Педсовет: Условия эффективного взаимодействия педагога с родителями
методическая разработка по психологии по теме
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…» /И.Кант/.
Многие родители боятся приходить в школу, где они часто сталкиваются с ситуацией собственной педагогической неуспешности. И наша задача состоит в том, чтобы у родителей и детей были общие добрые воспоминания о школе, о совместных праздниках, чтобы эти воспоминания стали общей темой разговоров о школе» (из выступления учительницы из школы Е.А.Ямбурга). Родители – это прежде всего наши партнеры в деле воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Условия эффективного взаимодействия педагога с родителями | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия эффективного взаимодействия педагога с родителями
Выступление: педагога-психолога Жутиковой Л.С.
Место проведения: педагогический совет МБОУ гимназия
Дата проведения: 2010 г.
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…» /И.Кант/.
Многие родители боятся приходить в школу, где они часто сталкиваются с ситуацией собственной педагогической неуспешности. И наша задача состоит в том, чтобы у родителей и детей были общие добрые воспоминания о школе, о совместных праздниках, чтобы эти воспоминания стали общей темой разговоров о школе» (из выступления учительницы из школы Е.А.Ямбурга). Родители – это прежде всего наши партнеры в деле воспитания детей.
Однако, при организации взаимодействия с семьей возникает ряд трудностей и проблем.
Факторы, препятствующие эффективной работе.
- трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные в «генах», стереотипы, например, такие как: «я и так все знаю» - отрицание возможности приобретения нового опыта, «чему Вы можете меня научить, я Вас старше» - демонстрация превосходства возраста, «воспитание – не мужское дело», «вы учителя, вы и занимайтесь – долженствование и др., при этом учитель ограничен в свободе выражения своих эмоций;
- у всех родителей разный уровень профессиональной подготовки, знаний, разная степень заинтересованности в работе;
- сопротивление родителей возникает в случаях, когда:
- родители не приняли участия в планировании совместной работы. Родителям свойственно поддерживать любые изменения, если они принимали участие в их подготовке. Все мы готовы следовать собственным рекомендациям;
- проводимая работа требует дополнительных энергетических ресурсов, грозит увеличением затраченного времени, формы и методы работы непривычные;
- кажется, что и так хорошо («И зачем это все придумали?»);
- большинство родителей стремится в процессе взаимодействия приобрести новые знания, ожидает, что его точку зрения выслушают и заинтересуются, если информация однотипна и примитивна, ниже возможностей или уровня развития родителей, интерес пропадает.
Уважение и авторитет учителя среди родителей – это непременное условие эффективного взаимодействия, которые складываются через то:
- как обращаются к их ребенку;
- интересны ли для учителя (психолога) проблемы ребенка, способен ли он терпеливо выслушивать;
- самоотверженную работу в интересах классного коллектива (отсутствие формализма);
- профессиональные качества;
- организаторские качества;
- личностные качества;
- человечность, справедливость;
- умение видеть в ребенке личность, не унижать и не оскорблять его, в каком бы состоянии не был сам учитель, т.е. уважительное отношение к ребенку и самому родителю;
- умение не создавать конфликтных ситуаций и умело их разрешать;
- умение строить диалог (а не назидание) с родителями.
Таким образом, в большинстве случаев в первую очередь родители воспринимают учителя через взаимодействие его с ребенком, затем как строит учитель свое общение с самими родителями.
Среди многих форм работы с родителями (организация дней «открытых дверей», различные формы участия родителей в делах школы и т.д.) ведущей и традиционной формой сотрудничества остается родительское собрание. Большинство родителей воспринимают родительские собрания как скучные и обязательные занятия, т.к. со страхом ждут, что скажут о его ребенке и чаще всего слышат о неудачах детей в учебе, либо про ребенка вообще ничего не скажут, обсуждение личности учащихся, предъявление к ним претензий, а поэтому порой ведут себя вызывающе демонстративно, защищаясь от выпадов учителя, либо перестают ходить на собрания.
Как родительское собрание превратить в собрание родителей? Как разговорить родителей? Как спровоцировать родителей на общение друг с другом?
Как повысить эффективность организации родительского собрания.
Родительское собрание будет эффективным, если:
- выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения, оказывать помощь друг другу в решении проблем детей, (например, используя метод «шапки вопросов», суть которого состоит в том, что родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, кладут их в шапку, потом вытягивают – кому какая достанется и отвечают и др.);
- выбранная для обсуждения тема, проблема будет актуальна и принимаема изнутри, т.е.:
а/ тема должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей, что требует большей гибкости при планировании (прояснение круга родительских интересов через анкетирование на общем собрании в начале учебного года, что повышает вероятность родителей присутствия на собрании);
б/ выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность;
г/ заранее сообщать тему родителям;
- использовать активные формы, приемы, методы взаимодействия (тренинги, социоигровые разминки, родительские эстафеты, родительские собрания, проводимые самими детьми и т.д.)
- организовывать обмен мнениями и идеями;
- проводить рефлексию с родителями (что нового вы узнали, что будете использовать на практике, о чем подумаете и т.д.), а также собственную – соотнесение цели (для чего все это проводилось) и результат (что получилось);
- отслеживать результативность проведенного собрания – эффективность межличностного общения, успешность в решении имеющихся проблем, желание продолжить совместную работу, эмоциональное благополучие родителей и детей;
- анализировать результаты проведения собрания по конкретным темам, что позволит оперативно управлять качеством работы организации с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями
Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...
Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога с родителями и учащимися».
Тренинговое занятие направлено на изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного ...
Взаимодействие педагогов с родителями
Работа педагогов с родителями по учебному и коррекционному взаимодействию...
Взаимодействие педагога и родителей
Консультация для педагогов на тему "Взаимодействие педагога и родителей"...
Презентация к педсовету "Формы взаимодействия педагогов дошкольного отделения с семьёй по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды".
Наиболее эффективные формы, которые мы используем в своей работе по взаимодействию с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей с нарушением слуха....
Выступление на педсовете" Успешное взаимодействие педагогов и родителей"
Выступление на педагогическом совете познакомит с эффективными приемами общения педагогов и родителей, а также , как разумно выйти из конфликтных ситуаций и выработать продуктивные психологическ...
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...