Программа по сопровождению детей "группы риска"
презентация к уроку по теме
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностика проблем, информация о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания программы коррекционной работы в образовательном учреждении являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико – психолого – педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав и интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Цель: создание системы психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» (медицинские, социальные, учебные, поведенческие).
Задачи:
- своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей «группы риска»;
- создание условий, способствующих освоению детьми «группы риска» основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям «группы риска» с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация групповых занятий для детей «группы риска»;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей «группы риска» и формирования здорового образа жизни;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей «группы риска» по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей «группы риска», проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей «группы риска» и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Условия реализации программы: программа может быть реализована при условии наличия в образовательном учреждении следующих специалистов: педагог-психолог, учитель - логопед, социальный педагог, медицинский работник.
Имеется специально оборудованные кабинеты психолога и логопеда.
Материалы и оборудование: методическая литература, психодиагностический инструментарий, развивающие игры, наглядные пособия.
Механизм реализации программы: на начальном этапе специалисты ПМПК школы (педагог-психолог, учитель-логопед, медицинский работник) и классные руководители определяют уровень психического и физического развития детей, после чего создается банк данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи. Специалисты ПМПК на заседании представляют свои данные по диагностике детей «группы риска» и рекомендации по построению работы с этими детьми. На основе этих данных классные руководители и специалисты ПМПК разрабатывают индивидуальные программы по работе с «детьми «группы риска». В обобщенном виде рекомендации представляются на педагогическом совете. Педагогический коллектив школы и родители обучающихся тесно сотрудничают с ГПМПК и психологическими центрами города.
Ожидаемые результаты программы: своевременное выявление обучающихся «группы риска», положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними, снижение количества обучающихся «группы риска».
Диагностический модуль
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей «группы риска», проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки
| Ответственные | |
Медицинская диагностика | |||||
Определить состояние физического и психического здоровья детей.
| Выявление состояния физического и психического здоровья детей.
| Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся |
Сентябрь | Классный руководитель Медицинский работник
| |
Психолого-педагогическая диагностика | |||||
Первичная диагностика для выявления «группы риска» | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ | Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами | При приеме документов в 1 класс (июнь, август)
|
Заместитель директора по УВР Учитель
| |
Углубленная диагностика детей «группы риска»
| Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей | Диагностирование. Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования) |
Сентябрь - Октябрь | Учитель
| |
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. Выявить резервные возможности | Выбор индивидуальной образовательной траектории для решения имеющихся проблем | Подбор коррекционной программы (программы развития) |
Октябрь - Ноябрь | Учитель Классный руководитель | |
Социально – педагогическая диагностика | |||||
Определить уровень организованности ребенка; уровень знаний по предметам
|
Получение объективной информации об организованности ребенка, умения учиться, особенностей личности, уровня знаний по предметам. |
Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. |
Сентябрь - октябрь
| Классный руководитель Социальный педагог
| |
Коррекционно-развивающий модуль
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей «группы риска».
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты
| Виды и формы деятельности, мероприятия
| Сроки
| Ответственные
|
Психолого-педагогическая работа | ||||
Обеспечить педагогическое сопровождение детей «группы риска» | Планы, программы
| Разработать индивидуальную программу по предмету. Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей «группы риска». Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника. | В течение года | Классный руководитель |
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей «группы риска» | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1.Формирование групп для коррекционной работы. 2.Составление расписания занятий. 3. Проведение коррекционных занятий. 4. Отслеживание динамики развития ребенка |
В течение года | Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Учитель-логопед |
Лечебно – профилактическая работа | ||||
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся «группы риска»
| Позитивная динамика развиваемых параметров | Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми «группы риска» . Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. |
В течение года | Учителя-предметники Медицинский работник Социальный педагог |
Консультативный модуль
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей «группы риска» и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления) деятельности
| Планируемые результаты
| Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки
| Ответственные
|
Консультирование педагогических работников | Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
| Индивидуальные, групповые, тематические консультации
|
В течение года | Специалисты ПМПК: Учитель – логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи | Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
| Индивидуальные, групповые, тематические консультации
|
В течение года | Специалисты ПМПК: Учитель – логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания | Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
| Индивидуальные, групповые, тематические консультации
|
В течение года | Специалисты ПМПК: Учитель – логопед Педагог – психолог Социальный педагог Заместитель директора по УВР |
Информационно – просветительский модуль
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования со всеми участниками образовательного процесса.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты
| Виды и формы деятельности, мероприятия
| Сроки | Ответственные
|
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам
| Организация работы семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др. | Информационные мероприятия | В течение года | Специалисты ПМПК
|
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей «группы риска» | Организация методических мероприятий | Информационные мероприятия |
В течение года | Специалисты ПМПК
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Как общаться с ребенком" | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности подростка На формирование личности подростка оказывают влияние социальные и биологические факторы, причем социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологические–опосредованное.
Социальные факторы: переход из начальной в среднюю школу, где уроки ведутся учителями-предметниками, что существенно меняет учебную деятельность и общение школьников и учителей, расширение общественной, социально-полезной деятельности школьника в классе и школе, расширение круга общения со сверстниками, изменение положения ребенка в семье, где родители больше начинают доверять ему, поручать выполнение более сложной домашней работы и включать в обсуждение семейных проблем.
Биологические факторы: начало полового созревания, влияние новых гормонов на центральную нервную систему, бурный рост и физическое развитие с перестройкой всех органов, тканей и систем организма.
Общение со сверстниками Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя его поведение и деятельность. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение.
Возраст учащихся 5-го класса называют переходным от младшего школьного к подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости-главного личностного новообразования подростка. Путь осознания себя сложен , стремление узнать себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это, в первую очередь, семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме- стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты со взрослыми. Ребенок пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются социальные нормы и моральные ценности.
Что может стать причиной грусти? Плохие оценки – 10 учеников Ссора с друзьями, неудачи в школе- 5 учен. Болезнь – 2 ученика Одиночество – 3 ученика Обида – 2 ученика Поругались с мамой – 2 ученика Плохие отношения с учителем – 1 ученик Наказание – 1 ученик
Причины нарушения поведения детей Борьба за внимание Борьба за самоутверждение Желание отомстить Потеря веры в собственный успех
Метод четырех цветовых зон В зеленую зону помещается то, что разрешается делать ребенку по его собственному желанию. Например: какие читать книги, в какие компьютерные игры играть (по возрасту), каких друзей приглашать на день рождения, в какие игрушки и с кем играть дома и на улице, в какие секции и кружки записываться и т.д. В данной цветовой зоне должно находиться и разрешение на те чувства и эмоции, которые испытывает ребенок (радость, отчаяние, боль, гнев, обиду и т. д.)
В желтой зоне ребенку предоставляется право действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Например: ребенок может сам решить, когда он будет делать уроки, но закончить их он должен до 20.00 . Требования, входящие в «желтую зону», формулируются по следующему правилу: «Можно, если…», причем условия «если» должны быть максимально четкими.
В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые родителем уже не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств допускаются: «Нельзя, но если…, (при выполнении особых условий) то допускается». Причем готовность родителя идти навстречу вызывает готовность и желание ребенка следовать установленному правилу . Например: нельзя оставлять постель утром неубранной, но если ребенок действительно не успел (проспал, не зазвенел будильник), то уберет после прихода из школы.
Пожелания родителей (правила, требования) Пожелания ребенка (правила и требования для родителей) 1.Делать уроки до 20.00 часов . 1.Перестать бить меня ремнем. 2.Мыть за собой посуду. 2.Не давать мне подзатыльники. 3.Перестать употреблять ругательные выражения по отношению к младшей сестре. 3.Перестать меня обзывать (причем выражения родителей те же, что и ребенка по отношению к младшей сестре) 4.Убирать за собой постель. 4.Не кричать, а просто сказать, что от меня нужно. 5.Говорить уважительно с родителями. 5.Говорить мне «спасибо»,когда что-то делаю по просьбе родителей. 6.Замечать и хвалить, когда сам что-то сделал без просьбы родите- лей(купил хлеб, помыл за всеми посуду и т. п.).
К красной зоне относятся те действия ребенка, которые « не приемлемы ни при каких обстоятельствах ». Это категорическое родительское «нельзя». Красная зона-это наилучший способ оградить ребенка от беды: нельзя играть с ножом, со спичками, нельзя садиться в автомобиль с незнакомыми людьми, нельзя ходить в дом к незнакомым людям. Другими словами, к красной зоне относятся такие действия, которые могут нанести вред жизни и безопасности ребенка и других людей.
Условия для общения родителей с ребенком: 1.Безусловно принимать его. 2.Активно слушать его переживания и потребности. 3.Бывать (читать, играть, заниматься) вместе. 4.Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется. 5.Помогать, когда просит. 6.Поддерживать успехи. 7.Делиться своими чувствами (значит доверять). 8.Конструктивно разрешать конфликты. 9.Использовать в повседневном общении приветливые фразы . 10.Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа педагогического сопровождения детей группы риска
Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение их прав....
Программа индивидуального сопровождения учащихся группы суицидального риска
Цель: выведение подростка из состояния суицидальной ситуации Формирование суицидального поведения в подростковом возрасте во многом зависит от ситуаций, проблем, в которых находятся м...
Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )
Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...
Программа индивидуального сопровождения учащихся "группы риска" по суицидальному поведению
Примерная программа сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению...
Программа психологического сопровождения обучющихся «группы риска» 9-ых классов «Я стану лучшей версией себя»
Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его крим...
Программа для детей "группы риска" "Я и мой выбор"
Программа разработана для групповой коррекционно-развивающей работы собучающимися "группы риска, обучающимися со склонностью к деструктивному поведения.Цели программы:- повышение личностной и соц...