РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Психология общения» 5 класс
рабочая программа по психологии (5 класс)

Введение курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образо­вания, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Имен­но личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина. Целью преподавания курса психологии в школе является овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_psihologiya_obshcheniya_5_klass.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Психология общения»

(наименование)

1 год

 (срок реализации программы)

5 класс

(возраст обучающихся)

        

Разработчик:

Кузнецова О.Б., педагог-психолог

2016 – 2017 уч. г.

Аннотация

Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии «Психология общения» для обучающихся 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897).

Введение курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Целью преподавания курса психологии в школе является овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.

Общая характеристика курса

Рабочая программа составлена на основе учебной программы «Психология, 5 класс » А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Программа рекомендована к использованию редакционно-издательским советом РАО. Издательство Московского психолого-социального института входит в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. N 729).

Цели и задачи.

Целью психологического образования является овладение школьниками основами психологической культуры, развитие метапредметных компетенций. Эта цель предполагает развитие психологической готовности ученика к полноценному и позитивному взаимодействию с миром людей, миром культуры, его собственным внутренним миром

Преподавание психологии направлено на решение важнейших психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

– формирование у школьников общих представлений о психологии как науке;

– оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека;

– пробуждение интереса ребенка к другим людям и к самому себе;

– развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);

– развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);

– раскрытие сущности личностной направленности (потребности, желания, цели, смыслы, идеалы, ценностные ориентации);

– развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и т. д.);

– понимание чувств, настроений, переживаний других людей.

Освоение материала по внеурочной деятельности «Психология общения» даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.

Программа курса «Психология общения» учитывает, что у обучающихся 5 класса сложный возрастной период, связанный с переходом в среднюю школу, но который одновременно  является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, особенностей характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства.

Критериями актуальности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

Методы и техники, используемые в программе

1. Ролевые игры.

2. Дискуссии.

3. Рисуночная арт-терапия.

4. Моделирование образцов поведения.

5. Метафорические истории и притчи.

Структура занятия

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач курса.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней обучающихся помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Психология общения» ориентирована на учащихся пятых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 академический час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год.

Основное содержание курса

Введение (1 час).

 Психические свойства личности.

Способности (16 часов).

Что такое способности. Возникновение способностей в истории человечества. Откуда берутся способности.  Как развиваются способности. Одаренность, талант, гениальность. Общие способности. Специальные способности. Познавательная активность. Интересы и склонности. Как развить свои способности.

Темперамент (8 часов).

Что такое темперамент. Психологические характеристики темперамента. Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности.

Характер (8 часов).

Что такое характер. Черты характера. Нравственные, волевые черты характера. Воля и трудолюбие. Характер и успехи в школе. Человек хозяин своего характера. 

        Обобщение (2 часа).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Психология общения».

Личностные результаты:

 Обучающиеся должны:

- приобрести знания о гуманистических и традиционных ценностях многонационального российского общества;

- продолжить освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

У обучающихся должны:

- сформироваться способности к саморазвитию и самообразованию, на основе развития опыта участия в социально значимом труде;

- продолжить формироваться целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики

- сформироваться осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  

- развиться компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, сформироваться нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

- продолжить формироваться коммуникативные компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты:

У обучающихся должны сформироваться:

- умения самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умения самостоятельно планировать пути  достижения целей;

- умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- навыки овладения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

- умения  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты:

- В ценностно-ориентационной сфере — у обучающихся должны сформироваться представления о социальном взаимодействии как об одном из важнейших способов познания человеком себя в окружающем мире; ориентация в гуманистических ценностях и нравственных основах общества.

- В познавательной сфере — у обучающихся должны расшириться и систематизироваться знания о многообразии объектов и явлений социальной жизни, о здоровом образе жизни; сформироваться представления о взаимосвязи социального и индивидуального в человеке. Обучающиеся должны уметь применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в социуме.

- В коммуникативной сфере — у обучающихся должны сформироваться навыки самоанализа, самонаблюдения; развиться способности к саморегуляции эмоциональных поведенческих реакций и овладению приемами контроля своего психофизического состояния.

- В эстетической сфере — обучающиеся должны уметь приводить примеры, дополняющие научные данные образами, взятыми из произведений литературы и искусства.

Календарно - тематическое планирование курса «Психология общения» 5 класс.

№ п/п

№ урока в теме

Наименование раздела,

Темы

Осваиваемые учебные действия, умения обучающихся

1

1

Введение в предмет психология.

- Осваивают новую область психологических знаний – психология личности.

- Знакомятся с психическими свойствами личности.    Развивают произвольность внимания

- Развивают произвольности восприятия

2

1

Возникновение способностей в истории человечества.

- Составляют представление о возникновении и развитии способностей, исторический экскурс.

- Учатся понимать условия и механизмы развития способностей.

- Учатся находить различия в способностях, признаки способностей

- Знакомятся с понятием индивидуально-психологические особенности.

- Определяют понятия: память, восприятие, воображение, творчество как проявление способностей.

- Учатся находить связь: специальных способностей с различными видами деятельности; познавательной активности в различные периоды детства;  

способностей и школьной успешности, развитие способностей к учению.

- Учатся понимать как проявляются талант, гениальность и одаренность в деятельности людей.

- Определяют свое отношение к правилам и нормам общения.       - Сопоставляют полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.

- Находят ответы на вопросы в разных источниках информации.

- Учатся контролировать свою речь.

- Обобщают и систематизируют разные виды информации.

3

2

Что такое способности.

4

3

Откуда берутся  способности.

5

4

 Как   развиваются   способности.

6

5

Общие способности. Мышление как общая способность.

7

6

Память    как   общая способность.

Восприятие   окружающего   мира.

8

7

Творческое   отношение   к действительности как общая   способность.

Воображение  как общая способность.

9

8

Специальные    способности.

10

9

Единство  общих  и специальных   способностей.

11

10

Обобщение по теме «Общие и Специальные способности».

12

11

Познавательная    активность. Интересы и склонности.

13

12

Способности, талант, гениальность.

14

13

Многогранность одаренности.

15

14

Когда проявляются способности и таланты.

16

15

Способности  и школа.

17

16

Обобщение по теме «Способности».

18

1

Что такое   темперамент.

- Понимают, как разные психологические особенности человека влияют на его общение.

- Учатся видеть свои характерные особенности общения.

- Определяют суть понятия темперамент.

- Формируют представление о  содержательных характеристиках темперамента.

- Учатся определять собственный темперамент на основании методики.

- Знакомятся с различными проявлениями и сторонами темпераментов.

- Осознают влияние особенностей темперамента на характер и отношения с людьми.

- Учатся находить общее и различное в понятиях темперамент и характер, их взаимосвязь и значение.

- Учатся находить общее и различное в понятиях темперамент и способности, их взаимосвязь и значение.

- Осознают себя

в мире.

- Определяют цель, проблему деятельности.

- Формируют представление о самом себе через работу с информацией.

- Осознают особенности своей позиции. - Обобщают и систематизируют разные виды информации.

19

2

Психологические    характеристики  темпераментов.

20

3

Определение темперамента.

21

4

Положительные и отрицательные стороны темпераментов.

22

5

Темперамент   и общение.

23

6

Темперамент   и характер.

24

7

Темперамент   и способности.

25

8

Обобщение  по теме  «Темперамент».

26

1

Что такое   характер.

- Получают психологическое содержание понятия характер

- Знакомятся с широким спектром нравственных и безнравственных черт характера.

- Учатся различать понятия: воля, сила воли – волевые черты характера.

- Формируют представление о волевых действиях, постановках и достижениях целей.

- Формируют представление о разнообразных проявлениях характера, его формирования посредством совершения соответствующих поступков.

- Осознают, что характер в значительной степени влияет на развитие способностей.

Учатся определять черты и акцентуации характера посредством методики.

- Раскрывают роль различных черт характера в школьных успехах.

- Формируют целостное мировоззрение.

- Выделяют ориентиры деятельности на новом учебном материале.

- Обобщают и систематизируют разные виды информации.

- Организуют

работу в группах.

27

2

Черты  характера.

Нравственные   черты  характера.

28

3

 Волевые  черты   характера.

29

4

Как   проявляются   черты характера.

30

5

Черты    характера   и способности.

31

6

Определение черт характера.

32

7

Характер  и успехи  в школе.

33

8

Обобщение    по теме  «Характер».

34

1

Итоговое   обобщение.

- Формируют целостное мировоззрение.

- Обобщают и систематизируют разные виды информации.

- Подводят основные итоги изучения учебного материала.

35

2

Итоговое   обобщение.

Материально-техническое обеспечение курса

Для изучения курса «Психология общения», в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

-  классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

-  демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, проектор);

-  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер.

Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;

-  дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

-  учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Психология общения» (комплексная программа, методическая литература для учителя и др.);

-  нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования психологии;

-  специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания ему информационной и методической помощи (учебники по психологии, книги для учителя по психологии и дополнительному образованию, окружающему миру, литературе и др.);

-  научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

-  хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса «Тропинка к своему «Я»;

-  энциклопедическая и справочная литература (философские и психологические словари, справочники по теории и истории психологии, биографии отечественных и зарубежных психологов и значимых персоналий и др.);

-  художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.

Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.:изд.-во «Ось-89», 2001г.
  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П.    Основы конструктивного общения. - Новосибирск, 1997 г.
  3. Козлов    Н.И.        Лучшие    психологические    игры    и    упражнения.-Екатеринбург,1997 г.
  4. Конфликтология в школе. Учебно – методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений/ Под редакцией С.В. Баныкиной, М., 2002
  5. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г.
  6. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.
  7. Микляева А.В. Я – подросток.Я среди других людей. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003 г.
  8. Плахотникова И.В. Развитие личностной саморегуляции: методическое пособие/ И. В. Плахотникова, В.И. Моросанова.- М.: Вербуи – М, 2004
  9. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.
  10. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.
  11. Смирнова Е.Е. на пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003.
  12. Учеб.- метод. Пособие Психология, 5 класс / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК, 2007.
  13. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003.
  14. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
  15. Черникова Т.В., Сукачева Г.А. старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно – тренировачных и клубных занятий: метод. Пособие.-2-е изд.стереотипное – М.: Глобус, 2007.

Электронные ресурсы:

  1. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/
  2. Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
  3. «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
  4. Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке» , режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
  5. Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
  6. «Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
  7. «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/
  8. «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: Сайт для психологов и тех, кто интересуется психологией» , режим доступа: http://explorateur.narod.ru/library.htm
  9. «Антистресс», режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru
  10. PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» , режим доступа: http://psylib.kiev.ua.
  11. hpsy.ru, режим доступа: http://hpsy.ru/about.htm
  12. «Флогистон: Психология из первых рук», режим доступа: http://flogiston.ru/library
  13. ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru
  14. Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
  15. Мир позитива. Ру, режим доступа: http://www.mirpozitiva.ru/
  16. Vital P’Art — Psyberia.Ru «Продвинутая психология для несовершеннолетних» , режим доступа: http://psyberia.ru/about/
  17. Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа: http://psy.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса "Культура общения"

Рабочая  программа  разработана в  соответствии  с  требованиями    ФГОС  ООО  и  направлена  на  развитие коммуникативной компетентности ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов "Русское речевое общение"

Работа по данной программе способствует созданию условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышению уровня речевой культуры учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 7 класс Общекультурное направление

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблем...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 8 класс Общекультурное направление

    Предлагаемая мною программа актуальна в связи с тем, что для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях модернизации обр...

Рабочая программа внеурочной деятельности Час общения: уроки нравственности, 7-9 классы

Жизнь общества напрямую зависит от уровня его духовности и степени нравственного развития отдельной личности, поэтому духовно-нравственное образование является обязательным компонентом школьного образ...

Программа внеурочной деятельности "Психология и выбор профессии"

Рабочая программа «Психология и выбор профессии» по внеурочной деятельности учащихся МОАУ «Гимназии имени А.Грина» на 2019-2020 учебный год составлена с соответствии с Федераль...