«Сотрудничество Ребенок – Педагог – Воспитатель – Родитель с одаренными детьми в условиях интерната».
методическая разработка по теме

Варламова Лариса Андреевна

     Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) была создана Указом Президента РС(Я) М. Е. Николаева от 30.01.93г. «О государственной поддержке сферы культуры и искусства в Республике Саха (Якутия)» в 1993г.  Школа находится в живописном уголке природы на 16 км. Покровского тракта, в красивом поселке, построенном канадской фирмой «Фергюсон, Симек, Кларк». В «Канадской деревне» 43 объекта со своей инфраструктурой – школа, медпункт, столовая, библиотека, административный центр, гараж, 37 двухэтажных 3-х и 4-х комнатных коттеджей и др.  Дети от 6 до 18 лет проживают в 17-ти благоустроенных коттеджах, из них в 6-ти коттеджах проживают мальчики, а в 11-ти коттеджах – девочки.

       В 3-м коттедже живут девочки, которые  учатся по специальности фортепиано  и на арфе. В 6-м коттедже  проживают мальчики, которые учатся по  специальности фортепиано  и на духовых инструментах. Воспитанием будущих профессиональных музыкантов занимаются воспитатели, имеющие высшее педагогическое образование, многие и музыкальное, что позволяет проследить за выполнением домашних заданий, как школьных, так и специальных.                                                                  

        Каждая воспитательная система имеет среду – свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность, развиваются межличностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.  Принцип сотрудничества социума, окружающего ребенка – один из важных составляющих принципов в воспитательной деятельности.

      Педагог по специальности дает установку, намечает цели и задачи в обучении, воспитатель контролирует осуществление этих задач. Это дает результаты в обучении, если педагоги и воспитатели  благотворно сотрудничают. Это сотрудничество содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в коттедже, укрепляет и развивает отношения «Педагог – ученик», «ученик – воспитатель».

         В  взаимодействии      «Педагог – Воспитатель – Ребенок»  важны  моменты:

1. Единое требование, единый точный подход к ребенку в воспитательном процессе со стороны  педагога и воспитателей. Соблюдение режима дня, точное расписание занятий и самоподготовки, единые методы педагогического воздействия на ребенка помогают достичь высоких результатов в обучении.

2. Педагог по специальности играет важную роль в мотивации учебной деятельности. Стоит заметить: если учитель занимает активную жизненную позицию, то и ученики класса отличаются активностью и самостоятельностью.

3. Своевременная корректировка в расписании, режиме дня и самоподготовке происходит индивидуально для каждого ребенка с учетом его здоровья, возраста и психоэмоционального состояния.

4. В самоподготовке, самовоспитании и самоорганизации ребенка имеет существенное значение, на какой стадии  физического, умственного и психического развития находится воспитанник.

       Воспитатели 3 и 6 коттеджей имеют  педагогическое и музыкальное образования. Учебно-воспитательная работа в коттеджах ведется по единому плану. Главная цель воспитательной работы состоит в том, чтобы помочь воспитаннику стать свободной, творчески мыслящей  личностью, научить его лучше понимать процесс жизни и уметь ориентироваться в ней, быть способным найти свое индивидуальное место в жизни

       Если возникают проблемы  в учебно-воспитательном процессе внутри коттеджа, то решаются собранием всех трех воспитателей, где анализируются причины проблем и находятся пути их решения.   Если  проблемы межличностного характера в отношениях девочек и мальчиков 3 и 6 коттеджей, проблемы в снижении учебы, нарушениях дисциплины, то решается совместно с педагогом в виде бесед, собраний и круглых столов. Получается круговое воздействие в воспитательном и учебном процессе на ребенка. Это действенно при постановке единых целей, задач и требований перед ребенком.

       Эффективное педагогическое воздействие на ребенка в современных условиях достигается при постоянном самообразовании, саморазвитии и самовоспитании, так как воспитатель защитник, советчик, духовный наставник каждого ребенка. Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Следуя этому изречению, воспитатели  повышают  свою квалификацию, посещают семинары, мастер-классы, выступают на педагогических чтениях, научно-практических конференциях.

