"Баю-баюшки-баю" групповое занятие с молодыми матерями.
план-конспект на тему

Групповое занятие с будующими или с молодыми матерями, направленное на развитие книжной и информационной культуры молодых матерей по средствам детского народного фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: развитие книжной и информационной культуры у молодых мам посредством детского народного фольклора.

Задача:

1. Информирование матерей  о работе программы «Солнца луч».

2. Знакомство участниц с русским народным детским фольклором.

3. Разучивание колыбельных песен.

Форма работы: групповое занятие

Оборудование: чистые листы бумаги, цветные карандаши, листовки с текстом колыбельных песен, раздаточный материал «10 правил хорошего сна», диск с колыбельными песнями.

Вступительное слово

Прежде, чем приступить к занятию предлагаю вам выполнить следующее упражнение «Нарисуй настроение». Раздаются листы и цветные карандаши.

Вводное: Вам нужно нарисовать свое настроение левой рукой. Что вы чувствуете, вы можете отразить свое настроение в виде: солнца, зеленного дерева или мрачной тучи, это зависит от вашего внутреннего настроя. Дается время на выполнение задания. Вы нарисовали свое настроение, у каждого оно свое, индивидуальное, внимательно посмотрите на него, если оно позитивное возьмите его собой, а если оно мрачное, то сомните его и выбросите. Желаю всем хорошего настроения.

Основная часть

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

В соответствии с возрастом дети усваивают фольклорные произведения разной глубины и сложности. Для малышей, еще не владеющих речью, доступны байки и потешки, для детей дошкольного возраста – сказки о животных, некоторые волшебные сказки, загадки, пословицы, игровые и бытовые песенки, прибаутки, небылички. Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

Некоторые его жанры давали элементарные нравственные представления детям, другие обогащали их знаниями окружающего мира, третьи прививали определенные воззрения на труд и общественную жизнь.

Рассмотрим в рамках программы основные жанры фольклора не в порядке их исторического возникновения, а так как они постепенно и естественно входя в жизнь ребенка.

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка–дрема, отойди ты от меня!» - говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:

Сон да дрема,

Приди к Ване в голову,

Сон да дрема,

Накатись на глаза

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер. Примером могут служить сюжеты тех песен, которые издавна избрали своим «героем» кота. Древняя основа их возникла в связи с поверьями о том, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Но сами песни, судя по деталям и подробностями, - продукт позднего времени. Кота зовут ночевать:

Ваня будет спать,

Котик Ваню качать.

Коту обещают за награду за работу: «кувшин молока, кусок пирога», «белый платочек на шею», «редьки хвост» и «склянку вина»; сулят «лапки вызолотить, хвостик высеребрить».

Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее младенца:

Спи, посыпай,

Боронить посевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем;

Зипун сошьем;

Боронить пошлем

В чистые поля

В зелены луга.

В песнях, назначение которых убаюкивать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу колыбели:

А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи,

Сели грачи на ворота:

Ворота – то скрип, скрип!

А Коленька спит, спит.

Помимо песен с установившимся текстом встречаются и импровизации, но развивающие старые традиционные формы:

О, о, о, о, о, о!

О, о, баиньки, -

Поет женщина и продолжает:

О! баю, баю, баю!

Баю милую.

И снова:

О, о, о, о, о, о!

О, о, баиньки,

Баю (имя ребенка).

После каждого трехстишия мамочка прибавляет какое-нибудь слово, смотря по обстоятельствам: «баю дитятку», «баю милую», «баю славную», «баю-бай, глазки закрывай».

Практическая часть занятия – разучивание колыбельных песен (приложение № 1)

Раздаются педагогические рекомендации «10 правил хорошего сна». (приложение № 2)

Заключительная часть:

Итак, наше занятие пришло к логическому заключению. Давайте подведем итоги, что мы сегодня сделали: познакомились с содержание программы «Читающая мама», выполнили упражнение «Нарисуй настроение»,  знакомились друг с другом, прослушали информацию о детском народном фольклоре, с колыбельной песней, в практической части занятия разучили несколько их них, педагогическими рекомендации: «Десять правил хорошего сна».

Социальный педагог                                                       Е.Н. Харина

Приложение № 1

Ой, лю-лю, мое дитятко,

Спи-тко, усни, дитя материно,

Все ласточка спят,

И касаточки спят,

И лисицы спят,

Нашему Ванюше

Спать велят.

Для чего, зачем

Ванюше не спать?

Ласточки спят

Все по гнездышкам,

Касаточки спят

Все по кусточкам, лисицы спят

Все по кусточками,

Куницы спят

Все по норкам,

Соколы спят

Все по гнездышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

Спи-тко, Ванюша,

Спи-тко, дитятко родное!

       

              *     *     *

        Баюшки-баю!

        Я снегурочку свою,

        Я снегурочку свою,

        Я к чему примерю?

        Примерю теплу

        Свою снегуру

        Леток – к алому цветочку,

        Зимой – к белому снежочку.

