«Семейные традиции и обычаи».
методическая разработка (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Семейные традиции и обычаи».
Цель: обратить внимание родителей на значимость культурных ценностей; на традиции семьи в развитии и становлении личности ребёнка.
Задачи: актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития полноценной личности ребёнка; проанализировать наличие традиций и обычаев в современной семье.
Форма : диспут
Подготовительная работа: тестирование и анкетирование учащихся и их родителей.
Анкета для учащихся:
- Говоришь ли ты с родителями «по душам»?
- Советуешься ли с родителями по личным вопросам?
- Интересуешься ли работой своих родителей? Их проблемами?
- Знают ли родители твоих друзей?
- Бывают ли они у вас дома?
- Скучно ли тебе дома или ты предпочитаешь свободное время проводить вне дома?
- Есть ли у вас в семье общее для всех увлечение?
- Участвуешь ли в подготовке семейных праздников?
- Как хочешь проводить свои дни рождения с друзьями без родителей или в их присутствии?
- Обсуждаешь ли с родителями книги, фильмы, телевизионные передачи?
- Бываете ли вместе на концертах, выставках?
- Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни с родителями?
Утвердительный ответ оценивается 2 очками; если ответ «отчасти», «иногда»- 1 очко; отрицательный ответ- 0. Подсчитай общее количество очков: более 15 очков - твои отношения в семье можно считать благополучными. От 8 до 15- отношения можно рассматривать как удовлетворительные. Менее 8 - контакты с родителями плохие.
Анкета для родителей (раздаётся заранее вместе с приглашениями на родительское собрание; сдаётся заранее для обработки)
Выберите одно качество.
- Что ждёт ваш ребёнок от семьи, в которой живёт?
- Хорошей организации быта;
- Радости общения;
- Покоя и защищённости.
- Что более всего заботит вас в семье?
- Здоровье детей;
- Хорошая учёба детей;
- Настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли ваш ребёнок в семье?
- Да;
- Нет;
- Не знаю.
- Как вы думаете, захочет ли ваш ребёнок, чтобы в будущем его семья была похожа на вашу семью?
- Да;
- Нет;
- Не знаю.
- Какая жизненная установка для вашего ребенка самая главная?
- Быть материально обеспеченным;
- Встретить любовь;
- Иметь много друзей;
- Реализовать свои интеллектуальные возможности.
- Знаком ли ваш ребёнок с теми материальными и моральными проблемами, которые существуют в семье?
- Да;
- Нет.
- Что для вашего ребёнка вечер дома?
- Радость общения;
- Возможность быть самим собой;
- Мучение и пытка.
Оформление доски: «Один добрый пример лучше ста слов»
«Пороки ребёнка не рождаются, а воспитываются»
Классный руководитель: На воспитание детей оказывает особое воздействие стиль поведения родителей с педагогами школы, с тренерами, педагогами дополнительного образования. Давайте попробуем ответить на вопрос: почему дети с удовольствием идут заниматься в художественную и музыкальную школу, а потом не хотят там учиться?
Тип поведения ребенка формируется в зависимости от того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Родители должны прежде всего у себя сформировать представление о хорошем человеке. Давайте сейчас попытаемся создать макет хорошего человека. (работа в группах по две парты).
Если мы доведём до ребёнка своё представление о «хорошем человеке», будет ли это означать, что он станет таким же? Почему?
Что формирует хорошего человека?
Какова роль семейных традиций в этом? Обменяемся мнениями.
Как вы отмечаете появление новорождённого в семье? Поступление в первый класс?
Как учите относиться к бабушкам и дедушкам?
Как отмечается день рождения ребёнка в семье?
Как проводите новогодний вечер? Составьте проект (Представление 2-3 проектов; обсуждение)
Несмотря на суету и спешку современной жизни. Во многих семьях сохранилась традиция воскресных общесемейных обедов, которые и восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи; не случайно так много кинофильмов снято на эту тему.
А сейчас я предлагаю вам вспомнить своё детство, как вас воспитывали родители. Есть ли нам чему поучиться у них? случались ли у вас разногласия с родителями по поводу норм поведения и культурных ценностей? Как решали эти проблемы?
Обратимся к анкетам детей и к вашим анкетам, сопоставим их (даётся общая картина по классу).
Моделирование ситуации. Работа в группах.
Ситуация. Родителей Андрея очень беспокоит его новая компания. Сын стал хуже учиться, поздно приходит домой, почти не разговаривает с родителями, на все вопросы отмалчивается. Отвечает только: «Ничего страшного» Родители решили поговорить с сыном.
Составьте диалог: мать, отец. В роли Андрея - классный руководитель.
Чтобы в ваших семьях была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам несколько советов, как надо относиться к ребёнку (памятки приготовлены для каждого родителя)
Памятка «Как относиться к своему ребенку»
- Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.
- Всё время доказывай, что умеешь держать слово.
- Держи себя так, чтобы ребёнок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
- Прежде чем пристыдить или наказать ребёнка, постарайся понять, почему он совершил этот поступок.
- Не обращайся всё время с ним как с маленьким ребёнком.
- Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения» (Исследовательский проект)
В исследовательском проекте учащиеся 10 класса поставили перед собой цель: узнать о традициях сибиряков белорусского и польского происхождения и рассказать о них жителям свое...
Задания Этномарафона "Традиции и обычаи сибиряков"
Задания для 5-6 и 9-11 классов разработаны для дистанционного Областного конкурса, проводимого на базе Этнокультурного Центра Первомайской средней общеобразовательной школы.Содержание заданий расширяе...
Презентация к проекту "Традиции и обычаи сибиряков белорусского и польского происхождения"
Презетанция исследовательского проекта иллюстрирует материалы и ход проекта учащихся 10 класса...
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально - культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в...
Воспитание детий на семейных традициях и обычаях.
В воспитании заботливого отношения к людям большую роль играет – семья. Семейное воспитание во многом определяет облик человека. Именно в семье начинается нравственное...
"Семейные традиции и обычаи"Родительское собрание в 5 классе
В форме диспута на сонове заранее проведенного анкетирования проводится собрание о проблемах семейного воспитания....
История происхождения семьи и семейных традиций и обычаев в индуистском обществе.
Традиционная индуистская семья - это не романтический союз двух любящих сердец, а религиозная обязанность и общественная необходимость. Согласно традиционным взглядам, отдельно ни мужчина, ни женщина ...