РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 8 класс Общекультурное направление
рабочая программа (8 класс) на тему
Предлагаемая мною программа актуальна в связи с тем, что для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях модернизации образования на первое место выходит проблема формирования позитивных качеств личности ребенка таких как, лидерских, коммуникативных, организаторских навыков через включение подростков в различные виды деятельности на всех этапах жизни в детском объединении. Для того чтобы дети смогли эффективно пользоваться своими гражданскими правами, выполнять общественные обязанности и были коммуникативными необходимо помочь им в достижении того уровня социальной зрелости, который определит их потребность в развитии лидерских и коммуникативных качеств, поможет осознать необходимость активной жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_obshcheniya_8.docx | 46.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Русскожуравская средняя общеобразовательная школа
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол № ___ от «____»____________2018г. Руководитель ШМО__________ Семенихина Е.В. | «Утверждено» Директор МКОУ «Русскожуравская СОШ» _____________Безручко А.А. Приказ № ___ от «___»____2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Азбука общения»
8 класс
Общекультурное направление
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель: учитель русского языка и литературы
Семенихина Елена Васильевна
Русская Журавка, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательной программой является документ, содержащий педагогическую концепцию с основными целями, предпринимаемой деятельности, с указанием средства, методов и технологий их реализации. Для педагога – это основной документ для организации деятельности, возможность систематизации работы, показатель профессионального мастерства. Существует необходимость ориентации педагогов на организацию образовательной деятельности по своей собственной авторской или модифицированной программе, так как программа- это документ, отражающий систему работы педагога по организации образовательного и воспитательного процесса.
Представленная мною программа является модифицированной, так как она создана на основе типовой с внесением дополнений и изменений.
По целевому обеспечению потребностей личности ребенка программа является социально-педагогической; прикладной, нацеленной на формирование теоретических и практических умений и навыков в сфере коммуникативного и лидерского, делового общения. По образовательным областям программа также является социально- педагогической; с точки зрения уровня освоения- общекультурно- базовой; по характеру деятельности – интегрированной; по возрастным особенностям- для одновозрастных коллективов; по контингенту воспитанников – общие; по доминирующим формам организации деятельности детей: для работы в малых и средних группах; по временным показателям- краткосрочные; по нормативным срокам реализации: одногодичные; по возрастному уровню детей программа предназначена для школьников 8 классов.
Исходя их данной характеристики, можно сделать вывод о том, что данная образовательная программа - это совокупность разнообразных программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение определенного уровня образованности, гармоническое развитие и адаптация личности в социальной среде.
Предлагаемая мною программа актуальна в связи с тем, что для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях модернизации образования на первое место выходит проблема формирования позитивных качеств личности ребенка таких как, лидерских, коммуникативных, организаторских навыков через включение подростков в различные виды деятельности на всех этапах жизни в детском объединении. Для того чтобы дети смогли эффективно пользоваться своими гражданскими правами, выполнять общественные обязанности и были коммуникативными необходимо помочь им в достижении того уровня социальной зрелости, который определит их потребность в развитии лидерских и коммуникативных качеств, поможет осознать необходимость активной жизненной позиции.
Будущее детей XXI века напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться. В основном формирование и развитие коммуникативных и лидерских качеств личности происходит именно в 14-15 лет. Известно, что к окончанию средней школы подростки должны уметь понимать себя и окружающих людей, принимать решения и делать осознанный выбор, брать на себя ответственность за поступки, отстаивать свое мнение конструктивно.
Потребность создания программы «Азбука общения» обусловлена следующими причинами:
- стремление детей к самосовершенствованию, саморазвитию, самопознанию, самоанализу, удовлетворению потребностей в различных сферах деятельности;
- занятость детей во внеурочное время, не умение правильно организовать его;
- формирование лидерского потенциала;
- стремление к развитию межличностного общения;
- стремление выявить, развивать и проявлять свои творческие способности.
Содержание данной образовательной программы направлено на :
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для самореализации, самопознания, для развития познавательной, творческой активности, умений и навыков в сфере общения, а также благоприятной социально-психологической обстановки в коллективе.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- способствовать развитию социальной активности, навыков лидерского поведения, организаторских знаний и умений;
- способствовать развитию способности к самопознанию, самоанализу самообразованию;
- способствовать самореализации творческих и интеллектуальных способностей подростков
- овладеть знаниями, умениями, навыками в сфере организаторской деятельности.
- развить способности выражать собственное мнение.
- воспитывать способность уважать мнения и учитывать интересы других членов коллектива.
- развивать чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
- развивать социальную восприимчивость, социальное воображение, доверие, умение выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
- способствовать развитию умения и навыков межличностного общения;
- способствовать изменению уровня культуры общения с учащимися старших и младших классов;
Программа «Азбука общения» рассчитана на детей 14-15 лет. Данный возраст считается переломным в становлении характера, в формировании личности, так как именно в это время дети становятся наиболее эмоциональными. Появляется излишняя агрессивность, вспыльчивость. Все изменения непосредственно связаны с физиологическими изменениями детей. В связи с этим, в этот период очень важно направить ребят, помочь со сложившимися трудностями, искоренить отрицательные черты и воспитать положительные личностные качества.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в развитии у подростков лидерских качеств, индивидуальных способностей, организаторских навыков, интересного, продуктивного общения со сверстниками, старшими и младшими товарищами, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии.
Осваивая материалы занятий программы, дети смогут научиться правильному общению в коллективе друзей, одноклассников, незнакомых и близких им людей, а также смогут понять значение лидера в коллективе.
Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 14-15 лет
Срок реализации : 1 год.
Форма проведения занятий: в соответствии с календарно - тематическим планированием.
Режим занятий: 1 раз в неделю
Ожидаемые результаты по итогам проведения программы:
- развитие социальной активности, навыков лидерского поведения, организаторских знаний и умений;
- развитие способности к самопознанию, самоанализу самообразованию;
- самореализация творческих и интеллектуальных способностей подростков;
- овладение знаниями, умениями, навыками в сфере организаторской деятельности.
- развитие способности выражать собственное мнение.
- воспитание способности уважать мнения и учитывать интересы других членов коллектива;
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
- развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
- развитие умения и навыков межличностного общения;
- изменение уровня культуры общения с учащимися старших и младших классов;
В качестве формы проведения занятий и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы будут использоваться диспуты, семинары, беседы, деловые игры, тренинги, практические занятия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ Вводное занятие: Знакомство с правилами поведения, задачами курса, перспективами деятельности по программе | 1 | 3 | |
2. | Вводное занятие: Работа по направлениям: игры на взаимодействие, знакомство и сплочение, анкетирование. | 1 | ||
3. | Веревочный курс: инструктаж, проведение | 1 | ||
4. | ЛИДЕР И ОРГАНИЗАТОР 1) Лекция «Психологические особенности лидера, типология лидерства» 2) беседа «Правила организатора» | 1 | 2 | |
5. | 1) Деловая игра «Я- лидер» 2) Деловая игра «Организатор» | 1 | ||
6. | ОБЩЕНИЕ 1) Беседа «Стиль общения, деловые контакты и проблемы общения» 2) Тест «Ваш стиль общения» | 1 | 3 | |
7. | Ролевые игры: «Комплимент и похвальное слово», «Деловые контакты и проблемы общения» | 1 | ||
8. | 1)Тестирование «Общительный ли вы человек» 2) Тренинг «Общение» | 1 | ||
9. | АЗБУКА ОРГАНИЗАТОРА Лекция «Организаторские способности. Правила организатора.» | 1 | 3 | |
10. | Беседа «Стиль работы организатора, секреты организаторского мастерства.» | 1 | ||
11. | Деловая игра «Секреты организаторского мастерства» | 1 | ||
12. | КОЛЛЕКТИВ И ЛИДЕР Лекция «Основные признаки коллектива» | 1 | 4 | |
13. | Лекция «Совместимость людей в коллективе» | 1 | ||
14. | Ток-шоу «Мое отношение к лидеру в коллективе» | 1 | ||
15. | Игры на формирование коллектива: «Будем знакомы!», «Комплимент соседу», «Снежный ком» | 1 | ||
16. | САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ Лекция «Методика подготовки и проведения публичного выступления» | 1 | 2 | |
17. | Ролевая игра «Самопрезентация» | 1 | ||
18. | ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ. СКАУТЫ И ПИОНЕРЫ. Лекция «История детского движения России. Скауты и пионеры» | 1 | 2 | |
19. | Лекция «Детское движение России ХХ-ХХI век» | 1 | ||
20. | ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ Беседа «Стиль работы руководителя», «Правила хорошей работы» | 1 | 1 | |
21. | ЭТИКА И ЭТИКЕТ Лекция «Этика. Этикет. Нормы морали» | 1 | 4 | |
22. | Беседа «Речевой и деловой этикет» | 1 | ||