           

                       *       *       *

Бай-бай, бай-бай

Спи-ко, милое дитя,

До восхода солнышка,

До заката месяца.

Бай-бай, бай-бай!

Когда солнышко взойдет,

Наземь упадет.

Бай-бай, бай-бай!

Роса наземь упадет.

Тогда Костюшка встает.

Бай-бай, бай-бай!

                                                                                                                *  *  *  

Бай-бай, бай-бай!

Спи-ко, Костя, в колыбели новой

На перине пуховой.

Бай-бай, бай-бай!

На периночке пуховой –

Много перья петухова…

          *   *   *

                        Сон до Дрема

                        По качумку брела,

                        По качумку брела,

                        К дочке в люльку забрела.

                        Лелюшки люли,

                        Прилетели голуби.

                        Стали гули ворковать –

                        У меня дочка засыпать.

                                *   *   *

Бай-бай, бай-бай!

Я Костюшеньку люблю,

Костю вицей не секу.

Бай-бай, бай-бай!

Костю вицей не секу.

Лучше яичко испеку.

*   *   *

Бай-бай, бай-бай!

Коля рано не вставай,

Коля рано не вставай…

Да обряжаться не мешай.

Коля рано встает –

Обряжаться не дает…

Не дадим Коле спать,

Будем рано разбужать,

Будем рано разбужать.

На работу посылать,

На работу на таку,

Да на веселую стану,

Будем сено косить,

Да будем в кучки носить.

        *    *    *

        Я качаю день и ночь,

        Отойди, белонье, прочь!

        Отойди да отвались,

        В темном лесу заблудись,

        В темном лесу, во кустах,

        Во малиновых кустах.

                      *   *   *

Пошел котик во лесок, -

Нашел котик  поясок…

Чем люлечку подцепить

Да Ванющку положить.

Ваня будет спать,

Котик Ваню качать

Да, серенький, величать,

Сон до Дрема,

Усыпи мое дитя!

Пошел котик во дворик,

Купил котик творожок,

Идет котик на лавочку.

Ведет киску за лапочку.

Ходят вместе они –

А ты, маленький, усни.

*    *     *

Еще серые коты

Из-за моря шли,

Из-за моря шли.

Много сна нанесли,

Все по забочкам трясли.

       *   *    *

        Уж я Ванюшку качала,

        Уж я котику кричала.

        - Приди, котик, ночевать,

        Моего Ваню покачать.

        Уж я серому коту

        За работу заплачу,

        Дам я мяса кусок,

        Молока туесок!

        Бай да побай

        Ты Ваня засыпай.

                *   *    *

Бай-бай, бай-бай,

Не вались, Коля, на край…

Придет серенький волчек,

Схватит Колю за бочек,

Схватит Колю за бочек..

Да потащит во лесок

Во ракитовый кусток…

*  *   *

Баю-баюшки, баю.

Живет мужик на краю.

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашка масленая,

Ложка крашеная…

  *   *   *

        Баю – баю,

        Скоро в речке накупаю,

        В родничке наполощу,

        Никуда я не спущу.

                *   *    *

Баю –баю, баю-баю,

Пошел отец за рыбаю,

Мать пошла, пеленки мыть,

Бабушка дрова рубить.

*  *  *  

Сон да дрема,

Приди к Ване в голову,

Сон да дрема,

Накатись на глаза

               *    *    *

Спи, посыпай,

Боронить посевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем;

Зипун сошьем;

Боронить пошлем

В чистые поля

В зелены луга.

                                                                       *   *     *

А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи,

Ворота – то скрип, скрип!

А Коленька спит, спит.

*   *    *

О, о, о, о, о, о!

О, о, баиньки, -

О! баю, баю, баю!

Баю милую.

О, о, о, о, о, о!

О, о, баиньки,

Баю (имя ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Руководство исследовательской деятельностью школьников» (Учебно-практическое занятие для молодых учителей)

От профессионального, творческого потенциала личности педагога, его способности воспринимать и реализовать идеи современной философии образования зависит эффективность реализации Национальной ин...

Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"

Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"....

Урок как регламентированный, ресурсообеспеченный, управляемый, системный процесс. Занятие для молодых и малоопытных учителей.

Данное  занятие (№1)  проводится в  рамках лектория-практикума для молодых и малоопытных учителей лицея  по  теме «Современный урок как основа эффективного и качественного обр...

Требования ФГОС к современному уроку.Занятие с молодыми специалистами.

Данное  занятие (№2) проводится в  рамках лектория-практикума для молодых и малоопытных учителей лицея  по  теме «Современный урок как основа эффективного и качественного образован...

Занятие для молодых педагогов "Учитель в начале пути"

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой...

Рекомендации педагога-психолога "Ценность материнства", в рамках реализации программы "Росток" по подготовке молодых матерей из числа выпускниц детского дома

Психологическая подготовка матерей-воспитаниц и выпускниц детского дома к рождению и воспитанию детей....