Программа индивидуального сопровождения учащихся группы суицидального риска
рабочая программа по психологии (10 класс) на тему

Дорогая Наталья Владимировна

Цель: выведение подростка из состояния  суицидальной ситуации

 

Формирование  суицидального поведения в подростковом возрасте во многом зависит от ситуаций, проблем, в которых находятся молодые люди. Но кроме этого  также от некоторых особенностей  личности суицидента. Специфичные для  подростков проявления:

·          У подростков нет по настоящему осмысленной картины смерти. Взрослый человек осознает, что смерть – это конец жизни, а подросток до конца не понимает  этого.

·         Попытка самоубийства  в подростковом возрасте  может быть на первый взгляд  незначительной или случайной.

·         Для подростков важны три сферы: семья, школа, ровесники.

·         На формирование суицидального поведения  подростка может оказать подростковая субкультура.

·         У подростков могут отсутствовать стадии, предшествующие суициду, т.е.  идеи и намерения.

·         Подростку  очень трудно вербализовать, что  с ним происходит, описать свое состояние или проблему

·         Для подростка нередко страшнее жить в той реальности, которая у него есть, нежели умереть

·         Подростковый суицид – это чаще всего крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по-взрослому»

 

Специализированные опросники, предназначенные для оценки суицидального риска, делятся на две группы: 1 – методики, включающие относительно прямые вопросы  о наличии суицидальных мыслей и переживаний; 2 – опросники, выявляющие индивидуальные  личностные  факторы, наиболее тесно связанные с высокой вероятностью  совершения суицида.  Критерии для отбора  диагностического  инструментария – краткость, лаконичность, информативность, простота в обработке, минимальное количество времени на обработку персональных данных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа индивидуального  сопровождения

 учащихся группы суицидального риска

Цель: выведение подростка из состояния  суицидальной ситуации

Формирование  суицидального поведения в подростковом возрасте во многом зависит от ситуаций, проблем, в которых находятся молодые люди. Но кроме этого  также от некоторых особенностей  личности суицидента. Специфичные для  подростков проявления:

  •  У подростков нет по настоящему осмысленной картины смерти. Взрослый человек осознает, что смерть – это конец жизни, а подросток до конца не понимает  этого.
  • Попытка самоубийства  в подростковом возрасте  может быть на первый взгляд  незначительной или случайной.
  • Для подростков важны три сферы: семья, школа, ровесники.
  • На формирование суицидального поведения  подростка может оказать подростковая субкультура.
  • У подростков могут отсутствовать стадии, предшествующие суициду, т.е.  идеи и намерения.
  • Подростку  очень трудно вербализовать, что  с ним происходит, описать свое состояние или проблему
  • Для подростка нередко страшнее жить в той реальности, которая у него есть, нежели умереть
  • Подростковый суицид – это чаще всего крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по-взрослому»

Специализированные опросники, предназначенные для оценки суицидального риска, делятся на две группы: 1 – методики, включающие относительно прямые вопросы  о наличии суицидальных мыслей и переживаний; 2 – опросники, выявляющие индивидуальные  личностные  факторы, наиболее тесно связанные с высокой вероятностью  совершения суицида.  Критерии для отбора  диагностического  инструментария – краткость, лаконичность, информативность, простота в обработке, минимальное количество времени на обработку персональных данных.

Диагностический материал:

  1. Опросник суицидального риска (модификация Разуваевой Т.Н.). Экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности  суицидальных намерений с целью предупреждения  серьезных попыток самоубийства.
  2. Опросник Басса-Дарки. Позволяет определить выраженность аутоагрессии, самообвинения, чувство угрызения совести.
  3. Патохарактерологический  диагностический опросник Личко А.Е.. Риск развития  саморазрушающего поведения  характерен для неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и  истероидным.
  4. Диагностика суицидального поведения подростка ( модификация  личностного  опросника Айзенка). Позволяет определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющая на формирование суицидальных наклонностей  подростка.
  5. Методика «Незаконченные предложения» , вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ псиохневрологии им. В.М. Бехтерева. Позволяет оценить отношение к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным целям.

Количество встреч с суицидентом : 10-14 и далее по ситуации/запросу

Взаимодействие:

  • Работа с суицидентом (диагностики, поддержка, ресурсы, границы, перевод боли, самооценка, образ будущего, ценностные ориентации)
  • Работа с мамой суицидента (поддержка, страхи, проекции, ответственность)
  • Взаимодействие с  социальным педагогом
  • Взаимодействие с другими участницами ситуации (одноклассницы, классный руководитель, СПС, администрация)
  • Проведение тренинговой работы в    классе на формирование  жизнестойкости личности (1 полугодие)

Результат работы: принятие подростком себя,  повышение качества  детско-родительских отношений, отказ от привычного образа реагирования на  боль и овладение конструктивными способами реагирования на ситуацию стресса.

 

Педагог-психолог:                    Н.В. Дорогая

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа работы с учащимися группы риска.

Цель программы: развитие личности, способствование личностному росту и максимальное использование своего потенциала в жизни и профессиональной детальности.Задачи:- развитие умений и потребностей в поз...

Ресоциализация учащихся группы «социального риска» методом арт-терапии

Ресоциализация учащихся группы «социального риска» методом арт-терапии на основе русских православных традиций Величие русской культуры на протяжении всей истории развития связывалось и связывает...

Выявление суицидального риска у учащихся по А.А. Кучер и В.П. Костюкевич

Анкета выявления суицидального риска среди учащихсяОпросник 85 вопросов-утвержденийИнтерпретация результатов опроса по возрастам 5-7, 8-9, 10-11 классы...

Программа индивидуального сопровождения учащихся "группы риска" по суицидальному поведению

Примерная программа сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению...

Работа с учащимися группы социального риска

Модель работы с трудными учащимися...