Проектная деятельность как одно из условий сотрудничества обучающегося, педагога и родителей
статья на тему
Всем известно, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивное отношение к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить проектная деятельность. Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов – необходимый элемент их успешного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Лукьянчикова Л.И.- классный руководитель и воспитатель
МБОУ «Средняя школа №5» г. Курска
«Проектная деятельность как одно из условий сотрудничества обучающегося, педагога и родителей».
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму
Китайская пословица
Всем известно, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивное отношение к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить проектная деятельность. Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов – необходимый элемент их успешного развития.
Проектная деятельность учащихся-
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Она осуществляет поворот к деятельностному, образовательному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися.
Непременным условием проектной деятельности является личностно – значимая заинтересованность выполняющих проект, заранее выработанные представления о конечном продукте деятельности и этапов проектирования.
Проектная деятельность уникальна, она может быть использована в любом виде. Её уникальность заключается в том, что она ориентирована на достижение целей самих обучающихся, формирует огромное количество умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности.
Задачами организации учебно-воспитательного процесса, связанные с проектной деятельностью в школе, являются:
поддержание образовательной инициативы ребенка; обучение навыкам общения, сотрудничества; расширение опыта самостоятельной работы.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает учителю разнообразные методики, стимулирующие развитие исследовательских навыков учащихся. Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного и творческого мышления.
Цель метода - индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме.
Какие общественно значимые навыки, знания и умения получает ребенок, практикуясь в проектной деятельности:
-обретение ребенком своего «Я», самоопределение;
-обеспечение "пробы сил" ребенка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно- организаторской, физкультурно-спортивной и другой деятельности;
-умение самовыражаться;
-присвоение знаний об обществе, в котором живет ребенок, через осознание своего места в нем, через социальную позицию.
Личный опыт ребенка осуществляется, по утверждению С.Т. Шацкого, через практику принятия решений, в ходе которой развиваются критическое мышление, самостоятельность, ответственность, креативные способности, внутренняя культура.
Методами обучения школьников проектной деятельности являются как традиционные:
наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, упражнения; так и нетрадиционные:
метод мозговой атаки, информационной поддержки, временных ограничений, информационной недостаточности, информационной избыточности, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов, самопрезентация и др.
Проектная деятельность формируют многие метапредметные компетенции:
регулятивные умения, направленные на организацию, планирование своей познавательной деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения,
- ставить и формулировать для себя новые задачи,
- самостоятельно планировать пути достижения целей,
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
- овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
- осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
овладение общими познавательными умениями:
- определять понятия,
- создавать обобщения,
- устанавливать аналогии,
- классифицировать,
- самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
развивается коммуникативная компетенция:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
- работать индивидуально и в группе,
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
- владеть устной и письменной речью,
- монологической контекстной речью.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание
необходимых и полноценных условий для развития личности каждого ребенка, формирование его активной позиции.
Социальное развитие ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет собой микромодель общества.
Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс глубже, шире, необходимо участие не только учеников и учителя, но и их родителей. И одной из форм сотрудничества является проектная деятельность учащихся.
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к помощи своему ребенку, если он обратится к вам. Родитель играет роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!
Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей и научить их работать коллективно, планомерно.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком.
Подключение родителей обусловлено несколькими причинами:
во-первых, в силу своих возрастных особенностей учащиеся далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах;
во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации широко распространённого сейчас дефицита внутрисемейного общения;
в-третьих, существует разновидность семейных проектов, обладающих огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо.
Мотивационная поддержка может потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность, как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся. На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные следующие действия родителей: помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей; записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
Информационная поддержка – актуальна на этапе сбора необходимых для проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.
Организационная поддержка – одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Например, сопровождение детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации (внешняя сторона выполнения проекта) или помощь ребёнку в распределении времени и дозировании нагрузки (внутренняя сторона проекта). При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учетом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков ее выполнения с учетом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
Техническая поддержка может потребоваться во время сбора информации, её обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото - и видеосъемок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов, праздников.
На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
По результатам выполнения проекта готовится отчет и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю
проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.
Также ребенку требуется поддержка в самооценке проекта. Она важна не только в конце проектной деятельности, но и в её процессе (чтобы ребенок мог своевременно скорректировать свои действия). Родители могут спросить у ребенка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное в выполнении конкретного проекта? В конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочёты, И обязательно отметить достижения ребёнка.
В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:
• консультирует;
• отслеживает выполнение плана;
• решает оперативные вопросы;
• помогает в предварительной оценке проекта;
• участвует в подготовке презентации.
Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребенка не остается в стороне, а принимает активное участие в жизни школы.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы
Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из ее участников.
Огромное положительное значение имеет общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с взрослыми, родителями, у них формируется значимое отношение к понятию "семья".
Список литературы:
1.Артамонова О.А. Проектные технологии в образовательном процессе [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: 150sch- jhavoronky.edusite.ru/…proyektnayadeyatel
2.Архипова Н.В. Проектная деятельность как одна из форм вовлечения учащихся в процесс исследования [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: www.den-za-dnem.ru/files-00003/038.doc
3.Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г.Москвы. Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php
4.Холодная М.А.. Существует ли интеллект как психическая реальность [Текст] / М.А. Холодная // Вопросы психологии. – 1990. – №5. - С.121-128.
5. Школьная проектная лаборатория [Текст] / авт.-сост. Н.В. Кашлева, Ж.В. Дмитриева, Т.В. Игнаткина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 142с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сотрудничество Ребенок – Педагог – Воспитатель – Родитель с одаренными детьми в условиях интерната».
Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) была создана Указом Президента РС(Я) М. Е. Николаева от 30.01.93г. «О государственной поддержке сферы культуры и искусства в Республике...
Использование проектной технологии для создания условий приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Создание учащимися научно-исследовательских проектов, обучающих программ, электронных пособий, электронных энциклопедий по различным школьным предметам повышает их интерес к данному предмету, предоста...
Педагогический совет "Взаимодействие с родителями обучающихся как одно из условий успешной адаптации пятиклассников"
Презентация поможет завучу организовать работу с коллективом на заседании педагогического совета"...
Педсовет: Условия эффективного взаимодействия педагога с родителями
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…» /И.Кант/.Многие родители боятся приходить в школу, где они часто сталкиваются...
Приобщение к чтению как одно из условий социализации обучающихся в целях последующего сознательного включения в общественное разделение труда.
Доклад на конференции "Городские педагогические чтения "Смысловое чтение - ключ успешного обучения"....
Формирование в лицее функциональной и естественной - научной грамотности как одного из условий интеграции обучающихся в современном мире
Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности учащегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные ...
Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...