Дополнительная программа по ОБЖ "Конструктивные методы снятия нервного напряжения и правильного эмоционального отреагирования"
рабочая программа по обж (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Пояснительная записка
Проблема стресса была и остается сегодня по-прежнему одной из наиболее интересных и, в то же время, к сожалению, недостаточно изученных проблем. Согласно многочисленным исследованиям представителей самых разных отраслей науки и практики, у современных людей происходит катастрофическое снижение уровня адаптации к различным критическим, кризисным факторам, что и вызывает различные болезни стресса, формы стресса, виды стресса. Особенно это касается детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, а конкретнее детей сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dubrovskoy.docx | 37.72 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«САФОНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ШКОЛА»
д. Клинка, Сафоновский район, Смоленская область
ПРОГРАММА
«Конструктивные методы снятия нервного напряжения и правильного эмоционального отреагирования»
Разработал:
учитель ОБЖ
Дубровская Ольга Владимировна
Пояснительная записка
Проблема стресса была и остается сегодня по-прежнему одной из наиболее интересных и, в то же время, к сожалению, недостаточно изученных проблем. Согласно многочисленным исследованиям представителей самых разных отраслей науки и практики, у современных людей происходит катастрофическое снижение уровня адаптации к различным критическим, кризисным факторам, что и вызывает различные болезни стресса, формы стресса, виды стресса. Особенно это касается детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, а конкретнее детей сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей. Жизнь полна стрессов, жизнь порождает стрессы, и они уже реально становятся специфическим культурным феноменом. Сегодня понятие стресса широко используется в разных областях знаний, интегрируя большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями и воздействий внешней среды, и конфликтами, и сложнейшими производственными задачами, и взрывоопасными ситуациями, и глобальным экономическим кризисом, и серьезными политическими и культурными проблемами XXI века.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья обучающихся является наиболее актуальной задачей современной системы образования.
Цель: создание в образовательном учреждении условий для сохранения, укрепления и профилактики психологического здоровья учащихся.
Задачи программы:
• формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
• формировать навыки эффективного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
• создать условия для развития самосознания и самосовершенствования учащихся.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:
• улучшается психологический климат в коллективе;
• снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;
• формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
• повышается самооценка и уверенность в себе.
Методические рекомендации по реализации программы:
Программа рассчитана обучающихся и включает в себя 34 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале школы.
Продолжительность одного занятия 60 минут
Обучающиеся после участия в программе:
Знать:
• общие подходы к нейтрализации стресса, способы саморегуляции психологического состояния во время стресса;
• основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества, находящихся в различных эмоциональных состояниях);
• общие подходы к нейтрализации стресса, способы саморегуляции психологического состояния во время стресса ;
Уметь:
• использовать в практической деятельности психолога различные виды регуляции стресс-реакции организма на негативный фактор (аутогенная тренировка и т. д.);
• находить правильные организационно-управленческие решения и нести ответственность за их принятие в нестандартных стрессовых ситуациях;
• использовать в практической деятельности различные виды регуляции стресс-реакции организма на негативный фактор (аутогенная тренировка и т. д.);
Владеть:
• навыками анализа и устранения причин, вызывающих стресс; коммуникативными навыками;
• навыками установления доверительного контакта и диалога, убеждения и поддержке людей;
• навыками взаимодействия и общения;
• способами устранения причин, вызывающих стресс; коммуникативными навыками.
Содержание занятий.
