«Возможности элементов арт - терапии как одного из методов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»
статья по психологии
Сегодня перед педагогами стоит важная задача – разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, падению интереса к занятиям, ухудшению их здоровья.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей различных видов искусств. Поэтому одним из эффективных методов лечения различных неврозов, а также методом коррекции поведенческих отклонений учащихся может стать арт-терапия (терапия средствами изобразительного искусства) и ее аналоги (музыкотерапия, ритмотерапия, фольклорная арт-терапия, драматерапия, сказкотерапия, изотерапия и т.п.).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель данной статьи- провести теоретический анализэлементов арт - терапии как одного из методов здоровьесберегающих технологий .
Понятие «терапия», переводится не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом основании допустимо применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии. Словосочетание «арт-терапия» в научной, педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Современные технологии обучения и воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться на стимулировании, прежде всего положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.
В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на формирование у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой воспитателя и учителя на уроке. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работа, просвещение их родителей.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).
Арт-терапия - это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения; использует такие средства как изо-терапию, музыкотерапию, драмотерапию и др. Методы арт-терапии помогают справиться с тревожностью, агрессивностью, страхами и др. негативными состояниями.
Цель арт-терапевтических занятий – не научить ребёнка, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, дать выход творческой энергии. Здесь ребенок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.
Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусства, а разнообразие техник практически не ограничено.Это – рисунок на асфальте, песке, восковой рисунок, пальцевая живопись, пластилиновая живопись, штампы, кляксография, ниткография, монотипия и др.
Арт-терапевтические техники и приёмы легко осваиваются, в дальнейшем учащиеся могут применять их самостоятельно.
Практическое значение применения техник арт-терапии в образовании: обучающиеся приобретают ценный опыт позитивных изменений; постепенно происходит углублённое самопознание, самоприятие, гармонизация личности, личностный рост; снижается уровень тревожности, формируются механизмы эмоциональной саморегуляции, развивается позитивное самоотношение, анализ своего поведения, мыслей и чувств; осваиваются новые роли, улучшается общая атмосфера в группе, ребёнок становится терпимее по отношению к другим.
Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи:
- воспитательные (учат сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми);
- коррекционные (корректируется образ «я», улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми);
- психотерапевтические (ощущение психологического комфорта, радости, успеха);
- диагностические (позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребёнка, узнать его интересы, ценности, выявить проблемы, подлежащие коррекции);
- развивающие (обретается опыт новых форм деятельности, саморегуляция чувств и поведения).
В ходе своей работы я убедилась в результативности и несомненной пользе применения арттерапевтических приемов в работе с детьми:
1. устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз);
2. у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
3. воспитывается чувство коллективизма;
4. отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
5. на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
6. создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
7. стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
8. формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
9. идет развитие мелкой моторики и коммуникативных навыков;
10. уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.
Каждый из видов арт-терапии имеет свои методики, которые базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга.
Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их.
Правое - активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арт-терапевтических занятий полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов, «зажимов» и т.д.
Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства. Я применяю лишь некоторые из них:
• изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т.д.) – 2-4 занятия в месяц по 30 мин.,
• цветотерапия (технология воздействия цветом.Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе, снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка),
• песочная терапия (кинетический песок – это инновационный песок который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в то же время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство – 4 занятия в месяц по 30-35 мин.,
• музыкотерапия(в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других техно-логий; для снятия напряжения, повышение эмоционального настроя и пр.),
• библиотерапия или сказкотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т.д.) – 2-4 занятия в месяц по 30 мин.
Данные виды работы я использую только второй месяц, два раза в неделю, во второй половине дня. Но уже вижу, что состояние свободного творчества дает детям эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, доставляет им огромное удовольствие! В художественном творчестве (рисуя, сочиняя какие-то истории, слушая музыку или играя песочком) ребята воплощают свои эмоции, чувства, надежды, забывают о страхах, сомнениях и конфликтах.
Арт-терапия действительно развивает творческие возможности детей и является хорошим способом социальной адаптации. Это особенно важно для маленьких людей, которым еще сложно иногда выразить свои мысли в словах.
И немаловажный факт, что для упражнений детской арт-терапией нужно немногое: доступные изобразительные средства, удобное место и правильный настрой. «Лечение искусством» привлекательно, понятно и безопасно.
Таким образом, применяя арт – терапию, я чуточку приближаю детей к Здоровью в широком понимании этого слова - физической, социальной и психологической гармонии Человека. А также воспитываю в них доброжелательное отношение к людям, природой и, наконец, самому себе.
Список литературы
1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
2. Амонова О.Н., Храмкова В.Ф. Система здоровьесберегающих технологий в ДУ//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. URL: .
3. Базарный В.Ф. Освоение здоровьесберегающей технологии.
4. Базарный, Владимир Филиппович — Википедия.
5. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб., Лениздат, 2004
6. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
7. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб.: Златоуст, 2005.
9. Киселева М.В. "Арт-терапия в работе с детьми". СПб., Речь, 2008.
10. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002.
11. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Терапия детей и подростков. М., «Когито-Центр», 2007.
12. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб., Речь , 2001.
13. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.
14. Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000.
15. Мардер Л.Д. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста© Издательство «Генезис», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ
В работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительну...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.
Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики....
Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ.
В данном учебно-методическом пособие проводиться экскурс в понятие " Педагогические технологии". Дано определение этого термина, отмечены те технологии,которые используются при работе с дошкольниками,...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

Зрительная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ
Около 30% детей с ОВЗ имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость....

«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда
Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Дети, обучающиеся на дому в отличает от обучающихся в образовательном учреждении, чаще всего имеют тяжёлую степень нарушения интеллекта, помимо этого ещё имеют соматические нарушения, т. е. это характ...