Программа педагогического сопровождения детей группы риска
методическая разработка по теме

Филимонова Татьяна Николаевна


Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение их прав.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность программы

Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств.

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий  школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога,  работников ГПДН, учреждений дополнительного образования.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с нашими воспитанниками является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают:

  1. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
  2. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
  3. Высокий уровень подавления и насилия.
  4. Хаотичность в воспитании.
  5. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
  6. Защиты прав и интересов ребёнка, оказания комплексной помощи.

Цель программы.

Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение их прав.

 

Задачи программы:

  1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде.
  2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений.
  3. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни,  мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  4. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
  5. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
  6. Обеспечение мотивации:
  • учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
  • воспитателей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы.
  1. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.
  2. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
  3. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.
  4. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов.
  5. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Отличительные особенности программы.

  • Тесное взаимодействие с воспитанниками.
  • Сотворчество педагогов и детей.
  • Развитие детской инициативы.
  • Способность педагогов к неформальному общению.
  • Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
  • Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
  • Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и сотрудников представительских органов.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением 6,5 -18 лет.

 

Сроки реализации.

Программа рассчитана на 3 года, в течение 2013-2016 года.

 

Полученные результаты и способы их оценки.

Программа находится в стадии реализации. Для апробации программы выбрали детей, поставленных на учёт в ГПДН, ВШК, опекаемых, и относящихся к «группе риска». Был разработан рабочий план для реализации программы. В течение сентября-октября, проводилась диагностическая работа. Путем тестирования и анкетирования выявлены отклонения в поведении. На основе всего выявленного проводится информационно - просветительская  работа, как с педагогами, так и с детьми параллельно. При этом проводилось обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетних. Ведется комплексная коррекционная работа: беседы, диспуты (с участием детей (группы риска»), деловая игра, спортивные игры с участием учащихся и педагогов, а также тренинги. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни.

 

 Ожидаемые результаты и способы оценки.

  • Выявление основных причин появления детей «группы риска».
  • Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
  • Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
  • Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
  • Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».
  • Повышение обученности  и уровня физической подготовки детей этой группы.
  • Снижение количества детей асоциального поведения.
  • Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.

         

Этапы реализации программы:

Первый этап - организационный (анализ состояния в группе, непосредственное планирование, согласование планов).

Второй этап -  диагностический (изучение потребностей и запросов «трудных» детей).

Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).

Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.

 Диагностика.

  1. Информация об учащихся (сбор сведений; акты)
  2. Информация о семьях (сбор сведений, акты)
  3. Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)
  4. Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся
  5. Списки состоящих на учете
  6. Списки уклоняющихся от учебы
  7. Папка классного руководителя

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия.

  1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.
  2. Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
  3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения.
  4. Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)

Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:

  1. работа с семьей;
  2. работа с педагогами;
  3. работа с учащимися;
  4. организация досуга детей.

  1. Работа с семьей

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствующие сохранению родственных связей, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

-привлечение педагогов  для совместной организации досуговой деятельности детей;

-выявление особенностей взаимоотношения между воспитанниками и педагогами;

-разработка основных правил семейного воспитания в группе;

-способствовать созданию комфортных условий в группе  для развития личности ребенка.

Формы работы:

- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории);

-психокоррекционная работа-  консультация (оказание помощи  в конфликтных ситуациях);

-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ГПДН и др.) для бесед с педагогами  и детьми.

Принцип реализации работы:

- анкетирование;

-опрос  детей;

-совместные праздники;

-творческие выставки

Основные направления работы:

- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи и города;

- формирование  ценностей предусматривает проведение творческих  выставок, выполнение  творческих заданий;

-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в группе», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления».

         

  1. Работа с педагогами.

Цели и задачи:

- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;

- дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;

- расширить знания о роли педагогов  в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.

  1. Работа с учащимися.

Цели и задачи:

-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;

-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);

-профилактика правонарушений;

-психокоррекция;

-профориентация;

-пропаганда здорового образа жизни.

- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа

- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;

- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;

- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

         Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

Формы работы:

групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)

Направления организации досуга:

- изучение интересов и потребностей детей данной категории;

- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;

- методическое сопровождение мероприятий досуга;

- организация социально-значимой деятельности детей.

Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам - нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия.

Профилактика правонарушений

  1. Беседы по факту.
  2. Операция "Внимание, дети".
  3. Акция "Детям - заботу взрослых".
  4. Лекции специалистов, классные часы.
  5. Конференция "Знаешь ли ты закон?".
  6. Смотр-конкурс информационных листов "Профилактика асоциальных явлений".
  7. Кинофильмы "Вредные привычки".

Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы.

  1. Выступления с информацией о состоянии преступности.
  2. Профилактика употребления ПАВ.
  3. Организация летнего отдыха.
  4. Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы.

Контроль

  1. Индивидуальные карточки учета.
  2. Рейды  в вечернее время.
  3. Подготовка материалов на неблагополучные  в ГПДН, КДН.
  4. Совместная работа с инспектором по охране прав детства.
  5. Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий.
  6. Проверка занятости после уроков.
  7. Совещания при директоре.
  8. Административные совещания.
  9. Методические семинары.

Психологическое сопровождение.

  1. Специально - коррекционные занятия.
  2. Индивидуальные консультации.
  3. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.
  4. Диагностические методики:
  •  Опросник "СОП"
  • Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения
  • Методика диагностики эгоцентризма у подростков
  •  Цветовой тест М. Люшера
  • Социометрия
  • Карта психологической характеристики личностного развития подростка
  •  Карта наблюдений

Организация педагогической помощи.

  1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
  3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
  4. Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
  5. Оказание педагогической помощи воспитателям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи

  1. Проведение систематического диспансерного осмотра врачами "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
  2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.
  3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
  4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи.

  1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
  2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, заболевания родителей и т.д.
  3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
  4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
  5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени учащихся.

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.

                         

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки проведения

1

Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.

Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных 

Соц. педагог, психолог

Сентябрь, октябрь

2

Проведение коррекционной работы с детьми «группы риска»

Психолог

В течение года

 

3

Тренинг: « Навыки общения».

Соц. педагог

В течение года

4

Изучение опыта педагогов на тему «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» 

Зам. директора по ВР.

Соц. педагог

В течение года

 

5

Контроль за дозировкой домашнего задания

Зам. директора по УВР

В течение года

 

6

Оформление сменных уголков здоровья

Зам. директора по ВР

Соц. педагог

1 раз в четверть

8

Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения

Психолог.

Соц. педагог

В течение года

9

Адаптация учащихся 5  класса.

Психолог, соц. педагог

Первая четверть

10

Классные часы: «Насилие и закон»,  «Толерантность и мы», «ЗОЖ – что это значит?

Соц. педагог,

Классные руководители

В течение года

11

Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования

Соц. педагог

1 раз в полгода

12

Проверка сменной обуви.

Контроль за чистотой рук в столовой.

Контроль за курильщиками на территории школы.

Проведение профилактических бесед с детьми «группы риска» на темы:

  1. Береги здоровье смолоду.
  2. Табак и верзилу сведёт в могилу.
  3. Вредные привычки.
  4. Наше здоровье в наших руках.
  5. Суд над вредными привычками.
  6. Компьютер- враг или друг.

Классные руководители

В течение года

 

13

Игры:Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»

  1. Деловая игра:  «Как устроиться на работу»
  2. Правовая игра «Мой взгляд»
  3. Игра «Школа безопасности»

Педагог-организатор

Декабрь,

Февраль,

Апрель

16

Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг»,

«Ты и твои права»

Инспектор ГПДН

Соц. педагог

Ноябрь,

Март

17

Контроль за успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью детей «группы риска»

Классные руководители,

Педагог-психолог, соц.педагог

Один раз в четверть

 

18

Проведение «Дней здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска»

Зам. директора по ВР

Учителя физ. культуры

1 раз в полугодие

19

Акция: «Нет вредным привычкам!»

Зам. директора по ВР

Соц. педагог, классные руководители

Ноябрь

20

Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»,  «Как найти свое место в жизни?»

Зам. директора по ВР

Январь,

Март,

Май

21

Проведение классных часов и бесед по вопросам сохранения здоровья

Классные руководители

1 раз в четверть

22

Проведение физкультминуток во время уроков

Учителя

В течение года

23

Профилактические беседы нарколога о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов.

 Зам. директора по ВР

1 раз в полугодие

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,

-кружках и секциях

Зам. директора по ВР.

В течение года

25

Просветительская работа с учителями по теме: «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей».

Соц. педагог,

психолог

В течение года

26

лектории: «Уют и комфорт в нашем  доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?»

Соц. педагог,

психолог

В течение года

27

Проведение семейных праздников: «Наши семейные традиции», «Масленица»

Классные руководители

Февраль,

декабрь

29

Профориентационная работа с учётом состояния здоровья.

Соц. педагог. Психолог

Третья четверть

30

Лечебно-профилактические мероприятия по профилактике репродуктивного здоровья девочек

Мед. работник

Один раз  в четверть

31

Организация санаторно-курортного лечения и летнего отдыха детей асоциального поведения

Соц. педагог.

