Психофизиологические особенности подростков
статья по теме

Материал для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ped.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Психофизиологические особенности подростков.

Важнейшей особенностью подросткового возраста является принадлежность подростка и к миру детей, и к миру взрослых. Чрезвычайно отчетливо все трудности и проблемы взросления представлены в построении подростком своей жизненной перспективы, т.е. Попытки соотнести желаемое и субьективно оцениваемое возможное.

С 11 до 13 лет происходит процесс полового созревания, который фактически держит подростком заложниками. Гормальный взрыв подчиняет себе все существо младшего подростка. В этом возрасте процесс самоконтроля находится на очень низком уровне, чаще всего младшие подростки проявляют крайнюю интраверсию, т.к. им кажется, что окружающие их совершенно не понимают и обращение к ним все равно бессмысленно. Если этот процесс проходит тяжело, то подросток можит не только неадекватно реагировать на типовые ситуации, но и чреват серьезными внутриличностными конфликтами и может осложнятся тем, что подросток замыкается в себе, не впуская в свой встревоженный внутренний мир никого. Младшие подростки достаточно раздражительны, настроение их часто меняется на взгляд стороннего наблюдателя совершенно без причины, симпатии и антипатии основываются только на эмоциональном восприятии человека, с которым общается в данный момент. Зачастую подростки негативно воспринимают желание взрослых помочь, но не потому что не доверяют близким, а потому что их мир встал с ног на голову, еще недавно близкие люди кажутся чужими. Желание приободрить- насмешкой, вопросы-допросами, желание что-то вызнать, а потом использывать против них. Всегда нужно помнить, что это не сознательный негативизм, а тяжелейший психологический кризис, который переживает каждый человек. Это тот период , когда подростку необходимо доказать всем и себе самому, что он в этом мире что-то значит. Это тот период, когда взрослым нужно быть наиболее чуткими.
К четырнадцати годам практически завершается процесс полового созревания и центр внимания подростка, как правило переносится в окружающий мир, т.е. интраверсия, свойственная тринадцатилетним. Сменяется экстраверсией. В этот период подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе, одновременно у него растет интерес к другим людям и их внутреннему миру и проявляется склонность сравнивать себя с другими. В этом возрасте происходит переход от подроскового возраста к юношеству, или как иначе называют эти фазы развития, происходит переход от фазы негативного подросткового возраста к стадии позитивной. В этот период жизни человек глубоко задумывается над значением и смыслом жизни. Нередки нервные срывы из-за колоссального нервного перенапряжения, свойственного этому возрасту, связанного с поторей душевного равновесия из за отсутствия четкой перспективы и всякой ясности в жизни. В этот период чрезвычайно важным становится внешний вид и мнение окружающих о нем. Ярко выражены обиды, которые окружающие воспринимают как «обиды на пустом месте», на самом деле таковыми не являющиеся, т.к. Они всегда сопряжены с обидными замечаниями по поводу внешнего вида. Речи, и пр. вещей, которые на первый взгляд окружающим людям кажутся несущественными.

Кроме того, возрасту 14-15лет обычно соотвествует ярко выраженный максимализм в принятии или непринятии каких-либо точек зрения, принятия решения, выражения самостоятельности и пр. Подростки14-15 лет всем своим существом и каждую минуту борются за право на собственную позицию, убеждения, привязанности (причем зачастую лишь для того , чтобы окружающие знали. Что у них другая точка зрения).

В этом возрасте складываются особенные отношения со сверстниками. Авторитет родителей в этом возрасте практически нулевой. Авторитет взрослых колеблется в зависимости от степени доверительности отношений. На первый план выходят отношения с друзьями. Любая информация превращается в секретную, интимную. Друг обладает высшей степенью доверия, подросток постоянно рискует в своем максималистском отношении к друзьям, но без риска данный период жизни не возможен. В этом возрасте стремление к полной, казалось бы независимости и бесконтрольности соседствует с бурным развитием самоконтроля и самоограничения.

Ведущим мотивом поведения в этом возрасте выступает желание утвердиться в обществе, в котором вращается подросток, завоевать авторитет, уважение. Подростку необходим такой статус в социальной группе, который будет соотвествовать его , как правило, завышенной самооценке.Необходимо отметить в связи с этим, что в этом возрасте практически невозможно встретить адекватную самооценку. Самооценка подростка либо завышена, что помогает ему справляться со многими типичными для этого возраста трудностями, либо заниженная, вызванная какими-либо негативными отклонениями в жизни подростка.

К шестнадцати годам обычно равновесие более или менее возращается, прекращается необоснованный открытый бунт ради бунта, более или менее востанавливается эмоциональная уравновешенность. Значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, устремленность в будущее, уменьшается количество нервных срывов. Главная особенность юношеского возраста- это осознание собственной индивидуальности и неповторимости.

Таким образом, подросток 14-17 лет ведет очень насыщенную внутреннюю жизнь и главной помощью взрослых в данный период является умение своевременно задавать те или иные вопросы, которые помогут подростку прийти к правильному решению и преодолеть многие проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: “Моделирование урока английского языка с учетом психофизиологических особенностей учащихся”

Тема: “Моделирование урока английского языка с учетом психофизиологических особенностей учащихся” Тезисы.Во-первых, если учитель знает, к какой категории относится их ученик, им легче строи...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Психофизиологическое развитие подростка

Психофизиологическое развитие подростка...

Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста

Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...

Психофизиологические особенности подростков

статья "Психофизиологические особенности подростков"...

Статья "ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ"

Специфика психологии подросткового возраста...