Воспитание детей на народных традициях
классный час (6 класс) на тему

Селиванова Ольга Александровна

В статье указывается важность использования народных традиций в воспитании детей школы-интерната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл народные традиции22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете. Воспитание детей на  народных традициях.

Народ существует, пока существуют его традиции и

                                                                       обычаи, его язык».

Д.С.Лихачёв

       Дети школы интерната – особые дети. Их характеризует познавательная пассивность, повышенная утомляемость при интеллектуальной деятельности, замедленный темп формирования обобщённых знаний и представлений об окружающем мире, бедность словаря и недостаточный уровень развития устной связной речи. Дети гораздо лучше знают традиции Востока и Запада, чем исконно русские. Поэтому для них лучший образ воина – японский «ниндзя», и ведь мало кто знает о берсерках – русских витязях, чьи ратные подвиги не идут ни в какое сравнение с деянием восточных «рыцарей боя». Дети лучше разбираются в американских, китайских игрушках, чем в русских, таких как дымковская, филимоновская, богородская.

       Моя задача, как воспитателя, корректировать эти недостатки, в процессе организации воспитательной работы. Решила развивать творческие способности детей через знакомство с русской народной культурой. Этот выбор сделан неслучайно:

       1. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

       2. Народная культура воплощена в доступных для детей формах: играх, сказках, загадках, костюмах.

       3. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности: рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках.

       4. Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает воспитателю вести работу по сплочению коллектива.

       5. Разнообразие практических работ позволяет предложить каждому из детей занятие по его склонностям, интересам, способствует формированию таких качеств личности, которые потребуются выпускникам детского дома и  в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности они не занимались.

       С первого класса начала знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Дети получили представление о предметах народного творчества. Познакомились с художественными промыслами России: дымковской, филимоновской, каргопольской, богородской игрушкой, керамическим промыслом Гжели. Дети освоили технику декоративной лепки – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок народных игрушек. Неоднократно участвовали в школьных, городских, областных выставках народного творчества.   Не было ни одного ребёнка в группе, который бы не вылепил свою поделку из глины. Без подарков не остались и наши шефы – шахта «Ленина».  

       Теперь дети знают названия, конкретные сведения о народных глиняных промыслах России. Умеют различать изделия народных промыслов по форме, орнаменту, цвету. Умеют выполнять узор в определённой цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства, знают приёмы лепки из глины.

         Параллельно с изучением глиняных промыслов занимались лоскутным рукоделием – пирографией. Особенно этим видом творчества увлеклись мальчики. Девочек увлекла старинным видом ремесла – изготовление изделий из соломки.

       Природный материал – соломка – дешёвое и вполне доступное сырьё. Изделия из соломки очень привлекательны, красивы. Они дают большой простор для творческого развития детей. Дети научились правильной технологии исполнения аппликаций из соломы.

        Познакомила детей с техникой лоскутного шитья и аппликации. Научила разнообразным возможностям использования отходов тканей, то есть лоскутков, в домашнем обиходе. Ребята научились с помощью лоскутков украшать одежду и даже шить из них салфетки, прихватки, накидки, наволочки на подушки, занавески, детские игрушки.

       На практических занятиях особое внимание уделяю тому, чтобы в сознание детей входила информация о традициях и обычаях своего народа. Необходимую информацию включаю в занятие в виде специального рассказа, предшествующего выполнению практического задания или завершающего занятие.

       Постепенно к работе по сбору соответствующих материалов подключаю и детей; они готовят небольшие сообщения на заданную тему, пользуясь дополнительной литературой, которую можно найти в библиотеке, а также по возможности подбирают соответствующий иллюстративный материал.

       Эта работа выполняется строго по желанию детей и, как показал опыт нескольких лет, не наблюдалось случаев какого-либо неудовольствия по этому поводу, наоборот, подобная деятельность увлекает детей. У них развиваются поисковые способности, умение работать с литературой, расширяется их кругозор, совершенствуется речь.

         Ещё в начальных классах мы установили связь с церковью, не теряем её и до сих пор.   Каждый год участвуем в выставке «Пасхальные традиции», устраиваемой церковью. Неоднократно получали сладкие призы и грамоты.  

         Одним из любимых занятий детей является традиционная кухня. Ребята научились ставить дрожжевое постное тесто, печь блины и не простые, а из гречневой муки, которую делали своими руками, блины с припёком, картофельные оладьи, обрядовое печенье в виде птиц – «жаворонков», луковник, постные блюда.

       Стимулируют детское творчество разнообразные конкурсы: на лучшую поделку, быстроту и качество работы, на лучший рассказ или сказку, героями которых будут сделанные игрушки.

       В группе имеется постоянно действующая выставка. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы. Очень много сделано с детьми по оформлению группы. Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них, как правило, много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумным, оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач.

       Летом работа с детьми продолжается. Собираем соломку, веточки, интересные коренья, бересту, глину, одним словом, природный материал для своих последующих поделок. Дети учатся любить природ, беречь её, соблюдать правила поведения на природе.

       Все девочки моей группы умеют вязать на спицах. Вяжем носки, следики, варежки. Изготовлению этих вещей учу обязательно, так как это пригодится им в дальнейшей жизни. Мальчики обучаются вязанию по желанию. Вновь поступивших детей обучают вязанию сами дети.

       Работа, проводимая в группе, даёт положительные результаты: возможность для разносторонней деятельности, для достойного применения энергии, отвлекает от пустого времяпровождения. Ребята с хорошими результатами закончили учёбу .  Дети участвуют в школьных олимпиада ,общеинтернатовских мероприятиях .

       На поведение моих воспитанников очень редко жалуются учителя школы. Проводимая с детьми работа , развивает творческие, конструкторские способности, внимание, наблюдательность, усидчивость, память, воображение, смекалку, сообразительность, инициативу, расширяет кругозор, что помогает им с успехом обучаться в школе.

       Увлечь детей такой работой легко. Конечно, для этого нужно иметь большое желание и время. Но зато технология изготовления поделок настолько проста, что ею может овладеть любой желающий, а материалы находятся у нас под ногами: глина, солома, природный материал. Для лоскутного рукоделия в любом доме найдутся старые, ненужные вещи, а в близлежащих ателье – лоскутки из которых можно смастерить немало изящных и полезных изделий, приятно удивив окружающих.

       В дальнейшем хочу продолжить работу по данной теме. С ребятами нашей группы решили взять шефство над дошколятами, проживающими  в  детском доме. Познакомить их с русскими народными играми, с дымковской глиняной игрушкой. Провести праздник Пасха для дома престарелых. Сделать дедушкам и бабушкам подарки. Участвовать в подготовке и проведении в детском доме народных праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детий на семейных традициях и обычаях.

     В воспитании заботливого отношения к людям большую роль играет – семья. Семейное воспитание во многом определяет облик человека. Именно в семье начинается нравственное...

Презентация педагогической деятельности «Воспитание школьников на народных традициях»

Презентация педагогической деятельности«Воспитание школьников на народных традициях»...

Сообщение на родительском собрании "Приобщение детей к народным традициям"

•дать родителям знания о значении приобщения детей к народным традициям; •вооружить знаниями о доступном и правильном толковании народных традиций детям....

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

Методическая разработка "Возвращение к истокам и воспитание детей на народных традициях"

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить ду...

Патриотическое воспитание детей средствами народного искусства

В статье описывается о патриотическом воспитании обучающихся по программе "Фольклор и народные традиции" модульной школы "Русская горница"...