23. | Ролевые игры: «Утешить-поддержать», «Как рождаются сплетни…», «Ненормативная лексика» | 1 | ||
24. | Практические упражнения «Деловые переговоры», «Телефонный разговор» | 1 | ||
25. | ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО Лекция «Из истории ораторского искусства» | 1 | 3 | |
26. | Деловая игра «Экспресс-оратор» | 1 | ||
27. | 1) Конкурс ораторов 2) Экспромт выступление на заданную тему | 1 | ||
28. | ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ Беседа «Коллектив и взаимодействие внутри коллектива, этапы развития коллектива» | 1 | 5 | |
29. | Лекция «Влияние коллектива на личность» | 1 | ||
30. | Беседа «Этапы развития коллектива от «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу» | 1 | ||
31. | Анкетирование: «Продолжи предложение», «Наши размышления о коллективе» | 1 | ||
32. | Беседа «Взаимоотношения деловые и личные» | 1 | ||
33. | ЛИДЕР И ГРУППА Тест на определение лидерского потенциала | 1 | 3 | |
34. | Лекция «Малая группа, её виды и характеристика» | 1 | ||
35. | Практическое занятие «Деловые переговоры» | 1 |
Всего 35 занятий
СОЖЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Какие ЗУН контролируются | Формы контроля | Методы контроля |
| ||
| Игры, анкетирование | Метод игры |
| Веревочный курс | Метод соревнования |
| ||
| Игра | Метод игры |
| ||
| Ролевые игры | Метод игры |
| Тестирование, тренинг | Метод тренинга |
| ||
| ||
| Деловая игра | Метод игры |
| ||
| ||
| Ток-шоу | Метод игры |
| Игра | Метод игры |
| ||
| Ролевая игра | Метод игры |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| Ролевая игра | Метод игры |
| Практические упражнения | Метод игры |
| ||
| Деловая игра | Метод игры |
| Конкурс | Конкурс |
| ||
| ||
| ||
| Анкетирование | Анкетирование |
| ||
| Тестирование | Тестирование |
| ||
| Тренинг | Тренинг |
| ||
| Практическое занятие | Метод игры |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Название темы, занятия | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Техническое оснащение, дидактический материал | Форма подведения итогов |
1. | ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ Вводное занятие: Знакомство с правилами поведения, задачами курса, перспективами деятельности по программе | Вводное занятие | Объяснение, наглядный метод | Компьютер, проектор | |
2. | Вводное занятие: Работа по направлениям: игры на взаимодействие, знакомство и сплочение, анкетирование. | Вводное занятие | Объяснение, Метод игры | Канцелярские принадлежности | |
3. | Веревочный курс: инструктаж, проведение | Вводное занятие | Объяснение, Метод игры | Стулья, скотч, бумага | Соревнование |
4. | ЛИДЕР И ОРГАНИЗАТОР 1) Лекция «Психологические особенности лидера, типология лидерства» 2) беседа «Правила организатора» | Лекция | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
5. | 1) Деловая игра «Я- лидер» 2) Деловая игра «Организатор» | Деловая игра | Объяснение, метод игры | Канцелярские принадлежности, ватман | игра |
6. | ОБЩЕНИЕ 1) Беседа «Стиль общения, деловые контакты и проблемы общения» 2) Тест «Ваш стиль общения» | Беседа, тестирование | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
7. | Ролевые игры: «Комплимент и похвальное слово», «Деловые контакты и проблемы общения» | Ролевая игра | Объяснение, метод игры | Канцелярские принадлежности, ватман | Игра |
8. | 1)Тестирование «Общительный ли вы человек» 2) Тренинг «Общение» | Тестирование Тренинг | Объяснение, метод игры, тренинг | Канцелярские принадлежности, ватман | Тренинг, итоги тестирования |
9. | АЗБУКА ОРГАНИЗАТОРА Лекция «Организаторские способности. Правила организатора.» | Лекция | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
10. | Беседа «Стиль работы организатора, секреты организаторского мастерства.» | Беседа | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
11. | Деловая игра «Секреты организаторского мастерства» | Деловая игра | Объяснение, метод игры | Канцелярские принадлежности, ватман | Игра |
12. | КОЛЛЕКТИВ И ЛИДЕР Лекция «Основные признаки коллектива» | Лекция | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
13. | Лекция «Совместимость людей в коллективе» | Лекция | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
14. | Ток-шоу «Мое отношение к лидеру в коллективе» | Ток-шоу | Объяснение, метод игры | Канцелярские принадлежности, ватман, компьютер, проектор | Игра |
15. | Игры на формирование коллектива: «Будем знакомы!», «Комплимент соседу», «Снежный ком» | Игра | Объяснение, метод игры | Канцелярские принадлежности, ватман | Игра |
16. | САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ Лекция «Методика подготовки и проведения публичного выступления» | Лекция | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
17. | Ролевая игра «Самопрезентация» | Ролевая игра | Объяснение, метод игры | Канцелярские принадлежности, ватман, компьютер, проектор | Игра |
18. | ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ. СКАУТЫ И ПИОНЕРЫ. Лекция «История детского движения России. Скауты и пионеры» | Лекция | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
19. | Лекция «Детское движение России ХХ-ХХI век» | Лекция | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
20. | ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ Беседа «Стиль работы руководителя», «Правила хорошей работы» | Беседа | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
21. | ЭТИКА И ЭТИКЕТ Лекция «Этика. Этикет. Нормы морали» | Лекция | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
22. | Беседа «Речевой и деловой этикет» | Беседа | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
23. | Ролевые игры: «Утешить-поддержать», «Как рождаются сплетни…», «Ненормативная лексика» | Ролевая игра | Объяснение, метод игры | Канцелярские принадлежности, ватман, компьютер, проектор | Игра |
24. | Практические упражнения «Деловые переговоры», «Телефонный разговор» | Практические упражнения | Объяснение, метод упражнений | Канцелярские принадлежности, ватман, компьютер, проектор | Результаты проделанных упражнений |
25. | ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО Лекция «Из истории ораторского искусства» | Лекция | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
26. | Деловая игра «Экспресс-оратор» | Деловая игра | Объяснение, метод игры | Канцелярские принадлежности, ватман, компьютер, проектор | игра |
27. | 1) Конкурс ораторов 2) Экспромт выступление на заданную тему | Конкурс | Объяснение, метод игры | Компьютер, проектор | Конкурс |
28. | ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ Беседа «Коллектив и взаимодействие внутри коллектива, этапы развития коллектива» | Беседа | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
29. | Лекция «Влияние коллектива на личность» | Лекция | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
30. | Беседа «Этапы развития коллектива от «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу» | Беседа | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
31. | Анкетирование: «Продолжи предложение», «Наши размышления о коллективе» | Анкетирование | Объяснение, анкетирование | Канцелярские принадлежности, ватман | Итоги анкетирования |
32. | Беседа «Взаимоотношения деловые и личные» | Беседа | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
33. | ЛИДЕР И ГРУППА Тест на определение лидерского потенциала | Тестирование | Объяснение, тестирование | Канцелярские принадлежности, ватман | Итоги тестирования |
34. | Лекция «Малая группа, её виды и характеристика» | Лекция | Объяснение, наглядность | Компьютер, проектор | |
35. | Практическое занятие «Деловые переговоры» | Практическое занятие | Объяснение, метод упражнений | Канцелярские принадлежности, ватман | Итоги практического занятия |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Азбука общения. – Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007. – 64 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.
- Белинская Е.П. Как стать лидером. – М., 2000.
- Программа «Лидер» СПО (ФДО). М., 1992.
- Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – М., 1986.
- Куницына В.Н. Межличностное общение. – М., 1987.
- «Хочу быть лидером!» Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Ниж.Новгород, 2000.
- Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1997.
- Мори ван Ментес Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – С.-Пб. – 2002.
- Горохова Е.В. Хочу быть лидером. – Нижний Новгород, 2000.
- Лутошкин А.В. Как вести за собой. – М., 1087.
- Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса
Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 2 класса
Программа для работы с детьми 2 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"
программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"
Курс «Азбука профессий» реализует познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начальн...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности»
Рабочая программа социального направления нацелена на формирование культуры поведения на дорогах, вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно—транспортного травматизма и обеспечение защ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука общения»
Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 А классов, воспитание личности подростк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 7 класс Общекультурное направление
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблем...