Взаимодействие семьи и школы: из опыта работы
статья на тему

Рассматривается на личном опыте работы связь классного руководителя, родителей и учащихся в воспитании подрастающего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_semi_i_shkoly_v_vospitanii_detey.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей
                     
(Из опыта работы Телегиной Н.И.)
        Ни одна организация так не работает на будущее, как школа. Школа-это тот глазок, глядя в который можно рассмотреть контуры нового. А «глазков»таких в каждой школе тысячи -это ученики, это дети. И основной целью нашей школы является обучение, органически соединённое, слитое с воспитанием.
        Воспитание- старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств.
        Школьный учитель, какие бы творческие манеры и наклонности он ни исповедовал, каким бы эрудитом ни был,что бы ни преподавал - математику или физику ,химию или биологию, литературу или географию- по сути и в основе- Воспитатель.
       Воспитание зависит от 3-х переменных- это родители, дети, школа и отношения между ними. Насколько налажены будут эти отношения, настолько хорошо, комфортно. уютно будет чувствовать себя ребёнок,
       Я, как классный руководитель, вот уже в течение 28 лет убеждаюсь, что интерес ученика к школе гаснет, если нет взаимопонимания классного руководителя с родителями,с семьёй, где ребёнок проводит большую часть времени.
       Мне посчастливилось быть классным руководителем 4-х выпусков.Каждая встреча с новым коллективом ребят и родителей-это волнение.Какие они?Как найти общий язык с ними?Как сделать так,чтобы каждый ребёнок чувствовал себя личностью,чтобы рос он добрым и требовательным, чутким и ответственным?
        Долго и серьёзно готовлюсь к первой встрече с родителями. Как правило на родительские собрания приходят все.С первой встречи хочется убедить родителей в необходимости творческого сотрудничества,стараюсь найти тот единственный тон разговора,который мог бы побудить каждого открыться лучшей своей стороной,принести в детский коллектив что-то интересное,полезное.
        Предлагаю родителям ответить на вопросы анкеты, которая настраивает на откровенный разговор о духе семьи,в частности,такие вопросы:
1.Что вам нравится или не нравится в характере и поведении вашего ребёнка?
2.Чем увлекаетесь вы?Ваш ребёнок?
3.Есть ли общие дела,которые сближают вас сдетьми?
4.Какую помощь могли бы вы оказать классу(оформление кабинета; организация и проведение походов, экскурсий, поездок; руководство кружком; консультации по предметам;что-то своё)?
           Итоги анкеты каждый раз приятно удивляют:многие родители предлагают свою помощь в организации того или иного вида работы.Так уже с первого собрания у меня появляются добровольные помощники и единомышленники.
           А начинается наша дружба с совместного похода к Святому озеру.В походе родители-отцы чётко распределяют обязанности :мальчики несут основную тяжесть,готовят дрова,поддерживают костёр,ставят палатки;девочки готовят еду,сервируют стол,моют посуду.
        На протяжении всех лет учёбы совместно с родителями воспитываем в детях культуру поведения.Воспитывает ВСЁ:перемены и уроки,походы и «огоньки»,поездки в театр и дежурство в классе,обеды в столовой и концерты.Главный принцип воспитания-быть рядом с детьми не только классному руководителю,но и родителям.Мелочей в воспитании не бывает!Важно видеть,как и над чем твои дети смеются,кому и когда сочувствуют,как общаются друг с другом,где бывают во внеурочное время.Ребята любого возраста не любят нравоучений,поэтому неназойливо рассказываешь,как нужно бережно относиться друг к другу,к малышам и взрослым,как нужно  беречь человеческие отношения. Важно  в этом случае не обидеть ребёнка,не ранить словом,иначе он замкнётся.
         Часто приглашаю на классные часы родителей; говорим о выборе профессии, о нормах поведения на улице, в театре. Чаще это не беседы, а живые деловые игры с проигрыванием различных жизненных ситуаций(как сервировать стол, дарить подарки,приглашать на танец, звонить по телефону…)
         И какое бы дело ни затевалось, всегда рядом с детьми их родители.Это праздники,поездки в театр,вылазки на лыжах,путешествия по городам России:Нижнему Новгороду,Владимиру и Суздалю,Москве и Петербургу…За долгие годы классного руководства совместно с родителями проводили игры «Что?Где?Когда?»,КВН,собирали макулатуру и металлолом,проводили «Весёлые старты» и концерты.
         Творческий поиск,элементы новизны захватывают ребят,даже трудовые субботники по уборке территории проходят весело,с энтузиазмом.Распределяют обязанности и наперегонки стараются выполнить порученную работу,а в конце рабочего дня-чаепитие,шутки,фото на память.
         Родители-помощники во всём.Когда в первом выпуске решено было организовать кружки по интересам,то родители  охотно помогали.Организовали клуб «Подружка»,где девочки учились вкусно готовить,шить,вязать,плести макраме;работал в течение нескольких лет Клуб  любителей песни,волейбольная секция,театральный кружок.,где узнавали о рождении теата,жизни актёров,о секретах сценического мастерства и  сами играли в школьных любительских спектаклях.
         К каждому классному празднику дети и родители при поддержке кл.рук.придумывают что-то интересное,творческое.Стало традицией во всех выпусках к Дню защитника Отечества посвящать мальчиков в рыцари в 7 классе.Девочки-олимпийские богини,принимающие рыцарскую клятву:
-Я клянусь быть справедливым и правдивым,честным и порядочным,верным и надёжным другом,защитником слабых.
Клянусь не драться,не ругаться,малышей не обижать,девчонок защищать!
       Было им тогда весело и забавно,но та клятва 13-14-летних мальчишек  со временем становится нормой жизни,Их принцип-всё лучшее девочкам!Место за столом,место в автобусе или театре.
        С трепетом слежу за ребятами каждого выпуска!Моим первым по 35,они состоявшиеся взрослые люди,,но рыцарство и благородство,привитые в школе,-черта их характера!
      Каждый выпуск-это интересные ребята,которые любят свой класс.Насыщенная творческая жизнь объединяет их,каждый осознаёт,что он нужный человек и не вправе впустую растрачивать время,если после школьных занятий ещё столько интересных дел
        Конечно,не всё сразу получается,бывают ошибки,неудачи.Помню,как с ребятами  первого выпуска поехали на уборку картофеля,и в обеденный перерыв все расселись группами по 2-3 человека,к столу учителя не пригласил никто.Сделала вывд:надо показать,как правильно вести себя в подобной ситуации,Вследующий раз пригласила их к своему столу,сделала для всех бутерброды,Ребята стали предлагать и свои запасы-в результате совместно приготовленный обед из объединённых продуктов.Этот случай помог мне в дальнейшем не допускать подобной ошибки,и ребята следующих выпусков с самого начала знают,если мы собрались куда_то вместе,то «хлеба горбушка-и та пополам».
       Одно из золотых  правил моих выпускников-всегда говорить правду,даже если стыдно,больно,трудно,Надо уметь признавать свои ошибки,Так,ребята 2-го выпуска во время весенней уборки разбили в классе окно,Когда вошла в класс,все молчали потупИв голову.Но стоило спросить,как признался один из лучших учеников.Нет,не пришлось ругать и журить-вечером совместно с родителями мальчишки вставили стекло.Вновь родители и дети рядом,и это важно.
……..                             Среди родителей моих учеников представители разных профессий:врачи,учителя,инженеры,пожарные,продавцы,полицейские,шофёры…
Не случайно стало доброй традицией  в каждом выпуске проводить в 8-9 классах вечера «Все работы хороши-выбирай на вкус!»Каждый ученик получает заданиепобеседовать со своими родителямиоб их профессии,взять интервью,подобрать фотографии,отражающие их трудовую деятельность,прочитать книги о данной профессии,подумать,какие сюрпризы приготовить для родителей.
    В день встречи проводим конференцию с родителями о значимости их профессии.Одни отвечают на вопросы ребят,другие вспоминают самые яркие моменты из своей трудовой жизни,третьи рассказывают,с какими трудностями сопряжена их работа.Вызывает интерес и фотовыставка.Это огромный калейдоскоп профессий:отец у буровой вышки в Болгарии, а этотв пожарной машине,-вот мама  –у хирургического стола,а эта-за чертёжной доской,другая –за швейной машинкой…
      Такие вечера требуют огромной кропотливой работы,но и запоминаются надолго,т.к.это встреча поколений,это гордость за своих родителей,это и первые мысли ребят о выборе будущей профессии в 15-16 лет.
      Так постепенно крепнет союз единомышленников и друзей-классный руководитель-дети-родители.Чувство дружбы,коллективизма,уважения друг к другу-это отличительная черта всех моих выпускников.
      Воспитание-непростое дело,каждый ребёнок-это личность.Часто индивидуально консультирую родителей и сама прошу у них совета,как правильнее поступить в той или иной ситуации.Прививать  приходится не только общепринятые нормы поведения,но и вести беседы на глубоко личные вопросы полового созревания,культуры в отношении полов,Говорить о личном непрсто,родители чаще всего уходят от таких вопросов,а нам,классным руководителям,,приходится решать и эти проблемы.Провожу беседы отдельно с мальчиками и девочками о первом чувстве,о влечении,о разочаровании,которое может насткупить,о последствиях,к которым могут привести необдуманные поступки.И всё это не проходит бесследно:и сейчас,став взрослыми,многие доверяют мне свои тайны,просят совета,помощи.
       Главный секрет воспитания-доверие и ,конечно,сотрудничество.Если мы чувствуем ответственность,если хотим их видеть порядочными людьми,то нужен контакт с детьми и родителями.Необходимо разговаривать с ребятами на языке веры,надежды,любви,а не языком команды и послушания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство семьи и школы из опыта работы

В данной статье описывается опыт работы школы для детей с нарушением слуха в создании информационного поля для родителей, путем написания программы «Сотрудничество», в которой кратко прописаны все эта...

"Взаимодействие семьи и школы", программа воспитательной работы

Авторская программа по духовно - нравственному воспитанию школьников...

«РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРУЛЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ». (Из опыта работы).

Родительский патруль позволил нашим учащимся почувствовать себя защищенными, они стали менее восприимчивы к несправедливости окружающего мира, свойственно  детям « группы риска»....

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....

Творческий проект – оптимальное средство для сплочения семьи и школы (из опыта работы классного руководителя)

Творческий проект – оптимальное средство для сплочения семьи и школы. Праздничные родительские собрания, посвященные Дню Матери, - прекрасная традиция детско-родительских мероприятий. Они резуль...