                Ребенок, попадая в нашу школу, находится в другой социальной среде, чем в семье. Дети, приехавшие издалека, видятся с родителями редко. Здесь большую роль играет тесная связь с родителями, которые являются надежной опорой в воспитании будущих музыкантов, проживающих в условиях интерната. Все мероприятия в коттеджах проводятся с участием родителей. Суть взаимодействия «Педагог-воспитатель-родитель» в воспитании заключается в том, что все стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости друг к другу. Все мероприятия в коттеджах проводятся с участием родителей. Это традиционные выезды родителей с детьми в музеи, театры, в спортивные комплексы, этнографические комплексы. Дети с родителями изучали свою родословную, генеалогическое древо и изготовили планшеты «Моя семья». Вели коллективно-поисковую работу «Чтобы помнили…», выпустили альбом, посвященный своим дедушкам и бабушкам, участникам Великой Отечественной войны. Ведется «Музыкальный всеобуч» с родителями. Наши родители с большим интересом изучают основы музыкальной грамоты, совместно музицируют с детьми.

                              

      Важным моментом в воспитательном процессе является то, что мы воспитываем, прежде всего, Человека – высоконравственного, морально-устойчивого и интеллектуального. Прежде чем воспитать личность, надо её хорошо знать, для этого надо её изучать. Наиболее приемлемым способом изучения является наблюдение и фиксирование. Чтобы знать личность во всех её проявлениях, надо быть с ней всегда рядом, в разных ситуациях.

       Личностно-ориентированный подход в воспитании предусматривает включение в план воспитательной деятельности мероприятий, непосредственно направленных на развитие субъектности, индивидуальности и креативности учащихся. При определении их тематики воспитатель должен не только опираться на представления о типичных психолого-физиологических характеристиках личности ребенка в младшем, подростковом или старшем школьном возрасте, но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные ориентации.

               Суть взаимодействия в воспитании заключается в том, что все стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости друг к другу. В деле воспитания воспитателю необходимо безгранично верить и доверять детям, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию. Для этого все должны взаимодействовать в едином русле, сообща, только тогда будет действительный результат всей  деятельности  в становлении высокоразвитой личности выпускника – профессионального музыканта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_v-r-r.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры и духовного развития РС (Я)

ГБОУ    ВПО    «Высшая школа музыки РС (Я) (институт) им. В.А. Босикова»

 «Сотрудничество  Ребенок – Педагог – Воспитатель – Родитель   с   одаренными детьми в условиях интерната».

г.Якутск  2013 г

     Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) была создана Указом Президента РС(Я) М. Е. Николаева от 30.01.93г. «О государственной поддержке сферы культуры и искусства в Республике Саха (Якутия)» в 1993г.  Школа находится в живописном уголке природы на 16 км. Покровского тракта, в красивом поселке, построенном канадской фирмой «Фергюсон, Симек, Кларк». В «Канадской деревне» 43 объекта со своей инфраструктурой – школа, медпункт, столовая, библиотека, административный центр, гараж, 37 двухэтажных 3-х и 4-х комнатных коттеджей и др.  Дети от 6 до 18 лет проживают в 17-ти благоустроенных коттеджах, из них в 6-ти коттеджах проживают мальчики, а в 11-ти коттеджах – девочки.

       В 3-м коттедже живут девочки, которые  учатся по специальности фортепиано  и на арфе. В 6-м коттедже  проживают мальчики, которые учатся по  специальности фортепиано  и на духовых инструментах. Воспитанием будущих профессиональных музыкантов занимаются воспитатели, имеющие высшее педагогическое образование, многие и музыкальное, что позволяет проследить за выполнением домашних заданий, как школьных, так и специальных.                                                                  

        Каждая воспитательная система имеет среду – свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность, развиваются межличностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.  Принцип сотрудничества социума, окружающего ребенка – один из важных составляющих принципов в воспитательной деятельности.

      Педагог по специальности дает установку, намечает цели и задачи в обучении, воспитатель контролирует осуществление этих задач. Это дает результаты в обучении, если педагоги и воспитатели  благотворно сотрудничают. Это сотрудничество содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в коттедже, укрепляет и развивает отношения «Педагог – ученик», «ученик – воспитатель».

         В  взаимодействии      «Педагог – Воспитатель – Ребенок»  важны  моменты:

1. Единое требование, единый точный подход к ребенку в воспитательном процессе со стороны  педагога и воспитателей. Соблюдение режима дня, точное расписание занятий и самоподготовки, единые методы педагогического воздействия на ребенка помогают достичь высоких результатов в обучении.

2. Педагог по специальности играет важную роль в мотивации учебной деятельности. Стоит заметить: если учитель занимает активную жизненную позицию, то и ученики класса отличаются активностью и самостоятельностью.

3. Своевременная корректировка в расписании, режиме дня и самоподготовке происходит индивидуально для каждого ребенка с учетом его здоровья, возраста и психоэмоционального состояния.

