Воспитание детий на семейных традициях и обычаях.
статья по теме
В воспитании заботливого отношения к людям большую роль играет – семья. Семейное воспитание во многом определяет облик человека. Именно в семье начинается нравственное развитие ребенка. К.Ушинский писал, что “народная идея воспитания сознается тем скорее и полнее, чем более семейным делом народа является общественное воспитание, чем более занимаются им литература и обществнное мнение, чем чаще вопросы его становятся доступными для всех общественными вопросами, близкими для каждого как вопросы семейные”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobr_.vospitanie_detey_na_seseynyh_tradiciyah.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрание.
Работа: учителя I квалификационной
категории татарского языка и литературы
классного руководителя 7 класса
Шарифуллиной Г. П.
Воспитание детий на семейных традициях и обычаях.
Семейные традиции и обычаи…
Колыбельная на ночь… сказка перед сном… знаменитые «семейные воскресные обеды» — все это так просто, и одновременно так важно! Важно для становления настоящей Семьи, именно так, с большой буквы. Важно для ощущения ребенком себя как представителя Фамилии, для формирования у него чувства защищенности, уверенности, да и просто: семейные традиции и обычаи — это тепло, это ценности, это вечно.
И даже не столь важно, что именно станет такой семейной традицией — ежесубботние прогулки в лес, «Первый снеговик года», празднование прихода весны и пр. Важно, что это все создает дружественную атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье.
В воспитании заботливого отношения к людям большую роль играет – семья. Семейное воспитание во многом определяет облик человека. Именно в семье начинается нравственное развитие ребенка. К.Ушинский писал, что “народная идея воспитания сознается тем скорее и полнее, чем более семейным делом народа является общественное воспитание, чем более занимаются им литература и обществнное мнение, чем чаще вопросы его становятся доступными для всех общественными вопросами, близкими для каждого как вопросы семейные”.
И мы заинтересованы в том, чтобы семья и школа слились воедина при воспитании у учащихся заботливости об окружающих людях на основе народных традиций.
Школа в состояние дать основы знаний по народной педагогике, разъяснить, напомнить, но постоянно влиять, заботиться, поправлять, убеждать может лишь семья, потому что именно семья была и остается первым и главным институтом развития и воспитания каждого ребенко. “Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества”. Воспитание зависит от взрослых, от детей и отношений между ними. А добрые отношения зависят от воспитания общением, сотрудничеством, сотворчеством.
Контакт – необходимый элемент общения с детьми. К сожалению, многие дети сегодня вырастают вне контакта с родителями. С.Соловейчик писал, что “воспитание
без контакта совершенно невозможно. Душевный контакт с ребенком – первая и последняя проверка, как идет воспитание”.
Умение найти с детьми общий язык помогает развитию, становлению веры, надежды, любви к людям. Общение требует равенства и способности понять ребенка.
Сотрудничество с детьми предполагает широкой диапозон отношений. Труд, становясь основной формой воспитания – духовной, душевной, умственной, физической, - втягивает ребенка в увлекательную жизнь вмести с родителями как сотрудниками, без которых невозможно справиться, но при этом нельзя стараться подчинить или заставить ребенка. По сравнению с сотрудничеством “ есть более высокий тип отношений между людьми, между родителями и детьми – сотворчество”
В совместном творчестве между детьми и родителями, учителями само сабою устанавливается подлинное равенство,идет духовное общение, в ходе которого ребенок получает ответы на многочисленные вопросы. Его любознательность является как бы ядром всех познавательных способностей, и от нее зависит творческая сила ребенка, интерес к людям.
Взаимодействие семьи и школы построено на использовании лучшех традиций семейной педагогики татарского народа, изложенных в трудах Ризаитдина Фахретдинова, Каюма Насыри (“Вежливость матери”, “Вежливость отца”, “Книга о воспитании” и в устном народном творчестве.
Если родители пробуждают интерес к предкам, рассказывая об их повседневной жизни, трудовых и боевых подвигах, т. к. одной из кардинальных проблем воспитания в семье является привитие подрастающему поколению любви к народу, Родине, которая формировалась и вырастала из исторических привязанностей к родным местам. Об этом гласят пословицы разных народов: «Дом отца и матери – золотая колыбель» (чувашская), «Любовь к родине начинается с березки у крыльца» (русская), «Туган илең – туган анаң, чит ил – уги ана» («Родина – родная мать, чужбина – мачеха», татарская пословица). Любовь к родному дому, улице, деревне и родному краю являются обязательными элементами, из которых складывается логическая структура чуткости, отзывчивости, доброты, заботливости. Это ярко подтверждается жизнью М. Джалиля. Он, находиться гестаповских застенках, пишет стихотворения, в которых мысленно ласкает маленькую дочь Чулпан, прославляет свой родной народ, воспевает Казань и признается в любви к Родине.
