Дополнительная программа по ОБЖ "Конструктивные методы снятия нервного напряжения и правильного эмоционального отреагирования"
рабочая программа по обж (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Пояснительная записка

Проблема стресса была и остается сегодня по-прежнему одной из наиболее интересных и, в то же время, к сожалению, недостаточно изученных проблем. Согласно многочисленным исследованиям представителей самых разных отраслей науки и практики, у современных людей происходит катастрофическое снижение уровня адаптации к различным критическим, кризисным факторам, что и вызывает различные болезни стресса, формы стресса, виды стресса. Особенно это касается детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, а  конкретнее детей сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dubrovskoy.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«САФОНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ШКОЛА»

д. Клинка, Сафоновский район, Смоленская область

ПРОГРАММА

«Конструктивные методы снятия нервного напряжения и правильного эмоционального отреагирования»

Разработал:

учитель ОБЖ

Дубровская Ольга Владимировна

Пояснительная записка

Проблема стресса была и остается сегодня по-прежнему одной из наиболее интересных и, в то же время, к сожалению, недостаточно изученных проблем. Согласно многочисленным исследованиям представителей самых разных отраслей науки и практики, у современных людей происходит катастрофическое снижение уровня адаптации к различным критическим, кризисным факторам, что и вызывает различные болезни стресса, формы стресса, виды стресса. Особенно это касается детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, а  конкретнее детей сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей. Жизнь полна стрессов, жизнь порождает стрессы, и они уже реально становятся специфическим культурным феноменом. Сегодня понятие стресса широко используется в разных областях знаний, интегрируя большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями и воздействий внешней среды, и конфликтами, и сложнейшими производственными задачами, и взрывоопасными ситуациями, и глобальным экономическим кризисом, и серьезными политическими и культурными проблемами XXI века.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья обучающихся является наиболее актуальной задачей современной системы образования.

Цель: создание в образовательном учреждении условий для сохранения, укрепления и  профилактики психологического здоровья  учащихся.

Задачи программы: 
• формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний; 
• формировать навыки эффективного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

• создать условия для развития самосознания и самосовершенствования учащихся.

Ожидаемые  результаты:
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты: 
• улучшается психологический климат в коллективе; 
• снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов; 
• формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний; 
• повышается самооценка и уверенность в себе. 

Методические рекомендации по реализации программы:

Программа рассчитана обучающихся  и включает в себя 34 занятия. Занятия  проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале школы.

Продолжительность одного занятия 60  минут

Обучающиеся после участия в программе:

Знать:

• общие подходы к нейтрализации стресса, способы саморегуляции психологического состояния во время стресса;

• основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества, находящихся в различных эмоциональных состояниях);

• общие подходы к нейтрализации стресса, способы саморегуляции психологического состояния во время стресса ;

Уметь:

• использовать в практической деятельности психолога различные виды регуляции стресс-реакции организма на негативный фактор (аутогенная тренировка и т. д.);

• находить правильные организационно-управленческие решения и нести ответственность за их принятие в нестандартных стрессовых ситуациях;

• использовать в практической деятельности различные виды регуляции стресс-реакции организма на негативный фактор (аутогенная тренировка и т. д.);

Владеть:

• навыками анализа и устранения причин, вызывающих стресс; коммуникативными навыками;

• навыками установления доверительного контакта и диалога, убеждения и поддержке людей;

• навыками взаимодействия и общения;

• способами устранения причин, вызывающих стресс; коммуникативными навыками.

Содержание занятий.

Основные цели занятия

Содержание занятия

Занятие 1 «Мы команда»

-Развить чувство принадлежности к группе, настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками занятий, выработать позитивное восприятие участниками группы друг друга.

-Снятие эмоционального напряжение, преодоление двигательного автоматизма.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других людей.

-«Снежный ком»

- «Приветствие»

- Презентация «Стресс и стрессоры»

-Упражнение «Избавление от тревог».

-Упражнение «Мышечная энергия».

-Упражнение «Лимон»

-Техника релаксации 1:

Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться.

- Упражнение «Вавилонская башня»

Рефлексия

Занятие  2 « Мы снова вместе»

-Развить чувство принадлежности к группе, настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками занятий, выработать позитивное восприятие участниками группы друг друга.

-Снятие эмоционального напряжение, преодоление двигательного автоматизма.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других людей.

- Упражнение «Презентация»

- Мини- лекция «Все о стрессе»

- Кейс – стадии « Плюсы и минусы стресса»

- Упражнение с элементами танцевальной терапии

-Упражнение «Антистрессии».

-Упражнение «Гора с плеч».

-Упражнение «Воздушный шар».

