РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
статья на тему
В статье приведены приемы использования игрового материала в непосредственно образовательной деятельности (РЭМП) с детьми старшего дошкольного возраста .
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, воспитания и развития новых педагогических технологий.
Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточность опыта действий с предметами, а также сниженная познавательная активность, характерная для детей с проблемами в развитии, приводят к тому, что дошкольники пяти – шестилетнего возраста испытывают затруднения в процессе формирования элементарных математических представлений, и это, в свою очередь, вызывает затруднения при их дальнейшем обучении математике в школе.
Научные исследования, проведённые кандидатом педагогических наук МГОПУ имени М.Шолохова Н.Ю. Боряковой показывают, что у детей с особыми образовательными потребностями наблюдается специфика в формировании и смене ведущих видов деятельности. Ни один из них не достигает уровня развития, соответствующего возрастным возможностям, и фактически не выполняет функции ведущей деятельности. Отсюда вытекает необходимость целенаправленного педагогического воздействия, обеспечения условий для формирования предметной и игровой деятельности, а позднее – предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Научить ребёнка дошкольника учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы является одной из важнейших целей коррекционного образования. Успехов в данной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников - это игровая деятельность. Особое место в системе коррекции занимают игровые технологии.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые обладают существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется в непосредственно образовательной деятельности (занятии), самостоятельной деятельности, а также в домашних условиях. Несколько примеров использования игрового материала на коррекционных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Для реализации игровой мотивации возможна опора на сюжеты знакомых детям сказок: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Теремок» или возможности попутешествовать - занятия - путешествия: «Путешествие на планету Юпитер», «Путешествие на корабле», «Путешествие по стране загадок» и другие. Дети с самого начала занятия находятся в «плену» сказки, путешествия, но выполняют задания математического характера. Такие занятия способствуют развитию не только математических представлений, но и активности, самостоятельности, творчества.
С целью совершенствования навыка счётной деятельности детей предлагаю считать звуки (удары бубна, молоточка и т.д.), движения, предметы на ощупь, использую дидактические игры и упражнения типа «Считай дальше с любого числа». Большой интерес представляет игра «Ловля рыб». Детям предлагаю ловить удочкой (удочка с магнитом, привязанным к концу шпагата) сразу несколько рыбок (две – три бумажные рыбки, в головки которых воткнуты булавки). Кому удастся поймать больше рыбы, тот считается победителем.
Для ознакомления детей с пространственными отношениями используются игры: «Проводи лягушонка на другой берег», «Помоги жучкам», «Каждую черепаху в свой домик.
С большим интересом дети воспринимают игры «Собери квадрат», «Сложи узор», оформленные мной на основе пособия Б.Никитина «Развивающие игры». В этих играх развивается способность детей к комбинированию, к анализу и синтезу, важным мыслительным операциям, используемым во всякой интеллектуальной деятельности.
Развивающая игра «Логические блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кьюзенера» способствует развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, создают почву для формирования сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам.
В самостоятельной деятельности в уголке занимательной математики дети используют настольно-печатные игры «Веселый счет», «Математическое лото», «Математическое домино» для развития умений устных вычислений (сложение, вычитание). Игры «Веселые клеточки», «Умные клеточки» - развивают зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику рук, фантазию, учат ориентироваться на листе бумаги в клетку. Неиссякаемые возможности для творчества скрыты в играх «Танграм», «Пифагор», «Уникуб», «Колумбово яйцо». Дети могут не только складывать силуэты по образцу, но и могут придумывать новые, более сложные силуэты. Головоломки с палочками, игры «Сложи узор», «Собери квадрат», «Лабиринты». Все эти игры интересные и занимательные игры сначала применяются на занятии, а в самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные ранее знания и умения.
Занимательные математические книги, тетради на печатной основе с игровым содержанием, которые есть в уголке, способствуют успешному овладению математическими знаниями.
В процессе взаимодействия с родителями по развитию элементарных математических представлений детей с помощью игровых технологий целесообразны следующие формы работы: родительские собрания, беседы, консультации «Занимательные игры детей дома», «Руководство дидактическими играми детей в семье»; «Что такое занимательный материал?», где необходимо показать самые простые, но интересные игры, в которые детям предстоит играть в ближайшее время и дать совет, какие игры можно купить в магазине, а какие изготовить самим; открытые занятие по математике с использованием игровых технологий, где каждый родители могут познакомиться с процессом формирования математических представлений на игровом материале и могут увидеть как ребенок справляется с данной деятельность; развлечения для родителей и детей «Конкурс стихов, загадок, головоломок с математическим содержанием», родители, помогая детям справиться с тем или иным заданием, сами увлеченно разгадывают головоломки, ребусы и т. д. Совместная работа сближает родителей и детей, вдохновляет их на совместные занятия дома; выставка книг с математическим содержанием, которые родители могли бы использовать в играх с детьми, поможет родителям понять важность математического образования. Особое внимание уделяю книге Б.П. Никитина «Развивающие игры», в которой рассказывается об опыте этой семьи в воспитании детей.
Литература.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.- М.: Просвещение, 1997.
- Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.- М.: Просвещение, 1988.
- Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений./ Материалы конференции работников дошкольного образования. – Ленинград,1990.
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Кн. для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...
Познавательно – речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития
Летнее время можно с успехом использовать для развития познавательных процессов ребёнка. Введите обычай вечерами вместе с ребёнком вспоминать, что было сделано за минувший день, что интересного у...
Формирование межличностных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития на психокоррекционных занятиях
Формирование межличностных отношений у старшихдошкольников с ЗПР на психокоррекционных занятиях...
Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)
Результативность коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР зависит от эффективного взаимодействия специлистов, работающих в группе....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
В настоящее время проблема использования игровых методик в коррекционно-развивающей работе приобрела особую актуальность, ибо совершенствование форм и методов работы в процессе обучения и воспитания т...
Рабочая программа " Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования элементарных математических представлений".
Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...
«Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
В статье речь идет об актуальности проблемы сенсомоторного развития дошкольников, которое заключается в познании ребенка окружающего мира с «живого созерцания», с ощущения и восприят...