У разных народов в зависимости от образа жизни и способа существования отец и мать несут разную педагогическую нагрузку в семье, но главенствующая роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит женщине, матери, бабушке, затем отцу, дедушке и другим.
Мать – первый надежный защитник, советчик, человек, который ни при каких ситуациях не оставит в беде и всегда поймет и протянет руку помощи. Поэтому подростки в основном понимают любовь, ласку и заботу матери и хотят ответить взаимностью на материнские чувства своим хорошим поведением, искренним и доброжелательным отношением.
Не меньшая роль в воспитании детей принадлежит отцу. Хорошие заботливые отцы принимают активное участие в духовном и физическом становлении подростков. Отец не только кормилец семьи, но и опора, и защитник. Если отец действительно уделяет должное внимание своей семье и детям, то в этой семье будут царить дружба, взаимное уважение, готовность всегда прийти на помощь, а у подростков будут воспитываться благородные черты характера и поведения.
Ещё одна из значительных составляющих семейных традиций и обычаев — это то, что ребенок становится полноценным их участником и выполняет определенную роль. Это может быть обязанность расставлять посуду перед обедом, или готовить пригласительные перед организованной праздником-поездкой на природу. Главное, что при этом даже самый маленький член семьи чувствует себя значимым.
Почему бы не ввести в привычку, к примеру, семейные ежевечерние чтения перед сном, а один раз в неделю — обсуждение прочитанного? Так каждый из членов семьи сможет получше узнать друг друга, научиться понимать мысли родных, в задушевных беседах становиться ближе и роднее. Это не зависит от возраста малыша. Поверьте, детская психика прекрасно воспринимает информацию, которую ей дают, и в свое время ваш ребенок будет удивлять окружающих своей эрудицией и уровнем развития. А если личностное становление происходит в семье, будьте уверены, у вас не будет проблем с пониманием собственного ребенка и тогда, когда он вырастет.
Совместные походы в театр и на природу, семейный просмотр нового детского фильма, поездки к бабушке на день рождения, изготовление подарков ей собственными руками — это необходимые составляющие семьи, залог душевного здоровья, сохранение благоприятного микроклимата. Создайте семейную традицию уже сегодня — и кто знает, быть может, через несколько десятилетий ваш, уже умудренный опытом, сын станет рассказывать своей внучке о теплых воспоминаниях своего детства, а традиция будет передаваться из поколения в поколение…
Эффективными формами связи школы с родителями являются родительские собрания, заседания совета школы, конференции, круглые столы.
Особое внимание уделяется индивидуальной работе с родителями на родном языке. Учителя-предметники, классные руководители знакомят родителей с успехами ребенка в школе.
Праздники семьи проходят в теплой и дружественной атмосфере и сближают родителей и детей, способствуют установлению контакта, развитию уровня заботливости друг о друге. Семейные праздники стали традиционными и проводятся во всех классах в форме игры на основе народных традиций.
Имеется много форм, методов сотрудничества школы, семьи во имя воспитания детей высоконравственными, заботливыми, милосердными, человечными людьми при использовании средств устного народного творчества, традиций, праздников, обрядов с учетом возрастных особенностей детей.
Эффективность развития уровня заботливости у учащихся может возрасти, если школа и семья будут прилагать совместные усилия, реализуя следующие педагогические условия:
-сочитание воспитания словом с организацией живого дела;
-создание в школе и семье обстановки теплоты и сочувствия, добраты и заботливости;
-вовлечение родителей в деятельность школы, основанной на традициях народной педагогики;
-пропаганда опыта сотрудничества детей, родителей и педагогов через периодическую печать, телевидение, на заседаниях методических объединений классных руководителей и родительских собраниях.
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. При этом всегда нужно помнить слова А. С. Макаренко: «Ребенок - это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Семейные традиции и обычаи"Родительское собрание в 5 классе
В форме диспута на сонове заранее проведенного анкетирования проводится собрание о проблемах семейного воспитания....
История происхождения семьи и семейных традиций и обычаев в индуистском обществе.
Традиционная индуистская семья - это не романтический союз двух любящих сердец, а религиозная обязанность и общественная необходимость. Согласно традиционным взглядам, отдельно ни мужчина, ни женщина ...
«Семейные традиции и обычаи».
Классный час...
Воспитание детей на народных традициях
В статье указывается важность использования народных традиций в воспитании детей школы-интерната....
Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям
Выступление на районных педагогических чтениях "Современные ценности и традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков"...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Статья " Патриотическое воспитание школьников средствами семейных традиций в школьном курсе географии"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья. Семейные традиции» (для младшего дошкольного возраста)
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста...