Требования ФГОС к современному уроку.Занятие с молодыми специалистами.
методическая разработка на тему

Иванова Любовь Валерьевна

Данное  занятие (№2) проводится в  рамках лектория-практикума для молодых и малоопытных учителей лицея  по  теме «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» (автор-составитель Иванова Л.В.) в блоке 2  «Современный урок в системе требований ФГОС второго поколения». Его цель - систематизировать представления слушателей об основных требованиях к уроку в свете требований  ФГОС второго поколения, формировать  мотивационную готовность слушателей проектировать свои  уроки с учетом новых требований. Занятие строится на основе проблемного диалога, применяются объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы, используются  методы ИКТ. Занятие включает в себя практическую часть, в ходе которой слушателям предлагается  проанализировать посещенные заранее открытые уроки опытных учителей (декада «Опытные – молодым») на соответствие  требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с молодыми специалистами и малоопытными учителями

в рамках работы Клуба молодого учителя ГБОУ лицея №344 Невского района Санкт-Петербурга

Методист, руководитель методической службы лицея Иванова Л.В.

Тема  занятия:

 Требования ФГОС к современному уроку.

Цель занятия:

Систематизация знаний слушателей о требованиях к уроку в свете введения ФГОС ООО.

Задачи:

  1. Расширить и обобщить представления слушателей о концепции ФГОС, принципах и позициях, определяющих систему требований к современному уроку,о составляющих этой системы.
  2. Познакомить с современными требованиями к  учебному заданию, позволяющему организовать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
  3. Сформировать мотивационную готовность молодых учителей строить уроки в свете требований ФГОС второго поколения.

Использованные технологии: проблемный диалог, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,  методы ИКТ, практикум .

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация по теме, раздаточный материал (шкалы КО по анализу урока в свете требований ФГОС).

План занятия (слайд):

  1. Концепция ФГОС, принципы и позиции, определяющие систему требований к современному уроку.
  2. Компоненты системы требований к современному уроку.
  3. Учебное задание как основное звено урока, позволяющее организовать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Основные требования к учебному заданию.
  4. Практикум: анализ посещенных уроков опытных учителей на соответствие требованиям ФГОС.

Эпиграф к занятию (слайд):

Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения.

Чарльз Дарвин

Ход занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателей

1 этап. Актуализация темы

Вхождение в тему занятия.

Задание.

Сформулируйте этапы традиционного урока получения новых знаний,  а затем этапы урока по ФГОС. Проанализируйте произошедшие изменения.

Формулирование темы занятия и его цели.

(слайд)

Выполнение вводного задания.

Постановка слушателями цели занятия: систематизация знаний о требованиях к уроку в период введения ФГОС ООО.

  1. этап. Лекторий по теме с элементами беседы

1.Концепция ФГОС, принципы и позиции, определяющие систему требований к современному уроку. (слайд)

Система требований к современному уроку определяется

- концепцией федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системно-деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса);

-направленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-проектированием и конструированием социальной среды развития обучающихся в системе образования;

-активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся;

-построением образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности).

2.Компоненты системы требований к современному уроку.

1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обу-чающимися исходя из сформулированной (желательно – обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке (что является одной из форм мотивации левополушарных обучающихся); они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (мотивация правополушарных детей).

2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.

3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обу-чающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

4. Отбор содержания. Это значит, что на уроке должны быть качественно отработаны плани-руемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:

- находится в зоне актуальности (т.е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);

- подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

- затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);

- активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся);

- является базовой для принятия решения (т.е. требует разработки заданий по практическому ис-пользованию информации);

- транслируется другому человеку в процессе вербального общения.

5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образова-тельной деятельности.

6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.

7. Необходимо использование разнообразных эффективных приемов организации результа-тивной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных осо-бенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий. Компоненты учебного задания:

- характеристика задания (планируемый результат выполнения);

- мотивационная часть;

- содержание: условия, вопрос;

- инструкция по выполнению;

- время выполнения;

- образец или описание ответа;

- критерии оценки;

- методический комментарий.

8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто кон-тролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).

9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее ме-сто принадлежит ресурсам сети Интернет.

10. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внеш-ней речи (психологический механизм, обеспечивающий присвоение знаний, т.е. приращение сознания: вопрос – мысль – внутренняя речь – внешняя речь). Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока (в том числе с использованием зрительных опор).

11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и форми-рования ответственности за результаты своей деятельности.

12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая фор-мированию положительной учебной мотивации.

14. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стандар-

том (образовательной программой); содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.

15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на урок.

3.Учебное задание как основное звено урока, позволяющее организовать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Основные требования к учебному заданию.

Учебное задание – вид поручения педагога (учителя, преподавателя) обучающимся, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные (теоретические и/или практические) действия. Систематическое выполнение учебных заданий обеспечивает достижение образовательного результата..

Требования к учебному заданию: (слайд)

  •  наличие характеристики задания (планируемого результата выполнения);
  • наличие мотивационной части;
  • содержание: условия, вопрос;
  • инструкция по выполнению;
  • указание на время выполнения;
  • наличие образца или описания ответа;
  • выработанные (лучше совместно с учащимися) и понятные критерии оценки;
  • методический комментарий учителя после выполнения задания учащимися.

1. Вопросы:

-Каким документом определяются требования к современному уроку?

- Что вы понимаете под системно-деятельностным подходом?

- Что такое УУД?

- На что в первую очередь должна быть направлена образовательная среда?

- Что вы понимаете под понятием «социальная среда» , что значит ее проектировать и конструировать?

- Что значит активная учебно-познавательная деятельность обучающихся?

2. Вопросы к диалогу

1. На уроке отсутствует этап целеполагания. Предположите дальнейшую деятельность обучающихся на нем.

2. Какие еще приемы могут мотивировать учащихся к получению знаний? Предложите свои варианты.

3.Можно ли считать,  что отбор содержания является одним из ведущих требований к уроку? Аргументируйте свою позицию.

4, Что вы понимаете  под понятием «интегративность знаний»?

5.Эффективные приемы организации результативной образовательной деятельности обучающихся – это… .

Закончите фразу.

(…инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий.)

6.К чему ведет отсутствие подведения итогов каждого этапа урока?

7. Почему требование организации парной или групповой работы является одним из важнейшик требований к современному уроку?

8. Предложите ваши варианты самоконтроля и взаимоконтроля знаний учащимися на уроке.

Вопрос к диалогу:

Почему учебное задание является основным звеном организации учебной деятельности?

3 этап. Практикум.

Руководство обсуждением уроков. Подведение итогов.

Анализ посещенных заранее уроков опытных учителей на соответствие требованиям ФГОС по предложенным КО  шкалам. Выявление положительных и отрицательных сторон урока в коллективном обучении.

5 этап. Рефлексия.

Задание. Современный урок  - это процесс … с целью … . (слайд)

Формулирование высказывания.

Использованная литература:

  1. Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  2. Требования ФГОС ООО к современному уроку. -  koipko.kostroma.ru
  3. Ривкин Е.Ю. Требования к современному уроку. Справочник заместителя директора школы. №1, 2013.
  4. Копотева Г.Л. Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС. Институт стратегических исследований в образовании. - www.isiorao.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по содержанию и структуре современного урока/занятия.

В документе обозначены основные моменты, требующие внимания, при подготовке урока или занятия. Даны  общепринятые типы уроков и их структура. Также предложена схема написания конспектов....

Требования ФГОС к современному уроку

Требования ФГОС к современному уроку. Презентация.Предоставлена Ковалевой С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ...

Семинар: Современный урок (занятие): эффективная организация образовательного процесса

Методический семинар для учителей естественно-математического цикла...

Доклад "В соответствии с требованиями ФГОС проектирование современных уроков технологии "

В докладе примерная технологическая карта современного урока технологии...

Статья "Требования ФГОС к современному уроку"

В статье рассматриваются особенности многокомпонентного урока как основы современной организации учебного процесса с точки зрения стандарта нового поколения....

Введение обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО для молодых специалистов и начинающих учителей.

Уважаемый читатель!Эта статья ориентирована на молодых специалистов, учителей, только начинающих применять новые педагогические технологии. Эти технологии недавно вошли в образование. И чтобы умело им...