Программа индивидуального сопровождения учащихся группы суицидального риска
рабочая программа по психологии (10 класс) на тему
Цель: выведение подростка из состояния суицидальной ситуации
Формирование суицидального поведения в подростковом возрасте во многом зависит от ситуаций, проблем, в которых находятся молодые люди. Но кроме этого также от некоторых особенностей личности суицидента. Специфичные для подростков проявления:
· У подростков нет по настоящему осмысленной картины смерти. Взрослый человек осознает, что смерть – это конец жизни, а подросток до конца не понимает этого.
· Попытка самоубийства в подростковом возрасте может быть на первый взгляд незначительной или случайной.
· Для подростков важны три сферы: семья, школа, ровесники.
· На формирование суицидального поведения подростка может оказать подростковая субкультура.
· У подростков могут отсутствовать стадии, предшествующие суициду, т.е. идеи и намерения.
· Подростку очень трудно вербализовать, что с ним происходит, описать свое состояние или проблему
· Для подростка нередко страшнее жить в той реальности, которая у него есть, нежели умереть
· Подростковый суицид – это чаще всего крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по-взрослому»
Специализированные опросники, предназначенные для оценки суицидального риска, делятся на две группы: 1 – методики, включающие относительно прямые вопросы о наличии суицидальных мыслей и переживаний; 2 – опросники, выявляющие индивидуальные личностные факторы, наиболее тесно связанные с высокой вероятностью совершения суицида. Критерии для отбора диагностического инструментария – краткость, лаконичность, информативность, простота в обработке, минимальное количество времени на обработку персональных данных.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа индивидуального сопровождения
учащихся группы суицидального риска
Цель: выведение подростка из состояния суицидальной ситуации
Формирование суицидального поведения в подростковом возрасте во многом зависит от ситуаций, проблем, в которых находятся молодые люди. Но кроме этого также от некоторых особенностей личности суицидента. Специфичные для подростков проявления:
- У подростков нет по настоящему осмысленной картины смерти. Взрослый человек осознает, что смерть – это конец жизни, а подросток до конца не понимает этого.
- Попытка самоубийства в подростковом возрасте может быть на первый взгляд незначительной или случайной.
- Для подростков важны три сферы: семья, школа, ровесники.
- На формирование суицидального поведения подростка может оказать подростковая субкультура.
- У подростков могут отсутствовать стадии, предшествующие суициду, т.е. идеи и намерения.
- Подростку очень трудно вербализовать, что с ним происходит, описать свое состояние или проблему
- Для подростка нередко страшнее жить в той реальности, которая у него есть, нежели умереть
- Подростковый суицид – это чаще всего крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по-взрослому»
Специализированные опросники, предназначенные для оценки суицидального риска, делятся на две группы: 1 – методики, включающие относительно прямые вопросы о наличии суицидальных мыслей и переживаний; 2 – опросники, выявляющие индивидуальные личностные факторы, наиболее тесно связанные с высокой вероятностью совершения суицида. Критерии для отбора диагностического инструментария – краткость, лаконичность, информативность, простота в обработке, минимальное количество времени на обработку персональных данных.
Диагностический материал:
- Опросник суицидального риска (модификация Разуваевой Т.Н.). Экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
- Опросник Басса-Дарки. Позволяет определить выраженность аутоагрессии, самообвинения, чувство угрызения совести.
- Патохарактерологический диагностический опросник Личко А.Е.. Риск развития саморазрушающего поведения характерен для неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным.
- Диагностика суицидального поведения подростка ( модификация личностного опросника Айзенка). Позволяет определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющая на формирование суицидальных наклонностей подростка.
- Методика «Незаконченные предложения» , вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ псиохневрологии им. В.М. Бехтерева. Позволяет оценить отношение к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным целям.
Количество встреч с суицидентом : 10-14 и далее по ситуации/запросу
Взаимодействие:
- Работа с суицидентом (диагностики, поддержка, ресурсы, границы, перевод боли, самооценка, образ будущего, ценностные ориентации)
- Работа с мамой суицидента (поддержка, страхи, проекции, ответственность)
- Взаимодействие с социальным педагогом
- Взаимодействие с другими участницами ситуации (одноклассницы, классный руководитель, СПС, администрация)
- Проведение тренинговой работы в классе на формирование жизнестойкости личности (1 полугодие)
Результат работы: принятие подростком себя, повышение качества детско-родительских отношений, отказ от привычного образа реагирования на боль и овладение конструктивными способами реагирования на ситуацию стресса.
Педагог-психолог: Н.В. Дорогая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа работы с учащимися группы риска.
Цель программы: развитие личности, способствование личностному росту и максимальное использование своего потенциала в жизни и профессиональной детальности.Задачи:- развитие умений и потребностей в поз...
Ресоциализация учащихся группы «социального риска» методом арт-терапии
Ресоциализация учащихся группы «социального риска» методом арт-терапии на основе русских православных традиций Величие русской культуры на протяжении всей истории развития связывалось и связывает...
«Формирование психологической готовности педагогов к работе с подростками 15 – 17 лет группы суицидального риска».
Семинар для педагогов...
Выявление суицидального риска у учащихся по А.А. Кучер и В.П. Костюкевич
Анкета выявления суицидального риска среди учащихсяОпросник 85 вопросов-утвержденийИнтерпретация результатов опроса по возрастам 5-7, 8-9, 10-11 классы...
Программа индивидуального сопровождения учащихся "группы риска" по суицидальному поведению
Примерная программа сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению...
Работа с учащимися группы социального риска
Модель работы с трудными учащимися...