Познавательно – речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития
консультация по теме
Летнее время можно с успехом использовать для развития познавательных процессов ребёнка. Введите обычай вечерами вместе с ребёнком вспоминать, что было сделано за минувший день, что интересного увидел или узнал ваш малыш. Воспоминания о том, как он проводил лето, будут для него источником положительных эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – речевое развитие дошкольников
с задержкой психического развития
Летнее время можно с успехом использовать для развития познавательных процессов ребёнка. Гуляя в саду, парке обратите внимание ребёнка на окружающую его действительность. Закрепите названия насекомых, растений, овощей, фруктов, ягод и т.д.
Занимаясь с ребёнком дома, старайтесь всю работу проводить в игровой форме. Лучше использовать натуральные предметы, при этом давать ребёнку возможность активно действовать с ними: не только рассмотреть, например, яблоко, но и поиграть с ним, покатать его, ощупать с закрытыми глазами, понюхать, попробовать. Такая деятельность поможет активизировать словарь, обогатить его прилагательными, обозначающими свойства предмета.
Большое значение для психического развития ребёнка имеет закрепление чувственного опыта в слове, т.е. формирование полноценных представлений о свойствах предметов. Нужно, чтобы ребёнок научился пользоваться своеобразными чувственными мерками – сенсорными эталонами, только тогда возрастёт точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок не просто различал предметы по цвету, форме, величине, но и правильно называл эти свойства.
Вспомнив основные цвета и некоторые их оттенки, попросите ребёнка назвать, что можно нарисовать каждым цветом. На листе бумаги нарисуйте несколько кругов (квадратов или треугольников), а затем предложите ребёнку «превратить» их в какие-нибудь интересные предметы. Это может быть яблоко, мяч, солнышко, арбуз, очки, часы, колесо, блюдечко, человеческое лицо (или окно, домик, коробка, коврик, или косынка, колпак, пирамидка и т.п.). Попробуйте вместе с ребёнком обсудить, во что ещё можно перерисовать обычный круг (квадрат или треугольник).
Также можно развивать у ребёнка умение считать, используя игровые приёмы. Для начала посчитайте вместе с ребёнком, сколько ему лет. Пусть он научится считать сначала от единицы до пяти, а затем до десяти. На это не надо выделять отдельное время, всему можно обучить, например, на прогулке. Одновременно с шагами проговаривайте считалочку:
Один-два, три-четыре,
Три-четыре, один-два,
Кто идёт? Мы идём!
Кто поёт? Мы поём!
В дальнейшем можно увеличить количество перечисляемых в считалочке цифр, напевая её на мотив музыкальной гаммы и исполняя в ритм шагам ребёнка.
Также вы можете попросить ребёнка посчитать, сколько кастрюлек стоит на плите, сколько ковшиков весит на стене и сколько ложек лежит в буфете. Из крупы или фасоли ребёнок может выложить известные ему цифры. Обратите внимание малыша на то, что напоминают отдельные цифры: двойка – лебедя с длинной шеей, тройка – гуся и т. д.
Дети любят игры, в которых результат представляет собой догадку. Здесь активно работает ассоциативное мышление, происходит сопоставление деталей известных предметов с теми предметами, которые пока неизвестны ребёнку. Поэтому в развитии интеллекта у детей использование загадок является плодотворным и результативным. Загадки детям можно задавать относительно любого жизненного явления. Например, вы с дачи или с рынка принесли домой корзиночки с овощами и фруктами, не упустите возможности – загадайте малышу про каждый овощ или плод загадку. Пусть ребёнок рассмотрит в отдельности морковь, лук, свеклу или петрушку, найдёт в них детали, отмеченные поэтом, - цвет, форму, способ применения.
Ваши совместные с малышом размышления о том, как, почему, по каким признакам он узнал, о каком предмете в загадке идёт речь, значительно расширят навыки ребёнка в плане самостоятельного мышления, рассудительности и логики.
Загадки могут быть такими:
Как растрёпанный баран Украшают им салат,
Бело - мраморный кочан, Он красив на первый взгляд,
Листья держатся так густо, В суп его кладут, так чтоб
А зовут её … (капуста) Вкус приятный дал … (укроп)
Тонкий вьётся стебелёк, Превращён раз овощ этот
А на нём весит стручок, Был для Золушки в карету,
Как колпак у скомороха, Мы же с кашей есть привыкли,
Знаем мы стручок … (гороха) Толстую, большую … (тыкву)
Стебелёк его колючий, Ягода красна, как пламя,
Сам он круглый и пахучий, Вы её узнайте сами:
Круглый, важный, как полковник Не черника, не брусника.
Называется …(крыжовник) Ей название … (клубника)
Введите обычай вечерами вместе с ребёнком вспоминать, что было сделано за минувший день, что интересного увидел или узнал ваш малыш. Воспоминания о том, как он проводил лето, будут для него источником положительных эмоций.
Играя, развиваем речь
Для развития речи детей дошкольного возраста, выработки четкого произношения согласных звуков существует много способов, которые родители могут вполне применять в домашних условиях. Здесь ценное качество для родителей – как можно больше разговаривать с ребенком.
В возрасте 4 – 5 лет ребёнок может не четко выговаривать отдельные звуки. Дикцию (это как раз четкое произношение слов и отдельных их частей) можно отработать с помощью чистоговорок - таких потешек, акцентированных на конкретные звуки и слоги. Даже если с ребенком занимается логопед или дефектолог, вы не утомите малыша, лишний раз вспоминая дома забавные фразы, которые, кстати, помогут и в формировании чувства ритма.
Родители и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу"...ну и так далее.
В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.
Хороши в плане тренировки звуков и скороговорки. Например:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.
На дворе трава,
на траве дрова.
Кукушка кукушонку купила капюшон ,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.
Для развития навыков связной речи,
поиграйте с ребёнком в игру «Опиши картинку».
Глядя на картинку, спрашивайте у ребенка, что он может сказать про изображенное животное, например (можно рассмотреть картинки из знакомых сказок). Вот лисичка, какая она: рыжая, пушистая, хитрая. Пусть ребенок сам охарактеризует животное. Если ему трудно - помогайте. Так расширится словарный запас. Можно усложнить задание: пусть расскажет не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот лиса. Она живет в лесу. У нее рыжая шубка…и так далее. Это способствует развитию навыков связной речи, обогащению словарного запаса, развитию мышления.
Не забудьте похвалить малыша, он очень старался!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье приведены приемы использования игрового материала в непосредственно образовательной деятельности (РЭМП) с детьми старшего дошкольного возраста ....
Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...
Формирование межличностных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития на психокоррекционных занятиях
Формирование межличностных отношений у старшихдошкольников с ЗПР на психокоррекционных занятиях...
Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)
Результативность коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР зависит от эффективного взаимодействия специлистов, работающих в группе....
ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"
Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...
Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования
Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...
Мастер-класс: «Портфолио дошкольников с задержкой психического развития для повышения речевой мотивации»
На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. И нужно именно в этот период заложить фундамент последующего речевого и языкового разви...