Занятие для молодых педагогов "Учитель в начале пути"
методическая разработка по психологии на тему
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний.
А.Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_molodyh_pedagogov.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для молодых педагогов.
«Учитель в начале пути»
«Учитель живёт до тех пор, пока учится,
если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель».
К.Ушинский
Цель: формирование интереса к проблеме самообразования и саморазвития молодого педагога, повышение эффективности общения молодого педагога и учеников, расширение коммуникативных навыков молодых педагогов, повышение коммуникативной компетенции молодых педагогов, развитие коммуникативных умений
Задачи: актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися; определение навыков, важных для выстраивание взаимоотношений с ученическим коллективом в ходе учебной деятельности; актуализация успешности взаимодействия с обучающимися. осуществить поиск наиболее эффективных способов решения конфликтных ситуаций;
формировать и воспитывать потребность у молодых учителей в непрерывном самообразовании и саморазвитии своих педагогических способностей.
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний.
А.Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.
Здравствуйте дорогие коллеги!
Все мы немного устали и эмоционально напряжены, поэтому давайте чуточку расслабимся.
1 упражнение.
- Я предлагаю вам поменяться местами тем, у кого…
- длинные волосы;
- в имени есть буква А;
- те, у кого дочки
- хорошее настроение сегодня;
- любит готовить;
- взял с собой сменную обувь;
- наварил в этом году сливового варенья.
- Вот мы с вами подвигались, а заодно и познакомились поближе.
Тема нашей сегодняшней встречи «Особенности взаимодействия с обучающимися». Сегодня мы поговорим с вами о взаимодействии с обучающимися.
И я предлагаю Вам выбрать орех соответствующей возможным трудностям, с которыми вы сталкиваетесь в ходе вашей новой профессиональной деятелшьности (в работе с детьми, в этом направлении).
Педагоги выбирают орехи…
- Есть ли желающие прокомментировать свой выбор? (Ответы).
- Это естественно, что у нас могут возникать трудности, когда мы сталкиваемся с чем-то новым. Ведь в течение жизни мы не раз делаем что-то впервые: впервые садимся за руль велосипеда или машины, становимся на коньки, готовим блины (борщ), прыгаем с парашютом… И не всегда это получается у нас хорошо с первого раза. Но со временем мы приобретаем необходимый нам навык и все лучше и лучше выполняем какие-то действия. А даже можем стать и профессионалами…
2 упражнение
- Я предлагаю вам взять разноцветные лепестки и написать на них какие же особые умения помогают нам выстраивать взаимоотношения с обучающимися.
Реплики – отлично, хорошо, какие вы молодцы, как здорово у вас получается…
Что же сюда можно еще добавить – организованность, дисциплинированность, пунктуальность учителя, его ответственность …
- Молодцы! Посмотрите! Какой же красивый и яркий цветок у нас получился. Как позитивно и радостно мы настроены на сотрудничество с детьми. А значит, у нас все получится!!!
Рефлексия: что каждый вынес из занятия? Чему научился? Что хотел бы проанализировать в следующий раз? Что понравилось, а что нет?
Молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель».
А закончить наше сегодняшнее занятие я хотела бы словами одной восточной мудрости:
«Есть только одна непобедимая сила в жизни, и эта сила – РАДОСТЬ. Каждый раз, когда вам что-то не удается или когда вы хотите преодолеть препятствие и добиться результатов, побеждайте любя и радуясь…Улыбка ускорить вашу победу и развернет ваши силы…»
Ну а если вы все таки у вас появятся какие-то вопросы…
Я всегда рада вас видеть!
Я всегда готова вам помочь!
