Требования ФГОС к современному уроку.Занятие с молодыми специалистами.
методическая разработка на тему
Данное занятие (№2) проводится в рамках лектория-практикума для молодых и малоопытных учителей лицея по теме «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» (автор-составитель Иванова Л.В.) в блоке 2 «Современный урок в системе требований ФГОС второго поколения». Его цель - систематизировать представления слушателей об основных требованиях к уроку в свете требований ФГОС второго поколения, формировать мотивационную готовность слушателей проектировать свои уроки с учетом новых требований. Занятие строится на основе проблемного диалога, применяются объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы, используются методы ИКТ. Занятие включает в себя практическую часть, в ходе которой слушателям предлагается проанализировать посещенные заранее открытые уроки опытных учителей (декада «Опытные – молодым») на соответствие требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_fgos_k_sovremennomu_uroku.zanyatie_s_molodymi_spetsialistami.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с молодыми специалистами и малоопытными учителями
в рамках работы Клуба молодого учителя ГБОУ лицея №344 Невского района Санкт-Петербурга
Методист, руководитель методической службы лицея Иванова Л.В.
Тема занятия:
Требования ФГОС к современному уроку.
Цель занятия:
Систематизация знаний слушателей о требованиях к уроку в свете введения ФГОС ООО.
Задачи:
- Расширить и обобщить представления слушателей о концепции ФГОС, принципах и позициях, определяющих систему требований к современному уроку,о составляющих этой системы.
- Познакомить с современными требованиями к учебному заданию, позволяющему организовать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
- Сформировать мотивационную готовность молодых учителей строить уроки в свете требований ФГОС второго поколения.
Использованные технологии: проблемный диалог, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы ИКТ, практикум .
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация по теме, раздаточный материал (шкалы КО по анализу урока в свете требований ФГОС).
План занятия (слайд):
- Концепция ФГОС, принципы и позиции, определяющие систему требований к современному уроку.
- Компоненты системы требований к современному уроку.
- Учебное задание как основное звено урока, позволяющее организовать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Основные требования к учебному заданию.
- Практикум: анализ посещенных уроков опытных учителей на соответствие требованиям ФГОС.
Эпиграф к занятию (слайд):
Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения.
Чарльз Дарвин
Ход занятия
Деятельность преподавателя | Деятельность слушателей | |
1 этап. Актуализация темы | ||
Вхождение в тему занятия. Задание. Сформулируйте этапы традиционного урока получения новых знаний, а затем этапы урока по ФГОС. Проанализируйте произошедшие изменения. Формулирование темы занятия и его цели. (слайд) | Выполнение вводного задания. Постановка слушателями цели занятия: систематизация знаний о требованиях к уроку в период введения ФГОС ООО. | |
| ||
1.Концепция ФГОС, принципы и позиции, определяющие систему требований к современному уроку. (слайд) Система требований к современному уроку определяется - концепцией федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системно-деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса); -направленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; -проектированием и конструированием социальной среды развития обучающихся в системе образования; -активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся; -построением образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности). 2.Компоненты системы требований к современному уроку. 1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обу-чающимися исходя из сформулированной (желательно – обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке (что является одной из форм мотивации левополушарных обучающихся); они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (мотивация правополушарных детей). 2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания. 3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обу-чающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. 4. Отбор содержания. Это значит, что на уроке должны быть качественно отработаны плани-руемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая: - находится в зоне актуальности (т.е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека); - подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией; - затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации); - активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся); - является базовой для принятия решения (т.е. требует разработки заданий по практическому ис-пользованию информации); - транслируется другому человеку в процессе вербального общения. 5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образова-тельной деятельности. 6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия. 7. Необходимо использование разнообразных эффективных приемов организации результа-тивной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных осо-бенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий. Компоненты учебного задания: - характеристика задания (планируемый результат выполнения); - мотивационная часть; - содержание: условия, вопрос; - инструкция по выполнению; - время выполнения; - образец или описание ответа; - критерии оценки; - методический комментарий. 8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто кон-тролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата). 9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее ме-сто принадлежит ресурсам сети Интернет. 10. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внеш-ней речи (психологический механизм, обеспечивающий присвоение знаний, т.е. приращение сознания: вопрос – мысль – внутренняя речь – внешняя речь). Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока (в том числе с использованием зрительных опор). 11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и форми-рования ответственности за результаты своей деятельности. 12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности. 13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая фор-мированию положительной учебной мотивации. 14. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стандар- том (образовательной программой); содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся. 15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на урок. 3.Учебное задание как основное звено урока, позволяющее организовать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Основные требования к учебному заданию. Учебное задание – вид поручения педагога (учителя, преподавателя) обучающимся, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные (теоретические и/или практические) действия. Систематическое выполнение учебных заданий обеспечивает достижение образовательного результата.. Требования к учебному заданию: (слайд)
| 1. Вопросы: -Каким документом определяются требования к современному уроку? - Что вы понимаете под системно-деятельностным подходом? - Что такое УУД? - На что в первую очередь должна быть направлена образовательная среда? - Что вы понимаете под понятием «социальная среда» , что значит ее проектировать и конструировать? - Что значит активная учебно-познавательная деятельность обучающихся? 2. Вопросы к диалогу 1. На уроке отсутствует этап целеполагания. Предположите дальнейшую деятельность обучающихся на нем. 2. Какие еще приемы могут мотивировать учащихся к получению знаний? Предложите свои варианты. 3.Можно ли считать, что отбор содержания является одним из ведущих требований к уроку? Аргументируйте свою позицию. 4, Что вы понимаете под понятием «интегративность знаний»? 5.Эффективные приемы организации результативной образовательной деятельности обучающихся – это… . Закончите фразу. (…инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий.) 6.К чему ведет отсутствие подведения итогов каждого этапа урока? 7. Почему требование организации парной или групповой работы является одним из важнейшик требований к современному уроку? 8. Предложите ваши варианты самоконтроля и взаимоконтроля знаний учащимися на уроке. Вопрос к диалогу: Почему учебное задание является основным звеном организации учебной деятельности? | |
3 этап. Практикум. | ||
Руководство обсуждением уроков. Подведение итогов. | Анализ посещенных заранее уроков опытных учителей на соответствие требованиям ФГОС по предложенным КО шкалам. Выявление положительных и отрицательных сторон урока в коллективном обучении. | |
5 этап. Рефлексия. | ||
Задание. Современный урок - это процесс … с целью … . (слайд) | Формулирование высказывания. |
Использованная литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Требования ФГОС ООО к современному уроку. - koipko.kostroma.ru
- Ривкин Е.Ю. Требования к современному уроку. Справочник заместителя директора школы. №1, 2013.
- Копотева Г.Л. Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС. Институт стратегических исследований в образовании. - www.isiorao.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по содержанию и структуре современного урока/занятия.
В документе обозначены основные моменты, требующие внимания, при подготовке урока или занятия. Даны общепринятые типы уроков и их структура. Также предложена схема написания конспектов....
"Новые требования ФГОС и современной инновации на уроках русского языка и литературы"
Выступление на педсовете....
Требования ФГОС к современному уроку
Требования ФГОС к современному уроку. Презентация.Предоставлена Ковалевой С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ...
Семинар: Современный урок (занятие): эффективная организация образовательного процесса
Методический семинар для учителей естественно-математического цикла...
Доклад "В соответствии с требованиями ФГОС проектирование современных уроков технологии "
В докладе примерная технологическая карта современного урока технологии...
Статья "Требования ФГОС к современному уроку"
В статье рассматриваются особенности многокомпонентного урока как основы современной организации учебного процесса с точки зрения стандарта нового поколения....
Введение обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО для молодых специалистов и начинающих учителей.
Уважаемый читатель!Эта статья ориентирована на молодых специалистов, учителей, только начинающих применять новые педагогические технологии. Эти технологии недавно вошли в образование. И чтобы умело им...