Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.
статья по теме

Белоусова Светлана Павловна

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_s_detmi_s_ogr.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Белоусова С.П.  педагог отдела              

                                              реабилитации детей с ограниченными

                                                возможностями

 Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью  развития у них творческих способностей»

          В настоящее  время, в  результате вмешательства  факторов среды и образа жизни, растет количество детей с отклонениями в развитии. Поэтому,  одной из  главных  линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий.

    Восточная мудрость   гласит:  «У   кого есть здоровье - у того есть надежда, у кого есть надежда – у того есть все»

      Вхождение в жизнь, адаптация в ней, определение себя, своих возможностей и границ, своей роли и значения в этом мире – все требует от ребенка жизненной и творческой активности.

     Особая категория детей – это дети с ограниченными возможностями, имеет узкий круг общения, в то время как рядом существует большой, красивый мир. Такие дети испытывают трудности со стороны общества.

         Поэтому  задача педагога – помочь открыть им мир, научить «добротворчеству», ведь  творчество – актуальная потребность детства, соприкасаясь с ним ребенок может получить понимание и счастье.

      Для ребенка имеет огромное значение достижение ощущения

«я это могу», «мое творчество интересно другим». Это повышает самооценку, самоуважение. Делает взгляд на себя в обществе более оптимистичным, что особенно важно для ребенка с ограниченными возможностями.

Успешным условием развития творчества является:  раннее начало, т.е. окружить ребенка той средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы творческую деятельность; создание у ребенка высокой  самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах; соблюдение принципа  «права на ошибку»; ребенку надо предоставить большую свободу в выборе деятельности.    

Цель моей работы - реабилитация и интеграция детей с ограниченными возможностями в общество через обучение творчеству. Развивая творческие способности детей с ограниченными возможностями, помочь детям подготовится к независимой жизни. Просто научить детей жить полноценной жизнью.

  Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.

      На логоритмических  занятиях  дети  с удовольствием заучивают песни,  поют под караоке, с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки. Пение может быть использовано независимо от физических возможностей детей. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к  двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения

 При овладении игре на музыкальном инструменте  совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой); дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

    И самое главное - наличие во всех упражнениях элементов творчества.  Дорогостоящий инструмент можно с успехом заменить на самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты. 

  Желание заниматься игре на фортепиано (или синтезаторе) возникает у многих детей, ведь потребность самовыражения присуще всем людям, независимо от наличия ограниченных возможностей. Однако наши дети не все могут учиться в музыкальной школе  по причине наличия заболевания, невозможности выполнения учебной программы.

 Фортепиано (или синтезатор)  используется как своеобразный тренажер для разработки крупной и мелкой моторики рук у детей.

   На начальном этапе работы с  ребенком мы только «играем» в дирижеров, музыкантов, певцов.  

Старшим детям  предлагаю спеть в караоке любимые песни. Такие игры- подражания развивают слух и артистические способности.

  Большинство  из наших детей ограничены в своих физических возможностях. Песня и музыка является единственным инструментом с такими детьми.

  Выступая на  праздниках, концертах, на которых ребенок имеет возможность поверить в свои силы и способности, поверить в себя.  Дети объединения «Логоритмика» принимают участие в Республиканских и Городских фестивалях творчества детей с ограниченными возможностями.

 Первые выступления детей занимающихся в объединении состоятся на мини праздниках,  в доброжелательной, «домашней» обстановке, рядом с родителями и друзьями.  Затем на праздниках: «Золотая осень», «А ну-ка, мамы», «В гостях у сказки »…   Участие в концертах, праздниках, фестивалях повышает самооценку, дети начинают себя  по-другому ощущать.  Творчество помогает самовыразиться. Ребята получают дипломы, благодарственные письма и понимают, что они тоже могут участвовать в жизни общества. Родители отмечают, что после выступлений дети становятся более открытыми, более независимыми. У них появляются новые увлечения, новые друзья.  А участие в фестивалях придает уверенности в себе. Каждая победа - шаг на пути к преодолению недуга, помогает влиться в нормальную, повседневную жизнь, чтобы они были полноценными членами общества, способными жить самостоятельно и независимо.                                                           И творчество – один из возможных путей преодоления.

         «Помоги себе сам»- вот принцип помочь ребенку научиться справляться со своим недугом.

    «Музыка дается нам в помощь, чтобы подтвердить наши чувства и, исходя из этого, вдохновлять и помогать другим!»

                                                Карина Фредкрисон

Развитие творческих  способностей важно  потому: чтобы достичь глубокого влияния на организм, больной сам должен активно действовать: петь, играть на музыкальном инструменте,  воплощать музыку в движениях.

 Сущность музыкотерапии – в способности вызывать положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, обуславливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Я не ставлю себе целью воспитать из детей знаменитых певцов и музыкантов. Я уверена, что  нужно дать шанс ребенку проявить себя. Приобщая детей с ограниченными возможностями к миру музыки и к творчеству, позволяет успешно решать проблемы их социальной адаптации.

  Ведь главная моя помощь для таких детишек это слова: «Я в себя верю! И все обязательно получится»

 Сегодня раскрывать свои творческие возможности необходимо не только людям искусства, науки, бизнеса, но и всем нам обыкновенным людям, которые хотят прожить свою единственную жизнь по-настоящему, с воодушевлением и энтузиазмом!

 В наше  время,  когда количество больных детей  увеличивается, очень важно применение здоровьесберегающих технологий. На занятиях по логоритмике  опробированы и успешно используются следующие технологии здоровьесбережения:  артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц органов артикуляции, четкой дикции; дыхательная гимнастика помогает выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу; упражнение на релаксацию воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; развитие голоса, пение  под музыку и без нее, развивает вокальные навыки; пальчиковые игры и речевые упражнения с одновременным выполнением действия развивают мелкую моторику, помогают ритмичному исполнению стихотворного текста; игра на музыкальных инструментах; музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами помогают в развитии творческих и музыкально-сенсорных способностей детей, развитию чувства ритма; компьютерные игры используются как логопедический тренажер.

  На занятиях по логоритмике с детьми с ограниченными возможностями является важным создание активной здоровьесберегающей   среды, обеспечение оптимальных условий физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...

Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

quot;Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети, обучающиеся на дому в отличает от обучающихся в образовательном учреждении, чаще всего имеют тяжёлую степень нарушения интеллекта, помимо этого ещё имеют соматические нарушения, т. е. это характ...

Учебно-методическое пособие "Использование здоровьесберегающих методов и приемов в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-8 лет"

Учебно-методическое пособие содержит тематическую подборку здоровьесберегающих методов и приемов, которые могут использоваться учителями-дефектологами, логопедами, педагогами и другими специалистами д...