Развитие творческих способностей детей-инвалидов в условиях реабилитационного центра
статья
Выступление на семенаре "Эффективные формы и методы работы с людьми с ограниченными возможностями".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_2.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Вступительная часть
Слайд 1
Тема: Развитие творческих способностей детей-инвалидов в условиях реабилитационного центра.
Творчество – огромный стимул для развития и становления любой личности, а для детей с ограниченными возможностями здоровья- это ещё и возможность заявить окружающим о себе и своём богатом внутреннем мире.
Творчество – это один из способов коррекции эмоционального состояния человека, а главное это получение позитивных эмоций: переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах в своём творческом потенциале и творческих способностях.
Процесс творчества способствует саморазвитию, самовыражению, самореализации.
Слайд 2
Цель: Социальная адаптация и развитие творческих способностей через изобразительную деятельность.
Задачи:
1.Развитие эмоциональной сферы.
2.Повышение уровня самооценки.
3.Реализация творческих способности в изобразительной деятельности.
4.Формирование предметных умених в изобразительной деятельности.
2.Основная часть.
Слайд 3
Для достижения цели в реабилитации творчеством мною разработана Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Радуга» для детей возрасте 5- 10 лет, рассчитана на 36 часов по 1 занятию в неделю. Для клиентов старше 10 лет занятия проходят по индивидуально разработанному социально-педагогическому плану.
Клиенты Центра реабилитации Кронштадтского района начиная с раннего возраста имеют возможность посещать занятия в творческой мастерской. Они проявляют большой интерес к продуктивным видам деятельности и посещая занятия в творческой мастерской «Радуга» они рисуют, лепят, вышивают... Каждая встреча ребёнка с прекрасным- это ещё и своеобразный урок жизни, урок доброты.
Слайд 4
Виды изобразительной деятельности, способствующие творческой реабилитации, которые я применяю в своей работе:
1.Рисование с использованием нетрадиционных техник.
Все дети любят рисовать, но страх перед белым листом, первые неудачи, чьё-то критическое замечание часто отбивают у детей желание рисовать. Помочь детям почувствовать себя свободными, преодолеть трудности удивиться и порадоваться миру помогают нетрадиционные техники рисования ( вилкой, мыльными пузырями, ниткой, ватными палочками, отпечатками листьев и своих ладошек…) Нетрадиционные техники развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание. Это как маленькая игра, в которой надо думать, пробовать, искать, экспериментировать. Это особенно полезно для детей с трудностями вербализации, эмоциональными нарушениями.
Слайд 5
2.Пластилинография.
Пластилинография – «это пластилиновое чудо» в котором краски поменялись местами с пластилином. Пластилинография -лепные картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Во время работы с пластилином ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от его пластичности, одновременно ребёнок осознаёт различные свойства пластилина, знакомится с объёмной и полуобъёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, укрепляется мышечная сила пальчиков, формируются конструктивные способности.
Слайд 6
3.Обьёмное моделирование.
Бумага – хороший пластичный материал, который продолжает формировать устойчивый интерес к творчеству и делает работу детей содержательней, изделия выразительными и оригинальными, рождает у детей идеи, желания придумывать новые способы и приёмы в художественной деятельности.
В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко – творческое воображение и мышление.
Слайд 7
4.Аппликация.
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. Из чего только не делают аппликации: бумага, картон, природный материал (листья, различные крупы, семена…), ткань, нитки, вата…
Аппликация может стать очень интересным и развивающим занятием для детей. У детей развивается и совершенствуется мелкая моторика, что самым лучшим образом сказывается на умственном развитии ребёнка. Во время занятия у ребёнка развивается художественное воображение и эстетический вкус, а также конструкторское мышление, абстрактное и объектное мышление, речь.
Слайд 8
5.Изонить.
Изонить – очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.
Результаты использования техники изонити показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки, способствует развитию логического мышления, развивает координацию движений рук под контролем глаз, воспитывает усидчивость, терпение, внимательность и старание.
Слайд 9
6. Вышивка лентами.
Вышивка шёлковыми лентами уходит своими корнями в древность. Широкое распространение эта техника получила в современном мире декоративно-прикладного искусства. Преимущество такого вида рукоделия по сравнению с другими видами вышивки заключается в том, что лента намного шире нитей и рабочая поверхность быстро заполняется ленточными узорами.
Осваивая разнообразные способы выполнения элементов вышивки, развивает моторику рук, чувство цвета, логическое мышление. С помощью этой техники у детей совершенствуются трудовые навыки, формируется культуру труда, аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Слайд 10
7.Вязание.
