Сценарий дискуссионной программы «Ранние половые связи: риск или норма»
учебно-методический материал на тему

Горшкова Лариса Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий дискуссионной программы «Ранние половые связи: риск или норма»

Здесь вы узнаете:

•         Как подготовиться к дискуссии;

•         Структурный план дискуссионной программы;

•         Примерный текс выступлений ведущего;

•         Гипотезы оппонентов, предположительные тезисы;

•         Вопросы для обсуждения;

•        

Цель дискуссии: рассмотреть взаимосвязь “сексуальные отношения - ВИЧ- инфекция и ИППП”. Выявить спорные вопросы, касающиеся культуры сексуальных отношений, попытаться найти возможные пути решений некоторых из них.

Место проведения: небольшая учебная аудитория (класс).

Целевая группа: подростки.

Технические средства и реквизит: мультимедийный комплекс, стенд для отображения голосования аудитории, раздаточные материалы, ватманы, маркеры, 2 комплекта небольших листков бумаги по числу участников, коробка для голосования.

Оформление аудитории: на переднем плане название темы дискуссионной программы, с двух сторон аудитории развешаны высказывания известных людей о здоровье (Приложение №1).

Подготовка к дискуссионной программе «Секс в раннем возрасте: риск или норма»

1.         За неделю до проведения дискуссии педагог вывешивает афишу, в которой указана тема программы и сформулированы основные вопросы. Организатор дискуссии рекомендуем участникам получить информацию по данной теме, обдумать ее и быть готовыми высказать свою позицию и задать вопросы оппонентам.

2.         В качестве докладчиков могут выступить помощники ведущего, специалисты в данной области, либо сами подростки. Один из них выступает в роли “защитника” по вопросу дискуссии, другой - в роли “обвинителя”. Каждый докладчик может взять себе 1-2 человека в помощники для подготовки слайд-презентаций и другого наглядного материала.

Гипотеза «защитника»:

Понятие “ранние” у каждого своё. Каждый человек сам решает, когда начинать. Возраст вступления в сексуальные связи не влияет на риск заражения ВИЧ / СПИД.

Гипотеза «обвинителя»:

Ранние половые связи значительно повышают риск заражения ВИЧ/СПИД, а так же имеют другие негативные последствия для психического и физического здоровья человека.

1.        Для успешного хода дискуссии, необходимо предусмотреть, чтобы участники разделяли разные точки зрения. При необходимости можно

разделить их на команды до начала дискуссионной программы, либо сделать это по ходу дискуссии.

2.         Организатор дискуссии заранее готовит раздаточный материал, правила участия в дискуссии, вопросы которые могут быть предложены для обсуждения.

3.         В качестве средства выразительности можно использовать видеосюжеты снятые непосредственно для дискуссии. Например, опрос людей на улице об их отношении к подростковому сексу. Сюжет могут подготовить сами подростки-участники программы.

Структурный план дискуссионной программы:

1.         Вступительное слово ведущего. Приветствие, знакомство;

2.         Представление темы, введение в тему;

3.         Мультимедийная слайд-презентация “Анализ эпидемиологической ситуации в Беларуси”;

4.         Голосование по теме “Секс в раннем возрасте: риск или норма”;

5.         Ознакомление с ходом дискуссии, утверждение правил дискуссии;

6.         Выступление “защитника”;

7.         Комментарии ведущего;

8.         Выступление “обвинителя”;

9.         Подведение итогов двух выступлений;

10.         Вопросы аудитории оппонентам, дискуссия;

11 .Повторное голосование аудитории;

12.Подведение итогов. Выводы ведущего.

Ведущий: Добрый день, ребята. Я рада, что сегодня у нас представилась возможность пообщаться, тем более что о нашей встрече вы знали заранее. Надеюсь, здесь собрались люди, готовые высказываться, доказывать и обсуждать. Но для начала предлагаю познакомиться.

Знакомство с участниками

У ведущего в руках мяч. Он произносит две фразы: “Меня зовут...” и “Я пришел сюда потому что..”. После этого он бросает мяч одному из ребят. Далее участники бросают мяч друг другу по кругу, называя свое имя и причину, по которой они пришли на программу.

Ведущий: Итак, тема нашей дискуссионной программы “Ранние половые  связи: риск или норма”. Сегодня мы будем говорить о том, о чем обычно молчат: взрослые чаще всего стесняются говорить об этом с подростками, а те в свою очередь, обсуждая в компании запретную тему, лукавят и редко бывают до конца искренни. Однако именно отсутствие элементарных знаний, касающихся вопросов пола калечат жизни многих молодых людей. Я имею в виду риск заражения ВИЧ-инфекцией и другими болезнями передающимися половым путем. Поэтому сегодня я предлагаю, обсудить причины и последствия секса в раннем возрасте, поговорить о том, имеет ли значение возраст при вступлении в половую связь и нужно ли боятся СПИДа и ИППП, либо все это мифы, придуманные для того чтобы вас запугать.

Прежде чем узнать, что вы думаете на этот счет, хочу отметить следующие факты. В г. Минске, как и в целом по республике, отмечается изменение доминирующего пути передачи ВИЧ- инфекции:        увеличился удельный вес инфицированных при

сексуальных контактах. Анализ эпидемиологической ситуации в республике показывает, что заболевание прогрессирует. Внимание на экран.

(Демонстрируется мультимедийная слайд-презентация “Анализ эпидемиологической ситуации в Беларуси ”).

Ведущий: То, что мы увидели сейчас на экране, это только факты, статистика. А вот связана ли такая тенденция со вступлением в ранние половые связи нам предстоит сегодня разобраться.

(Помощник ведущего раздает участникам листки для голосования).

Ведущий: Уважаемые ребята, сейчас путем голосования, мы выясним ваше мнение. Если вы согласны с тем, что ранние половые связи опасны, так как они значительно повышают риск заражения ВИЧ / СПИД поставьте знак +, если вы с этим утверждением не согласны, поставьте знак -.

(Помощник ведущего подсчитывает голоса и отмечает результаты голосования на стенде. В это время ведущий знакомит участников с ходом проведения дискуссии и утверждает с ними правила участия в дискуссии (Приложение №>2).

Ведущий:        Итак,        друзья,        результат        голосования        представлен вашему вниманию. Возможно, в ходе дискуссии вы измените свое мнение, либо окончательно утвердитесь в первоначальном. А я незамедлительно приглашаю для выступления первого участника нашей дискуссии

Выступление «защитника»

Возможные тезисы:

•         Возраст вступления в половые контакты не влияет на риск заражения ИППП, ВИЧ, СПИД (Если нет ума в 13 лет, в 15, где гарантия, что потом человек будет больше думать?)

•         Ранний возраст - это понятие растяжимое. Для некоторых и 18 - ранний возраст, а в древние времена 20-25 лет было средней продолжительностью жизни вообще.

•         Если запрещать “ранние половые связи”, подростки будут испытывать к этому ещё больший интерес. Надо обращать внимание не на возраст, а на саму культуру сексуальных отношение, способы предохранения и т.д.

•         Эта проблема раздута. В мире гораздо больше людей умирает от Гриппа нежели от СПИДа, а что касается других ИППП, то в наше время они успешно лечатся.

•         Те, кто сохраняет девственность до брака, как правило, оказываются просто отстающими в половом развитии или испытывающими психологические трудности.

•         Ошибочно считать тенденцию к более раннему началу половой жизни признаком неразборчивости подростков, поскольку у большинства из них одновременно имеется лишь один половой партнер, что значительно уменьшает риск заражения ВИЧ.

•         Многие потерявшие девственность подростки лишь время от времени имеют новые половые контакты. У некоторых подростков интерес к ним значительно ослабевает, как только спадает завеса таинственности, особенно если начало половой жизни не было связано с любовными переживаниями, а рассматривалось всего лишь как эксперимент. В результате, на протяжении длительного периода они могут не иметь новых половых сношений или последние бывают редки. Некоторые подростки при этом ждут встречи с человеком, соответствующим их идеалу. Согласитесь, в данной ситуации риск заражения ВИЧ довольно низок.

•         Нет никаких доказательств, что осведомленность в вопросе ВИЧ- инфекции и других ИППП заставляет подростков существенно изменить половое поведение.

•         Добровольное вступление подростков в половую жизнь не представляет серьезной угрозы для их эмоционального состояния и не имеет отрицательных последствий, при условии, что до вступления в брак молодые люди регулярно и правильно пользуются противозачаточными средствами. Сексуальная активность это составная часть попыток установить близкие отношения со сверстником.

Ведущий: Спасибо,          Это была точка зрения, которая не

отрицает добрачный секс, не рассматривает возраст как основной показатель для начала половой жизни и как фактор риска

заражения ВИЧ и ИППП. Вопросы          Вы        сможете

задать чуть позже. Возможно, многие из вас согласны с тем, что было сказано. Но, как известно, у медали две стороны и сейчас я предлагаю выслушать участника, который имеет мнение абсолютно противоположное первому. Я приглашаю

Выступление «обвинителя»

Возможные тезисы:

•         В подростковом возрасте человек не всегда способен предвидеть последствия своих поступков, в том числе и сексуальных контактов, вследствие чего они более подвержены заражению ИППП и ВИЧ.

•         В большинстве случаев у подростков не сформирована ориентация на будущее, прежде всего на отдаленное. Они не знают, что такое болезнь, и не боятся ее, так как у них доминирует чувство своей особенности, уникальности, неуязвимости и даже бессмертия. От угрозы болезни и смерти у подростка есть защитные механизмы: “Со мной никогда этого не произойдет”; “Со мной все будет по-другому, я не заболею, я сильный”.

•         Ранний сексуальный дебют сопровождается увеличенным числом сексуальных партнеров и, как следствие, возрастает риск приобретения ВИЧ и других ИППП.

•         Вступление в половые отношения в раннем возрасте обосновано не сознательным выбором, а стремлением к “взрослой жизни”.

•         Чаще всего решение о начале сексуальной жизни принимается под влиянием сверстников, партнера либо других обстоятельств. В случае принуждения к сексу подросток может получить долго сохраняющуюся психическую травму.

•         Ранний секс чреват разочарованиями и даже опасностью развития синдрома ожидания неудачи.

•         Раннее начало половой жизни не ускоряет формирование либидо, но может его деформировать. Из-за этого впоследствии возможны различные сексуальные нарушения, а также могут возникнуть сексуальные отклонения.

•         Большинство городских подростков начинают половую жизнь в 14-16 лет, а то и раньше. Этому способствует не только акселерация, но и мелькающие повсюду откровенные снимки, показ фильмов сомнительного содержания. Они пробуждают в подростках повышенный интерес к сексу, хотя с точки зрения медицины половую жизнь следует начинать не раньше 18 лет - когда завершится половое созревание.

•         Хотя подростки в основном хорошо информированы относительно роли презервативов в предотвращении ИППП, при первом сексуальном контакте более 50% всех подростков не используют никакую контрацепцию.

•         Самым существенным среди последствий ранней сексуальной активности является несвоевременное обнаружение болезней передающихся половым путем или их неправильное лечение. Это влечет за собой нарушение детородной функции и стойкое ухудшение здоровья.

Ведущий:        Спасибо,          Из выступления нашего

участника мы можем сделать выводы, что секс в раннем возрасте несет в себе ряд отрицательных моментов. Прежде всего, это психологическая неготовность, и неспособность предвидеть последствия своих поступков. Вследствие чего риск заражения ВИЧ и ИППП в подростковой аудитории достаточно высок.

Известный просветитель Жан-Жак Руссо по этому поводу сказал следующее: “Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях”.

Итак, вы услышали еще одну точку зрения, которая совершенно не обязательно совпадает с вашей собственной. Сейчас у вас будет возможность поспорить с вышесказанным и задать вопросы своим оппонентам.

(Зрители задают вопросы докладчикам, друг другу. Дискуссия. При необходимости ведущий напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении приличий во время спора, направляет дискуссию.)

Вопросы, которые может предлагать ведущий в процессе обсуждения:

•         Ранние половые связи, их причины и последствия (в контексте ВИЧ / СПИД).

•         Беспорядочные половые связи, их сущность (в контексте ВИЧ / СПИД).

•         Источники информации в области сексуальных отношений. Кому и чему верить?

•         Причины первого вступления в половую связь.

•         Является ли презерватив надёжным способом предохранения от ВИЧ и ИППП?

•         Что такое безопасное сексуальное поведение?

•         Кто несёт большую ответственность за предохранение?

•         Допустимы ли сексуальные связи вне брака? В чем их суть, возможные причины и последствия?

•         «Правильный» образ жизни (с соблюдением моральных норм и правил личной безопасности) - абсолютная защита от ВИЧ?

Ведущий: Сейчас я вынужден прервать наше горячее обсуждение и подвести итоги. Но сначала проведем повторное голосование и посмотрим, изменилось ли ваше мнение после нашей дискуссии.

(Голосование. Пока помощники ведущего подсчитывают результаты голосования и отмечают их на стенде, ведущий предлагает подросткам раздаточные материалы (Приложение №

3-7).

Ведущий: (подводит итог дискуссии, делает краткий анализ высказываний основных участников). Возможно, не существует строгих возрастных или физиологических рамок, которые являются критерием для начала половой жизни. Начинать можно тогда, когда человек к этому готов. Готовность подразумевается психологическая и информационная. Но возможна ли психологическая готовность в возрасте 13-15 лет? Вы должны владеть информацией об особенностях женской и мужской анатомии, физиологии, способах предохранения от беременности и от инфекций, передающихся половым путем. Но готовы ли вы грамотно пользоваться этой информацией. Разрешите закончить нашу встречу словами известного человека: “Не зарывайте голову в песок. Подхватить вирус СПИДа может любой. Первое, что нужно сделать, это покончить с отрицанием, которое говорит: «Со мной это не может случиться”. Для СПИДа нет “нас” и “их”, и я не устану повторять это снова и снова. Заразитесь вы ВИЧ-

инфекцией или нет зависит не от того, какой вы, а от того что вы делаете. Мы все подвержены риску» (М.Джонсон).

Наш спор мог бы, наверное, длиться бесконечно. Однако каждый из вас должен сам сделать свой выбор. Я желаю вам, чтобы он был верным для вас. Спасибо всем, кто принимал участие в сегодняшней дискуссии. Всего вам доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ранние половые связи подростков"

Презнтация предназначена для показана на тематическом родительском собрании в 8 классе. Она содержит определение полового воспитания, определяет задачи полового воспитания, показывает причины ранних п...

ОБЖ_9класс_8.1_Ранние половые связи и их последствия

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 9 классов средней школы....

Беседа «Ранние половые связи»

предупреждение об опасности внебрачных связей, об угрозе венерических болезней; формирование отрицательной нравственной оценки половой распущенности;ознакомить детей с последствиями ранних половы...

Ранние половые связи

Ранние половые связи...

«Ранние половые связи»

Основные факторы и субъективные причины, побуждающие подростка вступить в ранние половые связи...

Тема: «Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.»

Тема: «Инфекции, передаваемые половым путем,  и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.»...

"Профилактика ранних половых связей среди подростков"

Выступление на региональной социально-психологической конференции " Формула безопасного детства. Современные технологии социально- психологической  работы в образовательном учреждении"...