Основные цели занятия | Содержание занятия | ||
Занятие 1 «Мы команда» | |||
-Развить чувство принадлежности к группе, настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками занятий, выработать позитивное восприятие участниками группы друг друга. -Снятие эмоционального напряжение, преодоление двигательного автоматизма. - Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других людей. | -«Снежный ком» - «Приветствие» - Презентация «Стресс и стрессоры» -Упражнение «Избавление от тревог». -Упражнение «Мышечная энергия». -Упражнение «Лимон» -Техника релаксации 1: Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться. - Упражнение «Вавилонская башня» Рефлексия | ||
Занятие 2 « Мы снова вместе» | |||
-Развить чувство принадлежности к группе, настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками занятий, выработать позитивное восприятие участниками группы друг друга. -Снятие эмоционального напряжение, преодоление двигательного автоматизма. - Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других людей. | - Упражнение «Презентация» - Мини- лекция «Все о стрессе» - Кейс – стадии « Плюсы и минусы стресса» - Упражнение с элементами танцевальной терапии -Упражнение «Антистрессии». -Упражнение «Гора с плеч». -Упражнение «Воздушный шар». - Рисуем свое настроение -Рефлексия | ||
Занятие 3 «Первый способ» | |||
- Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения. | - «Приветствие» - Упражнение «Хлопки по кругу» - Сообщения обучающихся «Стресс и иммунитет человека» -Комплекс физических упражнений без предметов. -Техника релаксации 2: -Прогрессивная мышечная релаксация. Рефлексия | ||
Занятие 4 «Быстрые способы снятия нервного напряжения» | |||
- Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия нервного напряжения» | - «Приветствие» - «Танец руками» - Презентация «Способы снятия нервного напряжения» - Упражнение « Подушка» - Упражнение «Дезактуализация» - Упражнение с элементами медитации Рефлексия | ||
Занятие 5 «Конструктивные методы снятия эмоционального отреагирования» | |||
- Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия нервного напряжения» | - « И, снова здравствуйте!» - Упражнение «Геометрические фигуры» - Упражнение «Закрывайте дверь в прошлое» - Комплекс физических упражнений с гантелями. - Упражнение с элементами танцевальной терапии на снятие напряжения Рефлексия | ||
Занятие 5 «Помоги себе сам» | |||
- Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения. | - «Я помню, тебя» - Мозговой штурм, «Какие способы помогают мне справиться со стрессовой ситуацией» -Комплекс физических упражнений с гантелями. -Техника релаксации 3: Умиротворяющая визуализация. - Упражнение с элементами музыкотерапии «Угадай цвет музыки» Рефлексия | ||
Занятие 7 «Медитативное дыхание» | |||
- Коррекция эмоционального состояния через снятия эмоционального напряжения, преодоление двигательного автоматизма. - Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения видеть и подчеркивать положительные качества других людей. | - «Мне нравится с тобой работать…» - Дискуссия « Что такое положительные и отрицательные эмоции» - Упражнение «Угадай эмоцию» -Упражнение «Приятный сон». -Упражнение «Мобилизация». -«Концентрация на медиативном дыхании». - Изобрази эмоцию в танце Рефлексия | ||
Занятие 8 «Релаксация» | |||
- Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения. - Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения видеть и подчеркивать положительные качества других людей. | -Упражнение «Качели». -Упражнение «Высокая энергия». -Упражнение «Сосулька». -Техника релаксации 1: Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться. | ||
Занятие 9 «Все о том, же» | |||
- Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения. - Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других людей. | -Комплекс физических упражнений со скакалкой. -Техника релаксации 2: Прогрессивная мышечная релаксация. | ||
Занятие 10 «Что я чувствую 1» | |||
- Коррекция эмоционального состояния через снятие эмоционального напряжения, преодоление двигательного автоматизма. - Осознание своих эмоциональных переживаний. | - «Приветствие разных народов» - Защита рефератов «Как вы видите связь между состоянием стресса и переживанием различных эмоций» -Комплекс физических упражнений с гимнастической палкой. -Техника релаксации 3: Умиротворяющая визуализация. | ||
Занятие 11 «Что я чувствую 2» | |||
- Коррекция эмоционального состояния через снятия эмоционального напряжения. - Осознание своих эмоциональных состояний. | -Упражнения для расслабления мышц лица. -Упражнение «Точечный массаж». -Упражнение «Воздушный шар». - Техника релаксации 1: Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться. | ||
Занятие 12 | |||
- Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим. - Снятие эмоционального напряжения, преодоление двигательного автоматизма. - Осознание своих эмоциональных переживаний. | -Упражнение «Драка». -Упражнение «Гимнастика Гермеса». -Упражнение «Мышечная энергия». -Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках». | ||
Занятие 13 «Снимаем психическое напряжение 1» | |||
- Снятие психического напряжения. - Освоение приемов саморасслабления. - Развитие мимических движений. | - «Сеанс психофизической настройки». - Упражнение «Антистрессин». -Упражнение «Воздушный шар». - Упражнения для расслабления мышц лица. | ||
Занятие 14 Снимаем психическое напряжение 1» | |||
- Снятие психического напряжения. - Освоение приемов саморасслабления. - Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим. - Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека. | -Комплекс физических упражнений с набивными мячами. -Техника релаксации 3: Умиротворяющая визуализация. | ||
Занятие 15 Тренинг ««Я и стресс». | |||
- поиск способов выхода из стрессовой ситуации и развитие умения видеть в ней не только негативные стороны, но и положительные. | |||
Занятие 16 «Избавляемся от тревог» | |||
- Снятие психического напряжения. - Освоение приемов саморасслабления. - Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим. - Развитие чувства близости с другими людьми. - Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние. | -Упражнение «Избавление от тревог». -Упражнение «Качели». - Упражнение «Высокая энергия». -«Концентрация на медиативном дыхании». | ||
Занятие 17 «Закрепляем изученное» | |||
- Снятие психического напряжения. - Освоение приемов саморасслабления. - Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим. - Формирование способностей осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние окружающих людей. - Обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений. - Формирование умения согласовывать собственное поведение с поведением других людей. - Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям. | -Упражнение «Приятный сон». - Упражнение «Гора с плеч». - Упражнение «Сосулька». - Упражнения для расслабления мышц лица. | ||
Занятие 18 «Учимся правильно дышать» | |||
