Программа для детей "группы риска" "Я и мой выбор"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)
Программа разработана для групповой коррекционно-развивающей работы собучающимися "группы риска, обучающимися со склонностью к деструктивному поведения.
Цели программы:
- повышение личностной и социальной компетентности;
- развитие навыков бесконфликтного общения;
Предполагаемые результаты реализации программы:
- снижение вероятности отклонений в поведении;
- усиление личностных ресурсов;
- расширение репертуара просоциальных поведенческих стратегий в проблемных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_detey_gruppy_riska.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
для обучающихся «группы риска»
«Я и мой выбор»
Количество часов: 18 ч.
Программа разработана на основе программ: «Я принимаю мир»
(Беляевой Г.П.), «Я и закон» (Беляева Г.П., Гейденрих Л.А.), «Секреты общения» (Протасова Л.Н.), «Я и мой выбор»
(Т.Н. Щербакова, Е.Е. Алимова)
педагог-психолог
МБОУ СОШ № 2
С.А. Шапошникова
г. Новочеркасск
2022
Пояснительная записка
Данная программа разработана для групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися «группы риска», обучающимися со склонностью к деструктивному поведению.
Цели программы:
- повышение личностной и социальной компетентности обучающихся «группы риска»;
- развитие навыков бесконфликтного общения;
- преодоление трудностей в развитии и обучении детей.
Задачи программы:
- Исследовать социально-психологические особенности подростков
- Отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;
- Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля;
- Обучение эффективным способам борьбы со стрессом;
- Формирование умения принимать решения;
- Выработка навыков сопротивления давлению;
- Развитие самосознания
- Развитие у подростков навыки социально-одобряемого поведения, коммуникативные навыки
- Инициировать формирование ценностей, которые делают значимой для подростков социально-активную жизненную позицию
Тип программы: коррекционно-развивающая; составленная на основе программ: «Я принимаю мир» автора-составителя Беляевой Г.П., «Программы социально-психологического тренинга «Я и закон» (Беляева Г.П., Гейденрих Л.А.), «Секреты общения» (Протасова Л.Н.)
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Цикл занятий рассчитан на работу с подростками «группы риска» с проблемами в обучении и поведении, с подростками с деструктивным поведением
Режим работы: занятия проводятся в группе, 1 раз в 2 недели по 40 минут. Так как данная категория детей часто испытывает различные формы дезадаптации, необходимо параллельно с занятием проводить консультации для педагогов и родителей.
Количество занятий планировалось на основе тематических блоков с учетом возрастных и специфических особенностей данной категории детей. В целом программа представлена в виде 18 часов.
Предполагаемые результаты:
- снижение вероятности отклонений в поведении;
- усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;
- расширение репертуара просоциальных поведенческих стратегий в проблемных ситуациях.
Формируемые компетенции: коммуникативные навыки, навыки сопротивления давлению, принятия решения, планирования и целеполагания
Структура занятия:
- Вводная часть (ритуал приветствия, рефлексия предыдущего занятия, разминочные упражнения.
- Основная часть (задания, направленные на проработку темы)
- Завершение занятия (рефлексия полученных навыков, возможности применения их в обычной жизни, анализ межличностного взаимодействия)
Отслеживание результатов тренинга:
- Диагностика в начале и в конце тренинга.
- Самооценка обучающихся по следующим шкалам:
- дружелюбный – конфликтный;
- общительный – замкнутый;
- сильный- слабый;
- доверчивый – подозрительный;
- самостоятельный – доверчивый;
- счастливый – несчастливый.
Экспертная оценка классного руководителя по шкале «проблемный подросток (0%)- «идеальный подросток» (100%)
Классному руководителю предлагается произвольно отразить на шкале свое представление о подростке, руководствуясь собственными критериями «проблемности – идеальности»
Диагностика в процессе тренинга.
Наблюдения ведущего тренинга за изменениями в поведении, словах, способах разрешения трудностей каждого подростка. Возможна произвольная форма наблюдения, так и наблюдение по определенным критериям (умение выслушать, аргументировать свою точку зрения, поддержать и т.п.)
Рефлексия прошедшего занятия:
Что понравилось (не понравилось) на занятии?
Что было интересным, новым для вас?
Что узнал, чему научился во время тренинга?
Что хотелось бы изменить (делать по-другому) после занятия?
Диагностика в конце тренинга.
Отзывы участников тренинга (сочинение на тему «Что дал тебе тренинг?)
Рисунок на тему («Я до и после тренинга»)
Календарно-тематическое планирование занятий
№ занятия | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1 | Диагностика | Диагностика. Знакомство. | 1 |
2 | Введение в ситуацию тренинга | 1 | |
3 | Я познаю себя | 1 | |
4 | Выражение чувств. Отделение чувств от поведения | 1 | |
5 | Психологическая подготовка к проработке травматических состояний. «Якорение своих ресурсных качеств | 1 | |
6 | Горе. Потеря. Проработка травматического опыта. | 1 | |
7 | Чувства. Обида. Поддержка | 1 | |
8 | Стыд. Вина. Активизация ресурсных состояний | 1 | |
9 | Человек – существо социальное. Развитие навыков противостояния негативному влиянию | 1 | |
10 | Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей (профилактика суицидального поведения) | 1 | |
11 | Я выбираю здоровье | 1 | |
12 | Защита против жестокого обращения | 1 | |
13 | С точки зрения других людей | 1 | |
14 | Что означает быть взрослым | 1 | |
15. | Моделирование будущего | Выбор жизненных целей | 1 |
16. | Ценность времени | 1 | |
17. | Работа с будущим | 1 | |
18. | Итоговое занятие | 1 |
Список использованной литературы
1 . Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2-Самара: "БАХРАХ",1999.
2. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков - М.: "Соц. здоровье России",1999
3. Ильин. Е. П. Психология воли. -СПб.: Питер,2002
4. Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-практическое пособие. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000.
5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.,1995.
6. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003
7. Хухлаева О. В., Кирилина Т. Ю., Федорова О. В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. - М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики суицидального риска в старшем школьном возрасте
Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400 – 500 тыс. человек кончают жизнь са...
Сценарий концертной программы «Выбираем с доверием!», проводимой в день выборов 14 сентября 2014 года
Сценарий концертной программы «Выбираем с доверием!», проводимой в день выборов 14 сентября 2014 года( ОДОД «Планета любознательных» ГБОУ СОШ № 388)Открытие мероприятия под музыку Д.Шостаковича ...
Дополнительная образовательная программа для фортепианного отделения по предмету по выбору (ансамбль)
Данная адаптированная программа составлена на основе Примерной программы «Ансамбль» для фортепианных отделений ДМШ и ДШИ, Москва,1989 г.Программа имеет художественно-эстетическую направленность....
Профилактическая программа "Дети группы риска"
Программа "Дети группы риска" направлена на профилактику подростковой и молодежной преступности....
Программа трудового воспитания "Я и мой профессиональный выбор"
Социально-трудовое становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. Актуальность проблемы обусловлена переоценкой ценностей, существенно влияющих на про...
Программа профилактики суицидального риска «Надежда»
Сегодня, в условиях стремительно меняющейся картины мира, в условиях обилия потока информации, причем далеко не позитивной, на неокрепший ум подростка начинается так...
Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)
В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...