РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Психология общения» 5 класс
рабочая программа по психологии (5 класс)
Введение курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина. Целью преподавания курса психологии в школе является овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_psihologiya_obshcheniya_5_klass.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Психология общения»
(наименование)
1 год
(срок реализации программы)
5 класс
(возраст обучающихся)
Разработчик:
Кузнецова О.Б., педагог-психолог
2016 – 2017 уч. г.
Аннотация
Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии «Психология общения» для обучающихся 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897).
Введение курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Целью преподавания курса психологии в школе является овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.
Общая характеристика курса
Рабочая программа составлена на основе учебной программы «Психология, 5 класс » А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Программа рекомендована к использованию редакционно-издательским советом РАО. Издательство Московского психолого-социального института входит в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. N 729).
Цели и задачи.
Целью психологического образования является овладение школьниками основами психологической культуры, развитие метапредметных компетенций. Эта цель предполагает развитие психологической готовности ученика к полноценному и позитивному взаимодействию с миром людей, миром культуры, его собственным внутренним миром
Преподавание психологии направлено на решение важнейших психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
– формирование у школьников общих представлений о психологии как науке;
– оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека;
– пробуждение интереса ребенка к другим людям и к самому себе;
– развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
– развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
– раскрытие сущности личностной направленности (потребности, желания, цели, смыслы, идеалы, ценностные ориентации);
– развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и т. д.);
– понимание чувств, настроений, переживаний других людей.
Освоение материала по внеурочной деятельности «Психология общения» даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.
Программа курса «Психология общения» учитывает, что у обучающихся 5 класса сложный возрастной период, связанный с переходом в среднюю школу, но который одновременно является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, особенностей характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства.
Критериями актуальности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Методы и техники, используемые в программе
1. Ролевые игры.
2. Дискуссии.
3. Рисуночная арт-терапия.
4. Моделирование образцов поведения.
5. Метафорические истории и притчи.
Структура занятия
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач курса.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней обучающихся помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Психология общения» ориентирована на учащихся пятых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 академический час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год.
Основное содержание курса
Введение (1 час).
Психические свойства личности.
Способности (16 часов).
Что такое способности. Возникновение способностей в истории человечества. Откуда берутся способности. Как развиваются способности. Одаренность, талант, гениальность. Общие способности. Специальные способности. Познавательная активность. Интересы и склонности. Как развить свои способности.
Темперамент (8 часов).
Что такое темперамент. Психологические характеристики темперамента. Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности.
Характер (8 часов).
Что такое характер. Черты характера. Нравственные, волевые черты характера. Воля и трудолюбие. Характер и успехи в школе. Человек хозяин своего характера.
Обобщение (2 часа).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Психология общения».
Личностные результаты:
Обучающиеся должны:
- приобрести знания о гуманистических и традиционных ценностях многонационального российского общества;
- продолжить освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
У обучающихся должны:
- сформироваться способности к саморазвитию и самообразованию, на основе развития опыта участия в социально значимом труде;
- продолжить формироваться целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики
- сформироваться осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развиться компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, сформироваться нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- продолжить формироваться коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
У обучающихся должны сформироваться:
- умения самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умения самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- навыки овладения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
- В ценностно-ориентационной сфере — у обучающихся должны сформироваться представления о социальном взаимодействии как об одном из важнейших способов познания человеком себя в окружающем мире; ориентация в гуманистических ценностях и нравственных основах общества.
- В познавательной сфере — у обучающихся должны расшириться и систематизироваться знания о многообразии объектов и явлений социальной жизни, о здоровом образе жизни; сформироваться представления о взаимосвязи социального и индивидуального в человеке. Обучающиеся должны уметь применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в социуме.
- В коммуникативной сфере — у обучающихся должны сформироваться навыки самоанализа, самонаблюдения; развиться способности к саморегуляции эмоциональных поведенческих реакций и овладению приемами контроля своего психофизического состояния.
- В эстетической сфере — обучающиеся должны уметь приводить примеры, дополняющие научные данные образами, взятыми из произведений литературы и искусства.
Календарно - тематическое планирование курса «Психология общения» 5 класс.
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, Темы | Осваиваемые учебные действия, умения обучающихся |
1 | 1 | Введение в предмет психология. | - Осваивают новую область психологических знаний – психология личности. - Знакомятся с психическими свойствами личности. Развивают произвольность внимания - Развивают произвольности восприятия |
2 | 1 | Возникновение способностей в истории человечества. | - Составляют представление о возникновении и развитии способностей, исторический экскурс. - Учатся понимать условия и механизмы развития способностей. - Учатся находить различия в способностях, признаки способностей - Знакомятся с понятием индивидуально-психологические особенности. - Определяют понятия: память, восприятие, воображение, творчество как проявление способностей. - Учатся находить связь: специальных способностей с различными видами деятельности; познавательной активности в различные периоды детства; способностей и школьной успешности, развитие способностей к учению. - Учатся понимать как проявляются талант, гениальность и одаренность в деятельности людей. - Определяют свое отношение к правилам и нормам общения. - Сопоставляют полученную информацию с имеющимся жизненным опытом. - Находят ответы на вопросы в разных источниках информации. - Учатся контролировать свою речь. - Обобщают и систематизируют разные виды информации. |
3 | 2 | Что такое способности. | |
4 | 3 | Откуда берутся способности. | |
5 | 4 | Как развиваются способности. | |
6 | 5 | Общие способности. Мышление как общая способность. | |
7 | 6 | Память как общая способность. Восприятие окружающего мира. | |
8 | 7 | Творческое отношение к действительности как общая способность. Воображение как общая способность. | |
9 | 8 | Специальные способности. | |
10 | 9 | Единство общих и специальных способностей. | |
11 | 10 | Обобщение по теме «Общие и Специальные способности». | |
12 | 11 | Познавательная активность. Интересы и склонности. | |
13 | 12 | Способности, талант, гениальность. | |
14 | 13 | Многогранность одаренности. | |
15 | 14 | Когда проявляются способности и таланты. | |
16 | 15 | Способности и школа. | |
17 | 16 | Обобщение по теме «Способности». | |
18 | 1 | Что такое темперамент. | - Понимают, как разные психологические особенности человека влияют на его общение. - Учатся видеть свои характерные особенности общения. - Определяют суть понятия темперамент. - Формируют представление о содержательных характеристиках темперамента. - Учатся определять собственный темперамент на основании методики. - Знакомятся с различными проявлениями и сторонами темпераментов. - Осознают влияние особенностей темперамента на характер и отношения с людьми. - Учатся находить общее и различное в понятиях темперамент и характер, их взаимосвязь и значение. - Учатся находить общее и различное в понятиях темперамент и способности, их взаимосвязь и значение. - Осознают себя в мире. - Определяют цель, проблему деятельности. - Формируют представление о самом себе через работу с информацией. - Осознают особенности своей позиции. - Обобщают и систематизируют разные виды информации. |
19 | 2 | Психологические характеристики темпераментов. | |
20 | 3 | Определение темперамента. | |
21 | 4 | Положительные и отрицательные стороны темпераментов. | |
22 | 5 | Темперамент и общение. | |
23 | 6 | Темперамент и характер. | |
24 | 7 | Темперамент и способности. | |
25 | 8 | Обобщение по теме «Темперамент». | |
26 | 1 | Что такое характер. | - Получают психологическое содержание понятия характер - Знакомятся с широким спектром нравственных и безнравственных черт характера. - Учатся различать понятия: воля, сила воли – волевые черты характера. - Формируют представление о волевых действиях, постановках и достижениях целей. - Формируют представление о разнообразных проявлениях характера, его формирования посредством совершения соответствующих поступков. - Осознают, что характер в значительной степени влияет на развитие способностей. Учатся определять черты и акцентуации характера посредством методики. - Раскрывают роль различных черт характера в школьных успехах. - Формируют целостное мировоззрение. - Выделяют ориентиры деятельности на новом учебном материале. - Обобщают и систематизируют разные виды информации. - Организуют работу в группах. |
27 | 2 | Черты характера. Нравственные черты характера. | |
28 | 3 | Волевые черты характера. | |
29 | 4 | Как проявляются черты характера. | |
30 | 5 | Черты характера и способности. | |
31 | 6 | Определение черт характера. | |
32 | 7 | Характер и успехи в школе. | |
33 | 8 | Обобщение по теме «Характер». | |
34 | 1 | Итоговое обобщение. | - Формируют целостное мировоззрение. - Обобщают и систематизируют разные виды информации. - Подводят основные итоги изучения учебного материала. |
35 | 2 | Итоговое обобщение. |
Материально-техническое обеспечение курса
Для изучения курса «Психология общения», в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, проектор);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер.
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Психология общения» (комплексная программа, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования психологии;
- специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему информационной и методической помощи (учебники по психологии, книги для учителя по психологии и дополнительному образованию, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса «Тропинка к своему «Я»;
- энциклопедическая и справочная литература (философские и психологические словари, справочники по теории и истории психологии, биографии отечественных и зарубежных психологов и значимых персоналий и др.);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.
Литература
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.:изд.-во «Ось-89», 2001г.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. - Новосибирск, 1997 г.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.-Екатеринбург,1997 г.
- Конфликтология в школе. Учебно – методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений/ Под редакцией С.В. Баныкиной, М., 2002
- Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г.
- Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.
- Микляева А.В. Я – подросток.Я среди других людей. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г.
- Плахотникова И.В. Развитие личностной саморегуляции: методическое пособие/ И. В. Плахотникова, В.И. Моросанова.- М.: Вербуи – М, 2004
- Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.
- Смирнова Е.Е. на пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003.
- Учеб.- метод. Пособие Психология, 5 класс / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК, 2007.
- Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003.
- Фопель К. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
- Черникова Т.В., Сукачева Г.А. старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно – тренировачных и клубных занятий: метод. Пособие.-2-е изд.стереотипное – М.: Глобус, 2007.
Электронные ресурсы:
- Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/
- Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
- «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
- Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке» , режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
- Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
- «Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
- «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/
- «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: Сайт для психологов и тех, кто интересуется психологией» , режим доступа: http://explorateur.narod.ru/library.htm
- «Антистресс», режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru
- PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» , режим доступа: http://psylib.kiev.ua.
- hpsy.ru, режим доступа: http://hpsy.ru/about.htm
- «Флогистон: Психология из первых рук», режим доступа: http://flogiston.ru/library
- ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru
- Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
- Мир позитива. Ру, режим доступа: http://www.mirpozitiva.ru/
- Vital P’Art — Psyberia.Ru «Продвинутая психология для несовершеннолетних» , режим доступа: http://psyberia.ru/about/
- Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа: http://psy.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса "Культура общения"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлена на развитие коммуникативной компетентности ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура общения" 5 класс.
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов "Русское речевое общение"
Работа по данной программе способствует созданию условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышению уровня речевой культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 7 класс Общекультурное направление
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблем...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 8 класс Общекультурное направление
Предлагаемая мною программа актуальна в связи с тем, что для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях модернизации обр...
Рабочая программа внеурочной деятельности Час общения: уроки нравственности, 7-9 классы
Жизнь общества напрямую зависит от уровня его духовности и степени нравственного развития отдельной личности, поэтому духовно-нравственное образование является обязательным компонентом школьного образ...
Программа внеурочной деятельности "Психология и выбор профессии"
Рабочая программа «Психология и выбор профессии» по внеурочной деятельности учащихся МОАУ «Гимназии имени А.Грина» на 2019-2020 учебный год составлена с соответствии с Федераль...