Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья
Дети, обучающиеся на дому в отличает от обучающихся в образовательном учреждении, чаще всего имеют тяжёлую степень нарушения интеллекта, помимо этого ещё имеют соматические нарушения, т. е. это характеризуется, как тяжёлая степень нарушения интеллекта со сложной структурой дефекта. У таких детей наблюдаются самые разнообразные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по любому предмету учебной программы: со стороны сердечнососудистой, эндокринной и дыхательной систем, а также физического развития и моторики. Так же это дети с ДЦП, парезами отдельных мышечных групп, эпи синдромом, со стертыми двигательными нарушениями, которые проявляются как комплексные нарушения движений при значительной нагрузке. Поэтому очень важно внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю строить процесс обучения на дому с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма ученика; учитывать индивидуальные особенности учащегося; обеспечивать достаточно высокий уровень мотивации; своевременно предупредить переутомление; подобрать адекватную физическую нагрузку.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Важнейшей целью внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия учителя, школы и семьи. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бортник Анна Николаевна
Учитель надомного обучения
ГБОУ школа-интернат №16
Пушкинского района
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя надомного обучения: аспекты реализации требований ФГОС.
Дети, обучающиеся на дому чаще всего имеют тяжёлую степень нарушения интеллекта, помимо этого ещё имеют соматические нарушения, т. е. это характеризуется, как тяжёлая степень нарушения интеллекта со сложной структурой дефекта. У таких детей наблюдаются самые разнообразные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по любому предмету учебной программы: со стороны сердечнососудистой, эндокринной и дыхательной систем, а также физического развития и моторики. Так же это дети с ДЦП, парезами отдельных мышечных групп, эпи синдромом, со стертыми двигательными нарушениями, которые проявляются как комплексные нарушения движений при значительной нагрузке. Поэтому очень важно внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
В современной системе обучения большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям не без причины. Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога". Для коррекционно-развивающих учреждений понятие здоровьесберегающие образовательные технологии более конкретизировано - это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся. Для детей, обучающихся на дому вопрос внедрения здоровьесберегающих технологий особенно актуален по ряду причин. Для таких детей характерны: очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма, минимальная мотивация к познавательной деятельности, низкая игровая активность, неразвитость крупной и мелкой моторики, рассеянное внимание и ограниченный объем памяти. Нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю строить процесс обучения на дому с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма ученика; учитывать индивидуальные особенности учащегося; обеспечивать достаточно высокий уровень мотивации; своевременно предупредить переутомление; подобрать адекватную физическую нагрузку.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Важнейшей целью внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия учителя, школы и семьи. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип всестороннего и гармонического развития личности;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий.
Виды здоровьесберегающих технологий:
- Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Подбирается индивидуально, опираясь на возможности и особенности ребенка. Следует так же учитывать особенности детей с эпи синдромом, ДЦП и с синдромом расторможенности.
- Пальчиковая гимнастика — применяется для общего развития гибкости рук. Набор упражнений направленны на развитие мелкой моторики рук, т.е. совместных действия систем организма (мышечной, зрительной, нервной, костной).
- Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты. Для того, чтобы гимнастика была интересной и эффективной необходимо учитывать особенности развития ребенка и его интеллектуальные возможности.
- Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
- Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
- Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
- Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг. Дети, обучающиеся на дому быстро утомляются, поэтому для них крайне важна релаксация, для снятия стрессового напряжения, для развития внимания.
- Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
- Оформление помещения, рабочего места. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
- Позы учащихся. Дети, обучающиеся на дому, чаще всего имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, поэтом необходима профилактика и коррекция осанки (процесс продолжительный, требующий систематической работы на как уроках физической активности, так и во время индивидуальной работы). Важно следить за позой учащегося на дому и своевременно прерываться на физкультминутки. Находясь, длительное время за партой в статической позе, они нуждаются в упражнениях для выработки осанки, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, укрепления мышц и суставов кистей, позвоночника, для координации движений.
- Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Для сохранения психологического комфорта необходимо учитывать физические, физиологические, эмоционально-личностные особенности развития ребенка, создавать ситуации успеха на уроке, предоставлять возможность проявления самостоятельности, поощрение за любой даже скромный успех, актуальная поддержка педагога на всех этапах урока.
- Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты. Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий.
- Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
- Работа с родителями. Непрерывность действия невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.
Выбор здоровьесберегающих технологий в работе учителя надомного обучения с ребенком зависит от индивидуальной программы учащегося, от особенностей психофизических возможностей, от сложности дефекта.
Здоровьесберегающие технологии по ФГОС.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя надомного обучения — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую личность. Цель учителя надомного обучения - научить детей трудиться, бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, формировать устойчивые навыки самообслуживания, прививать по возможности социально-бытовые навыки, и помочь ребёнку адаптироваться к предстоящей взрослой жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.
Здоровьесберегающие технологии по рекомендации ФГОС эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что он обеспечивает ученику и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно в дальнейшей жизни.
То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Специальное (коррекционное) образование...
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.
Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики....
Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...
Cтатья. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Материал о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
quot;Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...
Учебно-методическое пособие "Использование здоровьесберегающих методов и приемов в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-8 лет"
Учебно-методическое пособие содержит тематическую подборку здоровьесберегающих методов и приемов, которые могут использоваться учителями-дефектологами, логопедами, педагогами и другими специалистами д...