4. В самоподготовке, самовоспитании и самоорганизации ребенка имеет существенное значение, на какой стадии  физического, умственного и психического развития находится воспитанник.

       Воспитатели 3 и 6 коттеджей имеют  педагогическое и музыкальное образования. Учебно-воспитательная работа в коттеджах ведется по единому плану. Главная цель воспитательной работы состоит в том, чтобы помочь воспитаннику стать свободной, творчески мыслящей  личностью, научить его лучше понимать процесс жизни и уметь ориентироваться в ней, быть способным найти свое индивидуальное место в жизни

       Если возникают проблемы  в учебно-воспитательном процессе внутри коттеджа, то решаются собранием всех трех воспитателей, где анализируются причины проблем и находятся пути их решения.   Если  проблемы межличностного характера в отношениях девочек и мальчиков 3 и 6 коттеджей, проблемы в снижении учебы, нарушениях дисциплины, то решается совместно с педагогом в виде бесед, собраний и круглых столов. Получается круговое воздействие в воспитательном и учебном процессе на ребенка. Это действенно при постановке единых целей, задач и требований перед ребенком.

       Эффективное педагогическое воздействие на ребенка в современных условиях достигается при постоянном самообразовании, саморазвитии и самовоспитании, так как воспитатель защитник, советчик, духовный наставник каждого ребенка. Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Следуя этому изречению, воспитатели  повышают  свою квалификацию, посещают семинары, мастер-классы, выступают на педагогических чтениях, научно-практических конференциях.

                Ребенок, попадая в нашу школу, находится в другой социальной среде, чем в семье. Дети, приехавшие издалека, видятся с родителями редко. Здесь большую роль играет тесная связь с родителями, которые являются надежной опорой в воспитании будущих музыкантов, проживающих в условиях интерната. Все мероприятия в коттеджах проводятся с участием родителей. Суть взаимодействия «Педагог-воспитатель-родитель» в воспитании заключается в том, что все стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости друг к другу. Все мероприятия в коттеджах проводятся с участием родителей. Это традиционные выезды родителей с детьми в музеи, театры, в спортивные комплексы, этнографические комплексы. Дети с родителями изучали свою родословную, генеалогическое древо и изготовили планшеты «Моя семья». Вели коллективно-поисковую работу «Чтобы помнили…», выпустили альбом, посвященный своим дедушкам и бабушкам, участникам Великой Отечественной войны. Ведется «Музыкальный всеобуч» с родителями. Наши родители с большим интересом изучают основы музыкальной грамоты, совместно музицируют с детьми.

                               

      Важным моментом в воспитательном процессе является то, что мы воспитываем, прежде всего, Человека – высоконравственного, морально-устойчивого и интеллектуального. Прежде чем воспитать личность, надо её хорошо знать, для этого надо её изучать. Наиболее приемлемым способом изучения является наблюдение и фиксирование. Чтобы знать личность во всех её проявлениях, надо быть с ней всегда рядом, в разных ситуациях.

       Личностно-ориентированный подход в воспитании предусматривает включение в план воспитательной деятельности мероприятий, непосредственно направленных на развитие субъектности, индивидуальности и креативности учащихся. При определении их тематики воспитатель должен не только опираться на представления о типичных психолого-физиологических характеристиках личности ребенка в младшем, подростковом или старшем школьном возрасте, но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные ориентации.

               Суть взаимодействия в воспитании заключается в том, что все стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости друг к другу. В деле воспитания воспитателю необходимо безгранично верить и доверять детям, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию. Для этого все должны взаимодействовать в едином русле, сообща, только тогда будет действительный результат всей  деятельности  в становлении высокоразвитой личности выпускника – профессионального музыканта.

  Петрова Евдокия Ивановна – старший воспитатель 6 коттеджа  ВШМ  РС(Я), отличник культуры РС(Я)

Варламова Лариса Андреевна - старший воспитатель 3 коттеджа  ВШМ  РС(Я), отличник образования РС(Я)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Номинация: «Современные технологии в работе с одаренными детьми»Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результ...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Статья посвящена вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Материалы апробированы на базе Панаевской шк...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Руководство для работы начинающему воспитателю с одаренными детьми в школе-интернат

Данное руководство разработано мною для работы начинающему воспитателю с одаренными детьми в школе-интернат....

Протокол № 5 от 28.03.2017г. Семинар воспитателей "Работа с одаренными детьми в соответствии с требованиями ФГОС"

Данный документ подтвердает выступление на семинаре воспитателей "Работа с одаренными детьми в соответствии с требованиями ФГОС" с темой  «Одаренному ребенку – талантливый п...