Один раз в четверть

 

Список литературы

 

  1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
  2. Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
  3. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
  5. Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007
  6. Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 - 48
  7. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Вако», 2004
  8. Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика  №5,2009
  9. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
  10. Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
  11. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005

                   Я выбираю профессию (информационное издание), «Янтарная летопись», 2010

 

Приложения

 Анкета по выявлению трудновоспитуемых воспитанников в школе

Инструкция

Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.

Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 анкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.

АНКЕТА № 1

  1. Интересно ли тебе на уроках?
  2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
  3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
  4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
  5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
  6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
  7. Сам ли стираешь себе рубашки?
  8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?  
  9. . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
  10. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
  11. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
  12. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
  13. Куришь ли ты?
  14. Приходилось ли убегать из дома, школы?

 

АНКЕТА № 2

  1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
  2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
  3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
  4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
  5. Случалось ли быть участником драки в школе?
  6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
  7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
  8. Пытался ли избегать общественных поручений?
  9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
  10. Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе-интернате?
  11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы- интерната к другим ребятам?
  12. Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса, группы?
  13. Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
  14. Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
  15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

АНКЕТА № 3

  1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
  2. Выполняешь ли ты домашние задания?
  3. Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
  4. Вежлив ли со взрослыми вне школы-интерната?
  5. Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
  6. Считаешься ли с мнением посторонних взрослых людей?
  7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе, группе?
  8. Выбирали ли тебя в актив класса?
  9. Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
  10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
  11. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
  12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
  13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
  14. Беседовал ли ты с  инспектором (участковый) по причине плохого поведения на улице?
  15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

6 > N > 3

I - начальный уровень трудновоспитуемости

30 > N > 15

3 > N > 0

II - дезорганизаторы

15 > N > 0

N < 0

III - особо трудные

N < 0

Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)

  1. уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
  2. уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
  3. уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

 

Состояние здоровья и самочувствия

Выберите тот или иной вариант ответа и напишите его на отдельном листке.

  1. Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше вас?
  • возьмете "ноги в руки", чтобы догнать его;
  • пропустите его: будет следующий;
  • несколько ускорите шаг - быть может, он подождет вас.
  1. Пойдете ли вы в поход в компании людей значительно моложе вас?
  • нет, вы вообще не ходите в походы;
  • да, если они вам хоть немного симпатичны;
  • неохотно, потому что это может быть утомительно.
  1. Если у вас выдался более тяжелый учебный день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать вечером что-либо, обещающее быть интересным?
  • вовсе не пропадает;
  • желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного;
  • да, потому что вы можете получить от этого удовольствие, только отдохнув.
  1. Каково ваше мнение о турпоходе всей группой?
  • вам нравится, когда это делают другие;
  • вы бы с удовольствием к ним присоединились;
  • нужно бы попробовать разок, как вы будете себя чувствовать в таком походе.
  1. Что вы охотнее и чаще всего делаете, когда устаете?
  • ложитесь спать;
  • кричите и ругаетесь со своими одногрупниками;
  • долго гуляете на свежем воздухе.
  1. Что важнее всего для поддержания хорошего самочувствия?
  • нужно побольше есть;
  • необходимо много двигаться;
  • нельзя слишком переутомляться
  1. Принимаете ли вы регулярно лекарства?
  • не принимаю даже во время болезни;
  • нет, в крайнем случае принимаю витамины;
  • да, принимаю
  1. Какое блюдо вы предпочтете?
  • гороховый суп с копченым окороком;
  • мясо, жаренное на решетке, с овощным салатом;
  • пирожное с кремом или взбитыми сливками
  1. Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь на отдых?
  • чтобы были все удобства;
  • чтобы была вкусная еда;
  • чтобы была хотя бы минимальная возможность заниматься спортом


Формирование представлений о здоровом образе жизни

Анкета

  1. Что заставляет тебя употреблять спиртное?
  • встреча с друзьями;
  • праздники;
  • одиночество, невезение в жизни;
  •  драмы;
  • иное;
  • не употребляю.
  1. Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (Назовите)
  2. В каком классе ты первый раз попробовал закурить?
  3. Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.
  4. Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому. (по десятибалльной системе).

    АНАЛИЗ (к п.5):
  • 10,9 - чрезмерная забота о здоровье;
  • 7,8 - хорошая;
  • 5,6 - средняя (пересмотреть свой образ жизни, отдельные привычки);
  • 4 и меньше - недостаточная (нездоровый образ жизни).

Анкета
"Приобщение к здоровому образу жизни"

  1. Есть ли у тебя друзья, которые употребляют алкогольные напитки?
  2. Как ты относишься к тезису: "Курить - это модно"?
  3. Есть ли у тебя друзья, которые курят?
  4. Пробовал ли ты курить? Если да, то какое ощущение ты испытывал?
  5. Что такое наркотики?

Спросите себя:

  • "Как я отношусь к своей внешности?"
  • Нравится ли вам, как вы выглядите"
  • Не вызывает ли у вас ваша внешность чувства неловкости?

"Формирование полового самосознания и здорового образа жизни"
Недописанный тезис

"Быть счастливым значит быть здоровым …"
"Курить значит стать взрослее …"
"Наркотик убивает жизнь …"

Шкалирование

Курение     Алкоголь     Наркотики        Спорт
    да                  да                    да                     да
____________________________________________________

   нет                нет                  нет                    нет

Помогает выявить отношение учащихся к так называемым вредным привычкам, определить "болевые" точки.

Вредные привычки

Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.

Анкета помогает получить информацию:

  • о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;
  • дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;
  • помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;
  • дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.

Анкета для учащихся 5 - 9 классов

  1. С какого возраста, по твоему, человеку можно
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Пробовал ли ты (да, нет)
  • курить
  • употреблять спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
  2. Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
  • куришь
  • употребляешь спиртные напитки
  • наркотические вещества
  1. Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
  • положительного:
  • отрицательного:
  1. Твои родители
  • курили
  • употребляли спиртные напитки
  • наркотические вещества
    отец:
    мать:
  1. Как педагоги школы относятся к твоим привычкам?
  • запрещают категорически
  • осуждают
  • безразлично
  1. Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
    юношам -
    девушкам -

Что мы знаем о курении

Тест
При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".

  1. Подростки курят, чтобы "быть как все".
  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
  4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
  6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
  8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
  9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку

 

 Социально-психологический тренинг «Навыки общения»

Цели и задачи: социально-психологический тренинг направлен на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, помогает снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, способствует сознанию своих личностных качеств.

1. «Комплимент». Занятие начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания.

Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, приобрести навык видеть положительные качества окружающих.

2. «Знакомство». Участники тренинга сидят за столом по кругу. По очереди называют одну положительную и одну отрицательную черту своего характера. Задача - не допускать комментариев, которые могут разрушить доверительную атмосферу в группе.

А теперь каждый участник называет об одном приятном и одном неприятном подарке, который он получал в жизни. Цель: анализ своего прошлого опыта общения, возможно смена отношения к полученным ранее подаркам, информирование группы о своих потребностях.

Другие участники могут задавать уточняющие вопросы.

Цель – осознание учащимися своих индивидуальных особенностей.

3. «Портрет».

Каждый из участников выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки,

т.е. «пишет» его психологический портрет. Листы с записями отдаются учителю. Читаются записи, остальные пытаются угадать, оком идет речь.

Цель: выявление симпатий участников группы, получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека.

4. «Кто есть кто?» Участники письменно отвечают на вопросы ведущего. Листочки с записями собираются, а затем читаются. Участники пытаются определить, кто дал себе такую характеристику.

Вопросы:

- Твоя любимая пословица или высказывание?

-Продолжи фразу: «Когда на меня кричат…»

- Чем бы ты занимался охотнее всего?

-На что тебе приятнее всего смотреть?

-Что бы ты охотнее всего слушал?

-Какое чувство ты бы переживал охотнее всего?

Цель: осознание своих качеств и пристрастий, развитие навыка анализа качеств окружающих через их поступки и привычки.

5. «Прощание».

Участники произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и доброе пожелание.

Цель: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного воспоминания о конце занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

Программа социально педагогического сопровождения детей «группы риска»

Программа рассчитана на 2 года, в течение 2012-2014 года.    Программу разработала социальныйПедагог МОУ КолычёвскойСпециальной (коррекционной)Школы-интерната для детейсирот ...

Программа по сопровождению детей "группы риска"

Пояснительная записка Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основно...

Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" в ОСШИ

Классификационно в "группу риска" входят и дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, так как они имеют те же факторы, нарушающие условия нормальной жизнедеятельности ребенка....

"Социально-педагогическое сопровождение детей "группы риска"".

"Социально-педагогическое сопровождение детей "группы риска""....

ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ГБОУ СОШ №1 ГОРОДА КИНЕЛЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Цель работы школы: создание благоприятной среды учащимся в их учебной и внеурочной деятельности, сохранение их физического и психического здоровья в условиях школьного образования.В рамках обозначенно...

«Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в условиях поликультурной общеобразовательной школы».Курсовая работа

В работе представлена психолого-педагогическая характеристика детей «группы риска», рассказывается о технологии социально-педагогического сопровождения детей«группы риска» в...