Коксультация с родителями "Занятия с логопедом"
консультация по теме

                                                ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

                                      Юго-восточное окружное управление образования

               Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

             СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2012 (ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ)

       Материал подготовила: учитель -логопед ГБОУ СОШ № 2012 (дошкольное подразделение) Дубинина Марина Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_s_logopedom.docx148.52 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ЛОГОПЕДИЯ?

Логопедия - это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений (недостатков, дефектов, расстройств) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалистов.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Целью работы учителя – логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте 4,5 - 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи,  подбирая индивидуальную коррекционно - развивающую программу для каждого ребенка.   

Учитель-логопед обследует (обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, лексического строя речи, словообразовательного процесса, слоговой структуры слов, грамматического строя речи, связной речи) воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта речи. Комплектует группы для занятий с учетом психического состояния детей. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с воспитателями, психологами. Проводит консультации для родителей. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обущающихся в период образовательного процесса.

 

 

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА?

«Ура! Вот оно – первое слово, а вот еще, и еще. Ну, слава богу, он заговорил. Теперь порядок!», – так, или приблизительно так думает каждый родитель, когда его малыш начинает внятно произносить слова. Но это только самый первый шаг ребенка на пути овладения великим и могучим родным языком. Не спешите почивать на лаврах. Теперь предстоит самое сложное – закрепить     интерес малыша к речи. развитие речи

Итак, вот несколько правил для усвоения и закрепления речи дошкольника:

Правило первое: Не угадывайте мысли ребенка. Представьте себе ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Кока». А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка. Красивая кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Все, ребенок получил самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем еще что-то пытаться сказать? Мама и так все рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо.

Правило второе: Разговаривайте со своим ребенком. Да-да! Именно разговаривайте С ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните, что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте вопросы еще и еще. Пусть ребенок говорит и рассказывает. Ребенок в этом возрасте мыслит вслух. То есть, Вы легко можете проследить, КАК мыслит Ваш малыш.

Правило третье: Учите ребенка говорить предложениями. Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, и везде. Указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух все, что сказал Ваш малыш. Например, если на Вашем пути встретится дерево, Ваш диалог будет выглядеть приблизительно так: «Ой, Андрюша, посмотри, ЧТО это?». «Делево» – ответит Вам Ваше чадо. «А какое это дерево?», – Спрашиваете Вы. «Больсое». «А ЗАЧЕМ нам нужно это большое красивое дерево?». И если тут Ваш ребенок испытывает затруднения, объясните малышу, что дерево нужно для красоты (чтобы было, где жить птичкам, белочкам…, чтобы мы кушали фрукты с этого дерева…).

Правило четвертое: Переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните все, что Вы с ребенком видели, слышали. Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течение дня.

Правило пятое: Описывайте предметы сами, и просите описать предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и рассказывайте ребенку об этом предмете. Например, увидев интересное облако на небе, обратите внимание ребенка на это облако, расскажите ему, что облако – белое, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз, когда Вы с Вашим ребенком увидите красивое облако, попросите рассказать малыша о нем. Таким образом, Вы развиваете не только речь ребенка, но и его воображение.

Правило шестое, и последнее: Говорите правильно. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для подражания. Запомните Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все что Вы говорите, все, что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.

 

ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария    Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь.упражнения на мелкую моторику

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например "Сорока").

Для деток, которым исполнился годик, отличная методика развития мелкой моторики – это пальчиковый бассейн. В  подходящую по размеру емкость насыпаем 1кг гороха или фасоли, «закапываем» внутрь что-нибудь привлекательное для малыша (яркие мячики, фигурки животных), и просим его отыскать их. Во время этой увлекательной игры от малыша нельзя отходить, во избежание попадания мелких предметов в рот! И помните, мелкая моторика – не самоцель, не принуждайте к таким играм малыша, если ему почему-либо они не нравятся! Пробуйте другие! упражнения на мелкую моторику

Вот несколько примеров упражнений на развитие мелкой моторики рук дошкольников:

  1. переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком (для детей 1,5-2 лет)
  2. изображения различных фигур и предметов с помощью пальцев рук. Например, ставим обе ладони на ребро, подняв вверх большие пальцы, и совершаем волнообразные движения – получается пароход, плывущий по волнам. Одновременно можно приговаривать:

«Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.»

  1. Методика мелкой моторики предполагает и игры с мозаикой, сортировку пуговиц по размеру, игры с конструктором. Все эти занятия на развитие мелкой моторики подойдут для детей от 1 года.
  2. Учите детей рвать бумагу (да-да, этой премудрости тоже надо учить!).

 

Игры для детей от одного года

  1. сильные ладошки
    Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).
  2. мозаика
    Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).
  3. конструктор
    Величина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).

    упражнения на мелкую моторику
  4. бусины
    Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
  5. шнуровки
    Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования»: например попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).
  6. волшебный поднос
    На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3 лет можно рисовать цифры и буквы.

    упражнения на мелкую моторику
  7. разноцветные прищепки
    Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее).
  8. золушка
    Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
  9. забавные картинки
    По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

    упражнения на мелкую моторику
  10. счетные палочки
    Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
  11. маленький скульптор
    Лепка из теста ( рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
  12. застегни пуговку
    Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра. Во втором прорежьте соответствующие петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем возьмите руки малыша в свои и повторите упражнение. И только после этого предложите малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если малыш не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение и для его успешного выполнения требуется тренировка.

    упражнения на мелкую моторикуупражнения на мелкую моторику
  13. трафареты
    Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеют маленькую толщину, и ребенку не удобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно "пухлыми". Хороший выход - вырезать их из куска линолеума.

ПОМОЖЕМ БУРАТИНО ЗАГОВОРИТЬ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

Статья шестая.

Динамические паузы и пальчиковыйигротренинг


Известно: ребенок развивается в движении.  С развитием  двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно на  занятиях в  детском саду  использовать динамические  паузы, пальчиковый  игротренинг, подвижные игры.   Приводимые  ниже  динамические  паузы и  пальчиковые игры  согласованы с  определенными  темами  по  звукопроизношению  и  обучению грамоте,  но они  могут быть использованы и на других занятиях. 

Предлагаемые стихотворные тексты заучиваются, а затем четко проговариваются  детьми   совместно  со   взрослыми  (воспитателями,   логопедами)  и   сопровождаются  всевозможными  движениями.  (Кстати, дети  с удовольствием   разучивают каждое новое стихотворение  и комплекс  упражнений к  нему.Они  рассказывают  и  показывают  все  это  дома,  просят  родителей  выполнить  движения вместе с ними.)  При   проведении   динамических  пауз   и  пальчиковых   игр  происходит  автоматизация звуков,  развиваются интонация  и выразительность  голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация  как общей,  так и  мелкой моторики. Это особенно важно для детей с дефектами речи.                               

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

Гласные звуки
Гномы (а, у, и)

Утром гномы в лес пошли.             Энергичный шаг на месте.                         
По дороге гриб нашли.                Наклон вперед. Выпрямиться, руки на поясе.       
А за ним-то - раз, два, три -        Наклоны туловища из стороны в сторону.           
Показались еще три!                  Руки в стороны, затем вниз.                      
И пока грибы срывали,                Наклоны вперед, руки к полу.                     
Гномы в школу опоздали.              Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону.                                  
Побежали, заспешили                  Бег на месте.                                    
И грибы все уронили!                 Присесть.              

                          

На грядке и на ветке (а)

Раз,  два,  три, четыре.             Шаги на месте.                                   
Апельсин дадим мы Ире.               Руки вперед, ладонями вверх.                     
Пять, шесть, семь, восемь,           Шаги на месте.                                   
Ананас у Сени спросим.               Руки вперед, ладонями вверх.                     
Девять, десять - завернем,           Моталочка руками.                                
Его Боре отнесем.                    Наклон вперед, руки тоже вперед, ладонями вверх.                                           
Вот на грядке, посмотри:             Наклон вперед, дотронуться руками до пола.       
Есть арбузы -                        Руки вытянуть вперед и округлить, затем развести в стороны.                                       
Раз, два, три.                       Сцепить округленные руки перед собой, поднять их вверх, развести в стороны.                    
А на ветке - абрикос.                Потянуться руками вверх.                         
Он на солнце так подрос!             Развести руки в стороны.                         
Ты за ним тянись, тянись,            Подняться на носочки, потянуться руками вверх.
Но смотри, не оступись!              Быстро присесть.                                 

Утка и кот (у, и)

Утка крякает,                        Утиные шаги вперевалку.                            
Зовет                                Зовущий жест рукой.                                
Всех утят с собою.                   Быстрые, семенящие шажки вперевалку.                
А за ними кот идет,                  Вкрадчивые шаги кота.                              
Словно к водопою.                                                                          
У кота хитрющий вид,                 Прищурить глазки, посмотреть хитро.                
Длинные когтищи.                     Показать цапки-царапки.                            
Не смотри ты на утят!                Погрозить пальцем.                                 
Их не дам в обиду!                   Руками, словно крыльями, загородить за собой «утят».
Индюк (и, у)
Ходит по двору индюк                 Шаги на месте.                                     
Среди уток и подруг.                                                                       
Вдруг увидел он грача.               Остановиться, удивленно посмотреть вниз.           
Рассердился.                                                                               
Сгоряча затопал,                     Потопать ногами.                                    
Крыльями захлопал.                   Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам.
Весь раздулся, словно шар            Руки на поясе.                                     
Или медный самовар.                  Сцепить округленные руки перед грудью.             
Затряс бородою,                      Помотать головой, «поболтать» как индюк.           
Понесся стрелою.                     Бег на месте.        

                             

Кот Тимоша (о, и)

Кот Тимоша жил на крыше.             Руки поднять вверх.                                
Ниже, в доме, жили мыши.             Наклон вперед, руками дотронуться до пола.         
По стене взбирались мыши,            Руками «шагать» от щиколотки - вверх по голени - к коленям - по бедру.                       
Не боясь кота на крыше.                                                                    
Караулил кот мышей,                  Руки к ушам, прислушаться.                         
Вынув пробки из ушей.                                                                      
Он готовил мышеловки,                Ладони захлопнуть («мышеловка»).                   
Но мышата были ловки.                Попрыгать на месте, руки на поясе.                 
Спрятавшись за спину Тишки,          Ладони перед лицом, выглядывать из-   
В прятки с ним играли мышки.         за них то с одной, то с другой стороны.                        

Облако (о)
Беленькое облако                     Округленные руки перед собой, пальцы  в замок.      
Поднялось над крышей.                Не расцепляя рук, поднять их над головой.          
Устремилось облако                   Выпрямить руки.                                    
Выше, выше, выше.                    Потянуться руками вверх.                           
Ветер это облако                     Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону.                                 
Зацепил за кручу.                    Сцепить руки кончиками пальцев над головой.        
Превратилось облако                  Руками описать через стороны вниз
В дождевую тучу.                     большой круг и опустить. Присесть.     

                             

Разминка (э)

Все движения  разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.              Прыжки.                                             
ЭХ! Руками машем вместе.             Движение «ножницы» руками.                         
ЭХЕ-ХЕ! Прогнули спинки,             Наклон  вперед,  руки  на поясе,  спину прогнуть.
Посмотрели на картинки.              Нагнувшись, голову поднять как можно выше.         
ЭГЕ-ГЕ! Нагнулись ниже.              Глубокий наклон вперед, руки на поясе.             
Наклонились к полу ближе.            Дотронуться руками до пола.                        
Э-э-э! Какой же ты лентяй!           Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем.         
Потянись, но не зевай!               Руками тянуться вверх, поднявшись на носки.        
Повертись на месте ловко.            Покружиться.                                       
В этом нам нужна сноровка.                                                                  
Что, понравилось, дружок?                                                                  
Завтра будет вновь урок!                

                                                  

   Кто за кем идет (а, о, ы)

Дети встают в круг.

Цыпленок на цыпочках                 Дети крадучись идут на носках.                          
Крался за кошкой.                                                                              
А кошка на цыпочках                                                                             
Шла за Антошкой.                                                                               
Антошка на цыпочках                                                                             
Двигался к дому.                                                                               
Теперь повернемся,                   Развернуться в другую сторону.                          
Пойдем по-другому.                                                                              
На пятках за кошкой                                                                            
Плетется Антошка.                    Идти на пятках.                                         
За бедным цыпленком -                                                                          
Усатая кошка.                                                                                  
Цыпленок от страха                                                                              
Забрался в корзину.                  Присесть, руки - к полу.                                
Сердитая кошка                                                                                 
Выгнула спину.                       Не отрывая рук от пола, выпрямить ноги, выгнуть спину.                             

                   

Согласные звуки
Липы (п, т, к, л)

Вот полянка, а вокруг                Широким жестом развести руки в стороны.                 
Липы выстроились в круг.             Округленные руки сцепить над головой.                   
Липы кронами шумят,                  Руки вверху, покачать ими из стороны в сторону.         
Ветры в их листве гудят.                                                                       
Вниз верхушки пригибают              Наклониться вперед.                                     
И качают их, качают.                 Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.                                      
После дождика и гроз                 Выпрямиться, руки поднять.                              
Липы льют потоки слез.               Плавно опустить руки, перебирая пальцами.               
Каждый листик по слезинке            Руки вниз, энергично потряхивать кистями.               
Должен сбросить на тропинки.                                                                   
Кап и кап, кап и кап -               Хлопать в ладоши, описывая руками круг сначала          
Капли, капли, капли, - кап!          в одну, потом в другую сторону.                         
До чего же листик слаб!              «Уронить» руки.                                         
Он умоется дождем,                   Погладить сначала одну, потом другую руку.              
Будет крепнуть                       Сжать кулаки.                                           
С каждым днем.                                            

                                     

Огород (т)

Повторяй за мной зарядку.            Шаги на месте.                                          
В ней звук [Т]                                                                                  
Пришел на грядку.                                                                              
Тыква вот, а вот томат.              Вытянуть руки влево, вправо.                             
Здесь - капуста, здесь - салат.      Наклониться к левой ноге,                 затем к правой.
Выпрямиться.                                            
Тмин, картошка, артишок              Руки на пояс, к плечам, вверх.                         
И петрушки корешок.                  Руки опустить.                                          
Все, что вырастили мы,               Развести руки в стороны.                                
Будем есть мы до весны.              Руки вниз, выпрямиться.               

                 

Новоселье (к, г)                                                                                

Динь-дон, динь-дон -                 Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.            
Гномы строят новый дом.              Кулак на кулак.                                         
Красят стены, крышу, пол,            Руками, словно кистями, «красим» сбоку, вверху,внизу.                                                  
Прибирают все кругом.                «Метем» метлой.                                         
Мы к ним в гости придем              Шаги на месте.                                           
И подарки принесем.                  Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.                    
На пол - мягкую дорожку,             Наклон вперед, руками «стелем» дорожку.                 
Расстелив ее к порожку.              Попятиться назад.                                       
Две подушки на диван,                Руки сложить ладонями вместе - сначала под одну щеку, затем под другую.                    
Меду липового жбан.                  Руки округлить, вытянуть перед собой.           
Зайцы (с, з)
Скачут, скачут во лесочке            Прыжки на месте на двух ногах.                  
Зайцы - серые клубочки.              Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.
Прыг-скок, прыг-скок -               Прыжки вперед - назад, вперед - назад.           
Встал зайчонок на пенек.             Встать прямо, руки опустить.                    
Всех построил по порядку,                                                         
Стал показывать зарядку.                                                           
Раз! Шагают все на месте.            Шаги на месте.                                  
Два! Руками машут вместе.            Руками перед собой выполняют движение «ножницы».                                           
Три! Присели, дружно встали.         Присесть, встать.                               
Все за ушком почесали.               Почесать за ухом.                               
На «четыре» потянулись.              Выпрямиться.                                     
Пять!  Прогнулись  и нагнулись.      Прогнуться, наклониться вперед.                 
Шесть! Все встали снова  в ряд,      Построиться в ряд.                              
Зашагали как отряд.                  Шаги на месте.                                   
Цок, цок, цок! (ц)
Громко цокают копытца.               Шаги на месте.                                            
По мосту лошадка мчится.             Скакать, как лошадки.                                    
Цок, цок, цок! За ней вприпрыжку     Бег на месте с подскоками.                      
Жеребенок и мальчишка.                                                            
Цок - копытце жеребенка.             Топнуть правой ногой.                           
Цок - каблук о доски звонко.         Топнуть левой ногой.                            
Понеслись, лишь пыль клубится.       «Моталочка» руками.                             
Всем пришлось посторониться.         Пятиться на каблуках назад.                     
Кошка (с, ш)
Вот окошко распахнулось.             Руки развести в стороны.                        
Вышла кошка на карниз.               Имитация мягкой, грациозной походки кошки.      
Посмотрела кошка наверх,             Запрокинуть голову, посмотреть вверх.           
Посмотрела кошка вниз.               Опустить голову, посмотреть вниз.               
Вот налево повернулась,              Повернуть голову к левому плечу.                
Проводила взглядом мух.              Повернуть голову к правому плечу, взглядом «проводить» муху.                               
Потянулась, улыбнулась               Соответствующие движения и мимика.              
И уселась на карниз.                 Сесть на свои места.                            
Журавленок и жабы (ш, ж)
Журавленок встал на ножки,           Встать возле своего места.                      
Пошагать решил немножко.             Шаги с высоко поднятыми коленями.               
Смотрит вдаль из-под ладошки.        Движения в соответствии с текстом.              
Кто там скачет по дорожке?           Прыгать на месте, руки на поясе.                
Жабы вышли на лужок.                 Шаги на месте.                                  
Жабы встали все в кружок.            Образовать круг.                                 
Важно подняли головки.               Поднять голову.                                 
Посмотрите, как мы ловки!            «Гордые» повороты головы вправо - влево.        
Вот похлопали в ладошки.             Похлопать в ладоши.                              
Вот попрыгали немножко.              Прыгать на обеих ногах.                         
Поскакали,                           Прыгать то на правой, то на левой ноге.         
Покружились.                         Кружиться на месте.                             
А потом остановились.                Остановиться и сесть на свое место.             
Снежинки (с - з, ш - ж)
Закружились, завертелись             Покружиться на месте.                           
Белые снежинки.                                                                   
Вверх взлетели белой стаей           Поднять руки.                                   
Легкие пушинки.                      Покружиться на носках.                          
Чуть затихла злая вьюга -            Опустить руки, встать прямо.                    
Улеглись повсюду.                    Присесть, руки к полу.                         
Заблистали, словно жемчуг ,-         Встать, руки вперед.                            
Все дивятся чуду.                    Развести руки в стороны.                       
Заискрились, засверкали              Руками выполнить движение «ножницы».           
Белые подружки.                                                              
Заспешили на прогулку                Шаги на месте.                                 
Дети и старушки.                                                            
Чок-чок, каблучок (ч)
Чок-чок, каблучок!                   Потопать ногами.                                
В танце кружится сверчок.            Покружиться.                                   
А кузнечик без ошибки                Движения руками, как при игре на скрипке.      
Исполняет вальс  на скрипке.                                                 
Крылья  бабочки  мелькают  -         Движения руками, как крыльями.                
С муравьем она порхает.              Покружиться парами на подскоках.               
Приседает в реверансе                Девочки делают реверанс.                        
И опять кружится в танце.            Покружиться.                                   
Под веселыйгопачок                  Танцевальные движения, как в гопаке.           
Лихо пляшет паучок.                                                          
Звонко хлопают ладошки!              Похлопать в ладоши.                            
Все! Устали наши ножки!              Сесть на свое место.                           
Котище (щ)
У нашего котища                      Показать, какие глазищи у кота.                
Желтые глазищи.                                                             
У нашего котища                                                             
Длинные усищи.                       Показать, какие длинные усы у кота.            
У нашего котища                                                             
Острые когтищи.                      Показать острые цапки-царапки.                 
У нашего котища                                                              
Умныемыслищи.                       Движения рук от головы вверх.                  
Моется котище                                                               
С каждым днем все чище,              Показать, как кот умывается.                    
Отмывая мордочку                                                            
От остатков пищи.                                                           
Вечером охотится                                                            
В чулане за мышами.                  Крадущиеся шаги на носках.                     
И играет в ладушки                                                          
С пушистыми котами.                  Разбиться на пары, играть в ладошки.           
Солнышко (л, р)
Солнышко, солнышко,                  Потянуться руками вверх, встать на
В небе свети!                                                                      носки.      
Яркие лучики                         Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.           
К нам протяни.                                                               
Ручки мы вложим                      Разбиться на пары, протянуть друг
В ладошки твои,                                                                  другу руки.
Нас покружи,                         Покружиться парами.                            
Оторвав от земли.                                                            
Вместе с тобой мы пойдем             Выстроиться в цепочку, держа друг
На лужок.                                                                           друга за руки.
Там все мы встанем                   Образовать круг.                               
Дружно в кружок.                                                             
С песнями водим                      Идти по кругу.                                 
Мы хоровод.                                                                 
Солнышко с нами                                                              
По кругу идет.                                                              
Хлопают радостно                     Похлопать в ладоши.                            
Наши ладошки.                                                                
Быстро шагают                        Идти быстрым шагом.                            
Резвые ножки.                                                               
Солнышко скрылось,                   Присесть, голову закрыть руками.                
Ушло на покой.                        Руки под щеку.                                
Мы же на место                       Тихо, спокойно сесть на свое место.           
Сядем с тобой.         

                                                      

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ

Гласные эвуки
Утята (а, у, и)

Встали как-то утром в ряд                                 Постепенно, начиная с мизинцев, разжать кулаки.
Десять маленьких утят.                                     Показать десять пальцев.                      
Посчитались,                                                     Посчитать пальцы.                             
Удивились,                                                         Указательным   и  большим   пальцами  изобразить удивленно раскрытые клювики утят.             
На две группы разделились.                              Руки в стороны, пальцы растопырены.           
Перышки почистили,                                          Сложенными щепотью пальцами одной руки гладить по очереди, от основания до кончика, пальцы на другой руке.                            
Головкой повертели,                                           Пальцы на обеих руках сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону.     
Червячка склевали,                                            Хватательные движения клювами-пальцами.       
К речке побежали.                                             Пальцами «пробежаться» по столу.               

