Методы снятия нервного напряжения
статья по теме
Предварительный просмотр:
Методы снятия нервного напряжения
Психосоматика
Что вам известно о психосоматике?
В жизни современного человека психосоматические расстройства случаются все чаще. И это неудивительно, так как сейчас, факторов, ведущих организм к стрессовому состоянию, предостаточно. К ним относятся внезапная болезнь, развод, смерть близкого человека, увольнение с работы и многое другое. Если стресс и депрессия у человека переходят в затяжные формы, то велика вероятность того, что в скором времени к ним добавятся и психосоматические заболевания.
1. Понятие – психосоматика
- ПСИХОСОМАТИКА[1] (от греч. psyche — душа + soma — тело) — направление в медицине, изучающее зависимость физического здоровья и болезни человека от его психики, в частности от эмоциональных состояний и свойств личности.
- При возникновении и в процессе развития разнообразных расстройств душевный кризис, стресс или обретенная надежда могут резко изменить течение заболевания и даже повлиять на его исход. Т.е. необходимо использование психотерапии, которая является обязательной и очень важной частью лечения в комплексе мер, направленных на исцеление от соматического недуга. В задачи психотерапии входит выявление негативно влияющих факторов внешнего мира, уменьшение перенапряжения пациента, облегчение симптоматики, обучение навыкам самопомощи и т.д.. Обязательным является также сотрудничество соматического лечащего врача, психотерапевта и семьи психосоматического больного.
- К психосоматическим заболеваниям относятся такие известные стрессовые болезни как язва желудка, язва двенадцатиперстной кишки, функциональные сердечные расстройства, головные боли, колиты, ревматические заболевания, астма и др. Эти заболевания часто являются субъективной реакцией человека на конфликтные переживания, проявляющиеся как нервным перенапряжением, так и патологией со стороны того или иного органа.
Вполне вероятно, что после знакомства с последствиями систематических стрессов, захочется опустить руки. И здесь я вам предлагаю вспомнить одну историю.
Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадежным, и одна из лягушек не стала тратить силы, и пошла на дно. Другая же барахталась и вскоре ощутила что-то твердое: это она сама сбила из жидкой сметаны твердое масло. Оперлась она лапками на твердый масляный ком и выпрыгнула из горшка. Не падай духом, не умирай раньше смерти.
- Самодиагностика:
Тест для определения «спокойного» или «возбудимого» типа поведения
Итак, начнём двигать лапками. Сначала присмотримся к себе. Есть ли у нас признаки стресса?
Признаки стресса[2]
- физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.);
- эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.);
- поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);
Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.
Люди делятся на несколько типов по отношению к стрессу и умению не допускать, чтобы он ими управлял. Есть опросник, ответив на вопросы которого можно определить к какому типу людей вы относитесь.
Ответив на предлагаемые вопросы, вы сможете понять, к какому типу людей относитесь: к тем, кто принимает жизнь такой, как она есть, и не позволяет проблемам и заботам осложнять ее, - «спокойный» тип, или к тем, кто излишне эмоционален, все пропускает «через себя», - так называемый «возбудимый» тип. Эти люди страдают от большего числа стрессовых симптомов и намного чаще болеют.
Тест для определения «спокойного» или «возбудимого» типа поведения
(прочтите каждое утверждение и обведите цифру, подходящую оценке вашего поведения: 1- никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – чаще всего, 5 – всегда; в конце сложите обведенные цифры и по ключу узнайте, что означает набранная вами сумма балов):
1. Я всегда сержусь или раздражаюсь, если приходится стоять в очереди дольше, чем 15
минут. 1 2 3 4 5
2. Я решаю одновременно несколько проблем. 1 2 3 4 5
3. В течение дня мне трудно найти время, чтобы расслабиться и отдохнуть. 1 2 3 4 5
4. Я всегда стараюсь победить в спорте или в игре. 1 2 3 4 5
5. Когда кто – то слишком медленно говорит, я нервничаю, раздражаюсь. 1 2 3 4 5
6. Проигрывая, я сержусь на себя или других. 1 2 3 4 5
7. Мне трудно сделать некоторые вещи. 1 2 3 4 5
8. Я гораздо лучше работаю под давлением или в цейтноте. 1 2 3 4 5
9. Если просто сижу и не занят делом, я смотрю на часы. 1 2 3 4 5
10. Я приношу работу домой. 1 2 3 4 5
11. После пребывания в напряжении я ощущаю возбуждение и прилив энергии. 1 2 3 4 5
12. Я чувствую, что должен взять на себя руководство группой, чтобы дела шли быстрее.
1 2 3 4 5
13. Чтобы поскорее вернуться к работе, я быстро ем. 1 2 3 4 5
14. Независимо от того, есть у меня время или нет, я все делаю быстро. 1 2 3 4 5
15. Я прерываю людей, если считаю, что они неправы. 1 2 3 4 5
16. Когда дело касается изменений на работе или дома, я упрям и несговорчив. 1 2 3 4 5
17. Если я нервничаю, мне хочется двигаться, чтобы расслабиться. 1 2 3 4 5
18. Я ем быстрее, чем окружающие. 1 2 3 4 5
19. Чтобы ощущать себя нужным и полезным, мне необходимо на работе выполнять
несколько заданий одновременно. 1 2 3 4 5
20. Свой отпуск я не использую полностью. 1 2 3 4 5
21. Я считаю себя очень придирчивым к окружающим. 1 2 3 4 5
22. Люди, которые работают не так усердно, как я, меня раздражают. 1 2 3 4 5
23. Мне кажется, что мой день заполнен не до конца. 1 2 3 4 5
24. Я много думаю о работе. 1 2 3 4 5
25. Я легко теряю интерес к чему- либо. 1 2 3 4 5
26. Во время уик – эндов я или работаю, или планирую свою работу. 1 2 3 4 5
27. С людьми, думающими не так, как я, я спорю. 1 2 3 4 5
28. Сталкиваясь с проблемой, я всегда теряюсь. 1 2 3 4 5
29. Я всегда вмешиваюсь в чужой разговор, чтобы ускорить события или если слышу то, с
чем не согласен. 1 2 3 4 5
30. Ко всему, что делаю, я отношусь серьезно. 1 2 3 4 5
Сумма баллов:
75 или меньше. Вы относитесь к «спокойному» типу. Вы принимаете жизнь такой, как она есть, и на стрессы реагируете в основном достаточно спокойно, не позволяя им чересчур влиять на ваше самочувствие. Вы вполне можете прожить и без стрессов, для поднятия тонуса они вам не нужны.
76 – 99 баллов. Вы принадлежите к среднему типу – к некоторым вещам вы относитесь достаточно серьезно и в определенных ситуациях любите быть активными, целеустремленными и добиваться результатов, однако, как правило, умеете расслабляться и не очень агрессивны. Стрессы вам не слишком страшны, иногда даже приятны, позволяют почувствовать «вкус к жизни», но очень частое их повторение может повредить вашему здоровью.
100 баллов и более. Вы – ярко выраженный «возбудимый» тип. Стрессы вам необходимы для постоянного ощущения, что вы «держите руку на пульсе». Но стоит быть осторожнее – вы реагируете на них излишне эмоционально и не всегда в состоянии остановиться вовремя.
О некоторых способах снятия эмоционального напряжения можно узнать зайдя на странички «Дыхание» и «Ароматерапия».
Список использованной литературы
- Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко. Большой психологический словарь.
- По материалам института Психиатрии и Клинической Психологии Есаулов В. И.
- Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. «Чей я – мамин или папин?» - М.:МЦНМО, 1995
- Белова Елена Анатольевна Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов Издательский дом «Первое сентября» фестиваль «Открытый урок»2004-2005, Семинар "Познай себя. Защити себя от стресса« 2008-2009
Подготовил педагог-психолог Балабанова Е.А.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
НЕВРОТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ, ПАНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, НЕВРОЗОПОДОБНЫЕ РЕАКЦИИ И СОСТОЯНИЯ, ПСИХОПАТОПОДОБНЫЕ РЕАКЦИИ И СОСТОЯНИЯ, ИПОХОНДРИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ПСИХОЗЫ
ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
СОМАТОГЕННЫЕ ЭКЗОГЕННО-ОРГАНИЧЕСКИЕ ПСИХОГЕННЫЕ
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ОРГАННЫЕ НЕВРОЗЫ ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РЕАКЦИИ
ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КАРДИОНЕВРОЗ НЕВРОТИЧЕСКИЕ
СЕРДЦА АФФЕКТИВНЫЕ
АРТЕРИАЛЬНАЯ СИНДРОМ ПАТОХАРАКТЕРО-
ГИПЕРТОНИЯ ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИИ ЛОГИЧЕСКИЕ
БРОНХИАЛЬНАЯ СИНДРОМ БРЕДОВЫЕ
АСТМА РАЗДРАЖЕННОЙ РАССТРОЙСТВА
ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ТОЛСТОЙ
САХАРНЫЙ ДИАБЕТ КИШКИ
ПСОРИАЗ
УРОЛОГИЧЕСКИЕ СОМАТОГЕНИИ
ЗАБОЛЕВАНИЯ СОМАТОПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ
[1] Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко. Большой психологический словарь.
[2] Белова Елена Анатольевна Издательский дом «Первое сентября» фестиваль «Открытый урок» 2004-2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения в средней группе
Непосредственная образовательная деятельность с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения в дает возможность детям свободно выражать свои эмоции и радостное настро...
Релаксация как метод снятия эмоционального напряжения
В докладе представлены основные релаксационые технологии, некоторые правила для самостоятельно занимающихся релаксацией и аутотренингом....
Как снять нервное напряжение перед экзаменом.
Рекмендации и практические упражнения для учащихся 9-х классов по снятию тревожности накануне экзаменов и непосредственно перед экзаменом....
Дополнительная программа по ОБЖ "Конструктивные методы снятия нервного напряжения и правильного эмоционального отреагирования"
Пояснительная запискаПроблема стресса была и остается сегодня по-прежнему одной из наиболее интересных и, в то же время, к сожалению, недостаточно изученных проблем. Согласно многочисленным исследован...
Дополнительная программа по ОБЖ "Конструктивные методы снятия нервного напряжения и правильного эмоционального отреагирования"
Пояснительная запискаПроблема стресса была и остается сегодня по-прежнему одной из наиболее интересных и, в то же время, к сожалению, недостаточно изученных проблем. Согласно многочисленным исследован...
Статья из опыта работы «Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка»
Эта статья включает опыт работы логопеда с детьми «Арттерапевтические техники,помогающие снять нервное напряжение и подклю...
Занятие "Методы снятия нервного напряжения"
В конспекте занятия приводятся основные методы релаксации, простые и понятные, которые можно использовать при подготовке к экзаменам, а так же в любых стрессовых ситуациях....