Тема: «Предметно-развивающая среда как фактор социально-адаптивного развития подростков»
методическая разработка (5 класс) по теме
Материал содержит информацию о предметной среде ее задачах, средствах, коррекционно-компенсирующего воздействия Пропедевтическая роль коррекционно-развивающей среды проявляется в процессе формирования социально-адаптивных способов действий, знаний, навыков и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razvivayushchaya_sreda_kak_faktor_socialno-adaptivnogo_razvitiya_podrostkov.docx | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
школа N 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
СООБЩЕНИЕ
по теме: «Предметно-развивающая среда
как фактор социально-адаптивного развития подростков»
Подготовила: учитель Гладык Т. Р.
Заслушано на заседании МО учителей:08.04.2008
г. Петродворец
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Реализация принципа оптимальной, информационной целесообразности предметно-развивающей среды нацелено на восстановление связи между ребенком и его окружением. Доступность и целесообразность информационного поля предметно-развивающей среды позволяет ребенку интегрировать в окружающую среду. Важнейшим условием успешности влияния предметно-развивающей среды является ее доходчивость для конкретного контингента детей, выражающие дидактические, вариативные и видоизмененные способы детализации признаков, свойств объектов окружающего мира и способов взаимодействия с ним ребенка. Содержание развивающей предметной среды современного коррекционного учреждения обосновано деятельностно-возрастным подходом и ориентировано на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также становление его индивидуальных способностей. Предметная среда решает задачи ближайшего психического развития с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром. Среда включает как известные для ребенка занятия, так и направляет внимание ребенка на новые действия и ситуации, обогащает его информацией и стимулирует к правильному решению проблемы, тем самым удовлетворяет его потребность в общении, самоопределении и самореализации. Предметная среда, наполненная специальными объектами, средствами, коррекционно-компенсирующими играми и игрушками, дидактическими пособиями и материалами практически согласуется с уровнем актуального развития ребенка. Важно, чтобы у него была постоянная возможность убеждаться в конкретной предметно-развивающей ситуации в реальности, достоверности, точности, правильности совершаемых действий; имелась бы возможность для ребенка достигать цели для удовлетворения своих познавательных интересов и потребностей.
К основным базовым компонентам предметно-развивающей среды относятся:
- природное окружение и его объекты;
- культурно-дизайнерское оборудование и атрибутика;
- физкультурно - развивающие модули и оборудование,
- системные блоки оздоровительных комплектов,
- игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;
- коррекционно-развивающие и коррекционно-компенсаторные дидактические игры ,
- игры - драматизации;
- театрально-музыкальные занятия;
- дидактические пособия, развивающие эстетические способности восприятия красоты;
- коррекционно-развивающая среда специальных занятий.
Всем детям с отклонениями в развитии требуются специальные игровые условия и игрушки.
Это возможно при условия
- наличия специальных игрушек и организации действий с ними;
- обеспечения доступности для восприятия, анализа и воспроизведения действий взрослых и сверстников;
- применения специальных приспособлений, адаптированных к условиям и возможностям психофизического развития детей с отклонениями в развитии;
- наличия у детей возможностей овладения специальными, социально-адаптивными знаниями, навыками и умениями, позволяющими им компенсировать недостаточность отдельных психических функций.
Ребенку необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий . Необходимо обеспечить широкое поле общения с игрушками-манипуляторами, типа сборно-разборных пирамид, башенок, простейших устройств, вкладышей, нанизывания, навинчивания, раздвижения, укладывания в коробки, разбрасывание и сбор в корзинки, коробки различных предметов. Для формирования навыков общения со взрослыми используются специальные сооружения (горки, каталки, кукольный театр и др.). Такие формы общения с окружающими людьми и сверстниками занимательны и интересны детям. Для зрительной стимуляции и развития слухового восприятия желательно использовать игры и игрушки сочетающие цвето-свето-звуковое воспроизведение, типа «Найди мелодию зеленого цвета», «Где красный, желтый, голубой, фиолетовый звук?». Детям предлагаются ситуации для определения звучащего мира, музыкальные игрушки.
Пропедевтическая роль коррекционно-развивающей среды проявляется в процессе формирования социально-адаптивных способов действий, знаний, навыков и умений. Для этого создаются ситуации, стимулирующие детей к проявлению своих потенциальных возможностей для компенсации интеллектуальной, сенсорной, двигательной недостаточности. Специальные упражнения компенсаторного характера раскрывают детям понимание новых способов социальных контактов.
В помещениях, где играют и занимаются дети, следует размещать звучащие колокольчики, погремушки, до которых дети могут дотронуться, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Упражнения подобного вида расширяют не только моторный опыт контактов с предметным миром, но и активизируют детей к познанию способов и средств общения. Введение игровых устройств по типу сказочного домика, малых форм (карусели для двоих, домик игровой деревянный и другие) позволяют детям устанавливать контакт с другими детьми, вести диалоги, обращаться за помощью к взрослым.
Обучение тактильно-кинестетическим действиям можно осуществлять в играх с водой и песком. Для этого применяется специальное оборудование: мини-бассейн и набор плавающих игрушек, контейнеры и блоки для игр с песком, для выполнения движений рук и ног применяется погружение их в песок или воду. Целесообразность использования контейнера - сухого бассейна и надувных лабиринтов, а также специальных покрытий для тренировки стоп и ладоней уже доказана практикой.
Обучение детей умениям узнавать предметы по их характерным признакам играет важную роль в процессе формирования самостоятельной ориентировки ребенка в окружающей среде. Чем больше органов чувств участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее идет социальное развитие ребенка. Поэтому тренировка сенсорных функций важна, когда ребенок взаимодействует с предметом на основе включения в процесс познания нескольких сенсорных функций, а это практически важно для детей всех категорий. Возможность систематической практической ориентировки в окружающей действительности на основе активного предметно-практического тренинга сохранных психических функций залог успешного социально-адаптивного ориентирования. Детям необходимо обеспечивать условия для овладения предметно-практическими правилами поведения при умывании, раздевании, одевании. Создание интерьера помещений, где осуществляются эти функции, носит специфический характер. Для этого используются игровые ситуации бытового содержания с набором игр и игрушек типа «Готовим пищу для кукол», «Сервируем стол для обеда», «Кормим куклу», «Купаем куклу», «Кукла причесывается».
Игры перед зеркалом с набором атрибутов по уходу за волосами, комплектом одежды для переодевания, бижутерия и детская косметика учат детей предметно-практическим действиям. Для стимулирования различных способов взаимодействия с окружающим миром и людьми, формирования способностей использования разных видов сенсорных ориентировок в окружающей среде хорошо применять модули для развития мелкой моторики, игры на слуховую ориентировку, ориентацию на запахи, зрительные цветовые и световые сигналы и ориентиры. Этому способствует применение различных конструкторов, лего, манипуляторов, мозаики, рамки с вкладышами, геометрические формы, различные пирамиды, шарики на стержнях, массажные мячи, вкладыши, разборные игрушки, трансформеры, сентиссимо с запахами, гармоники, дудки, пищалки, трещотки, гремушки, бубны, телефоны. При этом необходимо систематически создавать не только игровые, но и реальные ситуации. Дети упражняются на кукле, а затем эти действия переносят на себя, своих сверстников, или окружающих взрослых. Игры с переодеванием перед зеркалом, на карнавале, игры в гости любимы всеми детьми. Особым побудителем к активному взаимодействию ребенка с окружающей средой является ее содержательная сторона и принципы подачи информации в соответствии с уровнем понимания ее ребенком. Для детей с проблемами в развитии в силу обедненности их представлений об окружающем мире часто бывает трудно понимать различные ситуации, игры и игрушки.
Информационное поле коррекционно-развивающей среды отличается динамичностью, многоаспектностью и функциональной направленностью. Динамичность обеспечивается за счет использования готовых модулей, приспособлений, удобных для хранения и развертывания различных средовых ситуаций сообразно задачам коррекционно-развивающего процесса. К ним относятся сумки-переноски, корзины с набором игрушек, рюкзаки с набором соответствующего материала, стойки - переноски, платформы на колесах, комплекты с набором различного материала игрового, хозяйственно-бытового, спортивного и дидактического характера.
Многоаспектность информационного поля демонстрируется ребенку для выстраивания средовых ситуаций за счет привлечения частей из разных блоков и модулей, создающих новые игровые, или дидактических условия. Рассмотрим на примере использования игр с куклами, где дети получают различные навыки одевания, кормления, ухода. После проигрывания этих ситуаций с куклами, детям предлагаются задания с переносом этих действий на себя: «Сделай прическу так, как у куклы», «Наряди себя так, как одела куклу». В ситуации «Готовимся пойти в гости» дети одевают и наряжают кукол и самих себя. У витрины магазина дети получают задание: «Покупаем подарки», «Торт в подарок». В блоках, отражающих стирку, чистку одежды, игры с телефоном дети привлекаются к заданиям типа: «Приводим в порядок свою одежду», «Заказываем такси». Подобные упражнения позволяют детям игровые действия соотносить с реальными бытовыми ситуациями. Рациональное использование игрушек и игрового материала носит поэтапный характер проигрывания отдельных операций, ролевых действий, связанных с определенной игрушкой. Это позволяет учитывать разный уровень возможностей и запросов детей, скорость обретения ими навыков владения игрушкой и уровень самостоятельной готовности ребенка контактировать с многообразием игрового материала и своими сверстниками.
Продумывая систему вовлечения ребенка в различные средовые условия, следует учитывать не только их доступность, но и постепенность увеличения количества объектов. Изменения в отдельных компонентах среды, заменяемость одного блока на другой необходимое условие для обеспечения «зоны ближайшего развития». Органическое соседство игровых ситуаций, которые могут быть объединены, трансформированы, обогащены, видоизменены - важное требование для развития самостоятельности ребенка, коррекции социального недоразвития, активизации непроизвольного интереса ребенка к той или иной игровой или дидактической ситуации. Комбинации различных игровых и средовых ситуаций должны способствовать пониманию детьми жизненных связей, практических действий в окружающей жизни и учить самостоятельному воспроизведению их.
Важно обеспечить каждого ребенка именно тем материалом, который наиболее актуален для него. Одного ребенка может удовлетворить игра с одной игрушкой, а для другого - большой набор различных игрушек, объединенных в определенный сюжет. Естественная связь коррекционно-развивающей среды с моментами жизни детей в семье или детском саду требуют опоры на ту информацию, которая понятна ребенку, исходя из его возможностей познания ее, и может затем быть использована им в игровых ситуациях.
При подборе материала необходимо помнить о специфических задачах, направленных на решение проблемы недостаточности образного мышления, на преодоление сложностей предметно-практической деятельности и преодоление трудностей общения с окружающими людьми. Набор игрового материала может быть ориентирован на уточнение конкретизации образов предметного мира, на упражнение в предметно-практическом исполнении различных действий и обретение опыта общения через ролевые ситуации.
В организации коррекционно-развивающей среды учитываются интересы и склонности детей с тем, чтобы удовлетворить их желания контактировать с окружающим миром, вызвать радость от собственных действий, обеспечить возможности быть постоянно занятым и создать условия для самостоятельного выбора интересных игр и занятий. В этом случае жизнь ребенка наполняется конкретным содержанием, а его психоэмоциональная удовлетворенность от предлагаемых занятий приводит к самоутверждению и уверенности в своих социально-адаптивных возможностях. Совершенствование социальной ориентации адаптации за счет создания соответствующей коррекционно-развивающей среды позволяет расширить социально-адаптивные возможности ребенка.
Литература
- Плаксина Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. /Сост. Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая тема: Иностранный язык как средство формирования социально - адаптивной личности в современном образовательном пространстве.
Cтатья по методической теме...
Выступление на педагогическом совете на тему: Предметно-развивающая среда как средство развития речи дошкольников
Выступление на педагогическом совете на тему:Предметно-развивающая среда как средство развития речи дошкольников...
Родительское собрание на тему "Семейное воспитание и его роль в нравственном развитии подростков".
Порядок семейной жизни, семейные традиции, режим в семье. Влияние уклада жизни семьи на привычки детей. Истоки проявления грубости, эгоизма, недоверчивости и других отрицательных черт в характере и по...
Презентация: Конструктивное общение как фактор духовно-нравственного развития подростков.
Конструктивное общение в подростковом возрасте является важным фактором духовно- нравственного воспитания. Навыки конструктивного общения формируются на уроках....
Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...
Предметно развивающая среда кабинета швейного дела, как важный фактор в достижении высоких образовательных результатов детей с ОВЗ
Учебный кабинет является основой в организации учебно-воспитательного процесса в школе. В условиях кабинетной системы преподавание предмета ведется более целенаправленно и эффективно: учителю легче ор...
Проект "Организация предметно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ"
Разработка методических рекомендаций по созданию предметно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в МАОУ СОШ №24. Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по теме пр...