Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал на тему
В данном учебно-методическом пособие проводиться экскурс в понятие " Педагогические технологии". Дано определение этого термина, отмечены те технологии,которые используются при работе с дошкольниками, в частности, имеющими ограниченные возможности здоровья. Подробно раскрывается такая здоровьесберегающая технология, как сохранение и стимулирование здоровья. При реализации данной технологии на практике используется гимнастика для глаз, дыхательная, артикуляционная, подвижные игры, динамические паузы, релаксация. В пособие вышеперечисленные виды работы объединены в общую группу "коррекционная гимнастика". Автор описывает различные виды коррекционной гимнастики (зрительная ,двигательная, речевая, психоэмоциональная), приводит цели каждого вида и примеры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ.
Деятельность дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в современной России направлена на обучение ребёнка через его развитие и воспитание. Развитие ребёнка происходит в ходе взаимодействия его со взрослым и представляет собой процесс качественного изменения. Целью деятельности взрослого в ДОУ в качестве педагога является такое взаимодействие с ребёнком, которое способствует формированию его познавательной активности по отношению к окружающему, раскрытию его индивидуальности. Условием реализации такой цели становится использование педагогических технологий.
Современные педагогические технологии- это воздействие педагога на ребёнка в целях воспитания у него гармонии свободы личностного проявления и социокультурной нормы. Среди педагогических технологий, которые применяются в работе с дошкольниками, можно выделить следующие.
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология личностного-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
- Технология проектной деятельности.
- Технология исследовательской деятельности.
- Технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога».
- Информационно-коммуникативные технологии.
В данном учебно-педагогическом пособие остановимся на здоровьесберегающих педагогических технологиях как наиболее актуальных для детей с ОВЗ, в частности, для детей со зрительными нарушениями, имеющими неврологические проблемы.
В основе продуктивного развития детей с ОВЗ находятся ниженазванные здоровьесберегающие технологии.
- Медико-профилактические.
- Физкультурно-оздоровительные.
- Образовательные.
- Обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка.
- Здоровьесбережения и здоровьеобогощения педагогов.
- Сохранения и стимулирования здоровья.
- Обучения здоровому образу жизни.
- Коррекционные.
- Технология активной сенсорно-развивающей среды
Общее образование и воспитание детей с проблемами в развитии возможно только при наличии коррекционно-компенсаторной педагогической работы. Эта работа осуществляется в процессе каждодневных занятий, каждое из которых имеет четкую структуру. В каждое занятие обязательным образом должно быть включено проведение коррекционной гимнастики в качестве технологии сохранения и стимулирования здоровья. Коррекционная гимнастика проводится во время физкультминуток и используется как продолжение целенаправленной коррекционной работы.
Обязательное использование такой гимнастики обусловлено тем, что всем дошкольникам, и, тем более, с проблемами в психомоторном развитии, трудно удерживать активное произвольное внимание из-за особенностей развития нервной системы. В дошкольном возрасте нервные процессы неустойчивы: повышенная возбудимость коры головного мозга и недостаточное внутреннее активное торможение. Во время занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, кисть работающей руки. Минимальное утомление проявляется у детей отвлекаемостью, невнимательным слушанием, разговорами между собой. Это - проявления охранной реакции организма.
Наилучшим способом недопущения или устранения подобных явлений являются физкультминутки, при проведении которых умственная работа чередуется с физической, статическая - с динамической. Гимнастика делается 3-4 минуты и включает в себя несколько упражнений.
Существует несколько видов коррекционной гимнастики.
Виды коррекционной гимнастики
I. Зрительная
- Упражнения для тренировки и укрепления глазодвигательных мышц, циркуляции крови.
- Упражнения для предотвращения утомления глаз .
II .Двигательная
- Коррекционно-развивающие игры
- Подвижные игры
- Игры на прогулке
- 4.Пальчиковые игры
- Речевая гимнастика
- Психоэмоциональная гимнастика
Остановимся подробно на зрительной гимнастике. Цель её выполнения -улучшение зрительного восприятия.
Эффективная методика по снятию зрительного утомления описана американским офтальмологом Бейтсом и носит название «пальминг».
- Пальминг-это искусственное затемнение глаз с помощью ладоней. Техника выполнения следующая. Нужно сесть ровно, поставив локти на стол. Разогреваем руки растиранием, кладём пальцы своих тёплых ладоней друг на друга так, чтобы они пересеклись у оснований мизинцев. Складываем ладони в пригорошни и накладываем на лицо так, чтобы их основания лежали на скулах, перекрещенные пальцы- на лбу, основания мизинцев- на переносице. Свет сквозь пальцы не проникает, расслабленные руки не давят ни на части лица, ни на глазные яблоки. Некотрое время моргаем, затем закрываем глаза и погружаемся в темноту, созерцая её. Можно представить что-нибудь приятное.
Вот ещё некотрые упражнения, снимающие напряжение глаз.
- Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд ,затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
- Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут.
Приведём упражнения для укрепления глазодвигательных мышц.
- Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
- Также для зрительной гимнастики мы используем различные зрительные ориентиры, которые размещаем на полу, на стенах, подвешиваем разные подвески к потолку на различной высоте. Постепенно переводим взгляд с одних ориентиров на другие.
