выполнили ли свое задание, составляется лист самооценивания.  

Я участник проекта (5 класс)

Чем интересна тема проекта?

Что я сделал для проекта?

Что нового я сделал, выполняя проект?

С какими трудностями столкнулся?

Над чем мне надо работать?

Какую роль я хотел бы выполнить в следующем проекте?

Оценка

От 0 до 5 баллов

Для учащихся 6 класса он немного иной:

Я создатель проекта

Какую тему проекта я хочу предложить?

Чем она интересна?

Какие обязанности я могу выполнять в этом проекте и почему?

Какие качества у меня есть для этого?

Какие роли я предложил бы своим товарищам?

Какие источники информации, книги, сайты, я могу предложить?

Какую форму могу предложить для представления проекта?

Метод проектов является важной часть работы по УМК под ред. А.Д.Шмелева. Вариативность, многоаспектность, системность, целенаправленность   проектных заданий, с одной стороны,  успешно подготавливает пятиклассников к проектной деятельности в старших классах, а с другой – изменяют модель поведения самого учителя: принятие ученика как субъекта деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Использование метода проектов на уроках русского языка и...

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК  И    ВО  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Предназначен для учтелей,занимающихся этим видом творческой деятельности.Материал сод...

Метод проекта на уроках русского языка "Это непростое простое предложение"

материал для организации и внедрения метода проекта на уроках русского языка...

Метод проектов на уроках русского языка и литературы

Использование метода проектов на уроках РЯиЛ...