Психологическое консультирование - целевая группа "Дети, испытывающие трудности в обучении". Структура трудностей
методическая разработка по психологии

Цибикова Оксана Анатольевна

Огромное количество запросов, с которыми обращаются родители - трудности ребенка, связанные с обучением в школе. Предложенная таблица является попыткой систематизировать все возможные трудности. Материал может быть использован практикующим психологом в части консультирования родителей учащихся младшего школьного и подросткового возраста целевой группы "Дети, испытывающие трудности в обучении".

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_gruppa_deti_ispyt_trudnosti_v_obuchenii.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое консультирование

II. Целевая группа "Дети, испытывающие трудности в обучении"

Систематизируют основные психолого-педагогические проблемы обучающихся в структуре трех основных блоков:

1. Трудности в сфере освоения универсальных учебных действий;

2. Трудности в коммуникативной сфере (проблемы в общении со сверстниками и учителями);

3. Трудности в сфере социальной адаптации.

В возрастном плане требуется обратить внимание на ряд аспектов развития. Кратко охарактеризуем каждую из них и выделим основные направления работы с ними.

Возраст

сфера

признаки

причины

младший школьный возраст

освоения универсальных учебных действий

в учебной мотивации

невнимательность при принятии и выполнении учебной задачи, отвлекаемость, отказ от выполнения учебных заданий

неразвитость познав. интересов, преобладание социальных (внешних) мотивов учения, несформированность внутренней позиции школьника

в выполнении учебных действий

непонимание условий заданий, потеря цели учебной задачи, затруднения в планировании учебных действий, неуверенность в правильности выполнения учебного задания

несформированность знаково-символического мышления, несформированность предпосылок учебной деятельности

в формировании навыков саморегуляции

неумение справиться с заданием без помощи педагога, неумение соотнести цель и средства выполнения учебного действия

несформированность произвольности поведения, несформированность навыков самоорганизации, медлительность, гиперактивность

коммуникативная сфера

в общении и взаимодействии с учителями

трудности включения в совместную учебную деятельность, организуемую педагогом

 ограниченность представлений об окружающем мире, дефицит повода и предмета коммуникации, индивидуально-психологические особенности личности

в общении и взаимодействии со сверстниками

трудности выстраивания коммуникаций со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности, изолированность, отвержение в классном коллективе, отсутствие прочных дружеских связей с одноклассниками

ограниченность представлений об окружающем мире, дефицит повода и предмета коммуникации, индивидуально-психологические особенности личности

Социальная сфера

психоэмоциональное неблагополучие

тревожность, страх перед школой, быстрая утомляемость

повышенная тревожность, пониженная работоспособность

отклонения от школьных норм поведения

проблемное поведение: агрессивность, импульсивность, повышенная активность, плаксивость; трудности адаптации к правилам школьной жизни, потребность в повышенном внимании к себе или недоверие, напряжение, боязнь; агрессивные действия в отношении сверстников

несформированность коммуникативных навыков общения со сверстниками, индивидуально-психологические особенности личности

Подростки, испытывающими трудности в обучении, в том числе с ненормативным кризисом развития

в освоении универсальных учебных действий

учебная мотивация

пропуски уроков

потеря интереса к школе и личностного смысла учения

в выполнении учебных действий

отставание по основным предметам

нежелание и неумение учиться

в формировании навыков саморегуляции

трудности самостоятельного планирования и организации учебной деятельности

 отсутствие организационных навыков

коммуникативной сфере

в общении и взаимодействии с учителями

конфликтные отношения с отдельными учителями, неготовность проявлять к ним уважение и следовать требованиям

отставание по предмету, отсутствие контакта с учителем

в общении и взаимодействии со сверстниками

вовлеченность в буллинг в роли жертвы или агрессора

характерологические особенности личности, сложности построения коммуникации со сверстниками

Социальная адаптация

отклонения от школьных норм поведения

появление внешкольных интересов, уход в виртуальную реальность (эскапизм)

неразвитость чувства взрослости, инфантилизм

асоциальное поведение

членство в асоциальной группе

семейное неблагополучие, изолированность в группе, школьная неуспешность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Освоить приёмы и техники взаимодействия с "трудными" учащимися. классифицировать причины неуспеваемости. разработать стили взаимодействия учителя и учащихся....

Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению.

Выступление на методическом оъединении учителей начальных классов школы 8 вида: "Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению"  ....

Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии

Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии. Программа по естесствознанию 5 класс. по биологии 6 класс и 7 класс  включают основные требования ...

Программа коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении

Приводится  программа  корекционной  работы  для  детей с трудностями в обучении...

Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении

Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении...