Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
статья на тему

Носкова Татьяна Васильевна
 
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружающего нас мира мы получаем через глаза, другие называют даже большую цифру – 90%. Произведения искусства, литературы стали возможны благодаря глазу. Космонавт А. Леонов отмечал, что в условиях невесомости ни один орган, кроме зрения, не дает правильной информации для восприятия человеком пространственного положения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения ( охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружающего нас мира мы получаем через глаза, другие называют даже большую цифру – 90%. Произведения искусства, литературы стали возможны благодаря глазу. Космонавт А. Леонов отмечал, что в условиях невесомости ни один орган, кроме зрения, не дает правильной информации для восприятия человеком пространственного положения.

Зрение обеспечивается работой зрительного анализатора, который состоит из глаза, зрительного нерва и зрительной зоны головного мозга, расположенной в его затылочной части.

С первых дней жизни ребенок видит окружающий мир, но лишь постепенно начинает разбираться в том, что видит. Формируется оптическая система глаза. Это длительный процесс, особенно интенсивен между 1 годом и 5-ю годами жизни ребенка. В этом возрасте увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, преломляющая сила глаза. Это, естественно, сказывается на изменении остроты зрения (способности глаза видеть предметы четко) и рефракции (преломляющей силе глаза) у детей в дошкольном возрасте. Большинство детей при рождении имеет дальнозоркую рефракцию, которая в возрасте от 3 до 5 лет еще значительно преобладает над нормальной (эмметропической). И лишь с 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению числа детей с дальнозоркой рефракцией. Однако, в возрасте 3 -7 лет причиной понижения остроты зрения бывает и близорукая рефракция. По данным многих авторов, число близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается почти в 2 раза. Весьма убедительным показателем является то, что среди учащихся, поступающих в 1 класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже единицы. Совершенно очевидно, что аномалия рефракции у этих детей приобретена  не в школе, а появилась уже в дошкольном возрасте.

Эти данные говорят о необходимости самого пристального внимания к зрению детей и максимального расширения профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда еще можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.

В основу профилактики зрительных расстройств положены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в дошкольном возрасте. Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов: внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных). При этом, во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Среди экзогенных факторов в генезе близорукости большое значение имеет зрительная работа, связанная с напряжением аккомодационного аппарата глаза. По мнению многих авторов у части детей – дошкольников наблюдается слабая способность аккомодации (это определяется недостаточным развитием цилиарной мышцы, управляющей процессом аккомодации). В силу этого, детям бывает трудна зрительная нагрузка, особенно, если она чрезмерна. Много фактов это подтверждает. Доказано, что у детей  с хорошо развитой устойчивостью аккомодации к периоду поступления в школу близорукость под влиянием учебных занятий не наступает, а с плохой устойчивостью - (до 20%) развивается близорукость уже на первых порах обучения в школе.

      Хронометражные наблюдения показали, что во время занятий по развитию речи и формированию понятий 80% времени проходит с  активным участием зрения. Приведенные данные указывают на большое значение правильной организации занятий, связанных с напряжением зрения, для предупреждения зрительных расстройств в дошкольном возрасте.

Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий, поэтому важен контроль за их длительностью и рациональным построением. В старшей группе  занятие продолжается

25 минут, в подготовительной   - 30 минут, это не соответствует функциональному состоянию организма детей. При такой нагрузке у детей, наряду с ухудшением отдельных показателей организма (пульса, дыхания, мышечной силы), наблюдается падение и зрительных функций. Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций под влиянием занятий может способствовать развитию зрительных расстройств. Это относится к письму, счету, чтению, то есть к занятиям, требующим напряжения зрения. В связи с этим нужно следовать ряду рекомендаций:

 1) ограничивать длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза (смена разных видов деятельности  во время занятия. Чисто зрительная работа не должна превышать 15 – 20 минут в старшей и подготовительной группе;

2) переключать внимание детей на виды деятельности, не связанные с напряжением зрения (пересказ, чтение стихов, дидактические игры). Если этого сделать нельзя, то можно провести зрительную гимнастику (2-3 мин.), физкультурную паузу;

3) не чередовать однотипных занятий и занятий, требующих статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью;

4) повышать эффективность 10-минутного перерыва между занятиями. В данном случае эффективна зрительная гимнастика. Например: подойти к окну и в течение 2-3 минут смотреть вдаль.  То же самое повторить после окончания второго занятия. Опыт показывает, что если это несложное упражнение выполнять ежедневно, то оно  поможет восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно.

Для охраны зрения детей важна правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Но это отдельная тема.

Можно сделать вывод, что для охраны зрения важен режим дня в целом. Правильное чередование в течение дня разных видов деятельности – бодрствования и отдыха, достаточной двигательной активности, максимального пребывание на воздухе, своевременного и рационального питания, каждодневного закаливания – вот комплекс необходимых условий для правильной организации режима дня. Систематическое выполнение их будет способствовать хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы и, следовательно, положительно повлияет на процессы роста и развития как отдельных функций организма, в том числе и зрительных, так и всего организма.

Я систематически использую в своей работе некоторые упражнения  по охране зрения. Иногда вместо физминутки провожу «Пальминг» или комплекс упражнений по профилактике близорукости. При правильном выполнении этих упражнений достигается физическое и психическое расслабление, повышается острота зрения, работоспособность, активизируется чувство зрительной координации у детей – логопатов. Хочу порекомендовать некоторые упражнения своим коллегам для использования в коррекционной работе.

                Комплекс упражнений для профилактики близорукости.

  1. Исходное положение - сидя. Крепко закрыть глаза на 3 – 5 секунд, открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить 8 раз.
  2. Исходное положение – сидя. Быстро поморгать в течение 1 – 2 секунд. (Снимает зрительное напряжение).
  3. Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой 2 - -3 секунды, поставить перед собой палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см. от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руку .Повторить10 – 12 раз.( Снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии).
  4. Исходное положение – стоя. Вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет дрожать. Выполняется 6 – 8 раз.
  5. Исходное положение – сидя. Закрыть веки, массировать и х с помощью круговых движений пальца Выполняется в течение 1 минуты.( Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
  6. Исходное положение – стоя. Поставит палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3 – 5 секунд. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3 – 4 секунды, убрать ладонь, смотреть на конец пальца двумя глазами 3 – 5 секунд. Поставит палец левой руки по средней линии лица на расст.25 -30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3 – 5 сек. Прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3 – 5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца. Выполняется 5 -  6 раз. ( Укрепляет мышцы обоих глаз – бинокулярное зрение).
  7. Исходное положение – стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить глазами за пальцем. 10 – 12 раз.

                                                                 Гимнастика для глаз. 

        Комплекс 1.

  1. Открывать и закрывать глаза: быстро поморгать, крепко зажмурить на 3 – 5 секунд.
  2. Поднимать глаза вверх, опускать вниз, отводить вправо, влево (30 сек)
  3. Круговые движения глаз вправо, влево (30с)
  4. Смотреть на кончик носа 2 – 3 с., затем вдаль 2 – 3 с. (30с.)
  5. Отдыхать, закрыв глаза (60с.)

Комплекс 2.

  1. 15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа налево, слева направо.
  2. !5 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз, вниз – вверх.
  3. 15 вращательных движений глазами слева направо.
  4. !5 вращательных движений глазами справа налево.
  5. 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую сторону, как бы вычерчивая глазами уложенную на бок цифру 8.

                                                     « Пальминг»

Пассивное расслабление. Когда закрываем глаза, мы способствуем некоторому их расслаблению и отдыху .Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них падает даже ничтожное количество его лучей.

Упражнение, которое позволило добиться этого, было введено Бейтсом и называется «Пальминг».

Выполняется сидя. Важно, чтобы шея и позвоночник были на одной линии, а ступни параллельно друг другу. Потереть ладони энергично. Закройте глаза и прикройте их ладонями. При этом ладони складываются крест – накрест, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание другой .Поднимите руки в таком положении и мягко опустите их вниз вдоль лица на переносицу, при этом место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков. Но на переносицу давить не надо. Пальцы сблизить так, чтобы свет не попадал на глаза, а центр ладони находился напротив глазного яблока. При выполнении упражнения добиваться, чтобы мышцы всего тела были расслаблены(локти поставить на стол). Второе условие – это психическое расслабление, степень которого определяется по интенсивности черного поля перед глазами. Не следует добиваться черноты поля путем приложения усилий, т. е . пытаться обязательно разглядеть черное. Это приведет только к усилению напряжения и обратному эффекту. Чернота появляется автоматически, как только будет достигнута полная степень расслабления тела и психики.

Во время выполнения упражнения надо пытаться вспомнить что – нибудь приятное: красивые пейзажи, интересные случаи из жизни. Можно вспомнить ряд цветов – ярко-красный, желтый, голубой, лиловый.

При правильном выполнении этого упражнения достигается физическое и психическое расслабление, повышается острота зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Использование методик развития интеллектуальной сферы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развития когнитивных процессов: памяти, внимание, мышления, воображения, и предпо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с сочетанными нарушениями

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоро...

ТЕМА: "Использование инновационных речевых технологий в работе с детьми имеющими речевые нарушения,,

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ РЕЧЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ...

СТАТЬЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме по внедрению и комплексному использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в образовании детей с ОВЗ, которые будут способствовать сохранен...

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"...