- Рисуем свое настроение

-Рефлексия

Занятие 3 «Первый способ»

- Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

- «Приветствие»

- Упражнение «Хлопки по кругу»

- Сообщения обучающихся «Стресс и иммунитет человека»

-Комплекс физических упражнений без предметов.

-Техника релаксации 2:

-Прогрессивная мышечная релаксация.

Рефлексия

Занятие 4 «Быстрые способы снятия нервного напряжения»

- Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия нервного напряжения»

- «Приветствие»

- «Танец руками»

- Презентация «Способы снятия нервного напряжения»

- Упражнение « Подушка»

- Упражнение «Дезактуализация»

- Упражнение с элементами медитации

Рефлексия

Занятие 5 «Конструктивные методы снятия эмоционального отреагирования»

- Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия нервного напряжения»

- « И, снова здравствуйте!»

- Упражнение «Геометрические фигуры»

- Упражнение «Закрывайте дверь в прошлое»

- Комплекс физических упражнений с гантелями.

- Упражнение с элементами танцевальной терапии на снятие напряжения

Рефлексия

Занятие 5 «Помоги себе сам»

- Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

- «Я помню, тебя»

- Мозговой штурм, «Какие способы помогают мне справиться со стрессовой ситуацией»

-Комплекс физических упражнений с гантелями.

-Техника релаксации 3:

Умиротворяющая визуализация.

- Упражнение с элементами музыкотерапии «Угадай цвет музыки»

Рефлексия

Занятие 7 «Медитативное дыхание»

- Коррекция эмоционального состояния через снятия эмоционального напряжения, преодоление двигательного автоматизма.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения видеть и подчеркивать положительные качества других людей.

- «Мне нравится с тобой работать…»

- Дискуссия « Что такое положительные и отрицательные эмоции»

- Упражнение «Угадай эмоцию»

-Упражнение «Приятный сон».

-Упражнение «Мобилизация».

-«Концентрация на медиативном дыхании».

- Изобрази эмоцию в танце

Рефлексия

Занятие 8 «Релаксация»

- Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения видеть и подчеркивать положительные качества других людей.

-Упражнение «Качели».

-Упражнение «Высокая энергия».

-Упражнение «Сосулька».

-Техника релаксации 1:

Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться.

Занятие 9 «Все о том, же»

- Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других людей.

-Комплекс физических упражнений со скакалкой.

-Техника релаксации 2:

Прогрессивная мышечная релаксация.

Занятие 10 «Что я чувствую 1»

- Коррекция эмоционального состояния через снятие эмоционального напряжения, преодоление двигательного автоматизма.

- Осознание своих эмоциональных переживаний.

- «Приветствие разных народов»

- Защита рефератов «Как вы видите связь между состоянием стресса и переживанием различных эмоций»

-Комплекс физических упражнений с гимнастической палкой.

-Техника релаксации 3:

Умиротворяющая визуализация.

Занятие 11 «Что я чувствую 2»

- Коррекция эмоционального состояния через снятия эмоционального напряжения.

- Осознание своих эмоциональных состояний.

-Упражнения для расслабления мышц лица.

-Упражнение «Точечный массаж».

-Упражнение «Воздушный шар».

- Техника релаксации 1:

Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться.

Занятие 12

- Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим.

- Снятие эмоционального напряжения, преодоление двигательного автоматизма.

- Осознание своих эмоциональных переживаний.

-Упражнение «Драка».

-Упражнение «Гимнастика Гермеса».

-Упражнение «Мышечная энергия».

-Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках».

Занятие 13 «Снимаем психическое напряжение 1»

- Снятие психического напряжения.

- Освоение приемов саморасслабления.

- Развитие мимических движений.

- «Сеанс психофизической настройки».

- Упражнение «Антистрессин».

-Упражнение «Воздушный шар».

- Упражнения для расслабления мышц лица.

Занятие 14 Снимаем психическое напряжение 1»

- Снятие психического напряжения.

- Освоение приемов саморасслабления.

- Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим.

- Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

-Комплекс физических упражнений с набивными мячами.

-Техника релаксации 3:

Умиротворяющая визуализация.

Занятие 15 Тренинг ««Я и  стресс».

- поиск способов выхода из стрессовой ситуации и развитие умения видеть в ней не только негативные стороны, но и положительные.

Занятие 16 «Избавляемся от тревог»

- Снятие психического напряжения.

- Освоение приемов саморасслабления.

- Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим.

- Развитие чувства близости с другими людьми.

- Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние.

-Упражнение «Избавление от тревог».

-Упражнение «Качели».

- Упражнение «Высокая энергия».

-«Концентрация на медиативном дыхании».

Занятие 17 «Закрепляем изученное»

- Снятие психического напряжения.

- Освоение приемов саморасслабления.

- Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим.

- Формирование способностей осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние окружающих людей.

- Обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений.

- Формирование умения согласовывать собственное поведение с поведением других людей.

- Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям.

-Упражнение «Приятный сон».

- Упражнение «Гора с плеч».

- Упражнение «Сосулька».

- Упражнения для расслабления мышц лица.

Занятие 18 «Учимся правильно дышать»

- Снятие психического напряжения.

- Освоение и закрепление приемов саморасслабления.

- Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим.

- Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние, правильно оценивать отношение к себе других людей.

- Комплекс физических упражнений без предметов.

- Техника релаксации 1:

Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться.

Занятие 19 «Повторяем»

- Снятие психического напряжения.

- Закрепление приемов саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения.

- Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим.

- Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние.

-Комплекс физических упражнений с гантелями.

-Техника релаксации 2:

Прогрессивная мышечная релаксация.

Занятие 20 «Снимаем мышечные зажимы1»

- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

- Закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.

- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить свое.

-Упражнение «Воздушный шар».

-Упражнение «Драка».

-Упражнение «Точечный массаж».

-Упражнение «Мобилизация».

Занятие 21  «Снимаем мышечные зажимы1»

- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

- Закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.

- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его.

- Формирование способности «видеть» коллегу и понимать его эмоциональное состояние.

- Развитие чувства близости с другими людьми.

- Формирование навыков позитивного общения.

- Развитие навыков невербального общения.

-Упражнение «Мышечная энергия».

-Упражнение «Гимнастика Гермеса».

-Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках».

-Техника релаксации 2:

Прогрессивная мышечная релаксация.

Занятие 22 «Доверие 1»

- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

- Освоение приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.

- Формирование навыков позитивного общения.

- Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям.

- Упражнение «Я тебе доверяю»

- Упражнение «Слепые паровозики»

- Упражнение «Доверяющее падение»

-Комплекс физических упражнений со скакалкой.

-Техника релаксации 3:

Умиротворяющая визуализация.

Занятие 23«Доверие 2»

- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

- Освоение приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.

- Формирование навыков позитивного общения.

- Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям.

-  Упражнение «Приветствие»

- Упражнение «Переправа»

-Комплекс физических упражнений с гимнастической палкой.

-«Концентрация на медиативном дыхании».

Занятие 24 «Закрепляем изученное1»

- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

- Закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.

- Формирование способности «видеть» коллегу.

- Формирование навыков позитивного восприятия другого.

- Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям.

-«Сеанс психофизической настройки».

-Упражнение «Мобилизация».

-Упражнение «Лимон».

-Упражнение «Антистрессин».

Занятие 25 «Невербальное общение»

- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

- Освоение и закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.

- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его.

- Формирование способности «видеть» коллегу и понимать его эмоциональное состояние.

- Формирование навыков позитивного общения.

- Развитие навыков невербального общения.

-  Упражнение «Приветствие»

- Упражнение «Разговор через стекло»

-Техника релаксации 1:

Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться.

-Упражнение «Избавление от тревог».

-Упражнение «Высокая энергия».

-Упражнение «Качели».

Занятие 26 «Как правильно выражать свои эмоции»

-Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

- Освоение приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.

- Развитие умения правильно выражать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить свое.

-Комплекс физических упражнений с набивными мячами.

-Техника релаксации 2:

Прогрессивная мышечная релаксация.

Занятие 27«Закрепляем изученное 2»

- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

- Закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.

- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить свое.

-Комплекс физических упражнений с малым (теннисным) мячом.

- Техника релаксации 1:

Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться.

Занятие 28 «Закрепляем изученное 3»

- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

- Закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.

- Развитие умения правильно выражать свое эмоциональное состояние.

- Формирование навыков позитивного общения.

-Упражнение «Приятный сон».

-Упражнение «Сосулька».

-Упражнения для расслабления мышц лица.

-Упражнение «Гимнастика Гермеса».

Занятие 29«Закрепляем изученное 4»

- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

- Освоение приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.

- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его.

- Формирование навыков позитивного общения.

-Упражнение «Гора с плеч».

-Упражнение «Мышечная энергия».

-Упражнение «Воздушный шар».

-Упражнение «Точечный массаж».

Занятие 30«Учимся договариваться 1»

- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

- Освоение и закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.

- Обучение элементам техники выразительных движений.

- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его.

- Формирование навыков позитивного общения.

- Развитие навыков совместной деятельности, умения договариваться, соотносить свои замыслы с замыслами других людей.

- Упражнение «Матрешка»

- Мини –лекция «Эффективное общение»

- Работа в группах «Переговоры»

-Комплекс физических упражнений без предметов.

-Техника релаксации 3:

Умиротворяющая визуализация.

- Общий рисунок

Занятие 31 «Учимся договариваться 2»

- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

- Освоение и закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.

- Формирование навыков позитивного общения.