- Еще одно весьма эффективное упражнение. Ребенок сидит на стуле, голова неподвижна, глаза смотрят перед собой и следят за движущимся зрительным ориентиром, который двигается на расстоянии 1,5 м. Движение - в направлениях право- влево, вверх- вниз, по часовой стрелке и обратно.
Поговорим о. двигательных коррекционно-развивающих играх. Их коррекционные цели включают в себя:
- Развитие координации движений рук и глаза, глазомера.
- Тренировку цветовосприятия на расстоянии, развитие умения соотносить по цвету, форме, оттенкам.
- Развитие ориентировки в большом пространстве на зрительный сигнал.
- Развитие точности движений, быстроты реакции.
- Развитие предметности восприятия.
Примеры игр:
- «Сова» (ориентировка-запоминание «своего места»),
- «Спрячься в свой домик» (запоминание цвета, формы),
- «Найди пару» (соотнесение по цвету, форме),
- «Найди такую же игрушку» (объемные игрушки, карточки с их силуэтными изображениями, парные игрушки),
- «Составь цветок» (цвета, оттенки).
Коррекционные цели подвижных игр и игр на прогулке:
- Концентрация произвольного внимания детей.
- Развитие координации движений, равновесия.
- Развитие ритма, согласованности движений.
- Развитие быстроты реакции, ловкости.
- Развитие глазомера.
- Ориентировка в пространстве.
- Развитие общей моторики.
- Обучение перенесению знаний и умений в новую ситуацию, игру. Примеры игр:
- «Кто прыгнет выше?» На различной высоте на нитках висят игрушки, нужно достать их по очереди.
- «Точный поворот» Ребенок с завязанными глазами. Нужно встать со стула и пройти в указанном направлении.
- «Не замочи ноги» На площадке или в зале нарисован ручеёк. Ребёнок должен перепрыгнуть ручеёк в самом коротком месте.
- «Прыгни дальше» На полу расставить 4-6 игрушек (заяц ,лиса) на расстоянии 15 см одна от другой. Прыгнуть вдоль игрушек как можно дальше. Длину шагов определяют по игрушкам (прыгнул дальше зайца, но ближе утки и т. д.)
Отдельная большая группа мануальных двигательных игр- это пальчиковые игры. Это самые первые, древнейшие игры, в которые играют с малышами родители и бабушки с дедушками, няни «всех времен и народов». Это различные потешки и частушки, проговаривание которых сопровождается пассивными, сопряженными и активными движениями рук, кистей, ладоней, пальцев. Они могут быть самой различной тематики. В последние годы в коррекционную пальчиковую гимнастику включается игра с карандашами.
Коррекционные цели пальчиковых игр:
- Тренировка тактильного и зрительного восприятия.
- Развитие пространственной ориентировки на своей руке.
- Развитие подвижности глаз.
- Развитие аккомодации.
- Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
- Развитие мелкой моторики, функциональных движений кистей.
- Создание благоприятного эмоционального фона. Сделаем несколько упражнений с пальцами и с карандашом.
- «Ладушки»
- «Пальчики здороваются»
- «Колечки»
- «Замок»
- «Семья»
- «Мостик» Карандаш удерживается 2-мя пальцами левой и правой руки: мизинцами, указательными или разными.
III Следующая группа коррекционной гимнастики - это речевая гимнастика.
Упражнения, способствующие активизации и развитию артикуляционных движений
языка, губ, щек. Они используются как отдельный вид логопедической работы и как игровые моменты.
IV Завершаем обзор коррекционной гимнастики психоэмоциональной
гимнастикой. Любое физическое движение в психоэмоциональной гимнастике
выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональными содержанием.
Тем самым объединяется деятельность психических функций - мышления, эмоций,
движения, - а с помощью комментариев ведущего подключается еще внутреннее
внимание детей к этим процессам.
Например, ребенок не просто выполняет резкие ритмичные махи руками, а представляет себя зайчиком, играющим на барабане в цирке.
Игровое психогимнастическое упражнение продумывается с учетом следующих задач:
- Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения -путем подражательного повторения движений и действий ведущего.
- Тренировать ребенка направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.
В психоэмоциональную гимнастику включается и мимическая: ребенку предлагают выполнить ряд упражнений для мышц лица перед зеркалом: выразить удивление, страх, обиду.
Принципы выполнения упражнений:
- Системность и последовательность.
- Доступность материала.
- Постепенность в увеличении нагрузок как для отдельного упражнения, так и для комплекса в целом.
- Учет индивидуальных особенностей (возраст, произвольность поведения, заболевание, его степень, состояние глазных мышц).
- Творческий подход (использование игрушек, картинок, игровых ситуаций: в какую сторону убежал заяц?)
- Эмоциональность характера выполнения.
Использование педагогом различных видов коррекционной гимнастики как здоровьесберегающей технологии в процессе работы с детьми с ОВЗ- залог высокого уровня здоровья ребёнка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ
В работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительну...
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.
Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...
Доклад. Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении
ДокладПрименение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому се...
Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ
Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации Росси...
Зрительная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ
Около 30% детей с ОВЗ имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость....
Статья "Сказкотерапия, как коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями"
Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. В данной статье опублик...