Проектная деятельность с обучающимися 11 «А» класса по «Чтению и развитию речи» совместно с библиотекарем детской библиотеки №11 имени Л.Н.Толстого на тему: «Влияние литературы на развитие подростков с умственной отсталостью»
проект на тему

Артемьева Татьяна Николаевна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2012_13.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 62

ЮЗАО г.Москвы

Проектная деятельность

с обучающимися 11 «А» класса

по «Чтению и развитию речи»

совместно с библиотекарем детской библиотеки №11 имени Л.Н.Толстого

на тему: «Влияние литературы на развитие подростков

с умственной отсталостью»

Учитель Хахалева Т.Н.

Москва 2012-2013 год

Значимость и актуальность работы

В последнее время нередко можно услышать разговоры о том, что сегодня не любят читать, что книги все больше вытесняются телевидением и Интернетом, особенно среди подростков. Однако на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что на самом деле читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что- нибудь. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Влияние литературы на развитие подростков с умственной отсталостью».

Цель нашей работы – выявить круг читательских интересов учащихся 11 класса школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей№ 62 г. Москвы.

 Для ее решения мы поставили перед собой следующие задачи:

- изучить специальную литературу по данной проблеме;

- провести анкетирование среди учащихся 11 класса школы-интерната и выяснить, любят ли читать современные школьники, насколько много они читают, какая литература их интересует, кто их любимые литературные герои и что влияет на выбор литературы;

- выявить факторы, влияющие на отсутствие у школьников интереса к чтению;

- описать структуру подросткового чтения;

- проанализировать соотношение книга-компьютер в жизни подростков.

Методы исследования:

- теоретический анализ современных исследований в данной области;

- анкетирование;

- методы информации (наблюдение, анкетирование учащихся); - статистические исследования ( подсчёт, вычисление). Обзор литературы и источников.

В работе были использованы авторские монографии Чудиновой В.П. по проблемам подросткового чтения, работы других исследователей по данной теме: Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. «Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии», Голубева Е.И. «Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения», Собкин В.С., Писарский П.С. «Круг чтения художественной литературы у старшеклассников».

Сегодня, несмотря на распространенный миф о кризисе детского чтения, подростки читают. Конечно, мы не сможем рассказать о круге чтения всех тинейджеров, но постараемся охватить круг чтения школьников школы-интерната № 62. В основном исследовании приняли участие 12 учащихся 11 класса, мини-опросы проводились в среде учителей, воспитателей. Целью анкетирования было определение места и значения чтения среди учащихся школы, выявление их литературных пристрастий, круг чтения. Анкету (Приложение 1) мы проводили индивидуально, чтобы иметь возможность проанализировать данные по возрастному и гендерному признакам. На первый вопрос «Любишь ли ты читать?» из 12 учащихся 6 ответили положительно. Интерес к чтению заметно падает у юношей – старшеклассников. Не очень любят, но читают, потому что надо – 4, не любят и не читают – 2. На вопрос «Как часто ты читаешь книги?» 3 ответили «постоянно», 2 - «часто», 7 – «иногда».

«С какой целью ты читаешь книги?» 4 опрошенных ответили, что читают в связи с учебными целями ( познание нового, самообразование); на втором месте (6) – потому что заставляют, 2 – мотивы, связанные с отдыхом, развлечением. Также выяснилось, что отношение подростков к чтению зависит во многом от пола: чем старше дети, тем более значимыми становятся различия в чтении мальчиков и девочек. Мальчики предпочитают читать приключенческую и детективную литературу. Девочки же чаще читают «про любовь». Список книг, которыми увлекаются сегодняшние школьники приведен в приложении 2. Мы не будем обсуждать достоинства и недостатки этих книг. Сделаем акцент на другом: в современных детско-юношеских книгах почти у всех юных героев неладно с родителями: оба или один из них умерли, они находятся в опасности, тяжело больны, таинственно исчезли, враждуют друг с другом и (или) с ребенком, разошлись. В основе действия, таким образом, лежат определенные «беспроигрышные» схемы: например, «поиски и спасение пропавшего родителя» («Чарли Бон»), «приключения и подвиги ребенка-сироты» («Гарри Поттер», «Город Эмбер», «Наследие»). Построение сюжета вокруг самостоятельного и наделенного незаурядными достоинствами ровесника, с которым можно себя отождествлять, как с 14 киногероем или с персонажем компьютерной игры, разумеется, нравится юному читателю.

Вывод. Как и предполагалось, картина подросткового чтения с её приоритетами, оценками, читательским пристрастиями резко контрастирует с той, которую хотели бы видеть взрослые. Для современных школьников с умственной отсталостью чтение не является основным приоритетом в жизни, оно носит «вялый» характер. Большая часть школьников читает лишь потому, что их заставляют это делать взрослые. В подростковом возрасте круг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, все более различается.

Главными причинами, повлиявшими на снижение интереса к чтению, являются бесконтрольное и бездумное использование компьютера и телевизора, отсутствие традиции проводить время за книгой в семье — как особенность детей-сирот, неумение подбирать литературу, учитывая возраст и жизненную ситуацию, дефицит духовности и общей культуры в современном обществе, изменение приоритетов.

Приложение 1

1. Сколько тебе лет? 

2. Любишь ли ты читать? 

3. Какой жанр ты предпочитаешь? 

  • Детектив
  • Роман
  • Фантастика
  • Сказка
  • Рассказ
  • Повесть
  • Поэма
  • Легенда/миф
  • Ужасы
  • Драма
  • Философия
  • Биография
  • Научные факты
  • Другое

 4. Кто твой любимый писатель? 

 5. Какая твоя любимая книга? 

 6.Опиши свою любимую книг

Приложение 2

Список книг, которыми увлекаются сегодняшние школьники

1.Ульссон, Якобссон «Дневник Берта» 
2. Хокинг «Джордж и тайны вселенной» (и продолжения) 
3. Парвела «Элла в первом классе» (и продолжение) 
4. Хагерюп «Маркус и Диана» (и продолжения) 
5. Мюрай «Oh, boy!» 
6. Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс» 

7.Амонд  «Скеллиг»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

Урок развития речи. Составление устного публичного выступления о происхождении имен.

Урок развития речи. Составление устного публичного выступления о происхождении имен....

Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адекватных...

Коррекционная программа, направленная на развитие коммуникативных способностей подростков с умственной отсталостью

Коррекционная программа, направленная на развитие коммуникативных способностей подростков с умственной отсталостью...

Педагогический опыт "Игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)"

В опыте описаны игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость....