Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»
консультация
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта создание развивающей предметно-пространственной среды преследует цель развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для реализации данной цели развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться насыщенным содержанием, быть гибкой (трансформируемой), многофункциональной, соответствующей индивидуальным особенностям, возрасту и гендерным особенностям детей. Кроме того, обязательным условием эффективности развивающей предметно-пространственной среды является ее доступность и безопасность.
Но в чем же заключается специфика организации предметно-пространственной среды для детей с ТНР?
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с недостатками всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Отставание от нормы в развитии речи у детей с ТНР проявляется в нарушениях лексики, грамматики, звукопроизношения. Зачастую, понимая логическую взаимосвязь событий, в речи дети ограничиваются лишь перечислением действий, пропускают отдельные звенья, детям с ТНР трудно дается рассказ-описание, обычно они просто называют отдельные предметы и их части, а некоторые способны только отвечать на вопросы.
Именно поэтому организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с ТНР имеет ряд особенностей. В основе организации образовательной среды лежат общие принципы. Однако в процессе ее организации в логопедической группе для детей с ТНР необходимо, в первую очередь учитывать психологические особенности детей с ТНР, важно реализовать их потребность в чувстве психологической защищенности.
Изучением особенностей организации предметно-развивающей среды в логопедической группе в настоящее время занимается ряд логопедов, педагогов и методистов (Нищева Н.В., Филичева Т.Б., Соколова Е.В., Шигина Г.Ф., Баль Н.Н. и др.). Согласно Нищевой Н.В., организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе имеет «очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии».
Предметно-пространственная среда логопедической группы для детей с ТНР должны состоять из полузамкнутых мини-зон (микро пространств), которые оборудованы для игр и занятий как индивидуальных, так и групповых.
В процессе организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с ТНР необходимо соблюдать следующие условия:
При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении младшей логопедической группы важно понимать, что дети младшего дошкольного возраста негативно относятся к различным изменения в обстановке. Для детей с ТНР важную роль играет стабильность даже в предметно-пространственной среде, любые изменения должны проводиться периодически, но медленно: не стоит часто переставлять мебель в группе, тем более менять расположение микрозон и развивающих центров.
В возрасте от трех до четырех лет высокими темпами растет двигательная активность дошкольников. Следует учитывать, что дети с тяжелой речевой патологией имеют плохо скоординированные действия и зачастую не обладают быстротой реакции, часто проявляют моторную неловкость. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для катания в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооружения модульных конструкций. С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия), в группе необходимо иметь достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей. У детей четвертого года жизни с тяжелой речевой патологией формируются первичные представления о богатстве и многообразии предметного мира, назначении и функциях предметов ближайшего окружения, поэтому в групповом помещении обязательно создается центр экспериментирования.
Потребность ребенка с тнр в защищенности и психологическом комфорте может быть реализована посредством разделения микрозон ширмами, занавесами и т.д. Важно учитывать роль развития мелкой моторики для речевого развития ребенка с ТНР: большинство зон развивающей предметно-пространственной среды должны быть оснащены различными видами игр и пособий для развития мелкой моторики.
Необходимо подчеркнуть, что дизайн группового помещения (оформление стен, единый стиль и прочее) являются основой развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с ТНР. Пастельные тона, единообразный стиль оформления микрозон способствуют созданию атмосферы эмоционального комфорта, что является важнейшим условием для организации коррекционной работы с детьми с ТНР.
Мы знаем, что в настоящее время появилось немало инновационных методов организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедических группах для детей с ТНР. Опыт организации предметно-пространственной среды в работе с дошкольниками с нарушениями речи широко представлен в различных статьях и монографиях. Ярким примером является использование методики М. Монтессори. Дети с ТНР недостаточно проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, что затрудняет их адаптацию в социуме. Развивающая предметно-пространственная среда по М.Монтессори предоставляет постоянный выбор занятия перед ребенком. При этом он действует самостоятельно, в своем собственном темпе и необходимое время.
Инновационным дополнением к привычной развивающей предметно-пространственной среде в логопедических группах для детей с ТНР в настоящее время стали зоны для проведения психогимнастики и логоритмических и иных упражнений, связанных с выполнением детьми движений в различных направлениях. В ней дети могут свободно передвигаться, располагаться на полу, на мягких модулях (в т. ч. полукругом или кругом для проведения коммуникативных упражнений). Для проведения индивидуальной работы средствами логопедического массажа, дыхательной гимнастики в некоторых группах организуют зону, главным элементом которой является кушетка.
С актуализацией различных развивающих методик происходит выделение и оформление уголков для кукло- и сказкотерапии — с целью развития связной выразительной речи, преодоления логофобии. Театрализованная деятельность является не только средством развлечения, она стимулирует творческую активность детей, повышает мотивацию речевого общения. Возможности методов театральной педагогики уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на эмоционально-волевую сферу ребенка. Перевоплотившись, надев куклу на руку, ребенок легче вступает в контакт со сверстниками, не стесняясь ошибок в звукопроизношении, так как он говорит не за себя, а за куклу. Играя различные роли, дети обогащают свой словарь. Легче идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Все стремятся говорить понятно и красиво. Игра с куклой помогает правильно строить диалог, влияет на развитие связной речи. Драматизация сказок способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Популяризация песочной терапии привела к организации в логопедических группах зон для игр с различным сыпучим материалом и водой. Для развития мелкой моторики рук различного рода «пальчиковые бассейны» являются важным средством стимуляции речи и повышения работоспособности. Здесь особое внимание уделяется использованию интерактивных песочниц.
Интерактивная песочница – пример многофункционального оборудования, качественно обогащающего развивающую среду. Так игры с песком позволяют не только развить мелкую моторику, но так же дать представления об элементарном математическом счете, способствуют речевому развитию. Интерактивная песочница предоставляет задания способствующие воспроизведению и решению конфликтных жизненных ситуаций. Согласно исследованиям, известно, что ее регулярное использование в работе, позволили получить прекрасные результаты по профилактике ЗРР (задержки речевого развития), позволили расширить кругозор, развить познавательно-исследовательскую деятельность.
Так же в качестве современного и функционального дополнения образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи относится пособие «Фроссия». Работа по данному пособию ведется нами по нескольким модулям, таким как «Шкатулка», «Туесок», «Саквояж», «Ящичек», «Коробок», «Сундучок», «Чемоданчик», «Ларец». Регулярные занятия с пособием позволяют в практической жизни использовать детьми полученные речевые навыки (словоизменение, употребление слов в различном значении в социально-значимых ситуациях). На заключительных этапах работы с пособием «Фроссия» ребенок, выполняя многооперационные действия, сопровождает их полной фразой, яркие многофункциональные предметы мотивируют ребенка к формированию фразовой речи.
Работа с интерактивной доской позволила нам по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации, творческие задания. Использование их в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Таким образом, интерактивная доска в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи выступает не только в качестве наглядного пособия, но и помогает создавать такие условия для развития детей, с помощью которых раскрываются их возможности, дети начинают “выходить” на более высокий уровень мышления. Использование информационные технологии в коррекционно-образовательной деятельности позволяет мне расширить собственные творческие возможности и оказывать положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников с нарушениями речи.
Инновационные методики, в настоящее время активно проникающие в коррекционную работу и логопедию, предоставляют немало возможностей для создания многомерного и многофункционального пространства логопедической группы. Так использование зон для возможности наблюдения и экспериментирования расширяют кругозор и предметный мир ребенка с ТНР, способствуют преодолению ряда психологических проблем, связанных с проблемами речевого развития.
Наряду с использованием традиционных и инновационных методов в организации развивающей предметно-пространственной среды, не стоит забывать о том, что особое значение в коррекционном обучении детей с ТНР имеют организационные средовые составляющие, к ним относятся: единый речевой режим в образовательном учреждении и семье; предоставление детям образцов речи педагогов (орфоэпической правильности, неторопливого темпа, достаточной громкости, выразительности и слитности речи, правильного речевого дыхания и т. п.); дифференцированность дозировок речевого и языкового материала, подбор лингвистического материала, коммуникативно значимого для ребёнка, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям.
Таким образом, в логопедических группах для детей с ТНР должно быть создано специально организованное пространство, которое должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, это позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-развивающей среды по английскому языку в группе
Консультации для воспитателей...
Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР
В консуольтации рассмотрены принципы создания предметно - развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи....
Отчет об организации предметно-развивающей среды в старшей группе
Отчет об организации предметно-развивающей средыв старшей группе. Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная орг...
"Рекомендации по организации предметно -развивающей среды группы для осуществления экспериментальной деятельности дошкольника"
Данная методическая разработка рекомендована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений для максимальной реализации образовательного процесса....
Организация предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ПМПК
Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями....
Доклад на семинаре по дефектологии "Организация предметно-развивающей среды в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотимнаучить его читать и писать. Да, от того, как будетчув...
«Организация предметно-развивающей среды в группах младшего и старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения»
Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Главная задача воспитателей и родителей – дос...