- Снятие психического напряжения. - Освоение и закрепление приемов саморасслабления. - Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим. - Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние, правильно оценивать отношение к себе других людей. | - Комплекс физических упражнений без предметов. - Техника релаксации 1: Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться. | ||
Занятие 19 «Повторяем» | |||
- Снятие психического напряжения. - Закрепление приемов саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения. - Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим. - Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние. | -Комплекс физических упражнений с гантелями. -Техника релаксации 2: Прогрессивная мышечная релаксация. | ||
Занятие 20 «Снимаем мышечные зажимы1» | |||
- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. - Закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить свое. | -Упражнение «Воздушный шар». -Упражнение «Драка». -Упражнение «Точечный массаж». -Упражнение «Мобилизация». | ||
Занятие 21 «Снимаем мышечные зажимы1» | |||
- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. - Закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его. - Формирование способности «видеть» коллегу и понимать его эмоциональное состояние. - Развитие чувства близости с другими людьми. - Формирование навыков позитивного общения. - Развитие навыков невербального общения. | -Упражнение «Мышечная энергия». -Упражнение «Гимнастика Гермеса». -Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках». -Техника релаксации 2: Прогрессивная мышечная релаксация. | ||
Занятие 22 «Доверие 1» | |||
- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. - Освоение приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Формирование навыков позитивного общения. - Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям. | - Упражнение «Я тебе доверяю» - Упражнение «Слепые паровозики» - Упражнение «Доверяющее падение» -Комплекс физических упражнений со скакалкой. -Техника релаксации 3: Умиротворяющая визуализация. | ||
Занятие 23«Доверие 2» | |||
- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. - Освоение приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Формирование навыков позитивного общения. - Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям. | - Упражнение «Приветствие» - Упражнение «Переправа» -Комплекс физических упражнений с гимнастической палкой. -«Концентрация на медиативном дыхании». | ||
Занятие 24 «Закрепляем изученное1» | |||
- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. - Закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Формирование способности «видеть» коллегу. - Формирование навыков позитивного восприятия другого. - Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям. | -«Сеанс психофизической настройки». -Упражнение «Мобилизация». -Упражнение «Лимон». -Упражнение «Антистрессин». | ||
Занятие 25 «Невербальное общение» | |||
- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. - Освоение и закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его. - Формирование способности «видеть» коллегу и понимать его эмоциональное состояние. - Формирование навыков позитивного общения. - Развитие навыков невербального общения. | - Упражнение «Приветствие» - Упражнение «Разговор через стекло» -Техника релаксации 1: Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться. -Упражнение «Избавление от тревог». -Упражнение «Высокая энергия». -Упражнение «Качели». | ||
Занятие 26 «Как правильно выражать свои эмоции» | |||
-Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. - Освоение приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Развитие умения правильно выражать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить свое. | -Комплекс физических упражнений с набивными мячами. -Техника релаксации 2: Прогрессивная мышечная релаксация. | ||
Занятие 27«Закрепляем изученное 2» | |||
- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. - Закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить свое. | -Комплекс физических упражнений с малым (теннисным) мячом. - Техника релаксации 1: Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться. | ||
Занятие 28 «Закрепляем изученное 3» | |||
- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. - Закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Развитие умения правильно выражать свое эмоциональное состояние. - Формирование навыков позитивного общения. | -Упражнение «Приятный сон». -Упражнение «Сосулька». -Упражнения для расслабления мышц лица. -Упражнение «Гимнастика Гермеса». | ||
Занятие 29«Закрепляем изученное 4» | |||
- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. - Освоение приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его. - Формирование навыков позитивного общения. | -Упражнение «Гора с плеч». -Упражнение «Мышечная энергия». -Упражнение «Воздушный шар». -Упражнение «Точечный массаж». | ||
Занятие 30«Учимся договариваться 1» | |||
- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. - Освоение и закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Обучение элементам техники выразительных движений. - Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его. - Формирование навыков позитивного общения. - Развитие навыков совместной деятельности, умения договариваться, соотносить свои замыслы с замыслами других людей. | - Упражнение «Матрешка» - Мини –лекция «Эффективное общение» - Работа в группах «Переговоры» -Комплекс физических упражнений без предметов. -Техника релаксации 3: Умиротворяющая визуализация. - Общий рисунок | ||
Занятие 31 «Учимся договариваться 2» | |||
- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. - Освоение и закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Формирование навыков позитивного общения. - Развитие навыков совместной деятельности: развитие умения сотрудничать с коллегами; умения договариваться, соотносить свои замыслы с замыслами других людей. | -Комплекс физических упражнений с гантелями. -Техника релаксации 2: Прогрессивная мышечная релаксация. | ||
Занятие 32 «Мои ценности» | |||
- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов. -Освоение и закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения. - Обучение элементам техники выразительных движений. - Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его. - Формирование умения согласовывать свои действия с действиями других людей. - Развитие чувства близости с другими людьми, формирование чувства ценности других и самоценности. | -Комплекс физических упражнений со скакалкой. - Техника релаксации 1: Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться. | ||
Занятие 33 Тренинг юмора | |||
Цель: познакомить обучающихся с техникой юморобикой, как средством снятия напряжения | |||
Занятие 34 «Подводим итоги» | |||
- Обобщить всю полученную информацию; - Подвести итоги работы по программе; -Получить обратную связь от участников и попрощаться друг с другом | -Упражнение «Те, кто» -Любимые упражнения (1-2 шт) -Упражнение «Сбор чемодана в дорогу - Рефлексия «Свеча» |
Основные методы, методики, техники.
Аутотренинг.
Один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга. Частота занятий зависит от степени психоэмоционального напряжения педагога и колеблется от 1-2 раз в день до 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени.
Для усиления эффекта аутотренинговых упражнений рекомендуется использовать спокойную, мягкую музыку.
Медитация.
Данный метод является наиболее эффективным в ситуации, требующей снятия психического напряжения, и основан на достижении покоя, освобождении от гнетущей и ненужной информации, что автоматически ведет к расслаблению, «очищению разума» и накоплению энергии.
Техники могут применяться как в групповой работе, так и индивидуально в моменты непродолжительного отдыха (например, на переменах). Музыкальное сопровождение усиливает эффект воздействия.
Релаксация.
Традиционно считается, что релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Важно помнить: владение любой из техник релаксации поспособствует в десятки раз быстрее справиться с последствиями стресса, но не поможет не испытывать стресса вовсе. Релаксация способствует снятию мышечных зажимов. Постоянное неосознанное напряжение определенных групп мышц приводит к созданию "мышечного панциря": гипертонуса рук или ног, перекошенного лица, головы, втянутой в плечи.
Релаксация экономит силы, которые обычно человек тратит на напряжение мышц и которые нет нужды задействовать в данный момент. Эту энергию лучше использовать на более важные вещи.
Физические упражнения.
Физические упражнения- это естественные и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК и физическом воспитании. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.Физические упражнения:стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокринную систему;повышая иммунобиологические свойства, ферментативную активность, способствуют устойчивости организма к заболеваниям;положительно влияют на психоэмоциональную сферу, улучшая настроение;оказывают на организм тонизирующее, трофическое, нормализирующее влияние и формируют компенсаторные функции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева А. Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1994.
2 . Никифоров Г.С., Филимоиенко Ю.И., Нестеров P.M. Индивидуальные особенности психической саморегуляции состояния // Вестник Ленинградского университета. Серия 6. Вып. 2 (№13).- 1988. С.36-42.
3.Кочубей И. Как повысить стрессоустойчивость / И.Кочубей// Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2010. - N 1. - С.8
4.Бурмистрова Е. Косолапова Л. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения/ Е. Бурмистрова Л. Косолапова Л.// Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2004. - N 37 – С.12-13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы снятия нервного напряжения
Методы снятия нервного напряжения...
Снятие нервно-психического напряжения при подготовке к ЕГЭ.
В представленном материале описаны упражнения, способствующие снятию нервно-психического напряжения в период подготовки к выпускным экзаменам....
Семинар – практикум для родителей «Способы снятия нервно-психического напряжения»
Семинар-практикум для родителей можно использовать на родительских собраниях, консультациях и других встречах с родителями. Его цель развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и...
Как снять нервное напряжение перед экзаменом.
Рекмендации и практические упражнения для учащихся 9-х классов по снятию тревожности накануне экзаменов и непосредственно перед экзаменом....
Дополнительная программа по ОБЖ "Конструктивные методы снятия нервного напряжения и правильного эмоционального отреагирования"
Пояснительная запискаПроблема стресса была и остается сегодня по-прежнему одной из наиболее интересных и, в то же время, к сожалению, недостаточно изученных проблем. Согласно многочисленным исследован...
Статья из опыта работы «Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка»
Эта статья включает опыт работы логопеда с детьми «Арттерапевтические техники,помогающие снять нервное напряжение и подклю...
Занятие "Методы снятия нервного напряжения"
В конспекте занятия приводятся основные методы релаксации, простые и понятные, которые можно использовать при подготовке к экзаменам, а так же в любых стрессовых ситуациях....