Приложение 1
Недостатки молодого учителя в общении с учащимися
и способы их преодоления
Недостатки в работе молодого учителя | Реакция учащихся на недостатки | Способы преодоления недостатка |
Неумение поддерживать внимание школьников | Отсутствие дисциплины и работоспособности, учащиеся постоянно отвлекаются и шумят | Увлекательный рассказ; активизация учения школьников |
Затруднение в распределении внимания между всеми учащимися | Наличие аритмии в овладении знаниями | Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех питомцев; правильная расстановка акцентов |
Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся | Неприязненное отношение к учителю | Сочетание требовательности с доверием |
Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться | Безответственное поведение | Соблюдение меры в требованиях |
Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях | Несерьезное, неуважительное отношение к учителю | Тщательная обдуманность поступков |
Неумение концентрировать внимание на главном, существенном | Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении | Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации |
Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника | Ощущение постоянной перегрузки | Ориентация на овладение существенной /обязательной/ информацией по учебнику |
Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания | Пассивное отношение к восприятию информации | Постоянное нацеливание на переосмысление главного |
Игнорирование самостоятельной работы учащихся | Потеря ответственности и целеустремленности | Чередование различных видов работы |
Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации | Безразличное отношение к информации учителя | Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации как фактор нацеливания учащихся на ее осмысление |
Неумение опираться на коллектив учащихся | Пассивное поведение части учащихся | Постоянная конкретизация задания с учетом интересов и возможностей учащихся |
Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихся | Потеря ответственности в выполнении установки педагога | Периодическая целенаправленная проверка осмысления учащимися заданий учителя |
Механическое перенесение чужого опыта в свою работу | Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке | Творческое переосмысление методов обучения учащихся соответственно складывающейся ситуации |
Недостатки в учебной работе молодого учителя
и способы их устранения
Деятельность педагога | Мотивы поведения и состояния учащихся | Пути устранения недостатка |
Однообразная структура урока | Приспособление к действиям учителя, отсутствие пытливости и интереса | Структура урока, соответствующая целям обучения школьников |
Одергивание и угроза – основные стимулы обучения | Неприязненное отношение к требованиям учителя | Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к ученику |
Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученике | Отсутствие внимания, скука | Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию |
Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика /несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание/ | Нервозное состояние отвечающего ученика | Внимание к логически законченной информации /вербальной, средствами акцентов на главном, составление плана/ |
Недооценка или переоценка познавательных возможностей учащихся | Притупление интереса в учении | Творческий подход к заданиям /усложнение или временное облегчение/ |
Отсутствие индивидуального подхода к учащимся | Потеря уверенности в знаниях | Умелое и своевременное поощрение интересов учащихся, постановка их перед фактом интеллектуального роста |
Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащихся | Замедление интеллектуального развития учащихся, притупление интереса к учению, преодоление трудностей | Создание творческой активности |
Нерациональное распределение времени на уроке | Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении | Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями /при опросе, изложении нового, закрепление/ |
Противопоставление себя классу | Конфронтация с учителем | Разумная требовательность, установление деловых отношений |
Предпочтение словесному методу | Снижение интереса к информации учителя | Усиление внимания к частично-поисковым проблемным методам обучения |
Повышенное внимание к проблемному обучению | Неумение строить логически законченный рассказ | Сочетание объяснительно-иллюстративных и эвристических методов обучения |
Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала /в качестве привлечения дополнительной информации/ | Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний | Обоснование путей сочетания слова учителя и средств наглядности /по Л.В. Занкову/ |
Формальное отношение к оценке знаний учащихся | Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению | Ознакомление учащихся с критериями оценок |
Перезагрузка учащихся дополнительной информацией | Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой | Тщательный отбор информации |
Обезличенный подход к учащимся /безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственных отношений/ | Неуважение педагога как несерьезного и неответственного человека | Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношении и общении |
Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала | Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению | Переосмысление обязательной информации с учетом доступности овладения его учащимися , дополнительные индивидуальные занятия /в особых случаях/ |
Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении /недостаточное внимание к формированию содержательных обобщений, когда усвоение абстракно-всеобщего предшествует усвоению конкретно-чувственного/ | Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий | Изменение типа мышления, проектируемого содержания и методами обучения; переориентировка рассудочно-эмпирического мышления на развитие у учащихся научно-теоретического мышления /по В.В. Давыдову/ |
Приложение 2.
Упражнение «Язык телодвижений»
Цель: научиться правильно, интерпретировать жесты, позу и мимику ученика на уроке.
Оборудование: изображения поз, мимики и жестов людей (рисунки 1-9).
Психолог: А. Пиз американский психолог в книге «Язык телодвижений» утверждал, что телефон создан для лжецов, т.к. мы не видим выражения лица и позы собеседника и нам тяжело оценить, говорит ли он нам правду.
Интересно, насколько хорошо вы ориентируетесь в языке телодвижений, я предлагаю вам прокомментировать следующие изображения (вывешивает на доску рисунки №1, 2). После дискуссии он объясняет, что на рисунке №1изображен человек негативно настроенный против собеседника его руки и ноги образуют так называемый «замок», человек склонен инстинктивно защищать жизненно важные органы, а на рисунке №2 человек, который просто замерз. Это учит нас, что при интерпретации позы мы должны учитывать и ситуацию, в которой ученик находится.
Далее к доске прикрепляется рисунок №3.
Психолог: Сравните рисунки №1 и №3. Что вы можете сказать о рисунке №3? После того, как желающие выскажутся, ведущий сообщает, что эта поза говорит о желании человека быть откровенным. Следует также обратить внимание, что расстёгнутые пуговицы пиджака неосознанно воспринимаются собеседником как желание быть более открытым, а вот застёгнутый на все пуговицы пиджак играет роль «замка».
Следующими на доску помещаются рисунки № 4, 5.
Психолог: вы видите ребенка (рис. №4) и подростка (рис. №5), которые говорят неправду. У каждого человека в подсознании заложено, что обманывать нехорошо поэтому руки ребенка тянуться ко рту чтобы прикрыть его одно или двумя руками, с возрастом этот жест не исчезает, но видоизменяется – подросток будет слегка потирать губы пальцами, а взрослый скорее всего коснётся кончика носа.
Демонстрируются рисунки № 6, 7.
Психолог: палец во рту свидетельствует о том, что ученику необходима поддержка. Следует ободрить такого ребенка. Маленькие дети сосут палец, так как он напоминает ему грудь, этот жест помогает успокоиться. С возрастом он видоизменяется – тревожные ученики нередко грызут карандаши, ручки, взрослые курят. Если же вы не раз замечали следующий жест на рисунке №7,то это сигнал о том, что детям скучно на ваших уроках. Это типичный жест скучающего человека. Степень скуки можно определить по степени давления головы на руку, если голова полностью легла на ладонь – скука достигла своего апогея.
Последними к доске крепятся рисунки № 8, 9.
Психолог: Обратите внимание люди на рисунках № 8, 9 тоже подпирают ладонью щеку, однако ладонь закрыта, в отличии от ладони девушки на рисунке №7. Эти говорит о том, что персонажи восьмого и девятого рисунков оценивают говорящего, ладонь закрыта, а указательный палец направлен вверх. Если же слушатель настроен критично по отношению к выступающему, то он поддерживает подбородок, как на рисунке №9. Знание этих поз позволит вам получить обратную связь от учеников, вам даже не придётся их спрашивать, было ли им интересно на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Руководство исследовательской деятельностью школьников» (Учебно-практическое занятие для молодых учителей)
От профессионального, творческого потенциала личности педагога, его способности воспринимать и реализовать идеи современной философии образования зависит эффективность реализации Национальной ин...
"Баю-баюшки-баю" групповое занятие с молодыми матерями.
Групповое занятие с будующими или с молодыми матерями, направленное на развитие книжной и информационной культуры молодых матерей по средствам детского народного фольклора....
Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"
Практическое занятие для молодых специалистов "Специфические ошибки письма у учащихся с ОВЗ"....
Урок как регламентированный, ресурсообеспеченный, управляемый, системный процесс. Занятие для молодых и малоопытных учителей.
Данное занятие (№1) проводится в рамках лектория-практикума для молодых и малоопытных учителей лицея по теме «Современный урок как основа эффективного и качественного обр...
Требования ФГОС к современному уроку.Занятие с молодыми специалистами.
Данное занятие (№2) проводится в рамках лектория-практикума для молодых и малоопытных учителей лицея по теме «Современный урок как основа эффективного и качественного образован...
Занятие с молодыми педагогами. Тема: «Повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов»
Данное занятие проводилось в рамках "Школы молодого специалиста"....
Форум Ершовского местного отделения «Молодой Гвардии Единой России» «Пути развития молодежи»
В процессе форума проходит встреча со спикерами, которые делятся своим опытом с остальными участниками форума...
- Мне нравится (1)