Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям
статья на тему
Выступление на районных педагогических чтениях "Современные ценности и традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям
Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребёнок делает свои первые шаги,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа…
Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…
Л. Кассиль
Мы все родом из семьи, и чем надежнее эта колыбель, тем сильнее мы сами. Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Ценность семейного воспитания неоспорима. Но когда традиции семьи приветствует образовательное учреждение, где учится ребенок, раскрываются новые формы сотрудничества семьи и школы, закладываются основы духовно нравственных позиций обучающихся. Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем. Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, судьбу Отечества. В этих условиях школа не может переложить вину за сложившуюся ситуацию на родителей. Классный руководитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Воспитание семейных ценностей – это воспитание семейной культуры, нравственности семейных отношений.
В качестве семейных ценностей выступают: - обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);
- традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);
- отношения: сердечные чувствования и настроения; - правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни; Как показывает практика воспитательной работы, сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. В системе своей воспитательной работы я тоже стремлюсь добиваться тесного сотрудничества с родителями. Стаж моей педагогической работы более 20 лет. Но принимая новый класс, всегда сталкиваешься с множеством проблем. И наиболее сложной, но в тоже время важной является проблема работы с родителями. Я стремлюсь донести до родителей насколько важно их участие. Сейчас я являюсь классным руководителем 6 класса. Для того чтобы определиться с приоритетными направлениями в воспитательной работе, я провела анкетирование родителей, которое показало – для родителей важно, чтобы их дети осознавали огромную роль семьи. Работа по возрождению семейных ценностей и традиций осуществляется по следующим направлениям: повышение интереса детей и родителей к истории своей семьи; формирование потребности в сохранении, возрождении и развитии семейных традиций. Прошлый учебный год был связан с великой датой в истории нашей страны – 65 годовщиной Победы в ВОВ, поэтому в воспитательной работе этому событию отводилось важное место. Совместно с учащимися и родителями было решено собрать материал о членах семей – участниках ВОВ. Вначале на классном часу мы посетили школьный музей Боевой славы. Среди имен земляков мы нашли родственников ребят нашего класса. Затем была работа в семье. Ребята рассматривали семейные альбомы, расспрашивали бабушек и дедушек о войне, написали замечательные сочинения, в которых рассказали интересные истории о прадедах в годы войны. Женя Абакумов узнал, что его прадед был участником двух войн – финской и ВОВ. Другой его прадедушка тоже участвовал в боевых действиях. Прадед Миши Заботкина, побывав на передовой, вернулся домой, работал в колхозе, помогал строить школу, а выйдя на пенсию, был частым гостем у ребят, рассказывая о тех страшных днях. Оба прадеда Козлова Сережи – ветераны Эта работа очень понравилась ребятам. Поэтому мы решили продолжить. Ко Дню Защитника Отечества была собрана информация и оформлена фотовыставка под названием «Родина! Будь спокойна! Дети отцов достойны». Ребята с огромной гордостью рассказывали о своей работе на общешкольном мероприятии. Были написаны сочинения, подготовлены и прочитаны стихи. Отрадно, что удалось привлечь к участию в учебно-воспитательной деятельности и пап. В глазах детей значительно поднялся авторитет отца. Папы поделились своими воспоминаниями о службе в рядах советской армии. А Женя Абакумов написал сочинение о своем дяде воине – афганце. Вот строки из его сочинения: «Защищать Родину- это священный долг. Века проходят, а в памяти людей остаются те, кто когда-то геройски отстаивал свободу своей страны. Независимо от должности, звания этих людей ими гордятся и уважают, потомки помнят их дела и подвиги. Все мужчины в нашей семье с честью отдали долг Родине. Прадеды воевали на полях сражений Великой Отечественной войны. Дедушки и папа служили в армии. Посвятить это сочинение я решил своему дяде Федору Обухову- участнику Афганской войны… Мне очень жаль, что не довелось пообщаться с моим дядей, но, несмотря на это, я очень горжусь им…» В преддверии годовщины Великой Победы был собран интересный материал и оформлена компьютерная презентация «Письма с фронта». Ежегодно в школе проводятся конкурсы детского и семейного творчества. Примером таких мероприятий может служить конкурс «Краски осени». Поделки, изготовленные совместно с родителями, были отмечены жюри конкурса. В жизни любого человека велика роль матери. Родительское собрание, посвященное Дню матери стало доброй традицией в нашей школе. Совместными усилиями выбираются подарки для мам. Выбор подарков - дело непростое. Ребята с большой ответственностью и любовью готовят подарки, которые дарят своим мамам на общешкольном родительском собрании. Это говорит о большой любви к матерям. Как показал опрос, самой любимой традицией в семьях является подготовка и встреча Нового года. Моей главной задачей было помочь детям осознать значение семейных праздников в их жизни. Ребята приняли активное участие в выставке детского творчества «Зимняя фантазия», где заняли 3 место, а также в проведении Новогодней елки. Замечательные новогодние костюмы, изготовленные совместно с родителями, тоже были отмечены жюри. Одной из семейных традиций является украшение дома к Новому году, которая была перенесена в школу. Традиционно украшаем класс. Два года подряд мальчики принимали участие в акции «Напиши Деду Морозу», проводимой депутатом Законодательного собрания Нижегородской области Анатолием Федоровичем Лесуном. В прошлом году было отмечено письмо Абакумова Жени. В этом году приз получил Козлов Сережа за рассказ о своей родной деревне Докукино. В декабре мы поближе познакомились с традициями празднования великого христианского праздника Рождества Христова. Ребята вместе с родителями приготовили поделки для участия в конкурсе, объявленном местной религиозной организацией. Все учащиеся класса были приглашены на Рождественскую елку и отмечены благодарственными письмами.
Анализируя ежегодно уровень развития отношения ребенка к той или иной ценности, было отмечено устойчиво-позитивное отношение учащихся к семье. Ценность семьи для ребят высоко значима. Они дорожат семейными традициями и устоями, помнят о разных мелочах, приятных членам семьи. Кроме того, у детей очень развиты чувства гражданственности и патриотизма. Родина для них страна, где они живут, которой они гордятся. Учащиеся чувствуют свою личную ответственность за её судьбу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...
Формирование гражданско - патриотических качеств личности через реализацию курса краеведения "Моя малая Родина"
Направленность дополнительной образовательной программы в том, что программа "Моя малая родина" - знакомит с жизнью общества на примере своего города, области.Отличительной чертой нашей программы явля...
Система воспитательной работы школы в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса
Текст доклада на городскую августовскую конференцию...
"Формирование духовно-нравственных основ национальной культуры, приобщение детей к русским традициям в урочное и внеурочное время"
Доклад учителя русского языка и литературы на педсовет...
Приобщение студентов к национальным культурным традициям как средство формирования духовно-нравственной личности
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...
Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"
Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов
Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...