Мастер-класс: «Портфолио дошкольников с задержкой психического развития для повышения речевой мотивации»
методическая разработка
На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. И нужно именно в этот период заложить фундамент последующего речевого и языкового развития ребенка. Как у нас получается заинтересовать ребёнка и побудить его к речевой деятельности, какие приёмы мы используем для этого, вы узнаете из нашего мастер-класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_master-klass_2.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
1-й выступающий Добрый день, уважаемые коллеги! Нам очень приятно видеть вас сегодня. Мы работаем учителями-логопедами с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития» в детском саду 254, и начать нашу встречу нам хотелось бы словами
Слайд 2
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!
Вы догадались о чём пойдёт речь?
Слайд 3
Конечно, разговор пойдёт о речи. (Раздача стикеров) 3-й выступающий
Слайд 4
2-й выступающий На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. И чтобы она была такая же прекрасная и чистая как ручеёк, нужно именно в этот период заложить фундамент последующего речевого и языкового развития ребенка.
Вы все знаете, как трудно научить ребёнка чему-то, что не вызывает у него интереса.
А как у вас получается заинтересовать ребенка и побудить его к речевой деятельности, какие приёмы и технологии вы используете?
(Все мы знаем, что это – наглядность, игровые приёмы, интерактивные технологии) (Раздача стикеров) 3-й выступающий.
Слайд 5
И мы познакомим вас с технологией, которую используем для повышения речевой мотивации у детей с задержкой психического развития.
Слайд 6
3-й выступающий Вам наверняка знакома такая ситуация, когда на занятии педагог просит ребенка дать ответ на вопрос, пересказать что-то или повторить. А у ребёнка нет желания это делать, нет мотива к диалогу. Технология портфолио помогает нам выходить из таких ситуаций, помогает побудить ребёнка к речевой деятельности.
Слайд 7
Для начала давайте вспомним, что же такое портфолио дошкольника и в чем его важность?
(Раздача стикеров) 2-й выступающий
Слайд 8
Портфолио – это такая папка, в которой собраны все достижения, успехи и творческие находки ребенка, полученные в различных видах деятельности. Это своеобразный маршрут индивидуального развития ребёнка.
Слайд 9
А какие виды портфолио вы знаете?
(Раздача стикеров) 2-й выступающий
Слайд 10
Виды портфолио:
1-й выступающий 1. Электронное портфолио.
Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочно и ярко, с множеством интересных эффектов.
Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
2-й выступающий 2. Портфолио-раскраска.
Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
Например странички из портфолио-раскраски.
Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать, как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа делает взрослый.
3-й выступающий 3. Печатное портфолио.
Одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
А также можно комбинировать различные виды портфолио.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
Уважаемые коллеги, а вы практикуете какую-то из этих форм в своей работе?
Слайд 11
1выступающий Кто же может участвовать в создании портфолио?
(Раздача стикеров) 3-й выступающий
Слайд 12
Да, каждый из нас с вами в своей работе, ставит «свою» цель и решает «свои» образовательные и коррекционно-развивающие задачи.
Мы как логопеды, используя технологию портфолио, ставили перед собой какую цель? Конечно - преодоление речевых недостатков у воспитанников.
Слайд 13
Хотите узнать, какие задачи мы решали при этом? Посмотрите.
Слайд 14
2-й выступающий А сейчас мы с вами попробуем составить «универсальное» портфолио ребёнка, нуждающегося в логопедической помощи.
Наши участники - эрудированы и активны, поэтому мы уверены, что и с заданием, которое им предложим, они справятся также блестяще.
Слайд 15-17
3-й выступающий Коллег, которые получили стикеры, просим пройти за столы с соответствующими цветами.
На столе лежат заготовки и задания, которые помогут вам в создании какого-то из разделов портфолио. Читайте задания, выбирайте нужные ответы и наклеивайте на заготовки. Мы Вам поможем
Слайд 18
1-й выступающий Пока работает фокус-группа мы с вами поговорим о структуре портфолио.
Как вы думаете из каких разделов может состоять портфолио? (Познакомьтесь со мной, Мир вокруг меня, Мои достижения)
Вы все правы. Такая структура подходит для создания обычного портфолио. А давайте поразмышляем, какая структура подойдет логопеду для создания обычного портфолио дошкольника с речевыми нарушениями.
Вы начали составлять портфолио…Какой будет первый лист?
Правильно, титульный лист, на котором написаны фамилия и имя ребенка.
2-й выступающий А как вы думаете, будут ли различаться разделы портфолио в разных возрастных группах?
Слайд 19
Мы работаем на разных возрастных группах. И из опыта работы видим, что наполняемость разделов портфолио у каждого возраста отличается. Наше портфолио отличается от обычного тем, что имеет приложение, в котором содержится материал, помогающий решать логопедические задачи (схемы, мнемотаблицы, фразовый конструктор и т.д.)
Посмотрите, пожалуйста, на таблицу.
Разделы во всех возрастных группах называются одинаково, а название подразделов и их наполняемость зависят от уровня речевого и психического развития, от возраста воспитанника. В среднем возрасте его можно назвать «Это я!»
Средняя | Старшая, подготовительная |
Раздел 1. «Познакомьтесь со мной». | |
Это я (имя, если сможет фамилию; возраст (неговорящий-показывает на пальцах); я мальчик- я девочка используем символы); назвать или показать части лица, тела) Я и моя семья (называние, имён близких родственников) Я люблю…(игрушка, мультфильм, сказка, занятие, блюдо) Я умею ..(прыгать, рисовать) | Разрешите представиться/ Мой портрет (ФИО, возраст; я мальчик, потому что ношу шорты, брюки….,на голове короткие волосы…,играю в футбол, в машинки…; живу в городе Волгограде, можно описать внешность-цвет глаз, волос) Я и моя семья (ФИО, место работы, кем приходится). Нарисовать семью. Я люблю… (игрушка, мультфильм, сказка, занятие, блюдо) Я умею помогать (подметать, пылесосить ) |
Раздел 2. «Мир вокруг нас» Лексические темы календарного планирования. Здесь используются фотографии ребенка, соответствующие какой-то теме. Активно используется приложение. | |
Фразовый конструктор, мнемодорожки | Мнемодорожки, мнемотаблицы |
Раздел 3. «Мои достижения» Здесь наше портфолио значительно отличается от обычного. Если в обычном- это награды, дипломы, грамоты, то у нас – это отражение результатов коррекционной работы (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, мелкая моторика) |
1выступающий Как вы думаете, какая результативность применения технологии портфолио для его участников? Ну, например, для детей?
Слайд 20
Результативность для детей:
- дети мотивированы
-не отказываются от деятельности
Слайд 21
В чем состоит результативность для родителей:
- видят результаты работы детей и педагога
- становятся активными участниками пед.процесса
Слайд 22
В чем результативность для педагога?
-меньше времени тратится на орг момент
- эффективно отрабатываются задачи, поставленные педагогом
Ну, и в общем, прослеживается активное взаимодействие всех участников коррекционного процесса.
3-й выступающий Итак, возвращаемся к нашей фокус-группе. Они, как раз и заполняли предложенные им разделы. Первая подгруппа озвучьте, пожалуйста, название своего раздела и расскажите и покажите, что в него входит и т.д.
Слайд 23
А теперь вы можете познакомиться с опытом нашей работы по созданию портфолио. (портфолио по рядам).
Слайд 24
2-й выступающий Уважаемые коллеги, посмотрите, какая колоссальная работа нами была проделана. Мы сегодня говорили о портфолио дошкольника. Предлагаем вам подобрать слова характеристики к нашему мастер-классу. Итак,
П- познавательно, полезно, перспективно.
О- оригинально.
Р- радостно, регулярно.
Т- творчески, трудоемко.
Ф- фантастично, феерично.
О- организованно.
Л- ловко, любознательно.
И- интересно.
О- оптимально быстро, информативно, полезно.
Слайд 25
Спасибо за внимание!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье приведены приемы использования игрового материала в непосредственно образовательной деятельности (РЭМП) с детьми старшего дошкольного возраста ....
Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...
Познавательно – речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития
Летнее время можно с успехом использовать для развития познавательных процессов ребёнка. Введите обычай вечерами вместе с ребёнком вспоминать, что было сделано за минувший день, что интересного у...
Формирование межличностных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития на психокоррекционных занятиях
Формирование межличностных отношений у старшихдошкольников с ЗПР на психокоррекционных занятиях...
Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)
Результативность коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР зависит от эффективного взаимодействия специлистов, работающих в группе....
ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"
Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...
Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования
Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...
- Мне нравится (1)