 

Ириски от киски (а, у, и, ы, о)
В гости к нам явилась киска.   Из пальцев «сделать» «киску».                 
Всем дает она ириски:          Указательным пальцем правой руки «положить» на подушечки пальцев левой руки «ириски».      
Мышке, лебедю, жуку.           Из пальцев «сделать» указанных в тексте
Псу, зайчонку, петуху.                                       «персонажей».                                       
Рады, рады все гостинцам!      Из обоих кулаков одновременно и энергично     
«выбросить» пальцы.                           
Это видим мы по лицам.         Показать раскрытые ладони.                    
Все  захлопали  в  ладошки.    Хлопать в ладоши.                              
Побежали в гости к кошке.      Пальцами «пробежаться»» по столу.             

Мышка мыла лапку (ы, а)
Мышка мылом мыла лапку,        Одной рукой «мыть» другую.                    
Каждый пальчик по порядку.     Указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки.                           
Вот намылила Большой,          Всеми пальцами сначала правой, а потом
Сполоснув потом водой.                                       левой руки «намыливать» большие пальцы.             
Не забыла и Указку,            То же - с указательными пальцами.             
Смыв с него и грязь,                                                         
И краску.                                                                     
Средний мылила усердно         То же - со средними пальцами.                 
(самый грязный был, наверно).                                                
Безымянный терла пастой -      То же - с безымянными пальцами.               
Кожа сразу стала красной.                                                    
А Мизинчик быстро мыла:        Быстро и осторожно «намыливать» мизинцы.      
Очень он боялся мыла!      

                                                 

Дружная семья (э, а)


- Эх! - вздохнул Большак,-     Сжать кулаки, поднять большие пальцы.         
Устал!                         Согнуть большие пальцы.                       
Много дров я накидал.          Постучать выпрямленными большими пальцами     
по столу.                                     
-  Эй!  Указка!  Просыпайся!   Большими пальцами постучать по указательным.
Быстро  в  школу  собирайся.   Указательные пальцы несколько раз перекрестить друг с другом.                                 
Этак  можно  все  проспать!    Махнуть руками.                               
Середняк,   кончай  зевать!    Большими пальцами постучать по средним.       
Безымянный, марш во двор!      Большими пальцами постучать по безымянным.    
Повалился наш забор.           Кистями обеих рук «упасть» на стол.           
Вам с Мизинчиком - чинить,     Большими пальцами постучать по мизинчикам.    
Мне же - кашу вам варить.      Большим пальцем правой руки на ладони левой «варить кашу».               

                     

Согласные звуки

Наши пальцы (п - б)

Пальцы встали дружно в ряд:    Показать ладони с выпрямленными пальцами.         
Десять   крепеньких  ребят.    Сжать пальцы в кулаки.                            
Эти два - всему указки.        Показать два указательных пальца.                 
Все покажут без подсказки.     Пальцы придерживать большими.                     
Пальцы - два середнячка,       Показать два средних пальца.                      
Два здоровых бодрячка.         Пальцы придерживать большими.                     
Ну, а эти - безымянны,                                         Показать безымянные пальцы. Остальные
Молчуны, всегда упрямы.                                    придерживать большими.                                   
Два мизинца - коротышки,       Показать мизинцы. Все: остальные пальцы
Непоседы и плутишки.                                         придерживать большими пальцами.                      
Пальцы главные средь них,-     Показать два больших пальца, остальные
Два больших и удалых.                                        сжать в кулаки.         

                                  

Дом на горе (к- г)

На горе мы видим дом           Кистями рук сложить «домик».                       
Много зелени кругом.           Волнообразные движения кистями рук.               
Вот - деревья, вот - кусты.    Руками сделать «деревья», «кусты».                
Вот - душистые цветы.          Пальцами показать «бутон», «распускающийся        
цветок».                                          
Окружает все забор.            Пальцами показать «забор».                        
За забором - чистый двор.      Погладить ладонями стол.                           
Мы ворота открываем,           Кистями рук показать «ворота»; «ворота открываются».                                            
К дому быстро подбегаем.       Пальцами «пробежаться» по столу.                  
В дверь стучимся:              Постучать кулаками по столу.                      
«Тук-тук-тук!»                                                                     
Кто-то к нам идет на стук...   Ладонь приставить к правому уху, «прислушаться».                                               
В гости к другу мы пришли      Вытянуть руки вперед, как будто преподнося        
И гостинцы принесли.           что-то.              

                            

Угощение гномов (к, г)

Стали гномы гостей             Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди
Приглашать,                                                         на подушечки пальцев левой руки.       
Стали гномы гостей                                                                 
Угощать.                       Затем - наоборот.                                 
Каждому гостю                  «Намазывать»  варенье  на  кончик  каждого пальца.
Досталось варенье.                                                                 
Пальчики склеило               Последовательно, начиная с большого, «склеить»    
То угощение.                   соответствующие пальцы на обеих руках.            
Плотно прижалась               Прижать ладони одна к другой.                     
Ладошка к ладошке.                                                                 
Гости не могут                 Плечи  приподнять,руки  слегка развести  в       
Взять даже ложки!              стороны - «удивиться».                       

         

Чехарда (к, г}

У кошки было пять котят,                                    Показать пять пальцев на правой руке,  сделать из них «кошку».                                      
А у гусыни - пять гусят.                                       Показать пять пальцев на  левой руке,  сделать из них «гуся».                                        
Детишки резвые в саду                                        Кистями рук «перепрыгивать» одна через
Сыграть решили в чехарду.                                  другую несколько раз (на столе).                         
У гусят-то - крылышки,                                        Кисти рук скрестить: «Птичка машет крыльями»;      
У котяток - лапки.                                                «Цапки-царапки».                                  
На крылышках-то - перышки,                               Пошевелить пальцами обеих рук.                    
На лапочках - царапки.                                         Показать «цапки-царапки».                          
Перышки-то - мягкие,                                          Погладить каждый палец сначала на правой,
Легкие пушинки.                                                   потом на левой руке.                                
Коготки-то острые                                               «Цапками-царапками» поскрести по столешнице.            
Больно ранят спинки.      

                                                               

Бойцы-молодцы (г, к, м)

Пальцы эти - все бойцы,         Растопырить пальцы на обеих руках.                     
Удалые молодцы.                 Сжать пальцы в кулак.                                  
            Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу.                                                                 
Два - больших и крепких малых   Приподнять два больших пальца.                              
И солдат в боях бывалых.                                                                  
Два - гвардейца-храбреца,       Приподнять указательные пальцы.                         
Два - сметливых молодца.        Приподнять средние пальцы.                              
Два - героя безымянных,         Приподнять безымянные пальцы.                           
Но в работе очень рьяных!                                                                 
Два мизинца - коротышки -       Приподнять мизинцы.                                      
Очень славные мальчишки!        Хлопнуть ладонями по столу.                  

          

Мишки (т, д, ш)

Мама мишек будит рано.          Пальцами обеих рук изобразить «мишек».                  
Не встают они с дивана!         Удивленно пожать плечами.                               
- Эй, Большак! Вставай скорей!  Встряхнуть большой палец сначала на левой, а затем на правой руке.                                     
Ждут друзья уж у дверей!        Указать руками на дверь.                                
- Ну, а ты, лентяй Указка,-     Встряхнуть указательные пальцы.                         
У тебя засохла краска!          Изобразить руками ведро.                                
Вы должны с Середняком          Встряхнуть средние пальцы.                              
Побелить амбар и дом.           Плавные движения кистями рук, как кисточкой, сверху - вниз, снизу - вверх.                             
Безымянный, мой бедняжка!                                  Погладить безымянный палец пальцами
Знаю, болен был ты тяжко.                                    Другой руки                                                      
Пожалею я тебя,                                                     Прижать безымянный палец к ладони и
Полежи еще два дня.                                              Погладить его.                                                     
Ты, Мизинчик-малышок,                                         Встряхнуть мизинцы.                                      
Роста у тебя - вершок!                                           Показать, какого «роста» мизинчик.                        
Но зато проказ и драк                                             Погрозить мизинцу пальцем.                               
Сосчитать нельзя никак!                                        Сосчитать на пальцах «проказы» мизинчика.     

          

Листочки (е, л)

Ветер северный подул -           Подуть на пальцы.                                        
С-с-с»,- все листья              Произнести звук «с-с».                                   
С липы сдул...                                                                            
Полетели, закружились            Ладони обеих рук зигзагами плавно
И на землю опустились.                                            опустить на стол.                                                    
Дождик стал по ним стучать:      Постучать пальцами по столу.                             
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»                                                               
Град по ним заколотил,           Постучать кулаками по столу.                             
Листья все насквозь пробил.                                                               
Снег потом припорошил,           Плавные движения кистями рук вперед -                    
назад - вперед...                                         
Одеялом их накрыл.               Ладони крепко прижать к столу.       

                   

3айка (с, з)

3айка - скок, зайка - скок!      «Зайка» из пальцев скачет по столу.                      
За кусток - и молчок.            Кисть левой руки - «куст», кисть правой                  
«зайка». Он прячется» за куст.                          
Из-за кустика выглядывает,       Показать названные действия руками.                      
На ребятушек поглядывает.                                                                 
3оя пальчиком грозит,            Погрозить «зайке» пальцем.                                
3айке спрятаться велит:                                                                    
«Бродит серый волк в лесу,       Пальцами правой руки показать «волка».                   
Он поймал вчера козу.            Пальцами левой руки - «козу».                            
Та его - рогами в бок!           «Коза... бодает» ладонь правой руки.                     
Волк отпор ей дать не смог.                                                      
А коза давай бодать,             «Коза бодается».                                
По кустам его гонять!            Вокруг «кустов» бегает «волк~.                  
Волк помчался по дороге,         Пальцами «пробежаться» по столу.                
И едва унес он ноги!»            

                                                

Цыпплята (ц)

Пять цыпляток,                   Большой и указательный пальцы – «клювик», остальные прижаты к ладони – «головка цыпленка».
Пять комочков                    Все пальцы сжаты в кулак.                       
Во  дворе  стоят  у бочки.       Пальцами изобразить «бочку».                    
Захотелось   им  напиться.       Приоткрыть пальцы-«клювики».                    
Из щелей течет водица.           Перебирать пальцами, опуская руки сверху         
вниз,- «струйки воды».                          
Возле лужицы                     Показать, как пьют цыплятки,
Цыплятки пьют.                                                        запрокидывая головки назад.                                    
У всех озябли лапки.             Пальцы дрожат мелкой дрожью.                    
Вот поджали коготочки,           Прижать скрюченные пальцы к ладони.             
Побежали греться                 «Пробежаться» пальцами по столу.                
К квочке.                  

                                                     

Мышка и кошка (ш, ж)

Мышку кошка обижала,             Пальцами правой руки изобразить «мышку»,        
пальцами левой - «кошку».                       
Мышка в норку забежала.          «Мышка» забегает в «норку», сделанную из        
пальцев левой руки.                             
Погрозила кошке злой:            Погрозить пальчиком правой руки ~кошке».        
«Разберусь еще с тобой!                                                          
Станешь чистить свою шубку,      Обеими руками изобразить движения «Кошка        
умывается».                                     
Я с тобой сыграю шутку!          Хлопнуть ладонями о стол.                       
Вылью быстро банку с клеем,      Пальцами изобразить «банку», наклонить
Коготки твои я склею.            ее.      
Пальцы на обеих руках «склеились».              
Долго в душе будешь мыться,      Потереть каждый палец на обеих руках по
Но  не  сможешь  ты  отмыться!»                            очереди.            

                             

Женины гости (ж)

К Жене гости прибежали.          Пальцы «бегут» по столу.                        
Все  друг  другу  руки жали.     Рукопожатия.Попеременно то правая,то левая
рука сверху.                                    
- Здравствуй, Жора!              Пальцы   по   очереди  «здороваются»   с  большими
- Здравствуй, Жанна!             пальцами обеих рук.                             
- Рад, Сережа!                                                                   
- Рад, Снежана!                                                                   
- Не хотите ль пирожок?          Из ладоней сложить «пирожок».                   
- Может, коржик?                 Показать раскрытые ладошки.                     
Иль рожок?                       Пальцы сложить в виде рожка.                    
Вот драже вам на ладошку.        Постучать по раскрытой ладони кончиками пальцев другой руки.                                
Все берите понемножку.           Двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним и т.д.) брать с ладошки «драже».
С ручек все стряхнули крошки     Энергично встряхнуть кистями рук.               
И захлопали в ладошки.           Похлопать в ладоши.   

                          

Овечки (ч)

У овечек на шубках - колечки.    Из пальцев по очереди делать «колечки».          
Те овечки пасутся у речки.                                                       
Их пасут две собачки лохматые,   Пальцами обеих рук изобразить «собак».          
Что виляют хвостами мохнатыми.   Кистями рук помахать, как хвостиками.           
А пастух на пригорке у дерева    Руками изобразить «гору», затем – «дерево».     
На свирели играет затейливо.                                   Пальцами обеих рук «играть на воображаемой      
Быстро бегают ловкие пальчики,                              свирели».                                        
На полянке цветут одуванчики.                                 Обеими руками изобразить «цветок».               
Колокольчик под ветром колышется.                       Покачать из стороны в сторону кистями рук.       
Нам мелодия чудная слышится.                               Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться.                 

                     

Щели (щ)

Вот забор.                       Пальцы правой руки плотно прижать друг к    другу- «забор».                                       
В заборе - щели.                 Раздвинуть пальцы.                               
Пальцы в них                                                                          
Пролезть хотели.                                                                       
Сунул голову Большак -           Просунуть большой палец левой руки между         
большим и указательным правой.                   
Дальше не пройти никак!          Крепко зажать большой палец.                     
Вслед  за  ним  застрял  Указка. Указательный - между указательным и средним.     
Середняк хотел - напрасно!       Средний - между средним и безымянным.            
Безымянный - безуспешно!         Безымянный - между безымянным и мизинцем.        
Хоть один прошел? Конечно!                                                            
Щуплый маленький мальчишка,                                                           
Брат Мизинчик, коротышка,        Мизинец несколько раз согнуть - разогнуть.       
Весь прошел забор, и вот -                                                            
По двору уже идет.               Помахать мизинцем.                               
Помощь братьям оказал:           Каждый палец по очереди освободить из «плена».
Из щелей их всех достал.   

                                                          

Щука (ч, щ)


Щука хищная, зубастая,           Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки.     
Для лещей, плотвы опасная.       «Щука» щелкает «зубами»-пальцами.                 
Ищет, чем бы поживиться?         Две ладони сложить «лодочкой», руками
Кто-то  там  в  воде резвится... совершать движения, напоминающие движения   рыб в воде.                                            
Чей-то  рядом   хвост  мелькает. Помахать кистями рук, как хвостом.               
Хвать! Туг щука не зевает!       «Пасть» щуки захлопывается.                      
Но попалась на крючок.           Указательным пальцем изобразить «крючок».         
Тащит щуку рыбачок.              Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды «щуку».                                  

