Психофизиологическое развитие подростка
материал по теме
Психофизиологическое развитие подростка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhofiziolog_razvitie_podrostkov.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема для родительского собрания:
Психофизиологическое развитие подростков
(трудный возраст).
Форма поведения: дискуссия.
Структура личности подростка…
В ней ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет.
Л.С.Выготский
Вопросы для обсуждения
- Трудный возраст и физическое состояние учащихся –подростков.
- Подростковая психика.
- Какими видят себя подростки.
По указанным вопросам перед родителями следует выступить психологу и классному руководителю.
Эпиграфов собрания стали слова Л.С.Выготского – одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого называют Моцартом в психологии. Они удивительно точны. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все.» В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Многие считают, что задача родителей в этот период – сдерживать половой инстинкт ребенка. Это мнение ошибочно, и оно приводит к новым проблемам.
Что же является самым главным для ребенка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны в вами сохранить запись на доске):
Любовь – Доверие – Понимание – Поддержка
Как заметил юрист, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие родители
Физическое здоровье ребенка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Они существенно влияют на личностное развитие ребенка. Чем раньше начинается процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет – процесс созревания 2 года; в 13 лет =13,5 лет – 3-3,5 года; в 15-летнем возрасте – 5-6 лет. Эти различия типов созревания – причина многих огорчений и переживаний.
Последние 60-80 лет серьезными проблемами стали акселерация и ретардация.
Акселераты в школьные годы – лидеры в классах. К 30 годам это крепкие и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземленные люди.
Ретарданты наоборот – вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые в юности, к 30 годам становятся людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами.
Подробнее следует рассмотреть признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков.
За что и против чего ведет борьбу подросток в переходном возрасте?
Прежде всего:
- за то, чтобы перестать быть ребенком;
- за прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность;
- за утверждение среди сверстников;
- против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрслости.
Правила, которые должны соблюдать родители подростка:
- Помочь ребенку найти компромисс души и тела.
- Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.
- Подробно познакомить ребенка с устройством и функционированием организма.
- Следует помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
Психологическая разминка для родителей.
Анализ педагогических ситуаций.
1. Девочка не хочет убирать свою комнату.
2. Мальчик не следит за собой и т.д.
Обсуждение проблемы совместно с родителями.
Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «я» - это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где сеть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.
Что же должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей? Эти правила (на отдельном листочке) предлагаются родителям для ознакомления:
- В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его.
- Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
- Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам этого захотел
- Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
- Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте ее мирным путем.
- Помните слова И.-В.Гете: « В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках.»
В переживаниях подростков огромное место занимаю дружба и влюбленность. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют свое желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, мальчикам – взаимопомощь, понимание.
В 4-7 % случаев первая влюбленность ведет впоследствии к браку. Почему возникает влюбленность, это глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать в этой сфере – значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюбленности плохо – значит расстроить взаимоотношения с ним. Любовь и сексуальность для подростка – вещи взаимоисключающие. Дать оценку проблемы с позиции взрослого человека:
- Эту проблему назиданиями решать нельзя!
- Решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через призму взаимоотношений в доме.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Ем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать –
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я не правильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Психофизическое развитие подростков"
В ходе родительского собрания затрагиваются следующие вопросы: 1. Переходный возраст и физическое состояние учащихся-подростков. 2. Подростковая психика. 3. Какими...
Тема: «Предметно-развивающая среда как фактор социально-адаптивного развития подростков»
Материал содержит информацию о предметной среде ее задачах, средствах, коррекционно-компенсирующего воздействия Пропедевтическая роль коррекционно-развивающей среды проявляется в процессе формир...
Психофизиологические особенности подростков
Материал для родителей....
Психофизиологическое развитие подростков (трудный возраст)
Родительское собрание....
Психофизиологические особенности подростков
статья "Психофизиологические особенности подростков"...
Статья "ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ"
Специфика психологии подросткового возраста...