Психологическое консультирование - целевая группа "Дети, испытывающие трудности в обучении". Структура трудностей
методическая разработка по психологии
Огромное количество запросов, с которыми обращаются родители - трудности ребенка, связанные с обучением в школе. Предложенная таблица является попыткой систематизировать все возможные трудности. Материал может быть использован практикующим психологом в части консультирования родителей учащихся младшего школьного и подросткового возраста целевой группы "Дети, испытывающие трудности в обучении".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_gruppa_deti_ispyt_trudnosti_v_obuchenii.docx | 15.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое консультирование
II. Целевая группа "Дети, испытывающие трудности в обучении"
Систематизируют основные психолого-педагогические проблемы обучающихся в структуре трех основных блоков:
1. Трудности в сфере освоения универсальных учебных действий;
2. Трудности в коммуникативной сфере (проблемы в общении со сверстниками и учителями);
3. Трудности в сфере социальной адаптации.
В возрастном плане требуется обратить внимание на ряд аспектов развития. Кратко охарактеризуем каждую из них и выделим основные направления работы с ними.
Возраст | сфера | признаки | причины | |
младший школьный возраст | освоения универсальных учебных действий | в учебной мотивации | невнимательность при принятии и выполнении учебной задачи, отвлекаемость, отказ от выполнения учебных заданий | неразвитость познав. интересов, преобладание социальных (внешних) мотивов учения, несформированность внутренней позиции школьника |
в выполнении учебных действий | непонимание условий заданий, потеря цели учебной задачи, затруднения в планировании учебных действий, неуверенность в правильности выполнения учебного задания | несформированность знаково-символического мышления, несформированность предпосылок учебной деятельности | ||
в формировании навыков саморегуляции | неумение справиться с заданием без помощи педагога, неумение соотнести цель и средства выполнения учебного действия | несформированность произвольности поведения, несформированность навыков самоорганизации, медлительность, гиперактивность | ||
коммуникативная сфера | в общении и взаимодействии с учителями | трудности включения в совместную учебную деятельность, организуемую педагогом | ограниченность представлений об окружающем мире, дефицит повода и предмета коммуникации, индивидуально-психологические особенности личности | |
в общении и взаимодействии со сверстниками | трудности выстраивания коммуникаций со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности, изолированность, отвержение в классном коллективе, отсутствие прочных дружеских связей с одноклассниками | ограниченность представлений об окружающем мире, дефицит повода и предмета коммуникации, индивидуально-психологические особенности личности | ||
Социальная сфера | психоэмоциональное неблагополучие | тревожность, страх перед школой, быстрая утомляемость | повышенная тревожность, пониженная работоспособность | |
отклонения от школьных норм поведения | проблемное поведение: агрессивность, импульсивность, повышенная активность, плаксивость; трудности адаптации к правилам школьной жизни, потребность в повышенном внимании к себе или недоверие, напряжение, боязнь; агрессивные действия в отношении сверстников | несформированность коммуникативных навыков общения со сверстниками, индивидуально-психологические особенности личности | ||
Подростки, испытывающими трудности в обучении, в том числе с ненормативным кризисом развития | в освоении универсальных учебных действий | учебная мотивация | пропуски уроков | потеря интереса к школе и личностного смысла учения |
в выполнении учебных действий | отставание по основным предметам | нежелание и неумение учиться | ||
в формировании навыков саморегуляции | трудности самостоятельного планирования и организации учебной деятельности | отсутствие организационных навыков | ||
коммуникативной сфере | в общении и взаимодействии с учителями | конфликтные отношения с отдельными учителями, неготовность проявлять к ним уважение и следовать требованиям | отставание по предмету, отсутствие контакта с учителем | |
в общении и взаимодействии со сверстниками | вовлеченность в буллинг в роли жертвы или агрессора | характерологические особенности личности, сложности построения коммуникации со сверстниками | ||
Социальная адаптация | отклонения от школьных норм поведения | появление внешкольных интересов, уход в виртуальную реальность (эскапизм) | неразвитость чувства взрослости, инфантилизм | |
асоциальное поведение | членство в асоциальной группе | семейное неблагополучие, изолированность в группе, школьная неуспешность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приемы стимулирования мыслительной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении физики."
Статья из моего опыта работы....
Сопровождение учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Освоить приёмы и техники взаимодействия с "трудными" учащимися. классифицировать причины неуспеваемости. разработать стили взаимодействия учителя и учащихся....
Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению.
Выступление на методическом оъединении учителей начальных классов школы 8 вида: "Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению" ....
Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии
Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии. Программа по естесствознанию 5 класс. по биологии 6 класс и 7 класс включают основные требования ...
Программа коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
Приводится программа корекционной работы для детей с трудностями в обучении...
Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении
Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении...
Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница
Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница ...