Методы снятия нервного напряжения
статья по теме

Попова Алиса Евгеньевна

Методы снятия нервного напряжения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-3.doc600.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы снятия нервного напряжения
Психосоматика

 Что вам известно о психосоматике?

В жизни современного человека психосоматические расстройства случаются все чаще. И это неудивительно, так как сейчас, факторов, ведущих организм к стрессовому состоянию, предостаточно. К ним относятся внезапная болезнь, развод, смерть близкого человека, увольнение с работы и многое другое. Если стресс и депрессия у человека переходят в затяжные формы, то велика вероятность того, что в скором времени к ним добавятся и психосоматические заболевания.

1. Понятие – психосоматика

  1. ПСИХОСОМАТИКА[1]  (от греч. psyche — душа + soma — тело) — направление в медицине, изучающее зависимость физического здоровья и болезни человека от его психики, в частности от эмоциональных состояний и свойств личности.
  2. При возникновении и в процессе развития разнообразных расстройств душевный кризис, стресс или обретенная надежда могут резко изменить течение заболевания и даже повлиять на его исход. Т.е. необходимо использование психотерапии, которая является обязательной и очень важной частью  лечения в комплексе мер, направленных на исцеление от соматического недуга. В задачи психотерапии входит  выявление негативно влияющих факторов внешнего мира,  уменьшение перенапряжения пациента, облегчение симптоматики,  обучение навыкам самопомощи и т.д..  Обязательным  является также сотрудничество соматического лечащего врача, психотерапевта и семьи психосоматического больного.
  3. К психосоматическим заболеваниям относятся такие известные стрессовые болезни как язва желудка, язва двенадцатиперстной кишки, функциональные сердечные расстройства, головные боли, колиты, ревматические заболевания, астма и др.  Эти заболевания часто являются субъективной реакцией человека на конфликтные переживания, проявляющиеся как нервным перенапряжением, так и патологией со стороны того или иного органа.

        

Вполне вероятно, что после знакомства с последствиями систематических стрессов, захочется опустить руки. И здесь я вам предлагаю вспомнить одну историю.

Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадежным, и одна из лягушек не стала тратить силы, и пошла на дно. Другая же барахталась и вскоре ощутила что-то твердое: это она сама сбила из жидкой сметаны твердое масло. Оперлась она лапками на твердый масляный ком и выпрыгнула из горшка. Не падай духом, не умирай раньше смерти.

  1. Самодиагностика:

Тест для определения «спокойного» или «возбудимого» типа поведения

Итак, начнём двигать лапками. Сначала присмотримся к себе. Есть ли у нас признаки стресса?

Признаки стресса[2]

  1. физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.);
  2. эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.);
  3. поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);

Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

Люди делятся на несколько типов по отношению к стрессу и умению не допускать, чтобы он ими управлял. Есть опросник, ответив на вопросы которого можно определить к какому типу людей вы относитесь.

Ответив на предлагаемые вопросы, вы сможете понять, к какому типу людей относитесь: к тем, кто принимает жизнь такой, как она есть, и не позволяет проблемам и заботам осложнять ее, - «спокойный» тип, или к тем, кто излишне эмоционален, все пропускает «через себя», - так называемый «возбудимый» тип. Эти люди страдают от большего числа стрессовых симптомов и намного чаще болеют.

Тест для определения «спокойного» или «возбудимого» типа поведения 

(прочтите каждое утверждение и обведите цифру, подходящую оценке вашего поведения: 1- никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – чаще всего, 5 – всегда; в конце сложите обведенные цифры и по ключу узнайте, что означает набранная вами сумма балов):

1. Я всегда сержусь или раздражаюсь, если приходится стоять в очереди дольше, чем 15  

     минут. 1 2 3 4 5

2. Я решаю одновременно несколько проблем. 1 2 3 4 5

3. В течение дня мне трудно найти время, чтобы расслабиться и отдохнуть. 1 2 3 4 5

4. Я всегда стараюсь победить в спорте или в игре. 1 2 3 4 5

5. Когда кто – то слишком медленно говорит, я нервничаю, раздражаюсь. 1 2 3 4 5

6. Проигрывая, я сержусь на себя или других. 1 2 3 4 5

7. Мне трудно сделать некоторые вещи. 1 2 3 4 5

8. Я гораздо лучше работаю под давлением или в цейтноте. 1 2 3 4 5

9. Если просто сижу и не занят делом, я смотрю на часы. 1 2 3 4 5

10. Я приношу работу домой. 1 2 3 4 5

11. После пребывания в напряжении я ощущаю возбуждение и прилив энергии. 1 2 3 4 5

12. Я чувствую, что должен взять на себя руководство группой, чтобы дела шли быстрее.  

      1 2 3 4 5

13. Чтобы поскорее вернуться к работе, я быстро ем. 1 2 3 4 5

14. Независимо от того, есть у меня время или нет, я все делаю быстро. 1 2 3 4 5

15. Я прерываю людей, если считаю, что они неправы. 1 2 3 4 5

16. Когда дело касается изменений на работе или дома, я упрям и несговорчив. 1 2 3 4 5

17. Если я нервничаю, мне хочется двигаться, чтобы расслабиться. 1 2 3 4 5

18. Я ем быстрее, чем окружающие. 1 2 3 4 5

19. Чтобы ощущать себя нужным и полезным, мне необходимо на работе выполнять

      несколько заданий одновременно. 1 2 3 4 5

20. Свой отпуск я не использую полностью. 1 2 3 4 5

21. Я считаю себя очень придирчивым к окружающим. 1 2 3 4 5

22. Люди, которые работают не так усердно, как я, меня раздражают. 1 2 3 4 5

23. Мне кажется, что мой день заполнен не до конца. 1 2 3 4 5

24. Я много думаю о работе. 1 2 3 4 5

25. Я легко теряю интерес к чему- либо. 1 2 3 4 5

26. Во время уик – эндов я или работаю, или планирую свою работу. 1 2 3 4 5

27. С людьми, думающими не так, как я, я спорю. 1 2 3 4 5

28. Сталкиваясь с проблемой, я всегда теряюсь. 1 2 3 4 5

29. Я всегда вмешиваюсь в чужой разговор, чтобы ускорить события или если слышу то, с

      чем не согласен. 1 2 3 4 5

30. Ко всему, что делаю, я отношусь серьезно. 1 2 3 4 5

Сумма баллов:

75 или меньше. Вы относитесь к «спокойному» типу. Вы принимаете жизнь такой, как она есть, и на стрессы реагируете в основном достаточно спокойно, не позволяя им чересчур влиять на ваше самочувствие. Вы вполне можете прожить и без стрессов, для поднятия тонуса они вам не нужны.

76 – 99 баллов. Вы принадлежите к среднему типу – к некоторым вещам вы относитесь достаточно серьезно и в определенных ситуациях любите быть активными, целеустремленными и добиваться результатов, однако, как правило, умеете расслабляться и не очень агрессивны. Стрессы вам не слишком страшны, иногда даже приятны, позволяют почувствовать «вкус к жизни», но очень частое их повторение может повредить вашему здоровью.

100 баллов и более. Вы – ярко выраженный «возбудимый» тип. Стрессы вам необходимы для постоянного ощущения, что вы «держите руку на пульсе». Но стоит быть осторожнее – вы реагируете на них излишне эмоционально и не всегда в состоянии остановиться вовремя.

О некоторых способах снятия эмоционального напряжения можно узнать зайдя на странички «Дыхание» и «Ароматерапия».

Список использованной литературы

  1. Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко. Большой психологический словарь.
  2. По материалам института Психиатрии и Клинической Психологии Есаулов В. И.

  1. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. «Чей я – мамин или папин?» - М.:МЦНМО, 1995
  2. Белова Елена Анатольевна Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов Издательский дом «Первое сентября» фестиваль «Открытый урок»2004-2005, Семинар "Познай себя. Защити себя от стресса« 2008-2009

Подготовил педагог-психолог Балабанова Е.А.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

НЕВРОТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ, ПАНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, НЕВРОЗОПОДОБНЫЕ РЕАКЦИИ И СОСТОЯНИЯ, ПСИХОПАТОПОДОБНЫЕ РЕАКЦИИ И СОСТОЯНИЯ, ИПОХОНДРИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ПСИХОЗЫ

ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

СОМАТОГЕННЫЕ                 ЭКЗОГЕННО-ОРГАНИЧЕСКИЕ               ПСИХОГЕННЫЕ

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ        ОРГАННЫЕ НЕВРОЗЫ        ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ                                                        РЕАКЦИИ

ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ        КАРДИОНЕВРОЗ                НЕВРОТИЧЕСКИЕ

СЕРДЦА                                                                АФФЕКТИВНЫЕ

АРТЕРИАЛЬНАЯ                        СИНДРОМ                        ПАТОХАРАКТЕРО-

ГИПЕРТОНИЯ                        ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИИ        ЛОГИЧЕСКИЕ

БРОНХИАЛЬНАЯ                        СИНДРОМ                        БРЕДОВЫЕ

АСТМА                                РАЗДРАЖЕННОЙ                РАССТРОЙСТВА

ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ                ТОЛСТОЙ

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ                КИШКИ

ПСОРИАЗ

УРОЛОГИЧЕСКИЕ                        СОМАТОГЕНИИ

ЗАБОЛЕВАНИЯ                        СОМАТОПСИХИЧЕСКИЕ  НАРУШЕНИЯ


[1] Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко. Большой психологический словарь.

[2] Белова Елена Анатольевна Издательский дом «Первое сентября» фестиваль «Открытый урок» 2004-2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения в средней группе

Непосредственная образовательная деятельность  с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения в  дает возможность детям свободно выражать свои эмоции и радостное настро...

Релаксация как метод снятия эмоционального напряжения

В докладе представлены основные релаксационые технологии, некоторые правила для самостоятельно занимающихся релаксацией и аутотренингом....

Как снять нервное напряжение перед экзаменом.

Рекмендации  и практические упражнения для учащихся 9-х классов  по снятию тревожности накануне экзаменов и непосредственно перед экзаменом....

Дополнительная программа по ОБЖ "Конструктивные методы снятия нервного напряжения и правильного эмоционального отреагирования"

Пояснительная запискаПроблема стресса была и остается сегодня по-прежнему одной из наиболее интересных и, в то же время, к сожалению, недостаточно изученных проблем. Согласно многочисленным исследован...

Дополнительная программа по ОБЖ "Конструктивные методы снятия нервного напряжения и правильного эмоционального отреагирования"

Пояснительная запискаПроблема стресса была и остается сегодня по-прежнему одной из наиболее интересных и, в то же время, к сожалению, недостаточно изученных проблем. Согласно многочисленным исследован...

Статья из опыта работы «Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка»

Эта статья  включает опыт работы логопеда с детьми «Арттерапевтические   техники,помогающие  снять  нервное напряжение    и     подклю...

Занятие "Методы снятия нервного напряжения"

В конспекте занятия приводятся основные методы релаксации, простые и понятные, которые можно использовать при подготовке к экзаменам, а так же в любых стрессовых ситуациях....