- Развитие навыков совместной деятельности: развитие умения сотрудничать с коллегами; умения договариваться, соотносить свои замыслы с замыслами других людей.

-Комплекс физических упражнений с гантелями.

-Техника релаксации 2:

Прогрессивная мышечная релаксация.

Занятие 32 «Мои ценности»

- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

-Освоение и закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.

- Обучение элементам техники выразительных движений.

- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его.

- Формирование умения согласовывать свои действия с действиями других людей.

- Развитие чувства близости с другими людьми, формирование чувства ценности других и самоценности.

-Комплекс физических упражнений со скакалкой.

- Техника релаксации 1:

Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться.

Занятие 33 Тренинг юмора

Цель: познакомить обучающихся с техникой юморобикой, как средством снятия напряжения

Занятие 34 «Подводим итоги»

- Обобщить всю полученную информацию;

 - Подвести итоги работы по программе;

 -Получить обратную связь от участников и попрощаться друг с другом

-Упражнение «Те, кто»

-Любимые упражнения (1-2 шт)

-Упражнение «Сбор чемодана в дорогу

-  Рефлексия «Свеча»

Основные методы, методики, техники.

Аутотренинг.

Один из эффективных  методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга. Частота занятий зависит от степени психоэмоционального напряжения педагога  и колеблется от 1-2 раз в день до 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени.

Для усиления эффекта аутотренинговых упражнений рекомендуется использовать спокойную, мягкую музыку.

Медитация.

Данный метод является наиболее эффективным в ситуации, требующей снятия психического напряжения, и основан на достижении покоя, освобождении от гнетущей и ненужной информации, что автоматически ведет к расслаблению, «очищению разума» и накоплению энергии.

Техники могут применяться как в групповой работе, так и индивидуально в моменты непродолжительного отдыха (например, на переменах). Музыкальное сопровождение усиливает эффект воздействия.

Релаксация.

Традиционно считается, что релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Важно помнить: владение любой из техник релаксации поспособствует в десятки раз быстрее справиться с последствиями стресса, но не поможет не испытывать стресса вовсе. Релаксация способствует снятию мышечных зажимов. Постоянное неосознанное напряжение определенных групп мышц приводит к созданию "мышечного панциря": гипертонуса рук или ног, перекошенного лица, головы, втянутой в плечи.

Релаксация экономит силы, которые обычно человек тратит на напряжение мышц и которые нет нужды задействовать в данный момент. Эту энергию лучше использовать на более важные вещи.

Физические упражнения.

Физические упражнения- это естественные и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК и физическом воспитании. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.Физические упражнения:стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокринную систему;повышая иммунобиологические свойства, ферментативную активность, способствуют устойчивости организма к заболеваниям;положительно влияют на психоэмоциональную сферу, улучшая настроение;оказывают на организм тонизирующее, трофическое, нормализирующее влияние и формируют компенсаторные функции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андреева А. Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1994.

2 . Никифоров Г.С., Филимоиенко Ю.И., Нестеров P.M. Индивидуальные особенности психической саморегуляции состояния // Вестник Ленинградского университета. Серия 6. Вып. 2 (№13).- 1988. С.36-42.

3.Кочубей И. Как повысить стрессоустойчивость / И.Кочубей// Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2010. - N 1. - С.8

4.Бурмистрова Е. Косолапова Л. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения/ Е. Бурмистрова Л. Косолапова Л.// Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2004. - N 37 – С.12-13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы снятия нервного напряжения

Методы снятия нервного напряжения...

Снятие нервно-психического напряжения при подготовке к ЕГЭ.

В представленном материале описаны упражнения, способствующие снятию нервно-психического напряжения в период подготовки к выпускным экзаменам....

Семинар – практикум для родителей «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Семинар-практикум для родителей  можно использовать на родительских собраниях, консультациях и других встречах с родителями. Его цель развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и...

Как снять нервное напряжение перед экзаменом.

Рекмендации  и практические упражнения для учащихся 9-х классов  по снятию тревожности накануне экзаменов и непосредственно перед экзаменом....

Дополнительная программа по ОБЖ "Конструктивные методы снятия нервного напряжения и правильного эмоционального отреагирования"

Пояснительная запискаПроблема стресса была и остается сегодня по-прежнему одной из наиболее интересных и, в то же время, к сожалению, недостаточно изученных проблем. Согласно многочисленным исследован...

Статья из опыта работы «Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка»

Эта статья  включает опыт работы логопеда с детьми «Арттерапевтические   техники,помогающие  снять  нервное напряжение    и     подклю...

Занятие "Методы снятия нервного напряжения"

В конспекте занятия приводятся основные методы релаксации, простые и понятные, которые можно использовать при подготовке к экзаменам, а так же в любых стрессовых ситуациях....