Программа по сопровождению детей "группы риска"
презентация к уроку по теме

Куманева Елена Владимировна

Пояснительная записка

 

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.

В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностика проблем, информация о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания программы коррекционной работы в образовательном учреждении являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико – психолого – педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав и интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Цель: создание  системы психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» (медицинские, социальные, учебные, поведенческие).

Задачи:

  1. своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  2. определение особых образовательных потребностей детей «группы риска»;
  3. создание условий, способствующих освоению детьми «группы риска» основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  4. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям «группы риска» с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  5. разработка и реализация индивидуальных учебных планов,  организация групповых занятий для детей «группы риска»;
  6. обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  7. реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей «группы риска» и формирования здорового образа жизни;
  8. оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей «группы риска» по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

   

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей «группы риска», проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей «группы риска» и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Условия реализации программы: программа может быть реализована при условии наличия в образовательном учреждении следующих специалистов: педагог-психолог, учитель - логопед, социальный педагог, медицинский работник.

Имеется специально оборудованные кабинеты психолога и логопеда.

Материалы и оборудование:  методическая литература, психодиагностический инструментарий, развивающие игры, наглядные пособия.

Механизм реализации программы: на начальном этапе специалисты ПМПК школы (педагог-психолог, учитель-логопед, медицинский работник) и классные руководители определяют уровень психического и физического развития детей, после чего создается банк данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи. Специалисты ПМПК на заседании представляют свои данные по диагностике детей «группы риска» и рекомендации по построению работы с этими детьми. На основе этих данных классные руководители и специалисты ПМПК разрабатывают индивидуальные программы по работе с «детьми «группы риска». В обобщенном виде рекомендации представляются на педагогическом совете. Педагогический коллектив школы и родители обучающихся тесно сотрудничают с ГПМПК и психологическими центрами города.

Ожидаемые результаты программы: своевременное выявление обучающихся «группы риска», положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними, снижение количества обучающихся «группы риска».


Диагностический модуль

Цель:  выявление характера и интенсивности трудностей развития детей «группы риска», проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.

 

Задачи

(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия

Сроки

 

Ответственные

Медицинская диагностика

Определить состояние физического и психического здоровья детей.

 

Выявление состояния физического и психического здоровья детей.

 

Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями,

наблюдение классного руководителя,

анализ работ обучающихся

 

Сентябрь

Классный руководитель

Медицинский работник

 

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления «группы риска»

Создание банка данных  обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ

Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование;

анкетирование  родителей, беседы с педагогами

При приеме документов в 1 класс

(июнь, август)

 

 

Заместитель директора по УВР

Учитель

 

Углубленная  диагностика детей «группы риска»

 

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей

Диагностирование.

Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования)

 

 

Сентябрь - Октябрь

Учитель

 

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.

Выявить резервные возможности

Выбор индивидуальной образовательной траектории для решения имеющихся проблем

Подбор  коррекционной программы (программы развития)

 

Октябрь - Ноябрь

Учитель

Классный руководитель

Социально – педагогическая диагностика

 

Определить уровень организованности ребенка; уровень знаний по предметам

 

 

 

 

 

Получение объективной информации об организованности ребенка, умения учиться, особенностей личности, уровня знаний по предметам.

 

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

 

 

 

 

Сентябрь - октябрь

 

Классный руководитель

Социальный педагог

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающий модуль

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей «группы риска».

Задачи

(направления) деятельности

Планируемые результаты

 

Виды и формы деятельности, мероприятия

 

Сроки

 

Ответственные

 

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей «группы риска»

Планы, программы

 

Разработать индивидуальную программу по предмету.

Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей «группы риска».

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

В течение года

Классный руководитель

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей «группы риска»

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционной работы.

2.Составление расписания занятий.

3. Проведение коррекционных занятий.

4. Отслеживание динамики развития ребенка

 

В течение года

Заместитель директора по УВР Педагог-психолог

Учитель-логопед

Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся «группы риска»

 

 

Позитивная динамика развиваемых параметров

Разработка  рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми «группы риска» .

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни.

 

В течение года

Учителя-предметники

Медицинский работник

Социальный педагог

Консультативный модуль

 

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей «группы риска» и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности

 

Планируемые результаты

 

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки

 

Ответственные

 

Консультирование педагогических работников

Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

 

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

 

В течение года

Специалисты ПМПК:

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора по УВР

Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи

 Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

 

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

 

 

В течение года

Специалисты ПМПК:

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора по УВР

Консультирование родителей по  вопросам обучения и воспитания

 Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

 

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

 

 

В течение года

Специалисты ПМПК:

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора по УВР

 

 

Информационно – просветительский модуль

 

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования со всеми участниками образовательного процесса.

 

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

 

Виды и формы деятельности, мероприятия

 

Сроки

Ответственные

 

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

 

Организация работы  семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др.

Информационные мероприятия

В течение года

Специалисты ПМПК

 

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей «группы риска»

Организация методических мероприятий

Информационные мероприятия

 

В течение года

Специалисты ПМПК

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ?

Слайд 2

Особенности подростка На формирование личности подростка оказывают влияние социальные и биологические факторы, причем социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологические–опосредованное.

Слайд 3

Социальные факторы: переход из начальной в среднюю школу, где уроки ведутся учителями-предметниками, что существенно меняет учебную деятельность и общение школьников и учителей, расширение общественной, социально-полезной деятельности школьника в классе и школе, расширение круга общения со сверстниками, изменение положения ребенка в семье, где родители больше начинают доверять ему, поручать выполнение более сложной домашней работы и включать в обсуждение семейных проблем.

Слайд 4

Биологические факторы: начало полового созревания, влияние новых гормонов на центральную нервную систему, бурный рост и физическое развитие с перестройкой всех органов, тканей и систем организма.

Слайд 5

Общение со сверстниками Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя его поведение и деятельность. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение.

Слайд 6

Возраст учащихся 5-го класса называют переходным от младшего школьного к подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости-главного личностного новообразования подростка. Путь осознания себя сложен , стремление узнать себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это, в первую очередь, семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме- стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты со взрослыми. Ребенок пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются социальные нормы и моральные ценности.

Слайд 7

Что может стать причиной грусти? Плохие оценки – 10 учеников Ссора с друзьями, неудачи в школе- 5 учен. Болезнь – 2 ученика Одиночество – 3 ученика Обида – 2 ученика Поругались с мамой – 2 ученика Плохие отношения с учителем – 1 ученик Наказание – 1 ученик

Слайд 8

Причины нарушения поведения детей Борьба за внимание Борьба за самоутверждение Желание отомстить Потеря веры в собственный успех

Слайд 9

Метод четырех цветовых зон В зеленую зону помещается то, что разрешается делать ребенку по его собственному желанию. Например: какие читать книги, в какие компьютерные игры играть (по возрасту), каких друзей приглашать на день рождения, в какие игрушки и с кем играть дома и на улице, в какие секции и кружки записываться и т.д. В данной цветовой зоне должно находиться и разрешение на те чувства и эмоции, которые испытывает ребенок (радость, отчаяние, боль, гнев, обиду и т. д.)

Слайд 10

В желтой зоне ребенку предоставляется право действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Например: ребенок может сам решить, когда он будет делать уроки, но закончить их он должен до 20.00 . Требования, входящие в «желтую зону», формулируются по следующему правилу: «Можно, если…», причем условия «если» должны быть максимально четкими.

Слайд 11

В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые родителем уже не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств допускаются: «Нельзя, но если…, (при выполнении особых условий) то допускается». Причем готовность родителя идти навстречу вызывает готовность и желание ребенка следовать установленному правилу . Например: нельзя оставлять постель утром неубранной, но если ребенок действительно не успел (проспал, не зазвенел будильник), то уберет после прихода из школы.

Слайд 12

Пожелания родителей (правила, требования) Пожелания ребенка (правила и требования для родителей) 1.Делать уроки до 20.00 часов . 1.Перестать бить меня ремнем. 2.Мыть за собой посуду. 2.Не давать мне подзатыльники. 3.Перестать употреблять ругательные выражения по отношению к младшей сестре. 3.Перестать меня обзывать (причем выражения родителей те же, что и ребенка по отношению к младшей сестре) 4.Убирать за собой постель. 4.Не кричать, а просто сказать, что от меня нужно. 5.Говорить уважительно с родителями. 5.Говорить мне «спасибо»,когда что-то делаю по просьбе родителей. 6.Замечать и хвалить, когда сам что-то сделал без просьбы родите- лей(купил хлеб, помыл за всеми посуду и т. п.).

Слайд 13

К красной зоне относятся те действия ребенка, которые « не приемлемы ни при каких обстоятельствах ». Это категорическое родительское «нельзя». Красная зона-это наилучший способ оградить ребенка от беды: нельзя играть с ножом, со спичками, нельзя садиться в автомобиль с незнакомыми людьми, нельзя ходить в дом к незнакомым людям. Другими словами, к красной зоне относятся такие действия, которые могут нанести вред жизни и безопасности ребенка и других людей.

Слайд 14

Условия для общения родителей с ребенком: 1.Безусловно принимать его. 2.Активно слушать его переживания и потребности. 3.Бывать (читать, играть, заниматься) вместе. 4.Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется. 5.Помогать, когда просит. 6.Поддерживать успехи. 7.Делиться своими чувствами (значит доверять). 8.Конструктивно разрешать конфликты. 9.Использовать в повседневном общении приветливые фразы . 10.Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагогического сопровождения детей группы риска

Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение их прав....

Программа индивидуального сопровождения учащихся группы суицидального риска

Цель: выведение подростка из состояния  суицидальной ситуации Формирование  суицидального поведения в подростковом возрасте во многом зависит от ситуаций, проблем, в которых находятся м...

Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )

Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...

Программа индивидуального сопровождения учащихся "группы риска" по суицидальному поведению

Примерная программа сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению...

Программа психологического сопровождения обучющихся «группы риска» 9-ых классов «Я стану лучшей версией себя»

Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его крим...

Программа для детей "группы риска" "Я и мой выбор"

Программа разработана для групповой коррекционно-развивающей работы собучающимися "группы риска, обучающимися со склонностью к деструктивному поведения.Цели программы:- повышение личностной и соц...