Хризантемы (х)
АХ! Какие хризантемы!            Пальцами показать, как «цветок распускается».    
Мы сорвем их без проблемы.       Обеими руками срывать воображаемые цветы.        
УХ! Охапку мы набрали!           Обеими руками показать «охапку».                 
ЭХ! Прихватим и для Вали!        Махнуть рукой и «рвать» цветы дальше.            
ЭХЕ-ХЕ... Цветов не стало.       Удивленно пожать плечами, развести руки
Их и раньше было мало...         в стороны.                                         
ОХ! Зачем мы их сгубили?         Прижать к щекам обе руки и горестно
Ведь не мы же их растили!        покачать головой.                   

 
Десять котят (л,р)

На сельский двор пришли играть   Пальцами «шагать» по столу.                      
Все десять маленьких котят.      Показать десять пальцев, затем сделать  из них «кошку».                                          
Один залез в хозяйский дом,      Показать один палец. Сделать из пальцев «дом».
Уснул на куче там с бельем,      Ладони под щеку.                                 
И их осталось девять.                                               Показать девять пальцев.                         
Второй пошел на сеновал                                          Показать два пальца.                             
И к мышкам угодил на бал.        Пальцами показать, как ~мышки танцуют».          
И вот уже их восемь.                                                Показать восемь пальцев.                         
А третий стал ловить гусят.      Показать три пальца. Изобразить «гусят».         
Гусь защищал своих ребят.        «Гусь» вытягивает шею, щиплется.                 
И стало их лишь семь.            Показать семь пальцев.                           
Четвертый вздумал хвост поймать  Показать четыре пальца.                          
И стал на лапы все хромать.      Пальцы «идут», «хромая», по столу.                
Котят осталось шесть.            Показать шесть пальцев.                          
Тут пятый прыгнул на забор,      Показать пять пальцев. Пальцами изобразить «забор».                                           
Перемахнул в соседний двор.      Правая рука «перепрыгивает» через левую и «шлепается» на стол.                               
Друзей всего лишь пять.          Показать пять пальцев.                             
Шестой в кладовочку проник,      Показать шесть пальцев. Указательным пальцем левой руки «проникнуть» в неплотно сжатый кулак правой.                                      
Но  был  наказан  в тот  же миг. Щелчок по указательному пальцу.                    
Четыре вот уж их.                Показать четыре пальца.                            
Седьмой пошел искать друзей      Показать семь пальцев. Пальцы, «петляя», «шагают» по столу.                                      
И заблудился средь полей,                                                             
Троих оставив в горе...          Показать три пальца.                                
Восьмой гонялся за осой          Показать восемь пальцев.                           
И в бочку угодил с водой.        Из пальцев левой руки изобразить «бочку».            
Пальцы правой «падают» в «бочку».                   
Считаем... Стало двое.           Показать два пальца.                               
Девятый скушал белену.           Показать девять пальцев.                           
В сон провалился, в пелену,      Ладони под щеку.                                    
Оставив одного.                  Показать один палец.                               
А тот, задравши хвост трубой,    Ладонь с выпрямленными пальцами на столе - «хвост».                                           
Помчался к мамочке домой,        Пальцы «бегут» по столу.                           
Свалился кубарем в овраг         Руками изобразить «моталочку».                     
И выбраться не мог никак!        Пожать плечами.                                    
ИТАК, ПРОПАЛИ ВСЕ!                                                                    
Вы зря печалитесь, друзья!       Махнуть рукой.                                     
Под  вечер  в сборе  вся семья.  Крепко сжать обе руки.                              
Ведь папа кот и мама кошка       Пальцами правой руки изобразить «кота», пальцами левой - «кошку».                                
Собрали всех котят в лукошко.    Сделать «корзиночку-лукошко» из ладоней обеих  рук.    


Мышки и пышки . (ш, с, ч, л, р)

Десять очень славных мышек       Показать десять пальцев, затем на обеих    руках показать «мышек».                                  
Десять взять решили пышек.       Показать десять пальцев. Ладонями изобразить «пирожок».                                         
Печь горячую открыли,            Кистью  руки  показать,  как  открывается  дверца  у печи.                                              
К сковородке подскочили.         Пальцы «бегут» по столу.                           
Лапки все пообжигали.            Каждый палец по очереди отскакивает от стола.      
В норку к маме побежали.         Неплотно   сжатый  кулак   левой  руки   -  «норка»,туда  по  очереди  «забегают»  пальцы  правой  руки, затем - наоборот.                                  
Стала мама всех лечить,          Каждый палец правой руки по очереди крепко         
Лапки в маслице мочить.          прижимается к центру ладони левой руки, затем - наоборот.                                    
Пластырь клеить всем на ранки,   Указательным  пальцем  правой  руки   «наклеить»  на подушечки   пальцев   левой  руки   «пластырь»,  затем - наоборот.                                    
А  потом  давать  баранки.       На обеих руках одновременно делать «колечки»: большой - указательный, большой - средний и т. д.               

                            

Мак (с, л, р )

На пригорке вырос мак.                       Пальцами левой руки сделать «бутон».               
Он склонил головку так.                      «Бутон» наклонить.                                 
Бабочка над ним порхает,                     Кисти рук перекрестить, помахать, как
Быстро крыльями мелькает.                    бабочки крылышками.                                        
По тугому стебельку                                                   Локоть  левой руки  поставить на  стол, рукой
Жук ползет: «Что там вверху?»                                   изобразить «цветок».  Правая рука  - «жук»,
Вот дополз он до цветка,                                             перебегая  пальцами-лапками,  ползет 
Отогнул два лепестка.                                                 вверх по руке-стебельку.                             
Правой рукой отогнуть на левой руке большой и указательный пальцы.                        
Внутрь забрался, поворчал,                                        
Круглый домик увидал.                                               Пальцы правой руки вложить в ладошку левой.
Пальцы  левой руки  сложить щепотью  - «коробочка мака».                                 
Лапкой в стенку постучал,                                           Каждым пальцем правой руки постучать в
Но ответ никто не да.                                                  «коробочку мака».                                
Облетели лепестки,                                                     Правой рукой отогнуть пальцы левой руки.    
Высох домик от жары.                                                Пальцы левой руки сложить щепотью.          
Стал греметь, как погремушка.                                   Пальцы левой руки сжать в кулак, «погреметь»,
Вот так славная игрушка!                                           как погремушкой.                            

Автор статьи:
Е. КАРЕЛЬСКАЯ, логопед ДОУ 36 42, поселок Свердловский, Московская область\\ "Дошкольное воспитание» №5-99. Окончание, начало – в №1-4.

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

  1. Постоянный словесный поток из маминых уст. Все называть, все объяснять даже там, где не просят, все комментировать (скажу честно, для меня лично это - пытка, и в этом пункте у меня здоровенная дыра).
  2. Читать много стихов и стараться дать ему самому закончить строчку ("Наша Таня громко...Уронила в речку...). Довольно эффективно в нашем случае. Тут только важно искать те звуки, которые ребенку сейчас легко даются. Поначалу это будет совсем мало похоже на исходное, но все равно надо оочень хвалить и поощрять. И вообще в деле говорения поощрение - великая вещь
  3. У нас много игр есть, в которых требуется говорить. Т.е. не просто бросаем друг другу мячик, а "Петя, лови" "Мама, лови" (такого я, правда, еще не слышала, но "-ви" бывает).. Или катим машинку, я говорю: "следующая остановка..", а он называет, где будет остановка - мама, Петя, папа, стол и др. И все время тупо на картинках спрашивать - а это что? а это что? Ну и всякие ритуальные игры со словами в этом роде.. (прод. следует ..)
  4. Развивать мелкую моторику (центр речевой в мозгу находится близко к центру, отвечающему за мелкую моторику пальцев рук , или это один и тот же центр?). Перебирать руками крупы, вылавливать из воды мелкие предметы при купании. У нас стихийная тренировка как раз во время купания - юноша весьма брезглив, при этом, когда купается, теряет волосы и начинает их тут же с себя снимать. Можно смешать рис например с фасолью (или с гречкой, но это труднее) и разбирать по разным мисочкам. Много лепить из пластилина и соленого теста и др.
  5. Конечно, огромное значение имеет широкий круг общения - как только засядем на пару недель дома, тут же стоп - нет новых слов, а то и забываться некоторые начинают.. Но нам очень помогло появление новой няни - мы-то его все понимаем, а она не все понимает, ради нее пришлось-таки пару новых слов произнести. Есть такая т.з., согласно которой родители должны делать вид, что не понимают и тогда ребенок начнет произносить.. Вот я до практического изучения этого вопроса тоже так думала. А на деле поняла, что это все же бооольшоесвинство по отношению к ребенку в данном случае.
    Дело в том, что в этом возрасте они ведь еще и порядком страдают от того, что не могут объяснить то, что им хочется. Очевидно, что понимают они уже довольно сложные построения, а сказать могут всего ничего. И добавлять к этому страданию еще и непонимание со стороны родителей - в корне неверно. Такие "шутки" имеет смысл играть с детьми, которые уже говорят как следует и могут сказать собака, но по привычке говорят "авава", да и то - надо ли?
    Важно смотреть, есть прогресс или нет. Если есть, пусть даже он медленный, пусть даже это одно новое слово в месяц - это все равно прогресс, а не стояние на месте, и значит - все в порядке с ребенком, просто нужно много-много терпения и поддержки ему.
  6. И последнее - все время невольно сравниваешь своего ребенка и других. Вон у друзей мальчик на 4 месяца младше нас, а выдает тексты на полстраницы. Я знаю, очень-очень обидно бывает и хочется наконец услышать хоть что-то подобное от ребенка. Но сравнивать - последнее дело. Ну и что - зато тот мальчик книжки читать не хочет вообще, а моего не оторвать. Вот такие два разных человека, и вырастут, будут разные. Потому что двух одинаковых людей не бывает на свете - все разные.

 

Автор неизвестен. Репост с одного из форумов.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ПО ВОЗРАСТАМ

С учетом тесной морфологической и синтаксической системы языка выделяют 3 периода формирования грамматического строя речи.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД

Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает в себя 2 этапа: этап однословного предложения и этап предложений из нескольких слов-корней.

1. Этап однословного предложения (возраст от 1 года 3 мес. до 1 года 8 мес.)


На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложений (однословные предложения). В речи малыша лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет малыш, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова-корни ("би" - машина, поехали и т.д., "гу" - гулять, голуби...). В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения.
Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания, лепетные слова ("ди" - иди, уходи, "мокко" - молоко, мокро). Всего должно насчитываться около 29 таких аморфных слов-корней. Из них названия лиц, предметов около 22-25, и глаголов ("бух", "ди"…) - 5-7.

Звукопроизношение.
Ребенок должен хорошо произносить ударные гласные а, о, у, и; согласные м, п, б, к, д, ть, сь, пь,х, ль.
Стечение согласных малыш произносить еще не может.

Слоговая структура слова.
Часто воспроизводится один слог в слова (ударный) или два одинаковых слога ("га-га", "ту-ту").

2. Этап предложений из нескольких слов-корней (возраст от 1 года 8 мес. до 1 года 10 мес.)


На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, т.е. в речи появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова, в высказывании связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной неизмененной форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной форме.
Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения ("дай", "неси","спать").

Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Например, при восприятии различных форм слов (дом, домой, домом, дому) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов (дом). Количество аморфных слов-корней увеличивается до 87.

Звукопроизношение.
Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный. Появляется стечение согласных в середине некоторых слов: льк, ськ, пк,цък.

Слоговая структура слова.
Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов. Например, молоко - "мокко".

ВТОРОЙ ПЕРИОД

Период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот период включает в себя 3 этапа:

  1. этап формирования первых слов,
  2. этап использования флективной системы языка для выражения синтаксических связей слов,
  3. этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.

 

1. Этап формирования первых форм слов (возраст от 1 года 10 мес. до 2 лет 1 мес.)


На этом этапе малыш начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются:
- формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием "-ы", "-и" (фонетически всегда "-и" по причине смягчения согласных);
- формы винительного падежа с окончанием "- у". Например, кису, куклу;
- иногда появляются формы родительного падежа с окончанием "- ы", окончание "- е" для обозначения места (на столе - "толе").

Первыми грамматическими признаками глаголов являются:
- повелительное наклонение 2-го лица ед. числа (иди, неси);
- формы 3-го лица ед. числа настоящего времени без чередования в основе (сидит, спит);
- возвратные и невозвратные глаголы.

К 2 годам появляются прилагательные, чаще в им. пад. ед. числа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.

Таким образом, в речи малыша начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже с глаголом изъявительного наклонения ("Мальчик гуляет"), некоторые формы глагольного управления ("Дай кису"). Но в речи еще имеется большое количество аграмматизмов. На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов.

Объективным показателем правильного хода развития речи на этом этапе является появление к 2 годам первых фраз ("Вот таи." - "Вот шары"). При нормальном речевом развитии в возрасте 2 лет - 2 лет 2 мес. выделяется период физиологических аграмматизмов, когда ребенок пользуется предложением без соответствующего грамматического оформления. Этот период в норме длится всего несколько месяцев и в дальнейшем без специального обучения ребенок самостоятельно начинает усваивать нормативное употребление грамматических конструкций.

Звукопроизношение.
К двум годам появляются твердые согласные звуки "т", "д", "п". Все чаще стечение согласных замещается одним звуком.

Слоговая структура слова.
В трехсложных словах все еще опускается слог, чаще всего предударный ("кусу" - укушу); может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах.

2. Этап (возраст от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.)  


Среди грамматических форм существительных усваиваются:
- беспредложные формы косвенных падежей: винительный, родительный, дательный, творительный;
- наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения;
- усваивается изменение глаголов по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.);
- разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода.

Согласование прилагательных еще не усвоено. В речи наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных.
Личные местоимения уже усвоены.
В речи детей на этом этапе уже появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с, однако их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.


Звукопроизношение.
Появляются твердые согласные звуки: в, с, з, л. Отмечается смешение артикуляционно-близких звуков. Стечения согласных все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно.

Слоговая структура слова.
Во многих сложных словах опускается предударный слог, иногда приставки. Например, "ципилась" - зацепилась.

3. Этап усвоения служебных слов ля выражения синтаксических отношений (возраст от 2 лет 6 мес. до 3 лет)


На этом этапе дети правильно употребляют простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвоение более частых правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных:
- усвоение окончаний мн. числа "- ов", "-ами", "-ах";
- падежных окончаний им. пад. мн. числа "-а", "-на".

На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. В речи ребенка происходит дальнейшие развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются служебные слова: союзы и, а, то, потому что, тогда, когда.

Звукопроизношение.
Появляется произношение таких согласных, как, ч, щ, ж, ц. Заканчивается усвоение групп согласных.

Слоговая структура слова.
Нарушается редко, в основном в малознакомых словах.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД

Период дальнейшего усвоения морфологической системы (возраст от 3 до 7 лет).

В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения, спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), т.к. ребенок овладеваете не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой "фильтров", накладываемых на использование общих правил.

В речи детей 4 лет еще иногда встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении ("пени", "левы"), но после 4,5 лет такие ошибки должны исчезнуть. Остаются до 5 лет лишь нарушения чередования в основе глагола (заплатю - заплачу). Усваивается глагольное управление.

Звукопроизношение.
К 5 годам правильно произносятся все звуки. Ребенок может оценивать своё и чужое произношение.

Слоговая структура слова.
Нарушений не должно быть.

Важным в этот период является то, что с 4 лет 6 мес. идет попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти лет дети размышляют по поводу рода существительных, наблюдают за синонимами. Таким образом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.

Дорогие читатели! Хочу, чтобы, читая статью, вы помнили о том, что сроки и темпы овладения речью носят индивидуальный характер и зависят от особенностей нервной системы ребенка и условий его воспитания. У некоторых детей период, когда пассивная речь опережает активную, а понимание значительно больше, чем произносимых слов, затягивается до 2-2,5 лет.

http://www.detsad14.ru/images/fggreen3-side.gif

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ 2-3 ЛЕТ

Обогащение словаря.

Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет –   одна из важнейших задач этого возрастного периода.развитие речи

Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить малышу средством общения. Это и понимание обращенных к ребенку фраз («пойдем кушать», «пойдем гулять» и т.д.), и его первые самостоятельные слова ( «мама», «папа», «дай»).

Формирование правильного произношения способствует особая восприимчивость ребенка к речи, его стремление четко выговаривать звуки.
Большую роль при работе с детьми 2-3 лет играют игровые упражнения на вызывание звуков (что надо сказать врачу, когда он осматривает твое горлышко, - «а – а – а»; как гудит паровоз? – «у-у-у»), звукоподражательных слов, которые в этом возрасте усложняются за счет включения звуков различной характеристики ( «кря-кря», «хрю - хрю», «му - му» и т.д.).

Надо помнить, что дети подражают взрослому, а не звукам природы, например, мычанию коровы, т.е. имитация, осуществляется опосредованно, через речь, которая должна быть ясной и четкой.

Использование звукоподражательных слов способствует развитию силы голоса (громко, тихо) и артикуляционного аппарата. Одновременно у ребенка обогащается пассивный словарь, который постепенно переходит в активный. Сначала малыш узнает предметы на картинках, но не называет их. Например: он показывает корову, но может лишь сказать, как она мычит; узнает петушка, но может только воспроизвести как он кукарекает. В возрасте 2-3 лет пассивный словарь малыша намного больше активного.

Обогащение словаря происходит с расширением и углублением знаний и представлений ребенка об окружающем мире. Этому способствует специально организованная словарная работа.

Использование иллюстрационного материала с объектами, которые дети не могут наблюдать непосредственно (дикие и домашние животные, птицы), также расширяют словарь ребенка. Картина вместе с представлением о предмете несет представление, о слове, так как ее рассматривание всегда сопровождается практическими действиями: словом взрослого, чтение литературного произведения, постановкой вопросов.

Кроме того, сюжетные и предметные картинки дают большие возможности для формирования грамматически правильной речи              («котенок маленький, а кошка большая» и т.д.).

Работа с каждой иллюстрацией условно делится на 4 этапа, которые последовательно сменяют друг друга.

  1. 1 этап – научить ребенка произносить звукоподражательные слова громко и тихо.
  2. 2 этап – вводить в пассивный, а затем в активный словарь ребенка слова, обозначающие животных, птиц и их детенышей, употреблять прилагательные «маленький - большой».
  3. 3 этап – научить ребенка различать и называть части предметов (туловище, голова, хвост, рука, лапа и т.д.).
  4. 4 этап – приучать слушать художественные произведения           (стихотворения, потешки). Учить договаривать слова, фразы. Читать потешки, стихотворения целиком с помощью взрослого.

 

ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ

Режим работы логопункта в будни с 8.30 -18.30

ВАЖНО: для занятий с логопедом необходима папка, тетрадь иодноразовые носовые платки (2 шт). Занятия проводятся 2 - 3 раза в неделю по 20 мин.Набор детей осуществляется на основе медико-психолого-педагогической комиссии и приказа по детскому саду №14 о зачислении. С детьми работает учитель-логопед Дубинина Марина Борисовна.

 Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте 4 – 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи, подбирая индивидуальную коррекционно-развивающую программу для каждого ребенка. 

Учитель-логопед проводит обследование воспитанников, которое состоит из: 

  • обследование звукопроизношения;
  • обследование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
  • обследование лексического строя речи;
  • обследование словообразовательного процесса;
  • обследование слоговой структуры слов;
  • обследование грамматического строя речи;
  • обследование связной речи. 

На основе этого определяют структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта речи. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по восстановлению нарушенных функций.Работает в тесном контакте с воспитателями, психологами. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. 

Консультации для родителей проходят ежедневно по предварительной записи (или устной договорённости).

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

В этом возрасте накапливается определенный словарный запас, содержащий все части речи, где самое большое количество представляют существительные и глаголы, обозначающие предметы ближайшего окружения и их действия, постепенно появляются прилагательные, наречия.
Количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 1900. совершенствуется словопроизношение.
развитие речи

Начинает формироваться обобщающая функция слов. Дети овладевают грамматическими формами (множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, изменение основы глагола и т.д.).

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми, так и сложными, им доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативна.

К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становиться понятна окружающим.

Наблюдаются следующие особенности произношения:

  1. Согласные звуки произносятся смягченно (зюк – жук, сярик – шарик);
  2. Свистящие звуки «С» «З» «Ц» произносятся недостаточно четко, часто вообще не произносятся («абака – собака»), заменяются: «С-Ф» (фабака – сабака), «З-В» (ваяц – заяц), «Ц – Ф», «С – Т», «Ц – Т», «З – Д»;
  3. Шипящие звуки «Ш» «Ж» «Ч» «Щ» произносятся недостаточно четко, часто заменяются свистящими звуками: САПКА, ЗУК, СЕТКА;
  4. Сонорные звуки «Л» «Р» пропускаются или заменяются на другие: ЯМПА – ЛАМПА, ЛЫБА – РЫБА, ЮКИ – БРЮКИ;

Имеются особенности и в словопроизношении  (слоговая структура слова), к которым относятся:

  1. Сокращение (тул – стул, весипед - велосипед);
  2. Перестановки слогов местами ( шапля – шляпа, корвик - коврик);
  3. Уподобление одного звука другим (бабака – собака);
  4. Слияние («Мафеда» вместо Мария Федоровна);
  5. Добавление (реблята - ребята);

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 1 – 2  раза в день по 10 – 15 минут.

 При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие логопедии с элементами логоритмики в 1 классе Дифференциация С-Ш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Логопедия"

Элементылогоритмики используются на занятиях логопедии для развития моторики, чувства ритма,развития четкой артикуляции, выразительности речи учащихся...

Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.

Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ  и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)...

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...