Педсовет: Условия эффективного взаимодействия педагога с родителями
методическая разработка по психологии по теме

Жутикова Любовь Сергеевна

«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…» /И.Кант/.

Многие родители  боятся приходить в школу, где они часто сталкиваются с ситуацией собственной педагогической неуспешности. И наша задача состоит в том, чтобы у родителей и детей были общие добрые воспоминания о школе, о совместных праздниках, чтобы эти воспоминания стали общей темой разговоров о школе» (из выступления учительницы из школы Е.А.Ямбурга). Родители – это прежде всего наши партнеры в деле воспитания детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия  эффективного взаимодействия педагога с родителями

Выступление:  педагога-психолога Жутиковой Л.С.

Место проведения: педагогический совет  МБОУ гимназия

Дата проведения: 2010 г.

        «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…» /И.Кант/.

Многие родители  боятся приходить в школу, где они часто сталкиваются с ситуацией собственной педагогической неуспешности. И наша задача состоит в том, чтобы у родителей и детей были общие добрые воспоминания о школе, о совместных праздниках, чтобы эти воспоминания стали общей темой разговоров о школе» (из выступления учительницы из школы Е.А.Ямбурга). Родители – это прежде всего наши партнеры в деле воспитания детей.

        

Однако, при организации взаимодействия с семьей возникает ряд трудностей и проблем.

Факторы, препятствующие эффективной работе.

  1. трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные в «генах», стереотипы, например, такие как: «я и так все знаю» - отрицание возможности приобретения нового опыта, «чему Вы можете меня научить, я Вас старше» - демонстрация превосходства возраста, «воспитание – не мужское дело», «вы  учителя, вы  и занимайтесь – долженствование и др., при этом учитель ограничен в свободе выражения своих эмоций;
  2. у всех родителей разный уровень профессиональной подготовки, знаний, разная степень заинтересованности в работе;
  3. сопротивление родителей возникает в случаях, когда:
  • родители не приняли участия в планировании совместной работы. Родителям свойственно поддерживать любые изменения, если они принимали участие в их подготовке. Все мы готовы следовать собственным рекомендациям;
  • проводимая работа требует дополнительных энергетических ресурсов, грозит увеличением затраченного времени, формы и методы работы непривычные;
  • кажется, что и так хорошо («И зачем это все придумали?»);
  • большинство родителей стремится в процессе взаимодействия приобрести новые знания,  ожидает, что его точку зрения выслушают и заинтересуются, если информация однотипна и примитивна, ниже возможностей или уровня развития родителей, интерес пропадает.

Уважение и авторитет учителя среди родителей – это непременное условие эффективного взаимодействия,  которые складываются  через то:

  • как обращаются к их ребенку;
  • интересны ли для учителя (психолога)  проблемы ребенка, способен ли он терпеливо выслушивать;
  • самоотверженную работу в интересах классного коллектива (отсутствие формализма);
  • профессиональные качества;
  • организаторские качества;
  • личностные качества;
  • человечность, справедливость;
  • умение  видеть в ребенке личность, не унижать  и не оскорблять его, в каком бы состоянии не был сам учитель, т.е. уважительное отношение к ребенку и самому родителю;
  • умение не создавать конфликтных ситуаций и умело их разрешать;
  • умение строить диалог (а не назидание) с родителями.

Таким образом, в большинстве случаев в первую очередь родители воспринимают учителя через взаимодействие его с ребенком, затем как строит учитель свое общение с самими родителями.

        Среди многих форм работы с родителями (организация дней  «открытых дверей», различные формы участия родителей в делах школы и т.д.) ведущей и традиционной формой сотрудничества остается родительское собрание. Большинство родителей воспринимают родительские собрания как скучные и обязательные занятия, т.к. со страхом ждут, что скажут о его ребенке и чаще всего слышат о неудачах  детей в учебе, либо про ребенка вообще  ничего не скажут, обсуждение личности учащихся, предъявление к ним претензий, а поэтому порой ведут себя вызывающе демонстративно, защищаясь от выпадов учителя,  либо перестают ходить на собрания.

        

Как родительское собрание превратить в собрание родителей? Как разговорить родителей? Как спровоцировать родителей на общение друг с другом?

Как повысить эффективность организации родительского собрания.

Родительское собрание будет эффективным, если:

  • выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения, оказывать  помощь друг другу в решении проблем детей, (например, используя метод «шапки вопросов», суть которого состоит в том, что родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, кладут их в шапку, потом вытягивают – кому какая достанется и отвечают и др.);
  • выбранная для обсуждения тема, проблема будет актуальна и принимаема изнутри, т.е.:

     а/  тема должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей, что требует большей гибкости при планировании (прояснение круга родительских интересов через анкетирование на общем собрании в начале учебного года, что повышает вероятность родителей присутствия на собрании);

      б/   выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность;

      г/    заранее сообщать тему родителям;

  • использовать активные формы, приемы, методы  взаимодействия (тренинги, социоигровые разминки, родительские эстафеты, родительские собрания, проводимые самими детьми и т.д.)
  • организовывать обмен мнениями и идеями;
  • проводить рефлексию с родителями (что нового вы узнали, что будете использовать на практике, о чем подумаете и т.д.), а также собственную – соотнесение цели (для чего все это проводилось) и результат (что получилось);
  • отслеживать результативность проведенного собрания – эффективность межличностного общения, успешность в решении имеющихся проблем, желание продолжить совместную работу, эмоциональное благополучие родителей и детей;
  • анализировать результаты проведения собрания по конкретным темам, что позволит оперативно управлять качеством работы организации с родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.  Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога с родителями и учащимися».

Тренинговое занятие направлено на изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного ...

Взаимодействие педагогов с родителями

Работа педагогов с родителями по учебному и коррекционному взаимодействию...

Взаимодействие педагога и родителей

Консультация для педагогов на тему "Взаимодействие педагога и  родителей"...

Презентация к педсовету "Формы взаимодействия педагогов дошкольного отделения с семьёй по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды".

Наиболее эффективные формы, которые мы  используем в своей работе по взаимодействию с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей с нарушением слуха....

Выступление на педсовете" Успешное взаимодействие педагогов и родителей"

Выступление на педагогическом совете познакомит с эффективными  приемами общения педагогов и родителей, а также , как разумно выйти из конфликтных ситуаций и выработать продуктивные психологическ...

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...