Как известно вязание – это вид терапии, успокаивающий нервную систему. Постоянные движение кистями и пальцами рук, а значит, развивается ловкость.
Вязание – это процесс, который напрямую связан с развитием мозга, а это особенно важно для детей. Идёт тренировка двух полушарий мозга.
Слайд 11
Для успешного проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать ряд условий, а занятия выстраивать с учётом индивидуальных особенностей детей.
Особенности проведения занятий с детьми в творческой мастерской:
- Ритуал «Приветствия». Настрой на продуктивную деятельность.
- Поэтапное разъяснение задания с чёткой инструкцией, что и как делаем (при необходимости показ образца)
- Соблюдение последовательности выполнения задания.
- Осуществление индивидуального подхода с учётом состояния здоровья
- Смена видов деятельности и вариативность.
- Использование игровых моментов, физкультминуток и пальчиковых игр.
- Создание ситуации успеха.
Слайд 12
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используются различные формы занятий:
1. Индивидуальные занятия.
Направлены на индивидуальную коррекцию и развитие индивидуальных способностей ребёнка в творчестве.
Слайд 13
2. Групповые занятия. Работа в малых группах по 2-3 человека
Направлены на социализацию и формирование коммуникативных способностей у детей, а также на развитии творческого потенциала.
Слайд 14
3. Занятия в группах совместно со здоровыми детьми.
Направлены на социальную адаптацию детей с особенностями развития и осознание важного составляющего своей личности «Я такой как все, и все мы разные» продолжая развивать свои таланты в творчестве.
Слайд 15
Мастер-классы.
Задачей проведения мастер-классов в творческой мастерской является возможность привить детям радость творчества.
Детский мастер-класс – это всегда праздник, сопряжённый с радостью познания и творческого самовыражения! Обучение, проходящее в игровой форме, с элементами театрализации как нельзя лучше отвечает потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья разных возрастов в освоении окружающего мира и открытии безграничных творческих возможностей. Мастер-классы помогают детям лучше узнать себя и увидеть других, наладить тёплые дружеские отношения с другими другом.
Мастер- класс «Дары осени»
Слайд 16
Мастер- класс «Озорная белка»
Слайд 17
Мастер-класс «Символ года - мышка»
Слайд 18
4.Дистанционные занятия (слайд) «реабилитация дома»
Форма занятий позволяет продолжать занятия в период ограничений и карантина. В социальной сети «ВКонтакте» в группе «ОДП ЦСРИ» проведено более 50 мастер- классов различной тематики, уровня сложности и с использованием различных материалов. Дистанционная форма, продиктованная временем, позволила найти новые формы эффективного взаимодействия с клиентами для продолжения занятий
Слайд 19
Как показывают наблюдения занятия в творческой мастерской положительно влияют на многие факторы развития детей:
- Значительно расширяются и углубляются знания об окружающем мире
- Развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление
- Совершенствуется моторика, координация движений
- Развивается эмоционально-волевая сфера
- Формируется самостоятельность и активность
- Корректируется поведение
Слайд 20
При изготовлении рисунков, поделок мы берём простые сюжеты, но важно при этом воспитывать в ребёнке желание сделать шедевр самому и, так радостно звучат слова: «Это я тебе сделал, мама!», тем самым демонстрируя значимость своих достижений в творчестве.
Значение реабилитации творчеством в социализации детей-инвалидов в обществе:
- Ближайшее окружение (мамы, папы, одноклассники)
- Участие в выставках и акциях различных уровней
- Активное участие в творческих фестивалях и конкурсах где ребята занимают призовые места.
3.Заключительная часть
Слайд 21
Приобщаясь к творчеству с раннего возраста у детей-инвалидов наблюдается положительная динамика общего эмоционального настроя- от насторожённости и апатии к радостному желанию творить, общаться и делится своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка. Это формирует защиту против психологического и духовного насилия со стороны общества.
Изобразительная деятельность является эффективной для социальной адаптации детей-инвалидов, а также, развития у них творческих способностей.
Главная цель реабилитации - это улучшение качества жизни ребёнка.
«Жить и быть счастливым» нам помогает творчество!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В статье педагог делится опытом по работе в детьми с тяжелой умственной отсталостью на занятиях по развитию речи....
Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии"...
Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях реабилитационного центра
Разработанный проект «Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях социально-реабилитационного центра» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проект...
Отчёт по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Е.В.по теме: Развитие творческих способностей у детей в условиях группы продлённого дня.
Выводы и впечатления по изученному материалу , собственные наработки из опыта работы....
Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных техник в условиях социально-реабилитационного центра
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те зна...
Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации
Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации...