Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"
материал по теме

Кузнецова Людмила Sергеевна

Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakt_zanyatie._spec_oshibki_pisma.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями  здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №487 (VIII вида) Выборгского района                      Санкт-Петербурга.

             

Практическое  занятие

для молодых специалистов

«Специфические   ошибки письма у учащихся с  ОВЗ».

                       

                                 Учитель-логопед: Кузнецова Л.С.

Санкт – Петербург

13.03.2012.

  1. Теоретическая часть.

 

     ДИСГРАФИЯ - частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Частичное нарушение письма называют ДИСГРАФИЯ, полная неспособность письма - АГРАФИЯ.

Симптомы, по которым можно распознать дисграфию, заключаются в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывет никаких затруднений. Родители называют эти ошибки «странными» и объясняют невнимательностью.

Дисграфия очень распространена среди учеников с интеллектуальными нарушениями.

     Выделяют 5 видов дисграфии:

1.Артикуляторно-акустическая  дисграфия

2.Акустическая дисграфия

3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

4.Аграмматическая  дисграфия

5.Оптическая дисграфия

1.Артикуляторно-акустическая дисграфия представляет собой отражение в письме неправильного звукопроизношения. Ребенок  пишет так, как произносит. На начальных этапах овладения письмом ребенок пишет проговаривая. Опираясь при этом на дефектное произношение звуков, он отражает свое неправильное произношение на письме.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Иногда замены букв на письме остаются и после их устранения  в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребенка  нет еще достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы четкие  кинестетические образы букв.

Например: дрова / длова   лапа / вапа

2.Акустическая дисграфия (дисграфия на основе нарушений фонемного  распознавания) в своей основе имеет нарушение слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.

           Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки:

- звонкие- глухие  (кослик, вазилек)

-лабиализованные гласные О-У (звенит рочей)

  Е-Ю (клеква, перелютные птицы)                          

- свистящие-шипящие (шиски, зук, позар)

- сонорные  (хородный, лабота)

- аффрикаты и компоненты, входящие в их состав

Ч-Щ  – роча, стущал

Ч-Ц  –  скворец, чапля

Ч-ТЬ-  черчит, утитель

Ц-Т  -  пцицы

Ц-С  -  куриса

 Механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков  в норме.

3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Страдает анализ предложений на слова, слоговой и фонематический анализ. Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляетс на письме в нарушениях структуры предложения и слова, в частности в слитном написании слов, особенно предлогов.

Например:  Летом  пареки  и  дут  пароходы.

Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распрастраненным при этом виде дисграфии являются искажения звукослоговой структуры слова.

 Часто у учащихся   с интеллектуальными нарушениями наблюдаются следующие ошибки:

1.пропуски согласных при их стечении

Диктант/ дикан

Кукла / Кука

 2.пропуски гласных

Санки  / cнки

Собака / сбака

Точка / тчка

3.перестановки букв

Окно/  коно

Дрова / врода

4.добавления букв

Весна/  весная

5.пропуски, добавления, перестановки

Велосипед / весипед                   Комната / кота

Своеобразное искажение фонетического наполнения слов возникает по типу явлений прогрессивной и регрессивной ассимиляции и носит названия: персеверации (застревание) - магазим

антиципации (упреждение, предвосхищение) – дод крышей

4.Аграмматическая  дисграфия обусловлена недоразвитием ГСР – морфологических, синтаксических обобщений. Проявляется  в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста, является компонентом  системного недоразвития речи, которое имеется у учащихся с ОВЗ. Наши учащиеся затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.

    *  Аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов и суффиксов

Запереть – напереть

Козлята – козленки

Много деревьев – много деревов

*в нарушении предложно-падежных конструкций

На столом

Около ним

*в нарушении согласования

Дети бежит

Красны платье

    При этой форме дисграфии наблюдаются также трудности конструирования сложных по структуре  предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

5.Оптическая дисграфия связана с недоразвитием  зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают двух видов:

1).замены графически сходных букв – состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенныхв пространстве                   или букв, отличающимся одним  дополнительным элементом:

2).искажения графического образа букв:

Зеркальное написание

Пропуски элементов букв

Написание лишних элементов

Неправильное расположение элементов

Я рассказала о 5 классических видах дисграфии. У учащихся с ОВЗ чаще всего дисграфия смешанной формы. При смешанной дисграфии  ошибки множественны и разнообразны.

II. Практическая часть. Анализ письменных работ учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические ошибки письма

по лекциям В.К.Воробьевой, 2004 г....

Тема: «Руководство исследовательской деятельностью школьников» (Учебно-практическое занятие для молодых учителей)

От профессионального, творческого потенциала личности педагога, его способности воспринимать и реализовать идеи современной философии образования зависит эффективность реализации Национальной ин...

Специфические ошибки письма у детей- логопатов

Основными симптомами дисграфии являются специфические ( т.е. не связанные с применением орфографических правил ) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениям...

Логопед советует родителям. Специфические ошибки письма школьников и упражнения для возможности их преодоления.

Очень часто родители детей, испытывающих трудности в обучении письму, приложившие немало усилий к занятиям со своими детьми, встают перед вопросом:» Почему не получается? Почему мой ребенок делает так...

Практические приёмы коррекции нарушения чтения и письма у младших школьников на логопедических занятиях

Материал используется на логопедических звнятиях с детьми начальной школы. Дает положительныф результат и очень нравяится детям, так как основная часть заданий проходит в игровой форме....